Сделай Сам Свою Работу на 5

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.





ИСТОРИЯ РОССИИ

 


 

 

Реферат на тему: «Портрет русского энциклопедиста М.В. Ломоносова»


 

Выполнила студентка 1 курса
Факультета электроники
Группы ЭН-1-10
Мишина Елена

Преподаватель: Мельтюхов М.И.

 

 

Москва 2011

Содержание:

1. Введение.

2. Жизнь и деятельность.

3. Поэзия и филологические труды Ломоносова. Работы в области искусства.

4. Исследования в области естествознания.

5. Работы в области географии.

6. Труды в области истории.

7. Заключение.

8. Источники.


ВВЕДЕНИЕ.

Михаил Васильевич - гениальный русский учёный-энциклопедист, великий мыслитель - материалист, один из основоположников современного естествознания, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, выдающийся поборник отечественного просвещения.По обилию талантов - он был физиком, химиком, занимался механикой, географией, астрономией, живописью, исто­рией, драматургией, поэзией, филологией — Ломоносова срав­нивают с Леонардо да Винчи и другими гениями эпохи Возрождения.

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

М.В. Ломоносов родился в деревне Денисовке, близ села Холмогоры, Архангельской губернии, а ныне селе Ломоносово Архангельской области. В семье государственного крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова, женатого на дочери дьякона Елене Ивановне Сивковой. Днём его рождения принято считать 8 (19) ноября 1711 года (в настоящее время некоторыми исследователями эта дата ставится под сомнение). Его отец был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он учился в Москве на священника и поэтому был одним из образованных людей тех мест, в их семье была обширная библиотека.



Своеобразные черты развития русского Севера наложили отпечаток на интересы и стремления юного Ломоносова, Северный край не знал татарского ига и помещичьего землевладения. Это была область с высоким для своего времени уровнем культуры, родина смелых мореходов, плававших вплоть до Шпицбергена (Груманта) и сибирского побережья Северного Ледовитого океана. Ломоносов ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан; участие в морских путешествиях, по определению Г. В. Плеханова, сообщило ему “благородную упрямку”. Но как бы благоприятно ни сказывались на развитии характера Ломоносова условия жизни на сев. окраине России, его творчество было органически связано с культурой и общественно-экономическими условиями России в целом. Высокое развитие естественнонаучной мысли в России, отразившееся в трудах и открытиях Ломоносова, было непосредственно обусловлено значительным подъемом экономики страны в 18 веке, сравнительно интенсивным освоением новых экономических районов, развитием мануфактурного производства, которые способствовали прогрессу знаний в области физики, химии, геологии, географии и других отраслей естествознания. Патриотизм, горячая любовь к своему народу, постоянное стремление всячески содействовать экономическому и культурному прогрессу России были основной побудительной причиной разносторонней деятельности Ломоносова.



Михаил рано научился грамоте, прочел все книги, какие мог достать. В возрасте 14 лет у своего соседа он увидел две светские книги: «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого. В «Грамматике» объяснялись не только правила письма, но и излагались основные приемы стихосложения. А «Арифметика» Магницкого, изданная «повелением благочестивого государя нашего царя Петра I Алексеевича, всея Великия, Малыя и Белыя России самодержца, ради обучения мудролюбивых российских отроков и всякого чина и возраста людей», содержала сведения по математике и физике, по географии и астрономии. Эти две книги потрясли юношу. Он выучил их наизусть, с благодарностью помнил всю жизнь и называл «вратами своей учености».



Ломоносов слышал, что для серьезного изучения наук нужно знать латинский язык. В Холмогорах была «Словесная школа», в которой преподавал выпускник московской Славяно-греко-латинской академии Иван Каргопольский. Ломоносову иногда удавалось посещать занятия этой школы. Не имея тетрадей, он записывал сведения по географии и латинскому языку прямо на подкладке своего кафтана. По-видимому, именно Каргопольский рассказал Ломоносову о Славяно-греко-латинской академии.

Мать Ломоносова умерла, когда ему исполнилось девять лет. Мачеха не любила книжных занятий пасынка, отец не перечил ей, и жизнь в родном доме сделалась для юноши, стремившегося к знаниям, нестерпимой. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решилбежать. Он прикинулся больным, из-за чего женитьбу пришлось отложить.

Так в 1730 году Михаил Ломоносов отправился пешком в Москву. В середине января 1731 Ломоносову удалось поступить в московскую Славяно-греко-латинскую академию, где он получил основательную подготовку по древним языкам, в частности изучил латинский язык, на котором писались в то время научные труды. Он настолько овладел эти языком, что впоследствии был признан одним из лучших латинистов в Европе. Условия жизни Ломоносова в академии были тяжелыми. Вспоминая о тех годах, он писал: “Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающия от наук пресильныя стремления, которыя в тогдашния лета почти непреодоленную силу имели… имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другия нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил”. В начале 1736 Ломоносов, как один из лучших студентов академии, был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года отправлен за границу и в течение 3 лет обучался в Марбургском университете, под руководством немецкого ученого Х. Вольфа – представителя идеалистического и ограниченного метафизического мировоззрения. Подобно большинству ученых своего времени, Вольф был сторонником идеи существования специфических “невесомых” жидкостей. При всем этом Вольф был разносторонним ученым и пользовался заслуженной репутацией хорошего преподавателя. К молодому Ломоносову он относился с большим вниманием и оценил его выдающиеся способности. В своих отзывах о нем Вольф особенно отмечал основательность его подхода к изучению наук. В свою очередь Ломоносов относился к Вольфу с большим уважением; в 1745 Ломоносовым была переведена на русский язык “Вольфианская экспериментальная физика” в изложении Тюммига (напечатано в 1746). Обучаясь у Вольфа, Ломоносов не был пассивным слушателем, слепо следующим идеям и представлениям своего учителя; в принципиальных научных вопросах Ломоносов расходился с ним и развивал новые, совершенно отличные от взглядов Вольфа воззрения на природу. В Марбурге по собственной инициативе Михаил изучал и гуманитарные науки. В 1739 он отправился в Фрейберг к специалисту по горному делу И. Генкелю. Здесь он изучал химию и горное дело, работал на фабриках и шахтах. По мнению Ломоносова, настоящие знания приобретает только тот, кто теорию сумеет подкрепить практикой. Он был верен этому правилу всю жизнь. Вскоре Ломоносов резко разошелся со своим новым учителем. Генкель стоял на отсталых, реакционных позициях в науке. О нем Ломоносов писал: “Он презирал всю разумную философию, и когда я однажды, по его приказанию, начал излагать причину химических явлений (не по его перипатетическому концепту, а на основе принципов механики и гидростатики), то он тотчас же велел мне замолчать, и с обычной своею наглостью поднял мои объяснения на смех, как пустую причуду”.

Наставники Михаила всегда давали похвальные отзывы о его учебе, но при этом неоднократно отмечали беспорядочность жизни бесспорно одаренного студента. Считалось, что гулянки, кутежи, долги и переезды из города в город были не столько следствием увлекающейся натуры Ломоносова, сколько отвечали общему характеру тогдашней студенческой жизни.

В 1741 г. Ломоносов вернулся на родину. В январе 1742 был назначен адъюнктом физического класса, а в августе 1745 - профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. С первых же лет пребывания в академии Ломоносов повел непримиримую борьбу за самостоятельное развитие русской науки и культуры, против “неприятелей наук российских”. Антинародная политика правящих кругов русского дворянства привела к засилию иностранцев в Академии наук, которой фактически руководил советник академической канцелярии И. В. Шумахер. Как и многие другие иностранцы, проникшие тогда в Россию, он презирал русскую культуру и противодействовал ее самостоятельному развитию. Впоследствии пост советника академической канцелярии перешел к зятю Шумахера И. И. Тауберту, такому же врагу русских ученых. До конца жизни Ломоносов боролся с чиновничьим произволом в Академии наук, с раболепием перед иностранцами, против принижения русских ученых; в то же время Ломоносов с величайшим уважением относился к подлинным иностранным ученым.

В поздних документах говорится, что 7 мая 1743 года (26 апреля по старому стилю) произошло одно из самых знаменитых чудачеств Ломоносова. Он устроил пьяный дебош в Академии наук.

«Сего 1743 года апреля 26 дня пред полуднем Ломоносов, напившись пьян, приходил в ту палату, где профессоры для конференций заседают и в которой в то время находился профессор Винсгейм и при нем были канцеляристы.

- Ломоносов, не поздравивши никого и не скинув шляпы, мимо их прошел в географический департамент, где рисуют ландкарты, а идучи около профессорского стола, ругаясь оному профессору, остановился и весьма неприличным образом обесчестил и крайне поносный знак (кукиш) самым подлым и бесстыдным образом против них сделав, пошел в оный географический департамент, в котором находились адъюнкт Трескот и студенты.
- В том департаменте, где он шляпы также не скинул, поносил он профессора Винсгейма и всех прочих профессоров многими бранными и ругательными словами, называя их плутами и другими скверными словами, чего и писать стыдно.
- Сверх того, грозил он профессору Винсгейму, ругая его всякою скверною бранью, что он ему зубы поправит, а советника Шумахера называл вором…», - было зафиксировано в документах тех лет.

За свою дерзкую выходку ученый более семи месяцев содержался под караулом. Он целый год оставался без жалованья, а на просьбы о «вознаграждении для пропитания» и на лекарства получил только разрешение взять академических изданий, и то - на 80 рублей.

Согласно этим документам Михаил Васильевич до конца своих дней был рассеянным кабинетным чудаком. Крупный, позднее полный, и в тоже время быстрый, сильный, нрав он имел хоть и добрый, веселый, но крутой, вспыльчивый до ярости. Ломоносов всегда был небрежным в одежде. В белой блузе с расстегнутым воротом или в китайском халате он мог принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду».

Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение вопросы, относящиеся почти ко всем отраслям современного ему естествознания, горного дела и металлургии, филологии, истории, а также поэзии. Вся громадная энциклопедическая деятельность Ломоносова отличалась цельность. Многообразные направления его творческой мысли были органически связаны между собой. Научную деятельность Ломоносова условно можно разделить на три периода: в первый период – до создания им химической лаборатории в Петербурге, Ломоносов проводил в основном физические исследования, во второй период – с 1748, проводил главным образом химические исследования и в третий период – с 1757 до конца жизни, проводил исследования в области различных естественных и прикладных наук. Уже в первый период Ломоносовым была намечена широкая программа физико-химических исследований; им было написано большое количество работ, в которых он последовательно развил корпускулярную теорию и атомистические представления о строении веществ, высказал закон сохранения вещества и движения. Эти открытия на десятилетия определяли работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в варварской стране, которой они считали Россию. Вместе с другом, немецким ученым, академиков Георгом Рихманом, он проводил опыты по атмосферному электричеству. Эти исследования завершились трагично, так как, проводя опыт во время грозы, Рихман погиб. В 1744-1748 Ломоносов особенно интенсивно разрабатывал в разных направлениях выдвинутую им гипотезу о связи между свойствами атомов, свойствами тел и всеми физическими явлениями. К этому периоду относятся также некоторые исследования о важнейших физических свойствах тел вообще, главным образом тепловых явлений и газообразного состояния тел, работы о химических растворах и другие химические исследования, работы по усовершенствованию оптических инструментов и др. В 1742 Ломоносов начал исследования в области металлургии и рудного дела, с 1745 он начал собирать систематическую коллекцию российских минералов, присылаемых в Академию из разных учреждений и первым предложил описывать их по внешнему виду, химическими и физическими свойствами. Огромное значение имеет сделанный им вывод о породах – спутниках месторождений различных металлов. В июне 1746 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке (в Академии наук); сколько времени продолжались эти лекции - неизвестно. Тогда же им были написаны несколько торжественных и духовных од, стихотворения, переложения псалмов, работа по риторике и др. Проявляя большую заботу о распространении просвещения в России, Ломоносов неоднократно указывал на необходимость создания университета, доступного разным слоям народа. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был открыт Московский университет. Ломоносову удалось провести свой план организации демократического университета, открытого для всех лиц, способных к наукам (правящие круги хотели создать заведение лишь для подготовки чиновников, доступное только для дворян). Прогрессивный характер выработанной Ломоносовым программы обучения в университете выражался, в частности, в отсутствии в ней такого предмета, как богословие. Михаилу Васильевичу принадлежит большая заслуга в том, что Московский университет стал центром передовой научной, атеистической и демократической мысли России 18 века.

С 1757 г. становится канцлером, что соответствует должности вице-президент Академии наук, а в 1758 году ему было поручено “смотрение” за Географическим департаментом, Историческом собранием, университетом и гимназией при Академии наук. В последний период своей деятельности Ломоносов завершил важнейшие работы по металлургии, горному делу и геологии, провел исследования по оптике, мореходному делу, географии, метеорологии, астрономии, краеведению и др. Одновременно Ломоносов продолжал свои физико-химические работы, осуществляя издавна намеченный им широкий план научных исследований в этой области. К этому времени относится написание им важнейших трудов по истории русского народа, разработка вопросов грамматики и русского литературного языка. Создание ряда новых мозаичных картин. Ломоносов выступал инициатором и руководителем самых разнообразных научных, технических и культурных начинаний, имевших огромное государственное значение. Однако в условиях крепостнической России многие “государственные помыслы” Ломоносова не могли быть осуществлены.

Помимо этого, Михаил Васильевич строил стекольные заводы, кожевенные предприятия, шахты, плавильные печи и даже сам изготовлял для царского двора красивые искусственные огни.

ПОЭЗИЯ И ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ ЛОМОНОСОВА. РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА.

Его работы в данной области стали началом становления русского литературного языка светского характера.

Поэзия Ломоносова была проникнута высокой идеей служения своему народу, стремлением способствовать развитию русской культуры просвещения; она являлась неотъемлемой составной частью его научной и просветительской деятельности. В своей поэзии Ломоносов затрагивал и развивал темы, имеющие важное общественно-политическое значение. Его произведения отличаются исключительной по тому времени чистотой языка. В основе поэтического творчества Ломоносова лежит убеждение, что чем больше новых представлений вносит поэзия в сознание читателя, тем она значительнее. В похвальных одах, написанных по тому же или иному официальному поводу, он всегда выходил за пределы обычной тематики этого жанра, превращая оду в много темное произведение; как правило, прославляемый в оде образ монарха отступает у него на второй план, а на первое место выступает Россия; он пишет о благополучии и славе страны, о её природных богатствах, прославляет труд, разум, науку, человека, даёт оценку политических событий и т. д. В “Оде на взятие Хотина” (1739) он восхваляет русский народ, характеризует, по существу, значение мира для народа; в “Оде…1742” Ломоносов высказывает свои заветные мысли о справедливости, о счастье народа, о грядущем величии России. Ломоносов стремился не только распространить в России новые идеи, но и воспитать новое отношение к науке. Этой задаче также служила его поэзия. Стихотворение “Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния” (1743, изд. 1748), в котором Ломоносов излагает естественнонаучные гипотезы, пронизано пафосом познания природы. Похвальные оды были для Ломоносова средством пропаганды просвещения, достижений науки, необходимости приложения науки к развитию производительных сил страны; это относится к “Оде…1747года”, к “Оде…1750 года” и др. Духовные оды Ломоносова также служили целям просветительства. Переводы псалмов, которые занимают важное место в поэтическом творчестве Ломоносова, позволяли ему, с одной стороны, развивать собственные воззрения на природу и, с другой – высказывать этические и политические суждения.

Ломоносову принадлежит часть реформы русского стихосложения, начатой В. К. Тредиаковским. До Тредиаковского и Ломоносова в русской поэзии была принята силлабическая система стихосложения, при которой в стихотворных строках имеется одинаковое число слогов, и нет периодического повторения ударных слогов. Тредиаковский выдвинул мысль о тоническом стихосложении, где ударения периодически повторяются, однако первым поэтическим произведением в русской поэзии 18 века, в котором одержало победу новое тоническое стихосложение (позднее названное силлабо-тоническим), была ломоносовская “Ода на взятие Хотина”. В “Письме о правилах российского стихотворства” (1739, изд. 1778), присланном из Фрейберга вместе с “Одой на взятие Хотина”, Ломоносов теоретически обосновал систему тонического стихосложения. В этой работе он писал: “Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить”.

Для того чтобы внести порядок в литературный язык, Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам – штилям – «высокому», «посредственному», «низкому», связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии – как высокого.

Для «высокого» стиля характерно употребление славянизмов, т.е. древних церковнославянских слов, понятных современникам Ломоносова. Одновременно с этим ученый отказывался от устаревших слов, даже в высоком стиле.

В «посредственном» стиле он рекомендовал употреблять славянские слова «с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым». Просторечные слова можно было употреблять в среднем стиле, но тоже ограниченно: «чтобы не опуститься в подлость», «низкие» слова могли свободно использоваться в низком стиле, из которого исключались славянские слова. Нормы литературной речи, которые ввел Ломоносов, способствовали развитию языка русской литературы.

ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

В своих философских воззрениях Ломоносов преодолевал метафизическую ограниченность материализма его времени. Об этом свидетельствуют разрабатывавшаяся им теория развития природы (в частности, Земли), идея единства и неразрывности законов сохранения вещества и движения. Материализм Ломоносова был активным, воинствующим. Он боролся против идеализма философии Лейбница, его учения о непротяжённых, нематериальных сущностях – монадах; вместе с Л. Эйлером выступал против мистического ньютонианского дальнодействия через пустоту, отрицая существование сил как нематериальных начал. Ломоносов был решительным сторонником освобождения науки от влияния религии и считал, что одним из основных препятствий для развития науки является зависимость её от религии, от церкви. Научная идея изменчивости мира была оружием Ломоносова в борьбе против идеализма. Он видел связь между представлением о неизменяемости природы и мифом о сотворении мира Богом и резко критиковал сторонников этого идеалистического учения. Ломоносов вошёл в историю русской культуры как автор ярких антицерковных выступлений. В стихотворении “Гимн бороде” (1757) Л. зло высмеял духовенство, выступающее против передовой науки и, особенно, против учения о движении Земли вокруг Солнца.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.