УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Направление подготовки (специальность)
030900 Юриспруденция
Профиль подготовки (специализация)
юрист
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
СФО дневная
Нижний Новгород
2011г.
- Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины Теория государства и права являются формирование знаний, навыков и умений, необходимых и достаточных для последующего освоения отраслевых дисциплин; формирование базовых знаний о государстве и праве.
Содержание дисциплины соответствует дидактическим единицам Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».
- Место дисциплины Теория государства и права в структуре ООП
Теория государства и права относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла (код УЦ ООП Б.3)
Изучение данной дисциплины базируется на гуманитарных и социальных науках.
Студенты, приступая к изучению данного курса, должны владеть первичными основами анализа научной литературы, знать общефилософские категории формы, содержания, сущности, функций.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих базовых дисциплин:
История отечественного государства и права;
История государства и права зарубежных стран;
Конституционное право;
Административное право;
Гражданское право;
Гражданский процесс;
Арбитражный процесс;
Трудовое право;
Уголовное право;
Уголовный процесс;
Экологическое право;
Земельное право;
Финансовое право;
Налоговое право;
Предпринимательское право;
Международное право;
Международное частное право;
Право социального обеспечения.
Также, основные положение дисциплины Теории государства и права должны быть использованы при изучении вариативных дисциплин.
- Требования к результатам освоения дисциплины Теория государства и права.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Компетенция
| Код по ФГОС ВПО
|
Компоненты формируемой компетенции
| Общекультурные компетенции
| Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания.
| ОК-1
| Знает роль государства и права в общественной жизни; понимает роль юриста в формировании общественных отношений и правоотношений; владеет основами профессионального правосознания, понимает влияние правосознания на организацию общественной жизни, его роль в механизме правового регулирования. Умеет оперировать юридическими понятиями и категориями.
| Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| ОК-3
| Умеет устанавливать связи между различными юридическими категориями; владеет навыками анализа юридических категорий; излагает и обосновывает полученные в ходе работы выводы; оценочно воспринимает информацию.
| Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону
| ОК-6
| Дает ключевые определения; анализирует юридические факты, способен толковать и применять правовые нормы; способен проводить сравнительный анализ юридических фактов на основе норм права; критически воспринимает информацию.
| Профессиональные компетенции
| Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
| ПК-2
| Умеет оперировать юридическими категориями; владеет основами правового мышления и правовой культуры.
| Способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом
| ПК-4
| Способен работать с правовыми актами; использует анализ норм права; устанавливает соотношение между правовыми явлениями; использует базовые методы разрешения правовых проблем.
| Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
| ПК-5
| Способен анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализирует правоприменительные акты; правильно применяет правовые нормы при разрешении юридических коллизий и толковании права.
| Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
| ПК-6
| Умеет получать и анализировать информацию из различных источников; способен анализировать юридические факты; применяет сравнительный анализ различных правовых норм.
| Владеет навыками подготовки юридических документов
| ПК-7
| Способен работать с правовыми актами; знает взаимосвязи юридических категорий.
| Способен толковать различные правовые акты
| ПК-15
| Способен работать с правовыми актами; знает и умеет применять различные способы толкования правовых норм.
|
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические формы и типы государства и права, их сущность и функции; механизма государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни; основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права России, а также государства и права зарубежных стран.
Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; выявлять обстоятельства, способствующие совершению правонарушений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения.
Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина.
4.Структура и содержание дисциплины для студентов СФО дневного отделения.
№
| Раздел дисциплины
| семестр
| Виды учебной работы
| Контроль успеваемости
| лекциии
| семинары
| самостоя-
тельная
работа
| 1.
| Теория государства и права в системе правоведения
| I
|
|
|
| Домашнее задание
| 2.
| Юридическая практика как объект теории государства и права
| I
|
|
|
| Домашнее задание
| 3.
| Метод и методология теории государства и права
| I
|
|
|
| Домашнее задание Контрольная работа
| 4.
| Общество и власть
| I
|
|
|
| Домашнее задание
| 5.
| Происхождение и историческое развитие государства и права
| I
|
|
|
| Деловая игра
| 6.
| Государство: понятие, признаки, сущность
| I
|
|
|
| Домашнее задание
| 7.
| Политическая система современного общества
| I
|
|
|
| Домашнее задание
Тест
| 8.
| Функции государства
| I
|
|
|
| Домашнее задание
| 9.
| Механизм государства
| I
|
|
|
| Домашнее задание
| 10.
| Форма государства
| I
|
|
|
| Домашнее задание.
Контрольная работа.
| 11.
| Типология государства
| I
|
|
|
| Реферат
| 12.
| Гражданское общество и правовое государство
| I
|
|
|
| Домашнее задание
| 13.
| Право: понятие, признаки, принципы, функции
| I
|
|
|
| Домашнее задание
| 15.
| Правовое регулирование. Механизм правового регулирования
| I
|
|
|
| Домашнее задание
| 16.
| Нормы права
| I
|
|
|
| Деловая игра (практический тренинг)
|
|
|
|
|
|
|
| 17.
| Формы (источники) права
| I
|
|
|
| Домашнее задание.
Контрольная работа
| 18.
| Система права
| I
|
|
|
| Реферат
| 19.
| Правотворчество. Систематизация нормативно-правовых актов
| I
|
|
|
| Домашнее задание.
Тест
| 20.
| Реализация права. Юридическая техника.
| I
|
|
|
| Домашнее задание.
Тест
| 21.
| Толкование права. Коллизии в праве. Пробелы в праве.
| I
|
|
|
| Реферат
| 22.
| Правоотношения
| I
|
|
|
| Практический тренинг
| 23.
| Юридическая ответственность
| I
|
|
|
|
|
| Курсовая работа
ВСЕГО: 126 ч.
| I
|
|
|
| Письменная работа.
|
- Образовательные технологии.
В учебном процессе при изучении Теории государства и права предусматривается использование ролевых и деловых игр, практических тренингов. Основной целью проведения активных занятий является формирование у студентов первичных навыков самостоятельного анализа нормативно-правовых актов, их толкования, разрешения юридических коллизий. Вырабатывается способность анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, а также критический подход к получаемой информации.
Внеаудиторные занятия студентов направлены на формирование у студентов навыков самостоятельной работы по анализу различных источников получения и оценки информации, применение методологии познания к юридическим явлениям. Вырабатывается умение оперировать юридическими категориями, формируются основы правового мышления и правовой культуры. Формируются навыки составления юридических документов.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа обучающегося:
Тип контроля
| Виды самостоятельной работы
|
Порядок выполнения работы
| Текущий
| Контрольная работа
| Письменная работа.
| Текущий
| Реферат
| Письменная работа с последующим устным изложением.
| Текущий
| Тест
| Письменная работа.
| Текущий
| Домашнее задание
| Устная работа.
| Текущий
| Деловая игра
| Устная работа.
| Текущий
| Практический тренинг
| Устная работа.
| Промежуточный
| Зачет
| Устная форма.
| Промежуточный
| Курсовая работа
| Письменная форма.
| Итоговый
| Экзамен
| Устная форма.
|
Письменные работы (контрольная работа, тест, курсовая работа) проверяются преподавателем с выставлением оценки по пятибалльной шкале. Устные работы (домашнее задание, деловая игра, практический тренинг) обсуждаются на семинарских занятиях в виде свободного ответа студента. Выполнение реферата предполагает подготовку материала в письменной форме с дальнейшим заслушиванием студента и обсуждение его работы на семинарском занятии.
Задания для проведения текущего контроля студентов (планы семинарских занятий).
I семестр
Тема 1. Теория государства и права в системе правоведения.
1. Теоретические основы науки.
2. Правоведение как наука. Его особенности и состав.
3. Общая характеристика, объект, предмет и структура ТГП.
4. Соотношение ТГП с другими науками, изучающими государство и право.
5. ТГП в системе юридических наук.
6. Функции ТГП.
Тема 2. Юридическая практика как объект теории государства и права
1. Понятие, признаки и структура юридической практики.
2. Виды юридической практики.
3. Функции юридической практики.
4. Взаимодействие юридической науки и практики.
Тема 3. Метод и методология теории государства и права.
1. Понятие метода и методологии в научном познании.
2. Всеобщие методы.
3. Общенаучные методы.
4. Специальные (частнонаучные) и частноправовые методы.
Тема 4. Общество и власть,
1. Общество: понятие, социальные институты
2. Власть как способ управления совместной деятельностью людей: понятие, особенности, формы.
3. Структура власти.
4. Виды власти.
5. Понятие и свойства государственной власти.
Тема 5. Происхождение и историческое развитие государства и права.
1. Догосударственное общество.
2. Предпосылки происхождения государства и права.
3. Многообразие теорий происхождения государства и права.
4. Современная наука о происхождении государства и права.
6. Основные закономерности развития государства и права.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|