|
История гуннов и их отношения со славянами
Великое переселение народов
234
Образование Древнерусского государства, Киевской Руси
Великое переселение народов. Так называют эпоху, в которую погибает казавшаяся вечной Римская империя, гибнет античный мир и начинается средневековье, одним казавшееся мрачным, другим — оздоровляющим. Эпоху великого переселения датируют обычно IV—VI веками н. э. В действительности началось оно раньше: с конца последнего тысячелетия до нашей эры устремляются на юг некоторые народы с побережья Северного и Балтийского морей, постоянно надвигаются разные, в основном ираноязычные, племена с востока (сарматы, аланы, роксаланы). Кельты и германцы теснят друг друга с одних и тех же территорий, то продвигаясь к границам империи, то уходя далеко на север или на восток, разорванными группами расселяются остатки некогда обширного фракийского мира. О многих племенах и языках и вовсе ничего не известно, поскольку у них не нашлось непосредственных наследников. И все-таки эпоха великого переселения отличается от предшествующих. Отличается не столько масштабами переселений, захватившими огромные территории, сколько условиями, в которых они совершались. На рубеже нашей эры племена и народы часто гнали те или иные стихийные бедствия, может быть, перенаселенность и нищета. В IV веке народы снимались с насиженных мест, не выдержав первых испытаний богатством. Во II— IV веках в Причерноморье складывается яркая и быстро прогрессировавшая Черняховская культура. Пестрая в этническом отношении, она предстает довольно однообразной на больших пространствах. Это свидетельство широких культурных и экономических связях. Недаром ученые говорят о процессе формирования в ее рамках новой народности, а также государственности. В Центральной Европе, вдоль границ Римской империи, возникают подобные культуры в рамках так называемого «кельтского ренессанса»—возрождения некоторых кельтских традиции в условиях ослабления влияния римской культуры. Начало эпохи великого переселения обычно связывают со вторжением в конце IV века в область Среднего Подунавья гуннов и союзных с ними или же подчиненных им племен. Сюда уходит большая часть населения, занимавшего Северное Причерноморье, того населения, которое и составило ранее Черняховскую культуру. Сюда же продвигается ряд племен с побережья Балтийского и Северном морей. Здесь смешивались и сталкивались разные языки, но ни языки разделяли союзы племен.
История гуннов и их отношения со славянами
Много загадочного несут в себе гунны. Принято считать, что это те самые племена, которые китайские летописцы еще до нашей ары называли «жун». Но название «гун» может относиться к разным племенам, потому что в уральских языках оно означает человека, мужа вообще. В Европе были и «свои» гунны: так называлось одно из крупнейших фризских племен у побережья Северного моря, и по имени этого племени занимаемая им область называлась Гунналанд. Этих гуннов знали по всему северу Европы, и с ними, очевидно, связаны северные имена Гуннар, Гундобад, Гундерикс и т. п. Гунны в Причерноморье впервые упоминаются около 160 года Дионисием Периегетом, а двумя десятилетиями позднее крупнейший географ этого времени Птолемей помещает их между бастарнами и роксалапами у берегов Борисфена — Днепра. Гунны, следовательно, изначально входили в союз племен, составивших Черняховскую культуру, задолго до появления здесь тюрко-язычных племен. Многие римские и византийские авторы IV—V веков помещают родину гуннов на «севере». Приск Панийский, ездивший к гуннам в V веке, указал на наличие у них разных языков. Собственно «гуннский» язык отличался от языка племенной верхушки гуннов. На гуннском языке, в частности, напиток назывался «медос», а яства «стравой». «Мед» в качестве напитка известен но только славянам. «Страва» же, видимо, указывает на славян. В Древней Руси этим словом обозначалось вообще продовольствие, довольствие, а позднее также подати, выплачиваемые продовольствием. В диалектах слово жило до самого недавнего времени. Предполагается, что собственный язык гуннов был тюркским. В именах гуннов есть отдельные тюркские имена, однако их немного. Большинство имен гуннских предводителей, включая Аттилу, индоевропейские. «Гуннское» название реки Днепр — «Вар» — одно из главных обозначений воды (реки, моря) в индоевропейских языках. Аттиле удалось создать огромный союз племен от Черного моря до Рейна. Но союз этот оказался крайне непрочным. Римлянам удалось взорвать его изнутри, в результате чего в знаменитой битве 451 года на Каталунских полях в Галлии (современная Франция) Аттила потерпел поражение. Через два года он при загадочных обстоятельствах скончался, а вскоре в результате очередного столкновения варварских племен на Дунае гунны были снова разгромлены — на сей раз своими бывшими союзниками — гепидами. Как сообщает Иордан, они вернулись назад на восток, к Причерноморью. С ними были, очевидно, и некоторые ив оставшихся верными им союзников, в том число одна группа ругов (другая часть ругов выступала на стороне гепидов). Крушение гуннской державы привело к созданию вдоль римских границ ряда варварских королевств. В 476 году пала Западная Римская империя, а несколько позднее на территории Италии возникает королевство остготов. Тем временем на огромных пространствах от Иллирии до Днепра приходят в движение славянские племена, которые вскоре окажутся у побережий Северного и Балтийских морей, Адриатики, Эгейского моря, заселят Балканы, включая ряд островов Средиземного моря, большими группами проникнут в Малую Ааию, ассимилируют многие народы в одних случаях и ассимилируются сами в других. Где они жили раньше, под какими именами скрывались? Об этом историки, как было сказано, спорят. Широкий разлив славянской речи в VI веке свидетельствует о многочисленности славянских племен и, следовательно, весьма широкой исконной территории, на которой эти племена разрастались. Архаичный строй славянских языков свидетельствует также о большой их древности. Но в VI веке они явно разрастаются за счет включения в свой состав иных языков, иных народов. В числе последних, по-видимому, одним из наиболее значительных были племена венедов, живших в римское время у юго-восточного побережья Балтики, а с первых веков нашей эры большими или меньшими группами устремившихся на юг, к Подунавью и Поднепровью, так что Иордану, историку готов, они казались одной из ветвей славян. В настоящем разделе помещены материалы, относящиеся к эпохе, когда в Европе завершался распад прежних племенных образований и начиналось формирование новых этнических общностей — народностей. В итоге Великого переселения народов многие древние языки вообще перестали существовать, и их теперь трудно даже и развести по известным языковым группам. Довольно скоро исчезает готский язык — один из наиболее популярных в эпоху великого переселения, хотя бы потому, что готы возглавляли многие племенные союзы на разных территориях. Лишь в Крыму, где осела небольшая группа готов и где, они никогда не господствовали, их язык сохранится до позднего средневековья. Также лишь у небольшой группы венедов и, может быть, у рутенов Восточной Прибалтики сохранится свой язык до XIII и даже до XVI века. Большинство же их задолго до этого растворилось в иных племенах и народности, главным образом славяноязычных.
В январе 1846 г. в Киеве возникла тайная общественно-политическая организация - Кирилло-Мефодиевского братство. Сначала эта организация сформировалась вокруг группы молодых людей, которые вместе со студентами-товарищами посещали лекции проф. Николая Костомарова по славянской мифологии. Изучение народного творчества украинском и других славянских народов натолкнуло Костомарова на идею славянского единства.
Организаторами Кирилло-Мефодиевского братства стали представители интеллигенции: Н. И. Костомаров, Н. И. Гулак, В. М. Белозерский. Впоследствии в него вошли писатель Пантелеймон Кулиш, студенты Киевского университета А. В. Маркевич, А. А. Навроцкий, Г. В. Андрузский, А. Д. Тулуб и другие. В апреле 1846 г. в общество вступил Т. Г.Шевченко.
3РЕПРЕССИИ ЦАРИЗМА ПРОТИВ КЙИ1ЛЛО-
МЕФОДИЕВСКОГО ОБЩЕСТВА
.В марте 1847 г. по доносу студента А. Петрова члены общества были
арестованы и после суда сосланы в различные губернии России под надзор
полиции без права возвращения на Украину, а также права преподавательской
деятельности в сфере народного образования. Самое тя-
7<»
ж.елое наказание понес Т. Г. Шевченко, которого отдали в солдаты рядо вым
Оренбургского отдельного корпуса с запрещением писать и рисовать.
ЗНАЧЕНИЕ КМО И ЕГО РОЛЬ В НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ
ДВИЖЕНИИ УКРАИНЫ
а) создание КМО было первой попыткой украинской интеллигенции
перейти от культурного к политическому этапу борьбы за национальное
развитие Украины; ' - б) программа КМО объективно направляла
Украину по капиталисти ческому пути развития благодаря своей
антикрепостнической и антица ристской направленности; в) КМО
провозгласило и сделало попытку претворить в жизнь идею панславизма —
объединения славян на демократических принципах; г) ликвидация КМО
положила начало длительной борьбе украинской интеллигенции с российским
царизмом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|