Сделай Сам Свою Работу на 5

Политическая раздробленность Руси в XII— XIII вв. (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества и земли).





 

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичнои системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным.

Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.

Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII—XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси.

В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе — Галицко-Во-лынское княжество; на северо-востоке — Владими-ро-Суздальское княжество; на северо-западе — Новгородская республика.

Галицко-Волынское княжество (оформилось в 1199 г. в результате подчинения Галича волын-ским князьям) унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья (крупнейшим был Даниил Романович, середина XIII в.) при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Во-лынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.

Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Кострома, Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг (милост-ников, т. е. людей, зависящих от милости князя).

Решающим в процессе возвышения княжеской власти было правление сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского (1157—1174). При нем столица княжества была перенесена во Владимир, утвердилось новое титулование правителя — «царь и великий князь». Андрей Боголюбский вел активную внешнюю политику, боролся за влияние в Киеве и Новгороде, организуя против них общерусские походы. В 1174 г. он был убит заговорщиками-боярами. При его брате Всеволоде Большое Гнездо (1176—1212) княжество достигло расцвета, оборванного междоусобьем, начавшимся после его смерти, и вторжением монго-ло-татар в 1237—1238 гг.

Владимиро-Суздальское княжество стало колыбелью формирования великорусской народности и в недалеком будущем — центром сплочения русских земель в единое Российское государство.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало не сельское хозяйство (Новгород зависел от поставок хлеба из соседнего Владимиро-Суздальского княжества), а торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой (представительство этого мощного торгового союза немецких городов было в Новгороде), Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского веча. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. На вече выбирались должностные лица — посадник (правитель Новгорода), тысяцкие (руководители ополчения), воевода (поддержание правопорядка), епископ (позднее архиепископ, глава новгородской церкви), архимандрит (старейшина среди настоятелей новгородских монастырей). Вече решало вопрос о приглашении князя, который под присмотром совета господ и посадника выполнял функции военного руководителя. Такой порядок сложился после 1136 г., когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода.

Новгород, таким образом, был аристократической (боярской) республикой, хранителем вечевых традиций Древней Руси.








2. Особенности Трипольской культуры и ее место в европейском энеолите определяются несколькими характерными чертами:

- большой территорией распространения (около 190 тыс. кв. км). Впечатляют быстрые темпы освоения «трипольцами» новых территорий: на раннем этапе заселенная площадь составляла около 50 тыс. кв. км, на среднем — 150 тыс. кв. км. Ни одна из европейских развитых земледельческих энеолити-ческих культур не могла сравниться с ней ни в отношении площадей, ни по темпам распространения;

- трипольские племена характеризуются длительным периодом постепенного развития — в пределах 1500-2000 лет — без значительных изменений в основных чертах культуры;

- хотя по происхождению Трипольская культура была связана с Балкано-Нижнедунайским регионом, в процессе расширения на восточные территории она включала в себя элементы местных неолитических и энеолитических культур. При этом влияние юго-западного населения было неодновременным, а развитие более-менее разобщенных общин приводило к выделению своеобразных локальных групп, которые имели различные судьбы;

- трипольская культура отличается размещением поселений определенными концентрическими группами с промежуточными менее заселенными территориями. Вряд ли можно называть Триполье «культурой земледельцев-кочевников», но в определенной степени к ней применимо понятие «культура перемещающихся земледельцев». Этим племенам приходилось в условиях украинской лесостепи каждые 30-50 или же 60-80 лет оставлять старые поселения в связи с истощением почвы вследствие экстенсивного ведения хозяйства и осваивать новые земли. Этим, в частности, возможно, объяснить и появление наиболее крупных в Европе во времена энеолита поселений-гигантов (до 450 га на Уманщине), на площадях которых было сконцентрировано по несколько больших земледельческих общин;

- данная культура была крайним северо-восточным звеном земледельческих культур европейского энеолита, она непосредственно контактировала с наибольшим в Древнем мире ареалом скотоводческих культур евроазийских степей, а также с неолитическими культурами лесостепной и полесской зон Восточной Европы.

Одной из причин исчезновения многих культур, в том числе и Трипольской, явилось нашествие скотоводческих племен с территории Северного Причерноморья. Носителей курганных культур иногда даже называют викингами IV—III тыс. до н. э. А гибель культур земледельцев связывают с «курганизацией» Европы и Малой Азии, что обозначается термином «индоевропеизация» или «расселение индоевропейцев с прародины».

Как уже отмечалось, основой жизнедеятельности трипольских племен было земледелие, а также скотоводство. Очень высокий уровень имели домашнее производство и общинные ремесла, особенно гончарство (расписная посуда), а также металлообработка. Трипольская зона относилась к наиболее древней в Европе, а также наиболее развитой в энеолитическую эпоху Балкано-Карпатской металлургической провинции. Через эти земли проходила торговля металлом. О контактах трипольцев с другими группами древнего населения свидетельствуют и разные антропологические типы, зафиксированные среди носителей этой культуры. То есть Триполье было соединительным звеном между Западом и Востоком.

Основной экономической ячейкой общества тех времен была большая семья, которая состояла из нескольких парных семей. Местами проживания многосемейной общины были большие строения, разделенные перегородками на отдельные отсеки, число которых равнялось количеству парных семей. Малая семья могла жить и в отдельном доме.

Разнообразную информацию о духовном мире трипольцев содержит орнамент глиняных изделий. Так, трехчленное создание орнаментальных композиций на поверхности многих сосудов, возможно, является отображением трехъярусной картины мира. У верхней части горшка горизонтальной волнистой линией изображали воду, посередине — солнце, месяц, крапинки дождя, а в нижней части — деревья, людей, животных. Существует предположение, что эти три горизонтальные ярусы росписи на керамических изделиях отображают разделение мира на верхнее небо с запасами воды, собственно небо (средний ярус), по которому совершает свой бег солнце и через которое на землю (третий ярус) падает дождь, орошая растения.

3. После поражения казацких восстаний 20-30-х годов XVII века Речь Посполитая развернула политику широкого наступления на украинство. Угнетение крестьян и мещан, национально-религиозные притеснения вызвали у украинцев ненависть к польской шляхте, магнатам и королевской власти.

Все это стало причиной мощного взрыва народного гнева. В конце концов отдельные вспышки неповиновения переросли в национально-освободительную войну. Ее движущей силой стало казачество, а проводником - Богдан Хмельницкий, избранный 30 января 1648 гетманом Войска Запорожского.

Хмельницкий разворачивает активную подготовку к выступлениям против шляхты. Устанавливаются связи с Крымским ханством, которое на несколько лет становится союзником казаков. В течение мая в битвах под Желтыми Водами и Корсунем, а впоследствии под Пилявцами были разгромлены польские регулярные войска. Повстанцы захватывают Киев, освобождают Киевщину, Брацлавщину, Подолье, значительную часть Волыни. Развивая успех, войско Хмельницкого в октябре начало осаду Львова, а впоследствии и мощной крепости Замостье.

В феврале 1649 года Хмельницкий ведет переговоры с поляками. Переосмыслив уроки прошлогодней борьбы, он однозначно ставит вопрос о праве украинского народа на создание собственного, независимого государства. Переговоры завершились временным перемирием до весны. Освобождение из-под власти Речи Посполитой значительной части этнических украинских территорий способствовало формированию основ Казацко-Гетманского государства. Его столицей и резиденцией Гетьмана стал город Чигирин. Начинают формироваться казацкая, крестьянская и государственная собственность на землю, финансовая, таможенная и налоговая системы.

1651 война возобновилась. Поражение казацкого войска под Берестечком на Волыни открыло путь польским жолнерам на Украину. Хмельницкий был вынужден в сентябре того же года заключить в Белой Церкви унизительное соглашение с поляками.

Для борьбы с Речью Посполитой Украина нуждалась в помощи сильного союзника, и Войско Запорожское вынуждено было принять протекцию московского царя Алексея Михайловича.

В начале января 1654 посольство царя во главе с боярином Бутурлиным прибывает в Переяслав. На переговорах согласовываются принципиальные основы будущего договора. 18 января состоялась рада, участники которой приняли присягу на верность московскому царю. Однако часть соратников Хмельницкого и высшее духовенство Украинской православной церкви от присяги отказались.

В марте уже украинская делегация прибыла в Москву, и после длительного обсуждения стороны приняли договор, известный под названием "Мартовские статьи". Согласно им, закреплялась независимость Украины от Речи Посполитой, признавалась внутриполитическая суверенность Украинского государства. Неизменным оставалось и территориальное деление.

Между тем Польша начала новую агрессию против Украины. В марте 1654 года ее войско вторглось на Подолье, Волынь и Брацлавщину.

Осенью 1656 Московия, нарушая условия договора, заключила с Речью Посполитой сепаратное Виленское перемирие. Хмельницкий энергично взялся за формирование антипольской коалиции со Швецией, Семиградьем, Бранденбургом, Молдавией, Валахией, Литвой. Он стремился отвоевать у Речи Посполитой захваченные ею западноукраинские земли, которые еще не вошли в состав Украинского Гетманского государства, и одновременно добиться независимости от политики Москвы.

Однако смерть гетмана в августе 1657 года сделала эти планы несбыточными. Однако идеи национально-освободительной войны, революционные преобразования середины семнадцатого века остались указателем для дальнейшей борьбы за независимое украинское государство.

4. Первые шаги к отмене крепостного права в России были сделаны императором Александром I в 1803 году изданием Указа о вольных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

В прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия

, Курляндия, Лифляндия) крепостное право было отменено ещё в 1816—1819 годах.

19 февраля 1861 царь Александр II издал Манифест об отмене крепостного права и "Общее положение о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости".

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.