Сделай Сам Свою Работу на 5

Биография Конрада Лоренца





(1903-1989)

Конрад Захариас Лоренц - выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, вместе с Тинбергеном является одним из основоположников этологии, науки о поведении животных.

Лоренц родился 7 ноября 1903 года в Альтенберге, близ Вены, в семье преуспевающего врача Адольфа Лоренца. Детство его прошло в богатом особняке, но большую часть времени мальчик проводил, бродя по окрестностям Альтенберга. Тогда, по словам Лоренца, он проникся «чрезмерной любовью к животным». Он собирает коллекцию птиц и млекопитающих, а дома устраивает настоящий зоопарк, где изучал особенности поведения животных.

Получив начальное образование в частной школе, Конрад попал в престижнейшее учебное заведение – «Шоттен-гимназиум». Здесь зародилось его увлечение теорией Дарвина и принципами эволюции.

Но желание Лоренца посвятить себя биологии и палеонтологии не исполнилось: по настоянию отца Конрад поступил на медицинский факультет Венского университета. Неудивительно, что с особым интересом он слушал лекции, которые читали выдающиеся биологи.
Получив диплом врача, Лоренц не занимался медицинской практикой. Его увлекала новая наука этология – наука о поведении животных и человека как биологического существа. Собственно, он и был одним из основоположников этой науки.



Большое значение для Лоренца имела стажировка в двадцатые годы в Англии под руководством известного биолога и мыслителя Джулиана Хаксли. Вернувшись на родину, он начал с наблюдений за поведением птиц, распространив их впоследствии на весь животный мир. Еще в ранней юности, наблюдая за поведением обитателей своего домашнего зоопарка – уток, Лоренц обнаружил, что животные способны передавать друг другу знания, приобретенные путем обучения. Это явление, ставшее полной неожиданностью для науки того времени, потом было названо импринтингом (запечатлением). Тем самым Лоренц определил, что такое импритинг.

В тридцатые годы Лоренц стал одним из признанных лидеров биологии, и вокруг него сложилась группа учеников. В 1930 году Конрад познакомился со своим будущим учеником и единомышленником, голландским биологом Николасом Тинбергеном. Их взгляды, как сказал потом Лоренц, «совпали до неправдоподобной степени». Перед самым началом мировой войны они высказали революционную гипотезу о том, что инстинктивное поведение начинается с внутренних мотивов, заставляющих животное находить определенный набор стимулов, обусловленных средой или окружением. После оккупации Австрии гитлеровской Германией Лоренц остался без работы. И хотя благодаря помощи друзей Конрад получил приглашение в Кенигсбергский университет, престижная кафедра Канта не позволила ему работать с животными.
В 1941 г. Лоренц опубликовал статью «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», в которой изложил свою «эволюционную теорию знания». Вступая в заочный диалог с Кантом, Лоренц утверждает, что априорные формы мышления и интуиции следует понимать как адаптацию, поскольку априори базируется на аппарате центральной нервной системы, который приобрел свою целесообразную видосохраняющую форму благодаря взаимодействию с реальностью в ходе генеалогической эволюции, длившейся множество эпох.



Во время войны ученого мобилизовали и отправили врачом в военный госпиталь в Белоруссии. В 1944 году, при отступлении немецкой армии, Лоренц попал в плен. Он находился в лагере для военнопленных в Армении. Пленных водили на работы, во время которых он сделал одно из своих решающих открытий: «Наблюдая полудиких коз армянского нагорья, я заметил однажды, как уже при первых отдаленных раскатах грома они отыскивали в скалах подходящие пещеры, целесообразно готовясь к возможному дождю. То же они делали, когда поблизости раздавался грохот взрывов. Я вполне отчетливо помню, что при этом наблюдении я внезапно осознал: в естественных условиях образование условных реакций лишь тогда способствует сохранению вида, когда условный стимул находится в причинной связи с безусловным».



Как рассказывает А.И. Федоров: «В 1948 году Лоренц одним из первых в числе австрийцев, насильственно мобилизованных в немецкую армию, был освобожден из плена. В лагере он уже начал писать книгу о поведении животных и человека, окончательный вариант которой, составивший итог всей его жизни, – «Оборотная сторона зеркала». За неимением лучших средств он писал гвоздем на бумаге от мешков из-под цемента, пользуясь марганцовкой вместо чернил. Окружающие относились к его занятиям с пониманием. «Профессора», который был старше других пленных, уважало также и лагерное начальство. Когда ему пришло время уезжать, он попросил разрешения взять с собой свою «рукопись». Офицер госбезопасности, от которого это зависело, предложил Лоренцу перепечатать книгу, дав для этого машинку с латинским шрифтом и бумагу. Когда «профессор» это сделал, офицер попросил автора дать честное слово, что в рукописи ничего нет о политике, и разрешил взять ее с собой. Более того, он дал Лоренцу «охранную грамоту», чтобы рукопись не отбирали на этапах! Это кажется невероятным, но Лоренц, лучше нас с вами знавший человеческую природу, не был удивлен. Наконец, усталый, но полный энтузиазма и замыслов, Лоренц возвратился в Альтенберг, к своей семье».

Работы для него на родине не было, и ученый отправляется в ФРГ, где вместе с физиологом Э. фон Гольстом он возглавил институт в Зеевизене, в Баварии. Только теперь он получил достойные условия для исследовательской работы.

"Агрессия. Так называемое зло".

В 1963 году вышла книга «Так называемое зло: о природе агрессии», принесшая Лоренцу мировую известность. В этой книге исследователь рассказал о внутривидовой агрессии и ее роли в образовании высших форм поведения. В книге Лоренц отслеживает интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo Sapiens , книга публикуется в серию "Библиотека зарубежной психологии".

Утверждая, что агрессивность является врожденным , инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных- и доказывая это на множестве примеров,- автор приходит к выводу:

"Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития".

В этой книге идет речь об агрессии как инстинкте борьбы, направленном против собратьев по виду, у животных и у человека. Конрад Лоренц в своих исследованиях наблюдал за рыбами на коралловых рифах на, побережье Флориды. Он, в естественных для рыбы условиях, проверял свою гипотезу о боевом поведении некоторых рыб и о функциях их окраски для защиты и сохранения вида.

Агрессия служит сохранению жизни, как и другой любой инстинкт. В первых главах этой книги Лоренц описывает простые наблюдения типичных форм агрессивного поведения, затем описывает значение агрессии для сохранения вида и зачем она нужна(функция сохранения вида, подлинная агрессия: жертва нападает стаей на хищника, борьба за территорию, межвидовая и внутривидовая борьба, борьба без агрессии, когда животные просто "не выносят" друг друга), потом углубляется в физиологический аспект инстинктов и агрессии в частности, чтобы ясно понимать спонтанность и ритмику агрессивности, в последующих главах речь идет о сдерживании агрессии, какие методы создает природа, для направлении агрессии в мирное русло, и какие возникают формы поведения у человека, которые диктуются моралью. Эта книга так же показывает состояние современного человечества, какую роль играет агрессивное поведение и как с ним бороться.

В "Агрессии . так называемое зло" Лоренц выделяет четыре типа общественной организации:

1. Анонимная стая, свободная от какой-либо агрессивности, но в то же время лишенная и личного самосознания, и общности в коллективе( стаи).

2.Семейная и общественная жизнь, основанная лишь на локальной структуре защищаемых участков, как у птиц гнездящихся колониями.

3.Третий тип на примере гигантской семьи крыс, члены которой не различают друг друга лично, но узнают по родственному запаху и проявляют друг к другу лояльность, однако с любой другой крысой, из другой семьи они могут вступить в схватку.

4. В котором узы личной любви и дружбы не позволяют членам общества бороться и вредить друг другу.

Последний тип во многом аналогичен человеку, так как человек высококультурное существо, и живет в мире пронизанном культурой и моралью. А первые три животным, хотя и не всем. С помощью этих типов можно выявить агрессию и поведение человека и животных. Конрад подробно разбирает и характеризует каждый тип в своей книге.

Лоренц так же выясняет значение ритуалов и традиций в обществе человека, а так же хорошие манеры и культурное поведение, например, когда человек внимательно слушает другого вытягивая вперед шею и подставляя ухо, является средством сдерживания агрессии и недовольства, так же в книге говорится и об обратной ситуации, когда какой- то жест или слово неправильно истолковывают, вследствие чего возникает неприязнь к человеку. Особенно это видно в отношениях между разными нациями и расами.

В книге дается характеристика типов общества.

Анонимная стая. Такой тип сообщества характерен для беспозвоночных, но встречается и у высших животных -самая примитивная форма. Человек в этом случае может вступить в эту форму, только в состоянии паники.

Такая характеристика этой формы как сплоченность создает взаимо притяжение в стае -"положительный таксис". Хотя если единичная особь имеет какие-либо средства защиты, то ее единство становится силой. На примере Лоренц показывает преимущества сплоченности стаи: стая путает и дезориентирует хищника, ни один хищник не станет нападать на жертву внутри плотного стада. Сам термин анонимной стаи трактовал Л. и по-другому: рыбки в океанах иногда плавают сообществами, в которых нет вожака.

Внутривидовая агрессия прямо противоположна стадному инстинкту, т.к. мешает сплоченности. В отличие от других типов организации этот тип не предполагает связей любви и дружбы.

Сообщество без любви.У животных бывают такие связи, которые связывают их с другими животными, но уз любви не возникают. Например, работа: человек работает со своими коллегами, но у него не возникает мысли об отношениях с ним. Среди животных Конрад Лоренц выделил такое явление как "местное супружество": ящерицы занимают территории по совместительству с самкой, но никакой семьи у них нет, и ящерица просто охраняет свою территорию исключительно от особи своего пола. В результате происходит борьба за место, за территорию.

Так же и в продуктивном случае, на примере лягушки, самка откладывает икру, самец ее оплодотворяет, потом самка собирает икру в рот и уплывает на другое место.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.