Греческая классическая лирика. Декламационная поэзия. Мелика
1. Происхождение греческой лирики. Поэзия и музыка. Декламационная лирика и Мелика.
2. Декламационная лирика. Античная элегия как жанр. Представители элегии.
3. Ямбическая лирика и её представители.
4. Мелическая поэзия. Хоровая и сольная мелика.
5. Творчество Алкея.
6. Поэзия Сапфо.
7. Творчество Анакреонта. Анакреонтическая поэзия.
8. Анакреонтическая традиция в творчестве русских поэтов XVIII-XIX вв.
9.Представители хоровой мелики. Поэзия Пиндара.
Занятие 4. Вариант 1
Античная трагедия. Трагедии Эсхила
1. Происхождение античной драмы. Устройство греческого театра. Особенности постановок.
2. Античная трагедия как особый синтетический жанр, соединяющий эпические, лирические и драматические средства выражения.
3. Эсхил – «отец трагедии». Основной конфликт трагедии «Прометей прикованный». Статичность и обобщённость образов.
4. Трилогия «Орестея». Проблема вины и возмездия, личной ответственности человека за свои поступки. Взаимодействие личной воли человека и объективных сил внешнего мира (воли богов). Утверждение идей афинской государственности.
5. Поэтика трагедий Эсхила.
Занятие 4. Вариант 2
Античная трагедия. Трагедии Софокла и Еврипида
1. Софокл – «любимец богов». Трагедия Софокла «Царь Эдип». Особенности композиции, мифологическая основа. Мотив рока.
2. Трагедия Софокла «Антигона». Сущность конфликта между Антигоной и Креонтом.
3. Поэтика трагедий Софокла.
4. Еврипид – «философ на сцене». Своеобразие конфликта в трагедии Эврипида «Медея».
5. Углубление художественного выражения психологии человека в трагедии Еврипида «Ипполит»: изображение внутреннего мира, борьбы чувств. Противоречие между мифологической формой и содержанием трагедии.
6. Эволюция греческой трагедии от Эсхила до Еврипида.
Занятие 5. Вариант 1
Древнеаттическая комедия
1. Фольклорные истоки античной комедии (карнавальное начало) и её общественно-политический характер.
2. Аристофан – «отец комедии». Пародийное мастерство Аристофана.
3. Политические и антивоенные комедии Аристофана («Всадники», «Мир (Тишина)», «Лисистрата»).
4. Нравственные проблемы в комедии «Облака».
5. Пародийное мастерство Аристофана в комедии «Лягушки».
6. Художественные приёмы, язык комедий Аристофана. Традиции сатирической комедии в европейской и русской драме нового времени.
Занятие 5. Вариант 2
Новоаттическая комедия. Комедии Менандра
1. Условия появления новоаттической комедии, её отличие от древнеаттической, характерные черты.
2. Менандр – крупнейший представитель новоаттической бытовой комедии. Создание комедии характеров.
3. «Третейский суд». Характер человека, его природа и случай как движущие силы комедии.
4. «Брюзга» как комедия характеров. Психологические типы, данные в динамике.
5. Развитие традиций новоаттической бытовой комедии в европейской комедии нового времени.
Занятие 6. Вариант 1
Греческая проза
1. Особенности возникновения и развития греческих прозаических жанров.
2. «Дафнис и Хлоя» Лонга как любовный роман. Влияние античного любовного романа на литературу последующих времён.
3. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха как жанр литературной биографии. Традиции жанра литературной биографии в русской прозе XX века.
Занятие 6. Вариант 2
Греческая проза
1. Сатирическое творчество Лукиана. Жанр похвального слова в «Похвале родине» и «Похвале мухе».
2. Пародирование формы философского жанра диалогов (разговоров) в «Разговорах богов», «Разговорах гетер», «Разговорах в царстве мёртвых».
3. Влияние творчества Лукиана на европейскую литературу нового времени.
Занятие 7
Римский театр эпохи Плавта. Комедии Теренция
1. Происхождение римской комедии, её связь с новоаттической комедией. Устройство театра и особенности постановок.
2. Комедии Плавта. Романизация греческих сюжетов. Приёмы комбинации, буффонады, нарушения сценической иллюзии в комедии «Клад».
3. Отражение римской действительности в комедии Плавта «Хвастливый воин».
4. Женские образы в комедиях Теренция «Девушка с Андроса» и «Свекровь».
5. Проблемы воспитания и взаимоотношений отцов и детей в комедии Теренция «Братья».
Занятие 8
Римская поэзия. Творчество Катулла и поэтов-неотериков
1. Своеобразие римской лирической поэзии. Творчество поэтов-«неотериков».
2. Основные темы, образы и мотивы поэзии Катулла.Мир лирического героя Катулла.
3. Любовная лирика Катулла, её связь с греческой меликой. Цикл, посвящённый Лесбии.
4. Художественные открытия поэзии Катулла. Влияние римской поэзии на лирику нового времени.
Занятие 9. Вариант 1
Римская поэзия. Творчество Вергилия, Горация, Овидия
1. «Буколики» и «Георгики» Вергилия.
2. Художественное своеобразие «Энеиды»: мифологическая основа, жанр и композиция.
3. Поэзия Горация. Эподы. Сатиры. Послания. Оды.
4. Традиция «Памятника» в русской литературе (Ломоносов, Державин, Пушкин, поэты Серебряного века, лирика XX века).
5. Гораций – теоретик римского классицизма.
6. Творчество Овидия. Любовная лирика.
7. Поэма «Метаморфозы» – художественная обработка мифов о превращениях. Сюжетно-композиционная организация. Жанровое богатство поэмы.
Занятие 9. Вариант 2
Античная басня. Творчество Эзопа и Федра
1. Басня как жанр. Эволюция жанра басни. Художественные особенности басен.
2. Происхождение греческой басни. Басни Эзопа: сюжеты, образы, приёмы.
3. Римская басня, её связь с греческой. Басни Федра: традиции и новаторство.
4. Влияние античной басни на литературу последующих времён. Развитие жанра басни в России.
УЧЕБНИКИ И ЛИТЕРАТУРА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Анпеткова-Шарова Г.Г. Античная литература: учебное пособие для вузов / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров; /под ред. В.С. Дурова; Санкт-Петербургский гос. ун-т. – М.: Академия; СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. – 479 с.: ил.
Античная культура: Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь-справочник / Сост.В.Н. Ярхо. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Лабиринт, 2002. – 351 с.
Античная литература: учебник для вузов / А.Ф. Лосев и др.; под ред. А.А. Тахо-Годи. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1973. – 438, [2] с.: ил.
Боннар А.Греческая цивилизация. Т. 1–3. – М., 1961. – 480 с.
Гаспаров М.Л.Занимательная Греция. – М.: Аванта+,2010. 428 с.
Гаспаров М.Л.Занимательная мифология. Сказания Древней Греции. – М.: Фортуна ЭЛ, 2009. – 320 с.
Гиленсон Б.А. История античной литературы: Учебное пособие. Кн. 2: В 2 кн. Кн. 1. Древняя Греция. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 416 с. Кн. 2. Древний Рим / Б.А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 381 с.
Гиленсон Б.А. Литература и культура Древнего мира: Уч. пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 315 с.
Кирьянова Н.В.История мировой литературы и искусства: учебное пособие для вузов / Н.В. Кирьянова. – М.: Флинта; Наука, 2006. – 469 с.
Кирьянова Н.В.История мировой литературы и искусства: Учебное пособие для вузов / Н.В. Кирьянова. – 2-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2007. – 469 с.
Лосев А.Ф.История античной эстетики: Ранний эллинизм / А.Ф. Лосев. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2000. – 959 с.
Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / В.А. Луков. – Изд.6-е; стер. – М.: Академия, 2009. – 511 с.
Мифологический словарь /Гл. ред. Е.М. Мелетинский. – М.: Сов. энциклопедия, 1992. – 456 с.
Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Сов.энциклопедия. – Т.1. А-К.1991. – 671 с. Т. 2. К-Я. – 719 с.
Радциг С.И. История древнегреческой литературы: Учебник. –5-е изд. – М.: Высш. школа, 1982. – 487 с.
Словарь античности / Сост. Й. Ирмшер в сотрудничестве с Р. Йоне; пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. – 704 с.
Тронский И.М. История античной литературы: учебник для студентов филологических специальностей университетов / И. М. Тронский; отв. ред.: Н.А. Чистякова, В.Н. Ярхо. – Изд. 4-е, исправл. и доп. – М.: Высшая школа, 1988. – 464 с.: ил.
Хрестоматия по античной литературе для вузов:В 2-х т. Т. 1: Греческая литература / Под общ. ред. Н.Ф. Дератани. – Репр. изд. 1949 г. – М.: Лист Нью, 2009. – 679 с.
Хрестоматия по античной литературе для вузов: В 2-х т. Т. 2:Римская литература / Под ред. Н.Ф. Дератани. – Репр. изд. 1949 г. – М.: Лист Нью, 2009. – 591 с.
Чистякова Н.А. История античной литературы: учебное пособие для студентов филологических специальностей университетов и педагогических институтов / Н.А. Чистякова, Н.В. Вулих. – М.: Высшая школа, 1971. – 453 с.
Чистякова Н.А. История античной литературы: учебное пособие для студентов филологических специальностей университетов и педагогических институтов / Н.А. Чистякова, Н.В. Вулих. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1972. – 453 с.
Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М.: Наука, 1983. – 296 с.
Шталь И.В.Эпические предания Древней Греции. – М.: Наука, 1989. – 232 с.
Ярхо В.Н.Античная драма: Технология мастерства. – М.: Высшая школа, 1990. – 142 с.
Ярхо В.Н., Полонская К.П.Античная лирика. – М.: Высшая школа, 1967. – 483 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|