Сделай Сам Свою Работу на 5

Библейские мотивы и образы в романе.





Практическая №1.

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита».

Библейские мотивы и образы в романе.

1. История создания романа «Мастер и Маргарита».

2. Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»

3. Найти внутренние соответствия евангельских и московских глав романа. Найти отличия этих глав.

4. За что так страшно наказан Берлиоз?

5. Изображение Пилата М. Булгаковым.

6. Раскройте суть сцены допроса в главе 2.

7. В чем смысл Булгаковской интерпретации евангельского сюжета?

8. Характеристика сатирических персонажей (Степа Лиходеев, Варенуха, Соков, Аннушка, Алоизий Могарыч). Каждого персонажа. Найти описание в книге.

Проблемные вопросы:

1. Какую силу воплощает в романе Воланд? Какова функция этого образа в романе?

Переплетение фантастики и реальности наблюдается в образе Воланда. Этот персонаж реален и в тоже время ему подвластно пространство и время, он вобрал а себя черты духов зла. Воланд карающей силой проносится над Москвой. Его жертвами становятся глумливые и непорядочные люди. Воланд, персонаж романа «Мастер и Маргарита», возглавляющий мирпотусторонних сил. Воланд – это дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла иповелитель теней». Он в самом начале романа вводит евангельскую тему,рассказывая о допросе Иешуа Пилатом. Именно Воланд определяет весь ходдействия московских сцен, в которых он со своей свитой оказывается вобличье современников. Воланд олицетворяет вечность. Он – то вечносуществующее зло, которое необходимо для существования добра. Основная же деятельность Воланда, видимо, уравновешиванье сил добра и зла, осуществление справедливости. Воланд, а знаҹит, отҹасти сам автор, понимает справедливость не только как милосердие, а как воздаяние по принципу каждому по вере. Воланд воплощает в себе именно идею автора о неизменности всего внутреннего, ҹеловеҹеской природы и мирового устройства жизни от внешней оболоҹки. Воланд это сила, необъяснимая простыми логиҹескими рассуждениями, которая и существенна для Булгакова потому, ҹто разрушает своим существованием в романе рационалистиҹескую идею. Воланд первым делом, пользуясь своей иррациональной силой, побеждает вдохновителя материализма, главу Массолита Берлиоза, который к необыкновенным явлениям... не привык и старается защитить себя от темной силы мыслью: Этого не может быть.
Воланд эта та основная сюжетная пружина, которая помогает автору раскрыть, разоблаҹить, обезглавить (как Берлиоза и Жоржа Бенгальского) идею внешней, оболоҹеҹной жизни.
Его образу в романе принадлежит особая роль. С одной стороны, он представление фантастиҹеского элемента, который уже традиционно использует писатель, с другой Воланда во многом можно назвать авторским резонером, выразителем идеи романа. Воланд появляется в первой же главе Мастера и Маргариты и уходит в веҹность вместе с остальными героями в конце книги. Это единственный герой, неподвластный ҹужому суду, решению, возмездию или разоблаҹению.
Функции Воланда в романе Булгакова.  
  • наблюдение за течением жизни на земле;
  • обнажение, а не увеличение зла;
  • восстановление справедливости после смерти человека.

2.Каковы традиционные функции дьявола в литературе? Как решается тема «нечистой силы» в татарской литературе? Как это соотносится с романом Булгакова?





Традиционные функции дьявола в литературе – это искушение и наказание человека.

В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-30 гг. нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, 06 истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.



Булгаков «Мастере и Маргарите» воспринял дуализм древних религий, гдедобрые и злые божества являются равноправными объектами поклонения. Один изгонителей Мастера неслучайно назван Аримановым - носителем злого начала, поимени зороастрийского божества.

 

3.Каковы приемы булгаковской сатиры? Какие сатирические традиции русской литературы наследует автор?

В романе «Мастер и Маргарита» отточенная, разящая сатира, но не бытовая, а острополитическая, скрытая от цензуры, жалит и настигает социальное зло. Сам дьявол «с сотоварищи» появился в советской, полностью атеистической Москве. Кстати, сам автор относится к дьяволу со сдержанной иронией. С кажущимся всемогуществом вершит дьявол свой суд и расправу. Однако стоит отметить, что его чарам и волшебству поддается лишь то, что уже подгнило. Воланд и его помощники не творят зло, они почти не влияют на текущие в людской жизни события. Роль этих героев – обнажать сущность явлений, высвечивать пороки человека, выводить на всеобщее обозрение черты, которые скрыты от глаз.

За сатирой скрывается сама суть жизни, ее предназначение и смысл – добро и зло в их вечном, абсолютном противостоянии, преступление и возмездие, бессмертие и забвение, любовь и равнодушие. Писателем двигало не талантливое обличение или высмеивание каких-то сторон злободневной действительности – это шло попутно, мимоходом, заодно.

4. Каковы эстетические и идейные функции понятий «карнавальный смех», «буффонада»?

Буффонада (итал. buffonata, буквально - шутовство, придурювання) - шуточная, смешная театральное представление или манера игры Буффон а (комического актера, который играет в Буффон аде, интермедиях, водевилях, фарсах и т.п.), основанное на приемах гротеск в или грубом комизме.

«карнавальный смех»Это жизнерадостное, жизнеутверждающее состояние духа народа, ведущее необузданную игру со всем серьезным и священным. Смех – это свобода – победа над страхами и потусторонними ужасами, перед священным, превосходство перед смертью, над социальным угнетением и ограничением. В карнавале, в отличие от литургии, нет объекта по отношению к которому требовалось бы удивление, благоговение, пиететное уважение. Здесь каждый может дурачиться и радоваться.

5. Каков смысл эпиграфа романа?

Эпиграф романа Булгакова «Мастер и Маргарита» взят из поэмы Гете «Фауст» неслучайно. Произведение великого немецкого поэта послужило для Булгакова настоящим источником тем и прототипов главных героев.

Воланд обращается к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

В этой фразе повелителя тьмы перед нами раскрывается, на мой взгляд, значение выбранного Булгаковым эпиграфа – единство и взаимодополняемость добра и зла. Ибо без зла людям не дано понять, что есть добро. И в этом великий гуманистический смысл всего произведения «Мастер и Маргарита». Все в мире имеет право на существование, и не людям дано судить о том, чему быть, а что надо уничтожить.

1. История создания романа «Мастер и Маргарита».

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа. Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. В последующих редакциях среди героев произведения появились автор романа о Понтии Пилате и его возлюбленная. Окончательное название — «Мастер и Маргарита» — оформилось в 1937 году.

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Из истории создания романа мы видим, что он был задуман и создавался как «роман о дьяволе». В самом деле, Булгаков называл себя «мистическим писателем», но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя…

При написании романа Булгаков пользовался несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а так же мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Так, в романе происходит взаимодействие трех миров:

· человеческого (все люди в романе)

· библейского (библейские персонажи)

· космического (Воланд и его свита)

Или вот второй вариант создания романа.

Роман “Мастер и Маргарита” - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Около 12 лет ( с 1928 по 1940 г.) он работал над ним. Сохранившиеся материалы восьми редакций позволяют проследить, как меняется замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство.

Как и его герой – Мастер – писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Во время сталинской диктатуры, господства вульгарно-социологической критики трудно было ожидать чуда. Не случайно из трехсот рецензий, опубликованных на его произведения и собранных писателем, 298 были разгромными. Да и из тех критиков и писателей, кто прочитал рукопись, немногие сумели её по достоинству оценить. Среди давших ей высокую оценку в первую очередь можно назвать Анну Ахматову, которая сказала об авторе “Мастера и Маргариты”: “Он гений”.

Появление романа в журнале “Москва” ( № 11 за 1966 и № 1 за 1967 год ), даже в урезанном виде (всего было сделано 159 изъятий текста ), произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Полный текст появился сначала в Париже ( 1967) , а в 1973 году и на родине писателя. Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в восьмидесятые годы ХХ века. Роман вызывал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. Например, и сегодня ведутся ссоры о том, что считать каноническим текстом: Булгаков не завершил редактирование своего детища, в его архиве сохранилось несколько вариантов “Мастера и Маргариты”. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью.

“Мастер и Маргарита не укладывается в традиционные, привычные схемы.

2. Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита»

По жанру «Мастер и Маргарита» — роман. Жанровое своеобразие его может быть раскрыто следующим образом: сатирический, социально-философский, фантастический роман в романе. Роман является социальным, так как в нём описывается жизнь в СССР в последние годы нэпа, то есть в конце 20-х годов XX века. Более точно датировать время действия в произведении невозможно: автор специально (или не специально) соединяет на страницах произведения разновременные факты: ещё не разрушен храм Христа Спасителя (1931), но уже введены паспорта (1932), а москвичи ездят в троллейбусах (1934). Место действия романа — обывательская Москва, не министерская, не академическая, не партийно-правительственная, а именно коммунально-бытовая. В столице на протяжении трёх дней Воланд со своей свитой изучает нравы обычных (средних) советских людей, которые, по замыслу коммунистических идеологов, должны представлять собой новый тип граждан, свободных от социальных болезней и недостатков, присущих людям классового общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.