Методическое обеспечение программы
СПб ГБУ «Дом молодежи Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Программа
Морского молодежного клуба
«Ледокол»
Возраст учащихся 14-18 лет
Срок реализации 1 год
Объем программы: 387 часов
Автор: Руководитель клуба
Корзун Владимир Иванович,
Педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург 2012 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования ПМК «Ледокол» направлена на повышение общего культурного уровня и приобретение специальных знаний учащимися старших классов средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, которые готовятся к поступлению в морские учебные заведения или планируют освоить профессии морского профиля.
Актуальность данной работы обусловлена возрастающей потребностью подготовки кадров по морским и судостроительным специальностям, возрастанию объема перевозок по Северному Морскому пути, повышению уровня патриотического воспитания молодежи и изучения истории освоения Арктики.
Занятия в клубе «Ледокол» проводятся 2 раза в неделю в Доме молодежи Василеостровского района в виде семинаров, на которых широко используются видео- и фотоматериалы, наглядные и методические пособия, которые позволяют ознакомиться с историей российского флота, создания ледокольного флота России, участия наших кораблей в военных операциях, аварийно-спасательных работах и проведении научных исследований и организации арктических экспедиций.
Приобретенные знания необходимы для продолжения учебы в высших морских и учебных заведениях служат основой для дальнейшей специализации и освоения профессий для работы в арктических регионах на судах ледокольного флота, аварийно-спасательных судах, организации грузоперевозок и проведения аварийно-спасательных работ на Северном Морском пути.
В зависимости от уровня подготовки члены клуба приобретают или углубляют свои знания по следующим вопросам:
- общее устройство судов и их классификация
- обязанности рядового и командного состава на судне
- аварийно-спасательные средства
- действие экипажа при возникновении чрезвычайных ситуаций
- противопожарная защита судов
- вопросы экологической безопасности при эксплуатации судов и транспортировке грузов.
Особое внимание на занятиях клуба уделяется использованию ледокольного флота России при освоении Северного морского пути, организации полярных экспедиций, участию ледоколов в Полярных конвоях, истории создания и особенностям эксплуатации паровых, дизель-электрических и атомных ледоколов.
Работа клуба «Ледокол» организуется в тесном взаимодействии с руководством Филиала Музея Мирового океана в СПб «Ледокол «Красин». По согласованию с руководством музея члены клуба участвуют в мероприятиях на ледоколе «Красин», проходят практику с целью изучения устройства ледокола и ознакомления с экспозициями музея, выполняют работы в соответствии с предусмотренном планом.
Члены клуба «Ледокол» активно участвуют в мероприятиях, проводимых фондом «Морское образование» и ассоциацией «Морское наследие», в морских фестивалях, научно-практических конференциях, конкурсах и соревнованиях.
Для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения проводятся занятия с абитуриентами по специально разработанной программе в зависимости от требований, устанавливаемых для сдачи приемных экзаменов, организуются встречи с преподавателями морских ВУЗов, участие в олимпиадах по различным предметам, посещение ВУЗов в дни открытых дверей.
Прогнозируемые результаты обучения одного года:
1. Учащиеся приобретают общие знания по следующим разделам:
- история ледоколостроения
- типы морских судов
- устройство ледокола «Красин»
- история полярных исследований
- командный и рядовой состав морских грузовых судов и ледоколов
- основы эксплуатации и технического обслуживания судна
- аварийно спасательные средства, системы и устройства
- противопожарное оборудование и меры обеспечения противопожарной безопасности
- судовой распорядок в море и на стоянке
- принципиальное устройство главной энергетической установки
- вспомогательные механизмы и системы
- план и способы эвакуации при чрезвычайных ситуациях
- навигационное оборудование и связь
2. Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться на судне в обычных и чрезвычайных условиях
- пользоваться аварийно-спасательными средствами
- работать с противопожарным оборудованием
- оказывать помощь пострадавшим
3. Оснащение программы:
Ледокол «Красин»
- главная энергетическая установка
- элементы конструкции корпуса
- технические средства, оборудование и системы
- аварийно-спасательные средства
- техническая документация судна, инструкции по эксплуатации и технике безопасности
- экспозиции музея, видеоматериалы, печатная продукция
- экспозиции музеев морских учебных заведений, Центрального военно-морского музея, Музея Арктики и Антарктики
Содержание программы
Теория
История развития ледокольного флота и полярных исследований
Классификация морских судов
Устройство судна
- корпус и надстройки
- главная энергетическая установка
- вспомогательные механизмы и системы
- электрооборудование
- навигационное оборудование
- палубные механизмы и устройства
- швартовое оборудование
- спасательные средства и системы
- противопожарное оборудование и системы
Порядок отдачи и выполнения морских команд
Экипаж судна
- командный и рядовой состав
- экспедиционный состав
Специальные знания и навыки, приобретаемые на практических занятиях:
- определение типа судна и особенностей его конструкции по внешнему виду
- передвижение по судну, ориентация, использование эвакуационных путей
- эвакуация пострадавших и оказание им помощи
- специальные обозначения и маркировка на судне
- расположение жилых и служебных помещений
– использование мобильных средств связи
- работа с пожарным насосом и развертывание пожарных рукавов
- действия с использованием бросательных концов
- использование морских узлов
- использование спасательных жилетов
- посадка в спасательные шлюпки
- участие в культурных мероприятиях музея «Ледокол «Красин»
- подготовка фото и видеорепортажей
- ведение личных дневников и конспектов
- составление отчетов о проведенных мероприятиях
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
- программа предусматривает как теоретические занятия, изучение истории российского флота и освоения Арктики, так и практические занятия на ледоколе «Красин», где члены клуба выполняют непосредственные работы, знакомятся с работой на действующем оборудовании, требованиями, предъявляемыми к экипажу
- обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях, проводимых на ледоколе музее, подготавливают материалы для выступлений на научно-практических конференциях
- участвуют в мероприятиях, проводимых фондом «Морское образование» (морские фестивали, конкурсы морских песен, гребных регатах) и ассоциацией «Морское наследие» (встречи с полярными капитанами, научные семинары, выставки).
Учебный план
№ п.п.
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе
| Прим.
| теория
| практика
|
| Вводное занятие. Правила поведения на судне. Инструктаж по технике безопасности
|
|
| | |
| Правила ведения индивидуальных журналов и конспектов. Общее устройство судна
|
|
|
|
|
| Классификация судов. Ледоколы и другие суда вспомогательного флота, их назначение
|
|
|
|
|
| Военно-морские суда. Крейсер «Аврора» как исторический и учебный корабль. Экспозиции ЦВМ музея
|
|
|
|
|
| История развития ледокольного флота России. От первых паровых ледоколов до современных атомных ледоколов
|
|
|
|
|
| Ледокол «Красин», участие в спасательных и военных операциях, научных исследованиях и освоении Северного морского пути. Организация международных перевозок по СМП.
|
|
|
| Посещение музея Арктики и Антарктики
|
| Экипаж ледокола. Вахтенная и дежурная служба. Научный отдел ледокола-музея, жилые и служебные помещения
|
|
|
|
|
| Государственный флаг, гюйс, вымпелы и специальные флаги на судне. Международный свод сигналов.
|
|
|
|
|
| Индивидуальные и коллективные спасательные средства ледокола. Спасательные шлюпки. Порядок проведения эвакуации
|
|
|
|
|
| Швартовные операции,
Техника безопасности при выполнении швартовных операций.
Операции со швартовыми во время отстоя судна
Швартовные устройства современных пассажирских судов.
Такелажное дело, действия палубной команды
|
|
|
|
|
| Сигнализация и связь. Глобальные спутниковые навигационные системы связи
Сигнализация и связь.
Основные принципы организации ГМССБ
История создания ГМССБ
Состав судового радиооборудования.
Организация телефонной радиосвязи на судах
Фонетический алфавит и цифровые коды
|
|
|
|
|
| Конструкция корпуса судна. Верхняя палуба, надстройка и мачты.
Особенности корпуса ледоколов.
Конструкция носовой части. Прочностные характеристики. Поперечный и продольный набор.
Грузоподъемные устройства и механизмы
|
|
|
|
|
| Машинное отделение судна. Главная паровая машина.
История развития паровых двигателей. Поршневые и турбинные паровые двигатели.
Дизель-электрические энергетические установки.
Автоматизированные системы управления дизель-электрическими энергетическими установками.
Атомные энергетические установки
Обеспечение безопасности эксплуатации атомных энергетических установок на судах.
|
|
|
| Участие в семинарах Ассоциации полярных капитанов
|
| Отделение вспомогательных машин и механизмов.
Общесудовые системы и их классификация.
Системы вентиляции и кондиционирования.
Системы отопления. Электрические обогреватели
|
|
|
|
|
| Противопожарное оборудование ледокола. Борьба с пожарами на судах. Действия экипажа по борьбе с водой. Расписание по тревогам
|
|
|
| Практические занятия на полигоне филиала ВНИИПО МЧС РФ
|
| Штурманское и радиотехническое оборудования. Морские карты и лоции. Штурманские проводки. История развития навигационных приборов
|
|
|
|
|
| Физическая подготовка экипажа. Организация соревнований по морскому многоборью. Перетягивание каната, вязание морских узлов.
|
| -
|
|
|
| Морские фестивали и праздники. Юбилейные даты. Программа фестиваля Морфест-2013
|
| -
|
| Участие в подготовительных и основных мероприятиях фестиваля в соответствии с программой фестиваля
|
| Научно-практические конференции. Подготовка докладов
|
|
|
| Участие в конференциях по мере их проведения в течение года
|
| Биологическое разнообразие и экологическая система Мирового океана. Международное сотрудничество по сохранению Всемирного морского наследия.
|
|
|
|
|
| Экология Балтийского моря. Финский залив: от взаимных упреков к конструктивному сотрудничеству. Ингерманландский заповедник
|
|
|
|
|
| Экологическая ситуация в Невской губе. Влияния комплекса защитных сооружений. Развитие Невской губы в долгосрочной перспективе
|
|
|
|
|
| Подведение итогов обучения. Планирование работы клуба «Ледокол» на новый учебный год
|
|
|
| Посещение музеев и встречи с преподавателями морских ВУЗов
|
| Итого
|
|
|
|
| | | | | | | | |
Методическое обеспечение программы
Для реализации учебной программы используется литература, методические пособия и документация библиотеки научного и технического архива музея «Ледокол “Красин”», компьютерные тренажерные курсы «Действия в аварийных ситуациях» и «Обеспечение аварийной связи», действующая нормативно-техническая документация и видеоматериалы по различной тематике.
Список использованной литературы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|