Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы менеджмента качества





Системы управления качеством. Стандарты ИСО серии 9000

Исторически рождение TQM опередило создание стандартов, регламентирующих системы качества предприятий. Однако современный подход предполагает создание СМК по стандарту ИСО серии 9000 как основы для последующего внедрения фирмой концепции TQM (рис.) ИСО серии 9000 - основа, "подпорка" для TQM, без которой не может быть устойчивых позиций фирмы в области качества.

Причины внедрения систем менеджмента качества:.

Внешние причины:

- необходимость "приспособлений" - "этого требуют заказчики и другие внешние условия";

- необходимость "имитации" - "все вокруг так поступают".

Внутренними причинами являются:

- необходимость обезопасить себя - у организации имеются проблемы и она намерена их решить;

- стратегическая цель - организация хочет улучшить свою деятельность.

Процесс эволюции требований заказчиков в отношении СМК поставщика:

1. Клиент удовлетворен утверждением о наличии у поставщика системы качества.

2. Клиент просит представить документы в подтверждение такого утверждения.

3. Клиент хочет проверить и оценить сам систему качества поставщика.



4. Клиент требует сертификации системы качества органом, которому он доверяет.

Структура и сущность семейства стандартов ИСО серии 9000.

Первые стандарты ИСО серии 9000 появились в 1987 г., Затем они были переработаны, изданы в новой редакции в 1994 г. Семейство состояло из 25 МС, которые м/б подразделить на три группы.

1. Международные стандарты от 9000 до 9004, включая их различные части (всего - 11).

2. Международные стандарты от 10001 до 10020, включая их различные части (всего - 13).

3. Словарь ИСО 8402.

С другой стороны, стандарты делились на:

- руководства (их 20); типичный образец - любая часть ИСО 9004;

- требования (их 3) - ИСО 9001, 9002, 9003;

- объединение руководств и требований (их 2) - ИСО 10012-1 и 10012-2 .

В России переведены и были приняты "методом обложки" в качестве ГОСТ Р три наиболее распространенных стандарта:

ISO9001 (ГОСТ 409001-88) "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании";

ISO 9002(ГОСТ 409002-88) "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";



ISO 9003 (ГОСТ 409003-88) "Системы качества. Модель для обеспечения качества при контроле готовой продукции и заключительных испытаниях".

Стандарты ИСО второй редакции носят названияГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96.Другие наиболее важные стандарты ИСО серии 9000, помимо словаря ISO 8402:

ISO 9000 "Стандарты в области административного управления качеством и обеспечения качества. Руководство по выбору и применению";

ISO 9004 "Управление качеством и элементы системы обеспечения качества. Руководящие положения".

Названия некоторых стандартов от 10001 до 10020:

ISO 10012 "Требования, характеризующие качество измерительного оборудования";

ISO 10014 "Руководство по экономической эффективности качества";

Стандарты ИСО серии 9000 не учат компании, как достичь и сохранить прибыльность, не диктуют, как делать продукт - они говорят, как строить свое поведение, чтобы преуспеть.

Элементы системы качества
1.Ответственность руководства 12.Статус контроля и испытаний
2. Документация системы качества 13.Действия по управлению несоответствующей продукцией
3. Анализ контрактов 14.Корректирующие и предупреждающие действия
4.Качество при проектировании и разработке технических условий 15.Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и доставка
5.Действия по управлению документацией 16.Регистрация данных о качестве
6.Качество материально-технического снабжения 17.Внутренние проверки системы качества
7.Контроль продукции, поставляемой потребителем 18.Обучение персонала
8.Идентификация и прослеживаемость 19.Обслуживание
9.Качество в процессе производства (контроль технологических процессов) 20.Статистические методы
10.Контроль и испытания продукции
11.Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием
   

ИСО серии 9000 версия 2000 года:



Принципы менеджмента качества

Принцип 1 - Ориентация на потребителя.

Принцип 2 - Лидерство руководителя.

Принцип 3 - Вовлечение работников.

Принцип 4 - Процессный подход.

Принцип 5 - Системный подход к менеджменту.

Принцип 6 - Постоянное улучшение.

Принцип 7 - Принятие решений, основанное на фактах.

Принцип 8 - Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Эта версия вступила в силу 10 декабря 2000года. В Версию 2000года входят 13 документов:

  1. ИСО 9000:2000 «СМК. Основные положения и словарь» (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 )
  2. ИСО 9001:2000 «СМК. Требования» (ГОСТ Р ИСО 9001-2001 )
  3. ИСО 9004:2000 «СМК. Руководство по улучшению деятельности» (ГОСТ Р ИСО 9004-2001 )
  4. ИСО 19011:2002 «Руководство по проведению аудитов СМК и/или экологического менеджмента»

8 документов дополнительно рекомендуется к использованию из состава 2 версии:

ИСО 10005:1995 «Менеджмент качества. Руководство по планированию»

ИСО 10006:1997 «Менеджмент качества. Руководство по качеству менеджмента проекта»

ИСО 10007:1995 «Менеджмент качества. Руководство по менеджменту конфигурации»

ИСО 10012-1 «Требования к качеству измерительного обобрудования. Часть 1. Система подтверждения метроогической пригодности измерительного оборудования»

ИСО 10012-2:1997 «Требования к качеству измерительного обобрудования. Часть 2.Руководство по управлению процессом измерений»

ИСО 10013-2:1995 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»

ИСО/ТR 10014:1998 «Руководство по управлению экономическими аспектами качества»

ИСО 10015:1999 «МК. Руководство по обучению»

Рекомендуется рассматривать ИСО/ТS16949:1999 «СК. Поставщики автомобильной промышленности. Специфические требования при применении ИСО 9001»

1994 год 2000 год
ИСО 8402 ИСО 9000 ИСО 9000
ИСО 9001 ИСО 9002 ИСО 9003 ИСО 9001 ИСО 9004
ИСО 9004  
ИСО 10011 ИСО 19011

ИСО серии 9000 версия 2008 года:Утвержден и введен 18 декабря 2008 года.

Международный стандарт ISO 9001 разработан Техническим комитетом ISO/TC 176, Менеджмент качества и обеспечение качества, Подкомитетом SC 2, Системы качества.Четвертое издание отменяет и заменяет третье издание (ISO 9001:2000), в которое были внесены поправки, чтобы разъяснить некоторые пункты в тексте и повысить совместимость с ISO 14001:2004

МС не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или единообразия документации.

МС направлен на применение ”процессного подхода” при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут считаться “процессным подходом”.

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность

  1. понимания и выполнения требований,
  2. необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности,
  3. достижения результатов выполнения процессов и их результативности, и
  4. постоянного улучшения процессов на основе объективного измерения.
Рисунок —Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе иллюстрирует связи между процессами, представленными в Разделах 4 - 8.    

Организация должна

a) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества и способствовать их применению в работе организации (см. 1.2),
b) определять последовательность и взаимодействие этих процессов,
c) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами,
d) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга,
e) контролировать, измерять, где возможно, и анализировать эти процессы, и
f) осуществлять меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 СМК. Требования

Предисловие
1 Область применения 1.1Область 1.2применеие
2. Нормативные ссылки  
3. Термины и определения  
4. СМК 4.1 общие требования 4.2 требования к документации
5. Ответственность руководства 5.1 обязательства руководства 5.2 ориентация а потребителя 5.3 политика в области качества 5.4 планиование 5.5ответственность, полномочия и обмен информацией
6 Менеджмент ресурсов 6.1 Обеспечение ресурсами 6.2 человеческие ресурсы 6.3 инфраструктура 6.4 производственная среда
7. Процессы жизненного цикла 7.1 планирование процессов ЖЦП 7.2 процессы связанные с потребителями 7.3 проектирование и разработка 7.4 закупки 7.5производство и обслуживание 7.6управление оборудованием для мониторинга и измерения
8.Измерение, анализ и улучшение 8.1общее положение .8.2 мониторинг и измерение 8.3 управление несоответствующей продукцией 8.4 анализ данных 8.5 улучшение
Приложение А Соответствие ИСО 9001:2008 и ИСО 14001:2004
Приложение В Различия ИСО 9001:2000 и ИСО 9001:2008

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.