Сделай Сам Свою Работу на 5

Томас Кун, «Структура научных революций»





В современной западной философии проблема роста и развития знания является центральной. Особенно активно проблему разрабатывали сторонники постпозитивизма – Поппер, Кун, Лакатос.

Томас Сэмюэл Кун (1922 - 1996) — американский философ и историк науки, один из лидеров исторической школы в методологии и философии науки, разработал концепцию исторического развития научного знания. Отец – Сэмюэл Л.Кун, инженер.

18 июля 1922 г. (Цинциннати, Огайо, США) - 17 июня 1996 г. Отец Томаса Куна, Сэмюэл Л. Кун, инженер. В 1943 окончил Гарвардский университет (степень бакалавра по физике). В 1943 в Гарварде защитил магистерскую диссертацию по физике. 1947 г. – начало ормирования основных тезисов: "структура научных революций" и "парадигма". Защитил докторскую диссертацию по физике. 1948-1956 преподает историю науки в Гарварде. С 1957 преподавал в Принстоне. С 1961 работал на кафедре Калифорнийского университета на должности профессора истории науки. С 1979 до 1991 являлся профессор Массачусетского технологического института. Был членом Национальной академии наук, Американского философского общества, Американской академии наук и искусств. В 1982 профессор Кун удостоен медали Джорджа Сартона в области истории науки.



Основные работы«Структура научных революций» (1962), Сущностное напряжение» (1977), «Теория черного тела и квантовая прерывность» (1978).

«Под парадигмами он подразумевает признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».

Парадигма в широком смысле — это то, что объединяет членов данного научного сообщества, то есть система убеждений, ценностей, технических средств и т. д., характерная для членов данного научного сообщества. Синонимы для этого понятия: дисциплинарная матрица, набор предписаний.

Кун определяет «парадигму» как «дисциплинарную матрицу». Она дисциплинарна, потому что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления, а матрицы – потому что стоят из упорядоченных элементов разного рода. Она состоит из:

- символических обобщений – формализованные утверждения, общепризнанные учеными (например, закон Ньютона);



- философских частей – это концептуальные модели;

- ценностных установок;

- общепринятых образцов принятия решения в определенных ситуациях.

Следующий уровень научного познания после парадигмы – это научная теория, как высшая форма организации научной жизни. Парадигма базируется на прошлых достижениях – теориях. Эти достижения, считаются образцом решения научных проблем. Теории, существующие в рамках разных парадигм, не сопоставимы.

Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим образом:

1. Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество, а не нечто, заложенное в саму логику развития науки;

2. Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научных знаний;

3. Наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки, а не путем накопления знаний и присоединения их к уже имеющимся.

 

Согласно книге "Структура научных революций" Т.Куна, историю науки можно представить следующей схемой.

Комментарий к схеме:

-- При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма;
-- одно из главных направлений деятельности нормальной науки -- обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;
-- при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии -- факты, противоречащие парадигме;
-- в период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано, но она еще сохраняет свое значение;
-- для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис;
-- в ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов путем "решения задач-головоломок" объясняется старой парадигмой;
7, 8 -- новая теория приобретает статус парадигмы и, в результате научной революции, полностью (или частично) замещает старую парадигму.

 



 

 

В развитии науки Кун выделяет 4 этапа

I – Допарадигмальный (пример, физика до Ньютона);

Появление аномалий – необъяснимых фактов.

Аномалия – это принципиальная неспособность парадигмы решить проблему. По мере накопления аномалий доверие к парадигме падает.

Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. Начинается соперничество разных школ, отсутствует общепринятые концепций исследования. Для него характерны частые споры о правомерности методов и проблем. На определенном этапе эти расхождения исчезают в результате победы одной из школ. В результате формируется общепринятая парадигма.

II – этап нормальной науки.

Этот период характеризуется наличием четкой программы деятельности. Предсказание новых видов явлений, которые не вписываются в господствующую парадигму – не является целью нормальной науки. Т.о., на этапе нормальной науки ученый работает в жестких рамках парадигмы, т.е. научной традиции. Ученые в русле нормальной науки не ставят себе цели создания новых теорий, обычно к тому же они нетерпимы и к созданию таких теорий другими.

III – экстраординарная наука – Кризис в науке. Появление аномалий. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих нау чных школ.

Ι˅ – научная революция.

Кун описывает этот кризис как с содержательной стороны развития науки (несоответствие новых методик старым), так и с эмоционально-волевой (утрата доверия к принципам действующей парадигмы со стороны научного сообщества).

Научная революция начинается с того, что группа ученых отказывается от старой парадигмы и принимает за основу совокупность других теорий, гипотез и стандартов. Научное сообщество распадается на несколько групп, одни из которых продолжают верить в парадигму, другие выдвигают гипотезу, претендующую на роль новой парадигмы.

В этот период кризиса ученые ставят эксперименты, направленные на проверку и отсев конкурирующих теорий. Наука становится похожа на философию, для которой конкуренция идей является правилом.

Когда к этой группе присоединяются все остальные представители данной науки, то научная революция совершилась, переворот в сознании научного сообщества произошел и с этого момента начинается отсчет новой научной традиции, которая зачастую несовместима с предыдущей традицией. Появляется новая парадигма, и научное сообщество вновь обретает единство.

В период кризиса ученые упраздняют все правила, кроме подходящих новой парадигме. Для характеристики этого процесса Кун использует термин «реконструкция предписаний» – что значит не просто отрицание правил, а сохранение положительного опыта, подходящего новой парадигме.

В ходе научной революции происходит смена понятийной сетки, через которую ученые рассматривали мир. Изменение сетки вызывает необходимость изменения методологических правил. Ученые начинают подбирать другую систему правил, которая может заменить предшествующую и которая была бы основана на новой понятийной сетке. В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии, что не было характерным для нормального периода науки.

Кун считает, что выбор теории на роль новой парадигмы осуществляется через согласие соответствующего сообщества.

Переход к новой парадигме не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя этот элемент значителен. Здесь необходимы волевые факторы – убеждение и вера. Смена основополагающих теорий выглядит для ученого как вступление в новый мир, в котором находятся совсем иные объекты, понятийные системы, обнаруживаются иные проблемы и задачи.

Пример смены научных парадигм:

Первая научная революция – разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника.

Вторая научная революция – связана с теорией Дарвина, учением о молекулах.

Третья революция – теория относительности.

Кун отверг принцип фундаментализма. Ученый видит мир сквозь призму принятой научным сообществом парадигмы. Новая парадигма не включает старую. Кун выдвигает тезис о несоизмеримости парадигм. Теории, существующие в рамках парадигм, не сопоставимы. Это означает, что при смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий. При изменении парадигмы меняется весь мир ученого.

Таким образом, научная революция как смена парадигм не подлежит рационально-логическому объяснению, т.к. имеет случайно-эвристический характер. Однако если посмотреть на развитие науки в целом, то в ней очевиден прогресс, выражающийся в том, что научные теории предоставляют все большие возможности ученым для решения головоломок. Однако нельзя считать более поздние теории лучше отражающими действительность.

С понятием парадигма тесно связано понятие научного сообщества.

Если вы не разделяете веры в парадигму, вы остаетесь за пределами научного сообщества. Поэтому, например, современные экстрасенсы, астрологи, исследователи летающих тарелок не считаются учеными, не входят в научное сообщество, ибо все они выдвигают идеи, не признаваемые современной наукой.

Кун порывает с традицией «объективного знания», не зависящего от субъекта, для него знание – это не то, что существует в нетленном логическом мире, а то, что находится в головах людей определенной исторической эпохи, отягощенных своими предрассудками.

Кун критикует теорию верификации, указывая на то, что: 1) в науке нет нейтрального языка для описания опытов, 2) никакая гипотеза не проходит через все возможные проверки, 3) трудно оценить степень соответствия теории фактам. Верификация подобна естественному отбору: она сохраняет наиболее жизнеспособную среди имеющихся альтернатив в конкурентной исторической ситуации

Наибольшая заслуга Куна – в том, что он, в отличие от Поппера вносит в проблему развития науки «человеческий фактор», обращая внимание на социальные и психологические мотивы.

Недостатки теории Куна: он излишне автоматизирует труд ученых, характер ученых в период формирования науки.

 

Глоссарий

Научное сообщество - это совокупность исследователей с определенной научной специальностью. Зачастую это люди, которые получили сходное образование и профессиональные навыки; в процессе обучения усвоили одну и ту же учебную литературу и извлекли из неё одни и те же уроки. В таких группах коммуникация бывает обычно относительно полной, а профессиональные суждения относительно единодушными.

Нормальная наука" означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений -достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности.

Научные революции - некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.

ВЕРИФИКАЦИЯ – подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства. Неопозитивизм требует, чтобы предположение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы переживания, которые его подтверждают, или были налицо, или могли быть получены.

 

 

Позитивизм Огюста Конта

|

Второй позитивизм: Эмпириокритицизм + Махизм

|

Неопозитивизм: Венский кружок + Львовско-варшавская школа

______________|_____________

| |

Постпозитивизм Аналитическая философия

 

Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основной тезис: все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук.

Эмпириокритицизм - философское направление, родоначальником которого является Рихард Авенариус: отправным пунктом теории познания Авенариуса является чистый опыт в том виде, в котором он непосредственно познаётся людьми.

Махизм - субъективно-идеалистич. направление в философии и методологии науки, выдвинутое в нач. 20 в. в работах Маха.

Логический неопозитивизм/неопозитивизм - школа философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Утверждает, что мир познаваем. Львовско-Варшавская школа - польское направление в логическом позитивизме, у истоков которого стоял Казимир Твардовский. Основные идеи школы заключались в предпосылке, что философия является наукой, а значение и смысл термина определяются способом его употребления и имеют конвенциональную [конвенционализм - философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными] природу. Истиной в школе считалось только такое суждение, которое утверждало существование предмета в том случае, если он действительно существовал, и отрицало — если он не существовал. «Венский кружок» - сообщество учёных, регулярно собиравшихся в Вене с конца 20-х и до середины 30-х годов XX века. Руководителем кружка был профессор кафедры индуктивных наук Мориц Шлик. Для логического позитивизма был характерен ярко выраженный сциентизм, то есть система убеждений, которые утверждали основополагающую роль науки в суждении о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику и математику, полагая, что все науки должны строиться на их основании.

Постпозитивизм- общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим (т.е. о познании) учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. Основные представители: Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд.

Аналитическая философия - англо-американская традиция философии, получившая широкое распространение в середине XX века. От позитивизма она заимствует антиметафизическую направленность (критика философских «псевдопроблем»), сциентизм и опору на опытное знание, а от прагматизма — здравый смысл. Термин аналитический указывает на идеалы ясности, точности и логической (Аристотель называл логику аналитикой) строгости мышления, которые стремятся осуществить представители данного направления философии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.