Сделай Сам Свою Работу на 5

Кахоров Худжамурод (15 группа)





Ломоносов - Строитель Русской Культуры

Г.Горчаков

"Религия и наука не должны расходиться в своей сущности. Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь. Так наука и религия сблизятся на одном принципе. Материя утверждается как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть Огонь. Наука не может разрушить понятие божественности Огня, так же как религия не может наложить запрет на тонкие анализы, являемые наукой. Таким образом, утвердится понимание и гармония понятий религии и науки. Можно провести такую тонкую параллель между наукой и религией, которая усмотрит все высшие стадии, потому так важно, чтобы ученые обладали тонким оккультным воприятием. Но лишь тонкий организм может обладать этим божественным чутьем, которое не развивается извне, но изнутри. Потому все великие открытия для блага человечества не будут исходить из огромных лабораторий, но будут находимы духом ученых, которые обладают синтезом. Мы, братья человечества, видим последствие, которое направит все изыскания по правильному руслу. Конечно, не всегда дар синтеза дается, но те самоотверженные сподвижники, которые обладают синтезом, не нуждаются в специальности. Мы видим и предсказываем великие следствия от синтеза духа сподвижников. На пути к Миру Огненному нужно чтить носителей синтеза."



Мир Огненный III, 60

Ломоносов принадлежит к числу тех немногих универсальных деятелей мировой Культуры, которые выразили в своем творчестве непреходящую потребность отобразить мир во всем его многообразии и синтетической целостности.

Он родился в то время, когда сильные и энергичные люди выдвигались на первые роли в государстве. Бурно разворачивали свою деятельность купцы, промышленники. Не менее стремительно росло и недовольство крестьян, чьим непосильным трудом оплачивался этот общегосударственный подъем. Личные судьбы людей развивались стремительно, как и судьба всей страны. Падения были ужасающи, повороты неожиданны, взлеты захватывающе высоки. Многих в ту пору позвала Россия, но великим избранником в самом полном смысле этого слова стал Михаил Васильевич Ломоносов - первый из деятелей русской культуры, завоевавший мировую славу. Петр Великий не успел довершить начатые дела. Как писал Пушкин, "успех народного образования был следствием Полтавской битвы, и европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы". А направить его в лоно нарождающейся новой русской культуры был призван Ломоносов.



Русским людям реальный Ломоносов практически неизвестен; космополитическая братия, издавна захватившая бразды правления в многострадальной России, постаралась затушевать все великое значение этой выдающейся личности в истории российской и мировой культуры. Вот какой образ дают нам учебники истории и литературы: выходец из крестьян, отправился с обозом учиться в Москву, выучился, воевал с немцами, окопавшимися в Академии, скандалил шибко, что-то писал хвалебное императорам, что-то рисовал, мозаику лепил, достаточно высоко поднялся, но немцы все-таки этого русского самородка задушили.

Ломоносов же истинно русский гений, который явился продолжить начатое Петром Великим дело культурного переустройства России, а заодно показать униженным соотечественникам, какие выдающиеся таланты зарыты чуть ли не в каждом из них. Вот как писал о нем С.И.Вавилов: "Великий русский энциклопедист был ... очень цельной и монолитной натурой. Не следует забывать, что поэзия Ломоносова проникнута естественно-научными мотивами, мыслями и догадками. Поэтому часто встречающиеся сопоставления Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гете правильны и оправдываются не механическим многообразием видов культурной работы Ломоносова, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков".



Издавна жители Поморья ловили рыбу, били зверя, сеяли хлеб, резали по кости. Жизнь шла своим однажды заведенным кругом, если бы не реформы Петра Великого. Неоднократные наезды государя буквально перевернули и здешнюю степенную, размеренную жизнь. Самым загадочным образом судьба рода Ломоносовых переплелась с царской. Родитель Василий Дорофеевич был человеком умным, предприимчивым. Сам поставил себе избу, обзавелся хозяйством, построил даже корабль - двухмачтовое судно. Михайло же отведал сполна судьбу крестьянского сына. С самого раннего детства помогал родителям: пас домашний скот, трудился в огороде, в поле, на постройках. Главными основами народной педагогики всегда были почтение к старшим и труд. Строгость и порядок во всем, подчинение старшим были основой благосостояния и этой семьи, залогом прочности нравственных устоев.

В десять лет родитель стал брать Михайлу в море. Михайле было чему поучиться у родителя. Потом, изучая жизнь русского выдающегося гения, В.И.Вернадский напишет о Ломоносове: "Наблюдения над жизнью Ледовитого океана, сделанные в свободной среде, далекой от научных предрассудков и схем, среди свыкшихся с морем и с его помощью накопивших опыт поколений, позволили Ломоносову понять в строении суши отражение бывшей на ее месте морской жизни. Вопросы геологии предстали перед ним в живой связи с окружающей его живой природой".

Ломоносов учился писать и читать в зимние месяцы, когда работы было меньше. Первыми его учителями были сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви С.Н.Сабельников. Научившись читать, Михайло пересказывал прочитанное старикам, сверстникам, объяснял непонятное им, а также помогал составлять бумаги. "Грамматика" и "Арифметика" попали к Михайле где-то в 1725 году - во время основания Петербургской Академии наук. Это было символическое совпадение. Через двадцать лет Ломоносову суждено будет войти в члены этой Академии.

О самом Петре I Михайло был наслышан немало. Мало того, старообрядцы проговорились ему, кто его истинный родитель, и Михайло жадно собирал все сведения о Петре. Он видел наковальню, на которой работал Петр, два кедра, посаженных в честь спуска на воду двух новых кораблей. Да еще живы были поморы, лично встречавшиеся с царем, так что рассказов было хоть отбавляй.

Родитель Василий Дорофеевич радовался успехам сына в грамоте, он готовил его в наследники своего большого состояния, видел в нем крепкого хозяина. И умом и силушкой не был обижен Михайло. Но не чуял Василий Дорофеевич, что отчий дом был всего лишь порогом малым для Михайлы. А тут получилось так, что мачеха невзлюбила Михайлу, и он долгое время пребывал в состоянии одиночества и подавленности. Настраивая мужа против сына, мачеха лишала пасынка домашней опоры и, в конечном счете, облегчила тяжесть ухода из отчего дома.

Выход для Ломоносова был один - учение. И в науках он с самого начала видел не средство ухода от действительности, а средство единения с нею. Живой и непосредственный, он стремился к живому и искреннему общению с окружающим его миром. Ему крайне нужно было человеческое участие и сопереживание. Тогда-то он особенно сдружился с раскольниками, привлекавшими своим коллективизмом, нравственной крепостью.

Страсть к знаниям сжигала все существо Ломоносова. В Холмогорах он познакомился с преподавателем местной школы Иваном Каргопольским, воспитанником Славяно-греко-латинской Академии. И можно только представить себе, что происходило в душе алчущего познания юноши, когда он слушал рассказы о Москве и Академии. В движение были приведены все духовные силы юноши. Хорошо отразил это состояние Михайлы Радищев: "Алчное любопытство, селенное тобою в души наши, стремится к познанию вещей; а кипящее сердце славолюбием не может терпеть пут, его стесняющих. Ревет оно, клокочет, стонет и, махом прерывая узы, летит стремглав ... к предлогу своему".

Действительно, клокочущее сердце Ломоносова стремглав летело к своей цели. И как указывал тот же Радищев, Ломоносов - это юноша, "гоняющийся за видом учения везде, где казалось быть его хранилище".

Каждого человека, знакомящегося с биографией выдающегося русского человека Михаила Васильевича Ломоносова, не может не поразить тот факт, что "крестьянский сын" в прошлом, став академиком, мог безнаказанно поколачивать палкой своих коллег-академиков, в том числе и иноземных, а также драл за уши малолетнего наследника престола Павла Петровича. Василий Корельский, давний предок которого и увез Михайлу Ломоносова в Москву на учебу, выдвинул вполне реальное объяснение некоторым загадочным фактам из жизни выдающегося русича: Ломоносов был сыном Великого Петра I. Он в своих записках сообщает о том, что еще в 1932 году брат познакомил его с рукописью старинного канцелярского письма, из которого явствовало, что Ломоносов есть плод царя Петра I. В извоз была взята добротной красоты и статности Елена Ивановна Сивакова, сирота. Сводничество было произведено старостой Лукой Леонтьевичем Ломоносовым. В ревизских списках того времени рядом с именами отроков мужского пола всегда следовало указание на то, чьим же сыном отрок является. Но в отношении Михайлы Ломоносова этого нет. На смертном одре Петр I исповедовался Феофану Прокоповичу, главе Синода, о своем грехе: чувство вины перед незаконнорожденным сыном не давало ему покоя. По преданиям старцев, он велел изъять Михайлу из школы староверов и повелел Феофану так: "Обучи, владыка, его в московских школах и приобщи его к сану священника или государственного служащего, на что он будет способен". В 1730 году на второй или третий день Покрова его скрытно от мачехи (родителя не было в доме) увезли в Сийский монастырь, а затем по установившейся санной дороге доставили в Москву на учебу. Что это было на самом деле, подтверждает факт: на первом допросе в Синоде Ломоносов показал, что он ушел из дома в первых числах октября, и только позже Прокопович заставил Михайлу изменить дату ухода на декабрь, чтобы дата ухода совпала с выдачей паспорта в Холмогорах.

В три года Ломоносов окончил шесть классов, и все время нарастало чувство, что искомая цель постоянно ускользает от него. Все острее вставал вопрос - а что же делать дальше? Пойти в попы? Или стать учителем и жениться? А ему хотелось учиться: что-то сидевшее глубоко внутри, сам дух гнал и гнал его. Но как и где можно было продолжить образование? И тут сами обстоятельства пошли навстречу Ломоносову. "Главный командир", так называли тогда президента Академии наук Корфа, выполняя завет Петра Великого, внес в Сенат предложение организовать семинарий для тридцати русских дворян при Академии. И вот 23 декабря 1735 года при содействии Феофана Прокоповича Ломоносов в числе 17 учеников отправляется в Петербург. Спустя неделю студенты прибыли в столицу. Можно только догадываться, что творилось в душе алчущего познаний Ломоносова!

Но жизнь Ломоносова осложняется тем, что он допускает непростительные траты денег: хотелось и книги покупать, и веселиться с буйной студенческой братией, и брать уроки танцев. А тут еще приглянулась его сердцу милая шестнадцатилетняя хозяйская дочка Елизавета Цильх, покойный отец которой был городским пивоваром, то есть очень уважаемым человеком. Возможно, что желание понравиться юной Лизхен и побуждало Ломоносова идти на дополнительные затраты на парикмахера, портного, танцмейстера. Через два года дочка пивовара вышла замуж за русского гения.

С начала отношения у Ломоносова с Генкелем были неплохими, но потом высокомерное отношение профессора и нищенское жалованье стали вызывать в Ломоносове раздражение. Но только когда он убедился, что Генкель не дает самого главного - знаний, он взорвался. Генкель всеми мерами стремился "сбить спесь с русских", особенно с Ломоносова. Ломоносов не боялся черновой работы, если она имела какой-то смысл, но тут нашла коса на камень. Как сообщал в Петербург Генкель, Ломоносов "во всеуслышание моей семьи начал страшно шуметь, изо всех сил стучал в перегородку, кричал из окна, ругался".

В это же время Ломоносов посылает в Российское собрание при Академии наук свое знаменитое "Письмо о правилах Российского стихотворства". Это письмо было написано с истинным блеском и изяществом. С этим письмом родился Ломоносов-ученый. Великий Ученый.

Ломоносов доказал, что русский язык позволяет писать стихи не только хореем и ямбом, но и анапестом, дактилем и сочетаниями этих размеров, что русский язык позволяет применять не только женские рифмы, но также и мужские и дактилические, позволяет чередовать их в самой различной последовательности. К своему письму он приложил "Оду на взятие Хотина". Взятие крепости Хотин на Днестре в Бессарабии решило в пользу России войну с Турцией. Впечатление от оды было подобно грому среди ясного неба - ученые уже были ошеломлены. Ода поражала невиданной доселе гармонией, заставляла трепетать сердца, увлекала в выси...

И вот с этих высей Ломоносову приходилось опускаться в самые низины и выпрашивать у Генкеля деньги на мелкие ежедневные расходы, томиться на его скучных лекциях, не содержащих ничего нового, выслушивать пошлые назидания и терпеть его насмешки.

Весной 1740 года терпение Ломоносова лопнуло, и он решил покинуть Генкеля. Начинается, так сказать, приключенческая полоса в его жизни, когда он попал даже в прусские войска. Из рейтар пришлось бежать. Во время своих приключений он посещает различных ученых, лаборатории, местные горные рудники. Без денег, без документов в доме тещи он продолжает заниматься самостоятельно науками.

Наконец, получив приказ о возвращении в Россию, он в мае 1741 года отплывает на родину. За четыре с половиной года пребывания в Германии он основательно изучил экспериментальную и теоретическую физику, философию, естественную историю, горное дело и многие другие научные дисциплины. Он опускался в рудники, изучал устройства механизмов, стоял у плавильных печей, стал отличным рисовальщиком, написал ряд научных и поэтических работ. За поэтические опыты Белинский сто лет спустя назовет Ломоносова "отцом русской поэзии".

В Германии Ломоносов ощутил себя представителем России и почувствовал всю меру ответственности и долга перед Россией.

В январе 1742 года Ломоносов входит в Академическую канцелярию с предложением об учреждении первой в России химической лаборатории. Но Шумахер волокитит это предложение. Так Ломоносов вступает в сражение с Шумахером, которое тянется всю его жизнь и которое он так и не выигрывает, ибо сила каждый раз в итоге оказывается на стороне подлости. Но был один несомненный плюс - дух Ломоносова рос такими препятствиями. Одно жаль: сколь много больше он мог бы сделать для любимого его сердцу Отечества!

26 апреля 1743 года Ломоносов, доведенный бюрократизмом Шумахера и его ложи, бунтует так, что его даже арестовывают. Но это была последняя "вспышка молодости". Ломоносов, отбывая наказание, многое понял: такие взрывы только на руку шумахерам, у шумахеров нет ничего святого, им нечего терять, но больше всего они боятся правды. Правду следует отстаивать не перед ними, а перед Россией, а потому надо свою деятельность построить так, чтобы правда стала широким достоянием. Он понял: победить вредное можно лишь утверждая благое. А для этого предстояло победить самого себя. И потому шумахеры с большим удовлетворением слушали его покаяние, думая, что Ломоносов сломлен. Нет, позже он напишет, что "славнейшую победу получает тот, кто себя побеждает".

В период с 1741 по 1751 годы Ломоносов работал наиболее напряженно. Он боролся как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами. В науке же - с устоявшимися предрассудками. В результате в науке он открыл "всеобщий закон природы", в сфере языка он создал "Риторику", определившую общие закономерности нашего мышления, организацию нашего словаря и синтаксиса. В служебно-организационной сфере ему удается стать профессором, он добивается учреждения Химической лаборатории, он пожалован в коллежские советники, получает звание дворянина, что открыло ему большие юридические возможности. Словом, в это десятилетие он заложил основы главных направлений научной и поэтической деятельности и ряда будущих государственных начинаний.

Ломоносов исходил из единства мира, единства законов, управляющих природой и человеком. Стоя лицом к лицу с миром, он, говоря словами Гоголя, испытывал "чистосердечную силу восторга". Как цельная органичная натура, он постигал Истину всем своим существом, а не одной какой-то стороной той или иной своей способности, и потому он переживал Истину.

В своих исследованиях Ломоносов выступает подлинным поэтом Истины. В своем стремлении овладеть ею он напоминает влюбленного, умного и страстного, сильного и трепетного. Так, в "Слове о пользе химии" - целый страстный панегирик Огню. Огонь понимается им не только как инструмент и одновременно предмет познания, но и как главное условие существования мира. Это - время вселенной. Это - грандиозная метафора способа и смысла жизни. Занимаясь стеклом, творя свои знаменитые мозаики, Ломоносов воочию видел чудодейственную силу Огня. Он видел, что помимо самого вещества, его живая мысль тоже входила в сплав необходимым, а может быть и определяющим ингредиентом, и сама уже дозировала состав вещества и величину температуры. Прежде чем расплавиться в печи, вещество расплавилось в мысли. Ломоносов убеждался, что мысль, переплавившись в огне и приняв материальное обличие, становилась условием зарождения новых идей уже в других областях знаний. Вещи, созданные человеком, вбирают в себя духовные качества. В природе Огонь соединяет, разлагает и вновь соединяет материю; в человеческом мире - мысль. В "Письме о пользе стекла" Огонь выступает уже как рациональное начало мира, он целеустремленно активен. Касаясь образа Прометея, Ломоносов сведение небесного Огня на землю считает событием эпохальным. Осмысление Огня как бесконечности делает неизбежным прославление гелиоцентрической системы и связанной с ней идеи множественности миров. Из глубин Земли на просторы Вселенной - таков путь Огня в поэме. От страха перед земным огнем (незнанием) к овладению "огненной" Вселенной (знанием) - такова перспектива восхождения человеческого духа. Естественным было его обращение к поэзии, которая была переполнена гражданственной тематики и указывала на цели государственного и культурно-просветительского преобразования России на основе петровских начинаний. И что примечательно, основным поэтическим элементом или символом является Огонь.

В 1743 году, когда Ломоносов находился под стражей, к нему из Германии приехала жена с дочерью и со своим братом. Конечно, немало ей пришлось натерпеться из-за своего мужа. И пребывание супруга в каталажке было для нее делом привычным. Вскоре после переезда умерла дочь. Сам же Ломоносов очень сильно страдал из-за болей в ногах, по этой причине ему приходилось даже пропускать занятия в Академии.

21 февраля Елизавета Андреевна родила дочь Елену. Ломоносов радуется младенцу и дважды спасает дочурку от верной смерти.

Очень туго приходилось Ломоносову в Академии, пока Шумахеру не взбрело в голову окончательно добить русского нахала. Он послал научные труды Ломоносова на получение отрицательного отзыва знаменитому тогда Эйлеру. И каков же был конфуз Шумахера, когда Эйлер написал восторженный ответ, после чего авторитет Ломоносова резко возрос, и он стал практически не по зубам своим противникам, именно тогда его гений развернулся во всем блеске. Ломоносов создает научные работы, объединенные одним общим принципом универсального плана, распространяющимся как на духовную, так и на физическую природу, что на основе его можно объяснить и постичь "видимый сей мир", умственный и чувственный механизмы человеческого познания и сотворить эстетический образ этого единого духовно-материального мира. В основе этого единого мира лежит Огонь - огонь, сверкающий в бесконечной тьме непознанного вечного: "Как мала искра в вечном льде". И свет - область духа, пронизывающая тьму, которая вследствие этого перестает быть бессмысленной.

 

Кахоров Худжамурод (15 группа)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.