Образ Русской земли в произведении.
Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажем, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы – это непосредственные участники событий. Без них для писателя 12 века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины.
Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».
На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.
Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в Русской земле».
В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце – символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав».
Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.
Волки грозно воют по оврагам,
Орлы клекотом на кости зверей воют,
Лисицы брешут на червленые щиты.
Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.
Тогда по русской земле
редко пахари кричали,
но часто вороны граяли,
трупы между собой разделяя.
А галки свою речь говорили –
хотели лететь на кормление – уедие.
А в конце произведения автор рассказывает о соловьях, как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени.
Соловьи веселыми песнями
рассвет возвещают.
Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.
Красив также и образ лебедей в «Слове…» и в устном народном творчестве. О них говорится несколько раз, например, «стадо лебедей», «лебеди распуганы» и д.р.
Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». В частности представляет интерес, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы – «черные тучи» и «черные вороны».
Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.
А белый цвет имеет противоположный смысл – добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. «Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты».
Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.
- О Донец! И тебе много славы.
Князя ты на волнах лелеял,
Траву подстилал зеленую
На своих серебряных берегах,
Одевал его теплою мглою,
Тенью зеленого дерева,
Гоголем стерег на воде,
Чайками на волнах, чернядью на ветрах.
Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою мглою», «на … серебряных берегах», «траву подстилал зеленую».
И еще одну реку описывает автор – Каялу. Река с таким названием до сего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.
Т.о. реки, травы, поля и леса, окружающие их – это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве» и играет огромную роль в образе Русской земли.
Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Многие ученые говорят о художественном значении «Слова…». Неопытному человеку это будет непонятно: ведь в произведении очень сложный и непонятный язык (даже при переводе). Однако понять можно. Дело в том, что автор создал во всем произведении единую картину. Это поэтическое произведение древности поражает взаимосвязью мира человека и природы.
«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова…»очень точно соответствует его идейному замыслу. Т.е. образы «Слова…» способствуют выявлению основной цели – идеи единства Руси ».
В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из кратких и подробных описаний природы. Она открывает нам мир человека 12 века, рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придает произведению большую художественную ценность.
Интересно то, что свое произведение автор начинает с развернутой метафоры – песни поэта, описывающей охоту, а заканчивает – торжеством людей на фоне радостной, торжествующей природы. Т.о. автор уделяет большое значение образам природы. Лишь с их помощью мы можем выяснить мировоззрение людей 12 века, заметить тесную и неразделимою связь природы и человека.
С одной стороны, автор «Слова…» уделяет огромное внимание образам природы. Поэтому их в произведении очень много. Дело в том, что через них писатель выражает свои эмоции, переживания и чувства, которых у него очень много.
С другой стороны, писателю важны и образы – символы в «Слове…». Писатель использует их потому, что они выражают мир, в котором живет автор произведения, они отражают его взгляды на жизнь. Без образов – символов для писателя 12 века невозможно точное и убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем мир писателя, его восприятие к окружающей среде, его мировоззрение и веру. Это наиболее важный источник установления личности писателя, его образа жизни.
Итак, автор уделяет огромное внимание картинам природы в «Слове о полку Игореве», как средство выражения своих эмоций, а также для придания произведению большей детальности и ценности.
Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичные 1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти.
2)Древнерусское красноречие .Он был позаимствован в Византии и служил формой ораторского искусства.
3)Поучение. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.
4)Слово. Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» .
5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях.
Объединяющие
1) Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы.
2)Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.
3)Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам» ) – собрание произведений о святых людях.
4)Патерик – описание жизни святых отцов.
5)Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный» . Это произведения религиозно-легендарного характера.
Семинар2
Эпоха правления Петра I (I682 --1725) явилась поистине переломным периодом в истории России. Реформы царя-преобразователя охватили все сферы государственно-политической и общественной жизни страны, определив на длительную перспективу ее развитие по пути великодержавия. Созданная Петром военно-феодальная, бюрократическая абсолютистская империя и ее основные политические институты пережили своего создателя на два столетия. В годы правления Петра при доминирующей роли государства был осуществлен резкий скачок в хозяйственной жизни страны, последовательно проводилась политика меркантилизма в промышленности и торговле, была осуществлена финансово-денежная реформа, усовершенствовались административная и податная системы, неуклонно укреплялись центральные и местные органы власти и управления, значительно расширилась законодательная деятельность государства. Особой заботой монарха являлось укрепление армии и развитие флота. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества, что нашло выражение в ее всесторонней регламентации.
Петровские преобразования
1.1 Истоки преобразований
петр реформа европеизация
Истоки преобразований эпохи Петра Великого лежат в XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ.
В XVII в. отставание России от уровня развития западноевропейских государств было весьма значительным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к сокращению разрыва. Государству нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, энергией, смелостью и решительностью, умом и талантом преобразователя. И таким государственным деятелем стал Петр Й. Вся государственная деятельность Петра Великого делится на два периода: 1695-1715 и 1715-1725 гг.
Важнейшей особенностью реформаторской деятельности первого периода является ее обусловленность, прежде всего, задачами внутреннего переустройства, которые были продиктованы нуждами ведения Северной войны. Реформы в основном проводились насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Отсутствие опыта, военные неудачи, давление старого консервативного аппарата власти придали многим реформам непродуманный, поспешный характер.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|