Сделай Сам Свою Работу на 5

Методическое обеспечение программы

СПб ГБУ «Дом молодежи Василеостровского района

Санкт-Петербурга

 

 

Программа

Морского молодежного клуба

«Ледокол»

Возраст учащихся 14-18 лет

Срок реализации 1 год

Объем программы: 387 часов

Автор: Руководитель клуба

Корзун Владимир Иванович,

Педагог дополнительного образования

 

Санкт-Петербург 2012 г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования ПМК «Ледокол» направлена на повышение общего культурного уровня и приобретение специальных знаний учащимися старших классов средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, которые готовятся к поступлению в морские учебные заведения или планируют освоить профессии морского профиля.

Актуальность данной работы обусловлена возрастающей потребностью подготовки кадров по морским и судостроительным специальностям, возрастанию объема перевозок по Северному Морскому пути, повышению уровня патриотического воспитания молодежи и изучения истории освоения Арктики.

Занятия в клубе «Ледокол» проводятся 2 раза в неделю в Доме молодежи Василеостровского района в виде семинаров, на которых широко используются видео- и фотоматериалы, наглядные и методические пособия, которые позволяют ознакомиться с историей российского флота, создания ледокольного флота России, участия наших кораблей в военных операциях, аварийно-спасательных работах и проведении научных исследований и организации арктических экспедиций.

Приобретенные знания необходимы для продолжения учебы в высших морских и учебных заведениях служат основой для дальнейшей специализации и освоения профессий для работы в арктических регионах на судах ледокольного флота, аварийно-спасательных судах, организации грузоперевозок и проведения аварийно-спасательных работ на Северном Морском пути.

В зависимости от уровня подготовки члены клуба приобретают или углубляют свои знания по следующим вопросам:



- общее устройство судов и их классификация

- обязанности рядового и командного состава на судне

- аварийно-спасательные средства

- действие экипажа при возникновении чрезвычайных ситуаций

- противопожарная защита судов

- вопросы экологической безопасности при эксплуатации судов и транспортировке грузов.

Особое внимание на занятиях клуба уделяется использованию ледокольного флота России при освоении Северного морского пути, организации полярных экспедиций, участию ледоколов в Полярных конвоях, истории создания и особенностям эксплуатации паровых, дизель-электрических и атомных ледоколов.

Работа клуба «Ледокол» организуется в тесном взаимодействии с руководством Филиала Музея Мирового океана в СПб «Ледокол «Красин». По согласованию с руководством музея члены клуба участвуют в мероприятиях на ледоколе «Красин», проходят практику с целью изучения устройства ледокола и ознакомления с экспозициями музея, выполняют работы в соответствии с предусмотренном планом.

Члены клуба «Ледокол» активно участвуют в мероприятиях, проводимых фондом «Морское образование» и ассоциацией «Морское наследие», в морских фестивалях, научно-практических конференциях, конкурсах и соревнованиях.

Для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения проводятся занятия с абитуриентами по специально разработанной программе в зависимости от требований, устанавливаемых для сдачи приемных экзаменов, организуются встречи с преподавателями морских ВУЗов, участие в олимпиадах по различным предметам, посещение ВУЗов в дни открытых дверей.

Прогнозируемые результаты обучения одного года:

1. Учащиеся приобретают общие знания по следующим разделам:

- история ледоколостроения

- типы морских судов

- устройство ледокола «Красин»

- история полярных исследований

- командный и рядовой состав морских грузовых судов и ледоколов

- основы эксплуатации и технического обслуживания судна

- аварийно спасательные средства, системы и устройства

- противопожарное оборудование и меры обеспечения противопожарной безопасности

- судовой распорядок в море и на стоянке

- принципиальное устройство главной энергетической установки

- вспомогательные механизмы и системы

- план и способы эвакуации при чрезвычайных ситуациях

- навигационное оборудование и связь

2. Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться на судне в обычных и чрезвычайных условиях

- пользоваться аварийно-спасательными средствами

- работать с противопожарным оборудованием

- оказывать помощь пострадавшим

3. Оснащение программы:

Ледокол «Красин»

- главная энергетическая установка

- элементы конструкции корпуса

- технические средства, оборудование и системы

- аварийно-спасательные средства

- техническая документация судна, инструкции по эксплуатации и технике безопасности

- экспозиции музея, видеоматериалы, печатная продукция

- экспозиции музеев морских учебных заведений, Центрального военно-морского музея, Музея Арктики и Антарктики

Содержание программы

Теория

История развития ледокольного флота и полярных исследований

Классификация морских судов

Устройство судна

- корпус и надстройки

- главная энергетическая установка

- вспомогательные механизмы и системы

- электрооборудование

- навигационное оборудование

- палубные механизмы и устройства

- швартовое оборудование

- спасательные средства и системы

- противопожарное оборудование и системы

Порядок отдачи и выполнения морских команд

Экипаж судна

- командный и рядовой состав

- экспедиционный состав

Специальные знания и навыки, приобретаемые на практических занятиях:

- определение типа судна и особенностей его конструкции по внешнему виду

- передвижение по судну, ориентация, использование эвакуационных путей

- эвакуация пострадавших и оказание им помощи

- специальные обозначения и маркировка на судне

- расположение жилых и служебных помещений

– использование мобильных средств связи

- работа с пожарным насосом и развертывание пожарных рукавов

- действия с использованием бросательных концов

- использование морских узлов

- использование спасательных жилетов

- посадка в спасательные шлюпки

- участие в культурных мероприятиях музея «Ледокол «Красин»

- подготовка фото и видеорепортажей

- ведение личных дневников и конспектов

- составление отчетов о проведенных мероприятиях

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

- программа предусматривает как теоретические занятия, изучение истории российского флота и освоения Арктики, так и практические занятия на ледоколе «Красин», где члены клуба выполняют непосредственные работы, знакомятся с работой на действующем оборудовании, требованиями, предъявляемыми к экипажу

- обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях, проводимых на ледоколе музее, подготавливают материалы для выступлений на научно-практических конференциях

- участвуют в мероприятиях, проводимых фондом «Морское образование» (морские фестивали, конкурсы морских песен, гребных регатах) и ассоциацией «Морское наследие» (встречи с полярными капитанами, научные семинары, выставки).

Учебный план

№ п.п. Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Прим.
теория практика
Вводное занятие. Правила поведения на судне. Инструктаж по технике безопасности    
Правила ведения индивидуальных журналов и конспектов. Общее устройство судна  
Классификация судов. Ледоколы и другие суда вспомогательного флота, их назначение  
Военно-морские суда. Крейсер «Аврора» как исторический и учебный корабль. Экспозиции ЦВМ музея    
История развития ледокольного флота России. От первых паровых ледоколов до современных атомных ледоколов  
Ледокол «Красин», участие в спасательных и военных операциях, научных исследованиях и освоении Северного морского пути. Организация международных перевозок по СМП. Посещение музея Арктики и Антарктики
Экипаж ледокола. Вахтенная и дежурная служба. Научный отдел ледокола-музея, жилые и служебные помещения  
Государственный флаг, гюйс, вымпелы и специальные флаги на судне. Международный свод сигналов.  
Индивидуальные и коллективные спасательные средства ледокола. Спасательные шлюпки. Порядок проведения эвакуации  
Швартовные операции, Техника безопасности при выполнении швартовных операций. Операции со швартовыми во время отстоя судна Швартовные устройства современных пассажирских судов. Такелажное дело, действия палубной команды  
Сигнализация и связь. Глобальные спутниковые навигационные системы связи Сигнализация и связь. Основные принципы организации ГМССБ История создания ГМССБ Состав судового радиооборудования. Организация телефонной радиосвязи на судах Фонетический алфавит и цифровые коды  
Конструкция корпуса судна. Верхняя палуба, надстройка и мачты. Особенности корпуса ледоколов. Конструкция носовой части. Прочностные характеристики. Поперечный и продольный набор. Грузоподъемные устройства и механизмы  
Машинное отделение судна. Главная паровая машина. История развития паровых двигателей. Поршневые и турбинные паровые двигатели. Дизель-электрические энергетические установки. Автоматизированные системы управления дизель-электрическими энергетическими установками. Атомные энергетические установки Обеспечение безопасности эксплуатации атомных энергетических установок на судах. Участие в семинарах Ассоциации полярных капитанов
Отделение вспомогательных машин и механизмов. Общесудовые системы и их классификация. Системы вентиляции и кондиционирования. Системы отопления. Электрические обогреватели  
Противопожарное оборудование ледокола. Борьба с пожарами на судах. Действия экипажа по борьбе с водой. Расписание по тревогам Практические занятия на полигоне филиала ВНИИПО МЧС РФ
Штурманское и радиотехническое оборудования. Морские карты и лоции. Штурманские проводки. История развития навигационных приборов  
Физическая подготовка экипажа. Организация соревнований по морскому многоборью. Перетягивание каната, вязание морских узлов. -  
Морские фестивали и праздники. Юбилейные даты. Программа фестиваля Морфест-2013 - Участие в подготовительных и основных мероприятиях фестиваля в соответствии с программой фестиваля
Научно-практические конференции. Подготовка докладов   Участие в конференциях по мере их проведения в течение года
Биологическое разнообразие и экологическая система Мирового океана. Международное сотрудничество по сохранению Всемирного морского наследия.    
Экология Балтийского моря. Финский залив: от взаимных упреков к конструктивному сотрудничеству. Ингерманландский заповедник  
Экологическая ситуация в Невской губе. Влияния комплекса защитных сооружений. Развитие Невской губы в долгосрочной перспективе    
Подведение итогов обучения. Планирование работы клуба «Ледокол» на новый учебный год   Посещение музеев и встречи с преподавателями морских ВУЗов
  Итого  
               

Методическое обеспечение программы

Для реализации учебной программы используется литература, методические пособия и документация библиотеки научного и технического архива музея «Ледокол “Красин”», компьютерные тренажерные курсы «Действия в аварийных ситуациях» и «Обеспечение аварийной связи», действующая нормативно-техническая документация и видеоматериалы по различной тематике.

Список использованной литературы



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.