ДВИЖЕНИЕ «НОВЫХ ЛЕВЫХ» В РОССИИ
«НОВЫЕ ЛЕВЫЕ» – совокупность разнородных леворадикальных идейных течений и политических движений кон. 50-70-х гг. 20 в. в западных странах (Франция, США, Италия, ФРГ), главным образом среди интеллигенции и студенчества. В основе концепций «новых левых» — идеи Г. Маркузе, анархизма и троцкизма. Ультралевые группы «новых левых», опираясь на национальные меньшинства и люмпенов, стремились с помощью террора «обострить» противоречия западного общества, пробудить «спящие массы» и создать революционную ситуацию.
В условиях буржуазных реформ в России, проводимых сверху без учёта интересов основной массы населения, левый радикализм охватил и определённую часть отечественной молодёжи.
Закоснелость и несбыточные мечты о возрождении Советского Союза становятся причиной все большего отчуждения молодежи от более традиционных левых движений, возглавляемых умеренной реформистской КПРФ Зюганова или ортодоксально-ленинистской «Трудовой России» Анпилова. Не секрет, что во все времена радикальные левые партии от анархистов до большевиков привлекали в свои ряды именно радикально настроенную молодежь. Сейчас же основу электората КПРФ составляют пенсионеры. Из всех российских левых партий внимание привлекают лишь национал-большевики Эдуарда Лимонова. Эта партия движется в одном русле с эволюцией ультралевых идей во всем мире. Однако в силу своей чрезмерной радикальности нацболы вряд ли могут претендовать на массовость, ориентируясь лишь на маргинальные слои.
Демократические левые - самый незначительный сегмент левого движения в России. В спектре левых сил они занимают крайне правое место - параллельно с КПРФ. Такое положение объясняется тем, что демократические левые являются чем-то вроде переходного варианта от мира социалистической мысли к миру мысли либеральной, принимая многие постулаты либерализма (в первую очередь, рыночную экономику и ценности буржуазной парламентской демократии). В либеральном мире также существуют партии, представляющие подобный "переходный вариант", - в первую очередь это социал-демократы (в России это - Социал-демократическая партия России, Партия социальной демократии, Партия самоуправления трудящихся и другие более мелкие группировки).
Основное политическое отличие демократических левых от КПРФ - решительное неприятие национализма (шовинизма). Можно сказать, что российские демократические левые ориентируются на западные социал-демократические (социалистические) партии, в то время как КПРФ - на определенные примеры социал-демократических партий стран "третьего мира", сочетающих социал-демократизм с популизмом и национализмом (Американский народно-революционный альянс (АПРА) и Перуанская апристская партия (ПАП) в Перу, Демократическая трабальистская партия (ДТП) в Бразилии, Хустисиалистский фронт освобождения (ХФО) и Хустисиалистская (перонистская) партия в Аргентине и т.п.).
Сам термин "демократические левые" заимствован из политического лексикона Франции, где традиционно существовало разделение на "радикальных левых" (коммунисты, троцкисты, маоисты, анархисты и т.п.) и "демократических левых" (социалисты), причем последние отличались от "радикалов" именно установкой на совмещение традиционных социалистических ценностей с либеральными - со всё возрастающим со временем уклоном в либерализм.
Единственные реальные представители демократических левых в России - Партия Труда и Социалистическая партия трудящихся (СПТ).
Создание Партии Труда инициировал после запрета КПСС в августе 1991 г. Моссовета Николай Гончар (бывший до того секретарем Бауманского райкома КПСС в Москве). Сам Н. Гончар, видимо, рассматривал проект Партии Труда лишь как "запасной аэродром" в случае роспуска Советов (каковой со временем и произошел) и уже весной отошел от Партии Труда и вошел в Оргкомитет Всероссийского союза "Обновление", из которого спустя несколько месяцев выросла центристская партия "Гражданский союз" ("партия директоров", "партия Вольского").
Проект поддержал председатель Московской Федерации Профсоюзов (МФП) Михаил Шмаков, надеявшийся использовать Партию Труда как инструмент в борьбе за кресло председателя Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР). М. Шмаков санкционировал присоединение своих подчиненных - секретарей МФП Михаила Нагайцева и Татьяны Фроловой - к проекту Партии Труда.
В конце 1991 г. Н. Гончар и подчиненные М. Шмакова смогли привлечь в Партию Труда Социалистической партии Бориса Кагарлицкого, Александра Попова и Владимира Кондратова (депутатов Моссовета), двух лидеров Конфедерации анархо-синдикалистов (КАС) Андрея Исаева и Александра Шершукова и лидеров меньшинства "Марксистской платформы" в КПСС Александра Бузгалина (член ЦК КПСС) и Андрея Колганова (подавляющее большинство "Марксистской платформы" ушло вслед за Алексеем Пригариным в Союз Коммунистов (СК) и затем в Союз Коммунистических партий - КПСС, СКП-КПСС).
Участие МФП в создании Партии Труда позволило М. Шмакову решить некоторые внутренние проблемы. Дело в том, что в августе 1991 г., пользуясь всеобщей неразберихой после "путча", подавляющее большинство сотрудников газеты МФП "Солидарность" во главе с главным редактором ушли из газеты, унеся с собой значительную часть денег и редакционного оборудования (компьютеров и т.д.) и открыли частное рекламное агентство "Солидарность Паблишерс". Газета МФП оказалась на грани I. Попытки М. Шмакова найти нового главного редактора, который бы согласился работу на условиях нищенских окладов сотрудникам и идеологического контроля со стороны МФП, оканчивались неизменным крахом. В связи с проектом Партии Труда главным редактором "Солидарности" согласился стать лидер КАС ;й Исаев. Он привел в газету сотрудников анархо-синдикалистского журнала "Община", лучшего левого неформального издания в 1987-1991 гг. (это, кстати, погубило I, который перестал регулярно выходить). С другой стороны, к сотрудничеству в i" были привлечены члены Социалистической партии - Борис Кагарлицкий, Кондратов, Александр Сегал, Анатолий Баранов и др. Александр Сегал, редактор газеты Социалистической партии "Обозреватель", стал со временем заместителем главного редактора "Солидарности" (это, в свою очередь, погубило газету "Обозреватель"). В помещение "Солидарности" переехало также основанное КАС независимое рабочее информационное агентство КАС-КОР.
Несомненно, каждая из участвовавших в Партии Труда и в "Солидарности" сторон преследовала собственные цели. Социалистическая партия надеялась получить материальную помощь от МФП и облегчить себе пропагандистскую работу через "Солидарность" и другие профсоюзные информационные структуры для создания левой партии в духе "западного марксизма". Позже лидер Социалистической партии Б. Кагарлицкий честно признавал, что Партия Труда была повторной попыткой реализовать проект Социалистической партии, каковая была замыслена как массовая организация, но не смогла в массовую организацию развернуться [601] .
Подобные же планы вынашивали руководители меньшинства "Марксистской платформы" А. Бузгалин и А. Колганов, Лидер КАС А. Исаев, видимо, надеялся "( рабочее движение" и превратить традиционные профсоюзы в памятуя об опыте анархо-синдикалистов в Испании, Франции и
МФП имела официальный статус, разветвленный аппарат, значительные материальные ресурсы, Социалистическая партия и КАС - организации по всей стране и хорошо подготовленные кадры молодых интеллектуалов. Будущее показало, что из проекта Партии Труда реальную выгоду извлекло лишь руководство МФП. Оно на какой-то период превратилось в центр притяжения всех демократических левых сил, обеспечило себя молодыми кадрами пропагандистов, распространило через Партию Труда свое влияние далеко за пределы Москвы и в то же время не дало другим группам в Партии Труда перехватить у себя руководство профсоюзами или идеологический контроль над ними. В марте 1992 г. Социалистическая партия самораспустилась, и было решено, что ее структуры будут использованы для создания Партии Труда, что в дальнейшем повлекло за собой идейное размежевание в Партии Труда и все большее попадание ее структур в зависимость от профсоюзных лидеров. Попытка А. Исаева заставить КАС в полном составе войти в Партию Труда окончилась провалом и повлекла за собой демонстративный выход А. Исаева и А. Шершукова из КАС, что вызвало резко негативную реакцию со стороны их бывших товарищей.
Учредительная конференция Партии Труда состоялась 9-10 октября 1992 г. в Москве. Были приняты Устав и Программное заявление Партии Труда ("Изменить общество, изменить жизнь"), избраны руководящие органы - Совет и Исполком. Председателем Совета был избран Олег Смолин (депутат Верховного Совета РСФСР, ныне - депутат Государственной Думы), секретарем Исполкома - Александр Сегал. В Исполком вошли также: Александр Бузгалин и Андрей Сорокин - от меньшинства "Марксистской платформы" (группы "Марксизм-ХХГ); Андрей Исаев - от КАС и МФП; Михаил Нагайцев и Валерий Трапезников - от профсоюзов; Борис Кагарлицкий, Олег Воронин, Виктор Комаров и Владимир Кондратов - от Социалистической партии.
Партия Труда отмежевалась как от "советского социализма", так и от "либерального авторитаризма" и высказалась за совмещение рыночной экономики и буржуазной представительной демократии с "традиционными ценностями левого и социалистического движения". Об этих ценностях было сказано в достаточно расплывчатых фразах:
" - сделать человека в максимальной степени хозяином своей судьбы, не зависящим от внешних и не подвластных ему сил, - будь то власть государства или власть капитала;
- преодолеть отчуждение работника от средств производства и отчуждение гражданина от принятия общественных или правительственных решений;
- заменить общество наемных работников и государственных подданных обществом равноправных граждан, свободно выбирающих свою судьбу" [602] .
Партия Труда высказалась также за широкий федерализм и самоуправление, за приоритет коллективной собственности на средства производства при сохранении всех форм собственности и поощрение их многообразия, за развитие институтов демократии в интересах "широких масс трудящихся" и за переход к новому этапу развития" "по социалистическому пути". При этом i" объяснялся так:
"Социализм в нашем понимании - общество экономической демократии, общество, гарантирующее людям и народам максимальную свободу на основе равноправия, в том числе на основе равного доступа к принятию демократических решений, равного доступа к участию в управлении общим достоянием. Это не предполагает попыток сделать всех одинаковыми, подверстать всех под один образец. Напротив - именно здесь и появится возможность для каждого выявить свое собственное лицо, максимально реализовать свои возможности.
Социализм для нас - не некоторый законченный идеал, который должен быть осуществлен раз и навсегда. В разных странах социалистическая перспектива, движение к экономической и политической демократии может выглядеть по-разному в зависимости от конкретных экономических, политических и культурных условий, в зависимости от уровня развития"[603].
Партия Труда вела себя достаточно активно на политической арене в 1992-1994 гг., реализовать проект создания сильной, разветвленной, влияющей на профсоюзы левой партии не удалось. Численно Партия Труда не достигла даже показателей Социалистической партии, хотя влияние Партии Труда ощущалось и в тех регионах, где отделений Социалистической партии не было.
Партия Труда рассматривала себя как защитника интересов "всех тех, кто живет продажей своей рабочей силы" [604] и пыталась связаться с этой своей "социальной базой" через профсоюзы (систему ФНПР). Однако именно между руководством ФНПР (во главе с М. Шмаковым) и основными лидерами Партии Труда стал нарастать и углубляться после событий октября 1993 г. идеологический конфликт. Руководство МФП/ФНПР идеологически сильно сдвинулось вправо (сначала до позиций тред-юнионизма, затем -правой социал-демократии, наконец - до центристских позиций, ориентируясь на Юрия Лужкова и Владимира Шумейко). В мае 1994 г. между руководством ФНПР и Партии Труда фактически произошел разрыв - после того, как в Омске на профсоюзов Сибири и Дальнего Востока О. Смолин высказался против курса
ФНПР на сотрудничество с режимом и выступил за обновление а М. Шмаков в ответ позволил себе беспардонные высказывания в адрес О. высмеивающие его инвалидность (О. Смолин - слепой) [605] .
Поскольку в финансовом отношении Партия Труда полностью зависела от ФНПР, разрыв ФНПР с Партией Труда сказался на последней фатально. В 1994-1995 гг. деятельность партии сошла на нет, и с тех пор Партия Труда никакой активности не проявляет. В частных беседах видные руководители партии (А. Бузгалин, А. Колганов, Б. А. Сегал) дружно подтверждают, что "никакой партии уже нет", даже попытки созвать руководящие органы Партии Труда, чтобы процедуру ее самороспуска (ввиду того, что А. Исаев довольно регулярно о вступлении Партии Труда в разные блоки и союзы, и каждое такое заявление
затем дезавуировать), но собрать руководство не удалось. Впрочем, то, что Партия Труда не заявила формально о самороспуске, выступает в качестве благоприятного для российских демократических левых фактора в плане. Поскольку среди западных левых существует преувеличенное о роли и влиянии Партии Труда в России, лидеры Партии Труда, наиболее часто бывающие за рубежом (А. Бузгалин, Б. Кагарлицкий), успешно пользуются имиджем Партии Труда в деятельности международного левого сообщества.
После провала проекта Партии Труда наиболее активные члены руководства - А. Бузгалин и А. Колганов сосредоточились на осуществлении ряда викарных (т.е. замещающих) проектов в сфере деятельности демократических левых сил.
Крупнейшим из таких проектов можно считать учреждение Международной ассоциации "Ученые за демократию и социализм" (МАУДС). МАУДС была основана в июне 1993 г. и представляет собой общественное объединение, основной формой деятельности которого является проведение конференций, семинаров, научных дискуссий, "круглых столов" и т.п. Как правило, МАУДС проводит две международные конференции в год, на которые приглашаются ученые левых взглядов из России, ближнего и дальнего зарубежья. Всего в МАУДС принимало или принимает участие свыше 200 ученых.
орган МАУДС - Совет. Председателем Совета является Александр Бузгалин. В основу деятельности МАУДС положен принцип "добровольно работающей ассоциации". Фиксированного членства в МАУДС нет. Членские взносы платятся на добровольных началах. МАУДС сотрудничает с московским представительством социал-демократического Фонда им. Фр. Эберта (ФРГ).
Сама по себе МАУДС, разумеется, не является политической организацией и деятельность ее не лежит прямо в сфере политики, однако научная деятельность МАУДС зачастую может рассматриваться как консультативная или теоретическая деятельность в интересах левых партий и движений, в первую очередь - в интересах левых.
Другим таким проектом является Союз интернационалистов. Союз был создан 27 марта 1994 г. в Москве и объединил на индивидуальной основе представителей различных левых организаций, обеспокоенных "национал-патриотическим уклоном" в российском коммунистическом и социалистическом движении". Планировалось развернуть Союз интернационалистов в общероссийскую организацию, однако сделать это не удалось.
Основной своей задачей Союз Интернационалистов провозгласил пропаганду идей интернационализма и демократии в левом движении.
Наивысшая активность Союза интернационалистов наблюдалась в период Чеченской войны, когда Союз интернационалистов в Москве и Санкт-Петербурге проводил (совместно с другими организациями - начиная с Российской партии коммунистов (РПК) и кончая "Мемориалом") акции протеста: пикеты, митинги, а также пресс-конференции, на которых зачитывались различные заявления протеста, связанные с Чеченской войной. В рамках Союза интернационалистов работает два-три десятка человек. В большинстве своем они же - члены МАУДС. Активен Союз интернационалистов, насколько можно судить, в Москве и Санкт-Петербурге. Руководящий орган - Совет. Председатель Совета - А. Бузгалин.
Еще одним таким же проектом является дискуссионный общественно-политический клуб "Диалог". Клуб был основан зимой 1992/1993 г. Руководящий орган - Совет. Совета - А. Бузгалин. Практически поголовно актив клуба "Диалог" 1 с активистами МАУДС и Союза интернационалистов в Москве.
Основная работа клуба - проведение дискуссий по наиболее актуальным проблемам теории и практики социалистического, коммунистического и рабочего движения. Основатели клуба заявили, что они ориентированы на "творческое, критическое отношение к марксистской теории, преодоление замкнутости, догматизма, ностальгических тенденций и наследия сталинизма в теории и практике левого движения" [606] .
Заседания клуба проходят 1-2 раза в месяц. Всего в работе клуба более или менее регулярно участвует до 200 человек, а число тех, кто хотя бы раз посетил заседания клуба, в 3-4 больше.
Так же, как МАУДС и Союз интернационалистов, клуб "Диалог" не зарегистрирован и не имеет постоянного помещения. До 1994 г. клуб носил название "Открытый марксизм", но в 1994 г. было принято "дипломатичное" решение сменить название на более нейтральное.
Еще одни викарным проектом является Молодежный университет современного социализма (МУСС). МУСС был создан по сути как дочерняя организация МАУДС, Союза интернационалистов и клуба "Диалог" в 1996 г. Работа клуба сводится к лекционной и ориентирована формально на молодежную аудиторию (однако на практике состав слушателей формируется "самотеком" и зачастую далек от Поскольку выбор тем, лекторов и слушателей достаточно произволен, механизмов проверки того, как воспринимаются и закрепляются знания у слушателей, нет, практические результаты деятельности МУСС представляются довольно сомнительными.
Наконец, еще одним таким проектом является журнал "Альтернативы". Журнал был основан в 1991 г. как международный (выходивший в СССР и в Канаде) видным канадским троцкистом, специалистом по рабочему и революционному движению в России, профессором Квебекского университета (Монреаль) Давидом Манделем. Главным редактором русского издания в 1991-1993 гг. был профессор Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) Юрий Сухотин. В 1994 г. главным редактором журнала стал Александр Бузгалин.
Выдерживая в основном линию демократических левых, близкую к теоретическим ориентирам Партии Труда, "Альтернативы" представляют трибуну для выступления довольно широкому кругу авторов - от троцкистов и ортодоксальных коммунистов до правых социал-демократов.
систематически освещает и пропагандирует на своих страницах Союза интернационалистов и клуба "Диалог", публикует тексты
в ходе заседаний этих структур, изложения "круглых столов" и иных мероприятий МАУДС, Союза интернационалистов и клуба "Диалог".
С 1994 г. журнал "Альтернативы" выходит ежеквартально. До 1996 г. журнал печатался в Финляндии на средства финских коммунистов тиражом 5000 экземпляров. В 1996 г. финские коммунисты оказались не в состоянии печатать далее журнал, и "Альтернативы" стали печататься в России. Тираж при этом сократился до 1200-1400 экземпляров, но № 1 за 1997 г. вышел уже тиражом в 2000 экземпляров.
Поскольку МАУДС, Союз интернационалистов и клуб "Диалог" не имеют своих изданий, "Альтернативы" де-факто выступают в качестве печатного органа этих структур, и таким образом, замыкают в единую систему блок викарных проектов, которыми занимаются после краха проекта Партии Труда Александр Бузгалин, Андрей Колганов и близкий к ним круг демократических левых (среди московских левых эта группа неофициально именуется "бузгалинской тусовкой").
Заключение
В России движение новых левых крайне малочисленно и носит преимущественно маргинальный характер. Учитывая успех сапатистов в мексиканском штате Чьяпас и марксистских партизан в Непале, я бы не стал недооценивать возможный виток ультралевого терроризма. Уже сейчас ясно, что все акции антиглобалистов сродни укусу комара для их противников и, кто знает, не возьмут ли они на вооружение опыт своих более радикальных предшественников. Многие аналитики не исключают и возможности такой новой формы, как "экологический" терроризм, когда экстремистские группы защитников окружающей среды могут начать добиваться своей цели террористическими I. И хотя идеология новых левых, имевшая значительное влияние на умы середины XX века, так и не смогла выбраться за пределы террористических групп и контр культурных сообществ, она продолжает активно развиваться и, возможно, нового Маркузе, который выведет ультралевых на качественно иной уровень.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
1. Тарасов А. Русские дети Че Гевары и Джерри Рубина. «Новые левые» в России // Ровесник. - 1998. - №2. - Web-сайт А. Тарасова. -http://screen.ru/Tarasov.Mtimes-rov.htm
2. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М, 1980.
3.Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973.
4. Кепеци Б. Идеология «новых левых». М., 1977.
5. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980.
6. Штейгервальд. Третий путь Герберта Маркузе. М., 1971 и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|