Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование у школьников мотивационно- ценностного отношения к здоровому образу жизни на занятиях по физической культуре и спорту





Глава 1. Теоретические основы значение здорового образа жизни в школьном обучении

Основные факторы здорового образа жизни

Образ жизни — категория ценностная, так как человек осознанно, а не бессознательно стремится к определенному стилю жизнедеятельности, который соответствует его желаниям и потребностям.

Здоровье в иерархии ценностей должно стоять на первом месте, то есть должно стать первейшей потребностью.

Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное благо. Изучение проблемы отношения к здоровью школьников показало, что обязательным фактором является и стремление действовать по его укреплению и совершенствованию. Таким образом, аксилогический подход к процессу формирования здорового образа жизни открывает новые возможности человека для развертывания и реализации его сущности.

Главной смысложизненной ценностью современного школьника должно стать здоровье самого ребенка, его поколения, окружающих людей и населения Земли. Исходя из этого, следует определить цель современного образования как формирование ценностно-ориентированного здорового образа жизни на основе валеологизации содержания всех учебных курсов и условий организации всего педагогического процесса. Создание социокультурного пространства, основанного на валеологической идеологии, позволит воспитать человека, понимающего приоритетность, судьбоносность здоровья в самореализации личности и системе отношений в социуме.



Процесс формирования здорового образа жизни обусловлен многофакторными воздействиями.

Усиление валеологической направленности учебно-воспитательного процесса обеспечивается: во-первых, использованием содержания, форм и методов организации учебного процесса как определяющего фактора валеологического воспитания учащихся в процессе совместной работы школы, семьи и общественности; во-вторых, вооружением учителей и учащихся знаниями о сущности, задачах, методологических основах валеологического воспитания, её взаимосвязи с другими сторонами формирования всесторонне развитой личности; в-третьих, развитием представлений о современной системе формирования ЗОЖ учащихся в общеобразовательной школе, о средствах, формах и методах его реализации; в-четвертых, умением учителя осуществлять валеологическое воспитание учащихся в единстве учебной и внеучебной работы, а также оказывать помощь семье в приобщении детей к ЗОЖ, уметь организовывать совместную работу школы, семьи и общественности по этому виду воспитательной работы;



Процесс приобщения детей к здоровому образу жизни должен охватывать весь период обучения ребёнка в школе, то есть проходить через содержание всех курсов, а так же иметь поэтапный характер, т.е. обеспечивать последовательное рассмотрение круга формируемых знаний и умений по формированию ЗОЖ учащихся в процессе взаимодействия социальных институтов воспитания от этапа к этапу.

Формирование у школьников мотивационно- ценностного отношения к здоровому образу жизни на занятиях по физической культуре и спорту

Многолетние исследования, проводимые учеными, свидетельствуют
о том, что состояние здоровья школьников не вызывает оптимизма. Количество занимающихся в специально-медицинских группах школьников из года в год возрастает и колеблется в пределах 20-30% к общему числу обучающихся.

Невысокий уровень здоровья и неудовлетворительная двигательная активность (ДА) учащейся молодежи - явление повсеместное и потому привлекает внимание и усилия специалистов физической культуры и медицины, педагогов и психологов, стремящихся решить проблему дефицита ДА юношей и девушек и найти надежные методы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).



Исследования подтвердили важность и значение в динамике жизни человека систематической ДА для укрепления его здоровья, повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам, отодвигания возрастного снижения жизнедеятельности.

Для обеспечения оптимального уровня общей ДА каждого человека в процессе всей его жизни вводится понятие специальной двигательной активности (СДА). СДА человека является основным компонентом общей ДА. Этот компонент является важным, так как только он может вывести общество в целом и каждого конкретного индивида из гипокинезии (недостаточной двигательной активности). Содержание СДА составляют физкультурно-спортивные тренировочные занятия: урочные или самостоятельно проводимые.

СДА оценивают по четырем показателям:

1. Объем – то есть количество времени, которое затрачивает конкретный человек за определенный календарный цикл - сутки, неделя, месяц, год и т.д.

Для современных людей рациональным объемом СДА будут затраты времени от 8 до 10 ч в неделю.

2. Интенсивность,зависит от скорости и мощностивыполнения упражнений иизмеряется показателями физиологической нагрузки на организм во время занятий и может быть определена по частоте пульса, показателям легочной вентиляции, по состоянию работающих мышц.

3. Распределение затрат личного времени в недельном или ином календарном цикле зависит от свободного времени. Желательно, чтобы СДА осуществлялась ежедневно. Поэтому сегодня в школах введена обязательная утренняя зарядка.

Содержание СДА составляют наиболее любимые и эффективные средства физической культуры, развивающие основные физические качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту и гибкость.

Изучение целостных ориентаций старших школьников на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности. К ним относятся: мужество, честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимущественных ценностей» – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых». Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических ценностей, интересный отдых. Четвертая группа ценностей – это знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Среди факторов риска здоровью, можно выделить злоупотребление алкоголем, курение. Недостаток двигательной активности, загрязнение окружающей среды, конфликты с окружающими. Напряженный режим учебного труда.

К основным составляющим здорового образа жизни относят: режим труда и отдыха, организация сна, режим питания, организация двигательной активности, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактика вредных привычек, культура межличностного общения; психофизическая регуляция организма.

Режим труда и отдыха. Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне.

Режим дня - нормативная основа жизнедеятельности для всех учащихся. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям ребёнка. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Организация сна. Сон – обязательное и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для школьника необходимо считать обычный нормой ночного сна 8,5-9 часов. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Неполноценный сон как правило, отражается на продуктивности умственного труда, на психоэмоциональном состоянии и может привести нервным расстройствам.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 часа до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.