Сделай Сам Свою Работу на 5

Периодизация древнейшей истории Украины





На сегодняшний день не существует единой общепризнанной периодизации первобытного строя. При его изучении исследователи пользуются различными типами периодизации, в основу которых положены различные категории. Наиболее распространенными являются две - общественно-историческая иархеологическая.

По первой из них критерием разделения являются общественные отношения внутри человеческого коллектива, поэтому определяют такие периоды:

· первобытное человеческое стадо;

· родовая община;

· соседская община.

В основу археологической периодизации положена доминирующая роль того или иного материала при изготовлении орудий труда: камня, меди, бронзы и железа. Согласно этому археологи выделяют:

· Палеолит (древний каменный век) - 1 млн. л. до н.э. - 10 тыс. л. до н.э.

o ранний палеолит - 1 млн. л. до н.э. - 150 тыс. л. до н.э.;

o средний палеолит - 150 тыс. л. до н.э. - 40 тыс. л. до н.э.;

o поздний палеолит - 40 тыс. л. до н.э. - X тыс. л. до н.э.

· Мезолит (средний каменный век) - IX-VI тыс. л. до н.э.

· Неолит (новый каменный век) - VI-IV тыс. л. до н.э.

· Энеолит (медно-каменный век; переходный этап от каменного периода до эпохи металла) - IV-III тыс. л. до н.э.



· Бронзовый век - III-I тыс. л. до н.э.

· Железный век -- 1 тыс. л. до н.э.

Ученые изучают древнюю историю Украины, опираясь на различные источники.Среди них:

1) вещественные источники - памятники материальной культуры, которые исследует археология; группа родственных археологических памятников, относящихся к одному времени, занимают определенную территорию и определяются местными особенностями, называются археологической культурой;названия археологических культур являются условными, они имеют разное происхождение: за первый открытый археологами памятник, как, например, трипольская культура, за специфическую посуду (например культура воронковидной посуды, культура шаровидных амфор и т.п.), за своеобразные погребальные сооружения (ямная культура, катакомбная культура и т.д.); поскольку настоящие названия народов, которые оставили определенные памятники, являются неизвестными, то их называют тоже условно за названия археологических культур (отсюда происходит название Трипольцы, или трипольское население, сабатиновское население, Ямное т.д.)



2) письменные источники- письменные свидетельства о жизни народов на территории Украины; они делятся на две большие группы:

-актовые материалы, которые являются следствием деятельности различных учреждений, организаций, официальных лиц (грамоты, договоры, приказы и др.);

-повествовательные памятники летописи, воспоминания, письма, дневники, публицистические, исторические и другие произведения;

3) устное народное творчество - песни, легенды, предания, пословицы, поговорки;

4) лингвистические источники- изучение развития языков, происхождение человеческих имен, названий поселений, рек, местностей.

2. Культура Киевской Руси является результатом длительного процесса как внутреннего развития восточнославянского общества, так и внешнего влияния мировой цивилизации.

С глубокой древности берет начало устное народное творчество - сказки, легенды, песни. Древнейшими и значительными в культурном отношении являются былины Володимирового цикла, которые создавались в Х-XI вв. и воспевали храбрость богатырей, которые защищали родную землю. Здесь фиксировались память об исторических событиях и отношение к ним.

Первыми письменными произведениями в Киевской Руси были летописи - своды записейоб исторических событиях, изложенные в хронологической последовательности.

Самым древним летописем, который дошел до наших дней, является «Повесть временных лет» (рисунок), созданная в начале XII в. Она сохранилась в Лаврентиивському (1377 г.) и Ипатиевских (начало XV века) списках. Известны также «Киевский летопись» XII века, «Галицко-волынский летопись» XIII вв.



Летописи являются основным источником истории Киевской Руси IX-XIII веков. Но кроме них, с письменного наследия можно вспомнить философскую проповедь митрополита Иллариона«Слово о законе и благодати», «поучения детям»Владимира Мономаха и др.

 

Особое место в древнерусской литературе занимает «Слово о полку Игореве», написанное на основе конкретного исторического факта. Неизвестный автор этого произведения призывал князей забыть междоусобицы и объединиться во имя защиты родной земли.

 

Развитие литературы Киевской Руси был непосредственно связан с распространением образования, созданием библиотек. Уже за Владимира Святославича

существовали государственные школы и школа при Софийском соборе. Ярославом Мудрым создается первая известная на Руси библиотека.

 

Значительное развитие получила архитектура. При Владимире Святославиче строится храм Богородицы, который потом назвали Десятинной церковью (на его содержание князьпринимал десятую часть доходов своих нефинеев). Она была украшена фресками, мозаикой. В 1037 г. возведен самый большой храм Киевской Руси - Софийский собор. По его образцу в Чернигове строится Спасский собор, в Новгороде и Полоцке - Софийский собор. Ярослав Мудрый сооружает в Киеве Золотые ворота.

 

Центрами культуры в Киевской Руси были монастыри. Одним из них был Киево-Печерский монастырь, основанный за Ярослава Мудрого преподобным Антонием, на образец того, который был уже основан в Чернигове.

Во всех крупных городах существовали иконописные мастерские. Развивается книжная миниатюра «Остромирове евангелие», написанное в середине XI века, украшенное прекрасными заставками и миниатюрами.

Расцветает ювелирное искусство. Киевские мастера владели различными способами обработки драгоценных металлов - зерна, сканню, перегородчастою эмалью.

3. Политика, проводимая Екатериной II, получила название "просвещенный а б с о лютизм"Юридическим содержанием крепостного права была власть землевладельца над личностью и трудом крепостного кр е стьянства, который
работал на его земле. К тому же, крепостные выплачив а ли казенные налогиВ сферу
влияния крепостного права включаются н о вые категории насел
е ния: так, в 1783 году указом Екатерины II украинские крестьяне лишались права переходить от о д ного помещика к другому.
Во второй половине XVIII века, правительство изд а ет ряд указов, усиливавших помещичий произвол: указом 1760 года помещику позволялось ссылать кр е стьян в Сибирь; в 1765 году — отправлять их туда же на каторжные работы. Наконец, в 1767 году Екатериной II был издан указ, н а зываемый "апогеем крепостничества", — крестьянам запрещалось ж а
ловаться на помещика, т.е. они превращались в бессловесный рабочий скот. Нар у шение этого указа вело к жестоким наказаниям. Крепостнические порядки являлись главным торм о зом развития страны.
Ликвидация Запорожской Сечи.
Проводя экспансионистскую политику, российское самодержавие поставило целью уничтожить Запорожскую Сечь. Царское правительство считало нес о вмест и мым автономное существование Сечи в составе Российской империи. Его пугала роль Сечи
как вдохновителя республиканских идей в стране.
П о сле русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и провозглашения независимости Кры м ского ханства Запорожское войско теряет свое значение для империи как вои н ской силы в борьбе против турецко-татарских захватчиков. Кроме того, зап о рожцы сопротивлялись захватам их земель помещиками и царским правител ь ством. В апреле
1775г. русская армия под командованием генерала П.Текелия, возвращаясь с войны, выполнила приказ Екатерины II — захват и ла укрепления Новой Сечи и ра з рушила их.
Артиллерия, войсковые регалии, сечевой архив и материальные це
н ности были вывезены. Чтобы уничтожить экономический фундамент Запорожья, войны 1768-1774 гг. и провозглашения независимости Кры м ского ханства Запорожское войско теряет свое значение для империи как вои н ской силы в борьбе против турецко-татарских захватчиковЧтобы уничтожить экономический фундамент Запорожья, царские власти ликвидировали 25 т ы сяч богатых казачьих хозяйств, являющихся оплотом свободолюбия и нез а висимости от гос у дарственных структур империи.
Трагической оказалась судьба казацких предводителей. Кошевого атамана П.Калнышевского и др у гих руководителей арестовали и отправили в ссылку. Калнышевский прос и дел в каменной яме на С
о ловках 25 лет и умер в 1803г. в возрасте 113 лет.
Ликвидация Запорожской С е чи - одно из звеньев репрессивной политики царизма, направленной на
аннулирование самоуправления в национал ь
ных районах страны и подавления антифеодального движения.
Суд ь бы казаков сложились по-разному. Часть из них была отнесена к разряду гос у дарственных военных поселенцев. Казацкая
беднота попала в завис и мость от новых землевладельцев. Но более 5 тыс. запорожцев ушли в Турцию и осн о вали там З а дунайскую Сечь (1775-1828). Из оставшихся казаков в 1788р. царское правительство образовало Че р номорское казачье войско, которое в 1792г. было переведено
на Кубань. Куда бы судьба не забрасывала казаков, они всегда с собой несли
идеи свободолюбия и демократии.
...
Российская императрица Екатерина II (1762-1796) в казацких вольностях, в традициях самоуправления, характерных для Гетманщины, усматривала опасность для своей централизаторской политики. Поэтому на протяжении своего правления она сделала все возможное для превращения Украины в «Юго-Западный край» Российской империи, населенный «малороссами». Одним из ее первых дел была ликвидация Гетманства, а позднее она разогнала и Сечь.

В 1764 г. после обращения Кирилла Разумовского с просьбой введения наследственного гетманства в Украине и расширения его прав Екатерина II вызвала его в Петербург и вынудила подать рапорт об отставке. Императрица издала указ о ликвидации института гетманства в Украине, вся полнота власти сосредоточилась в руках президента Второй Малороссийской коллегии генерал-губернатора П. Румянцева.

4.Начало Второй мировой войны (1 сентября 1939 г. - 22 июня 1941 г.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.