|
Первый период интеграции 1958-68гг.
Введение
Доминирующей тенденцией развития послевоенной Европы стали интеграционные процессы, как результат осознания объективной невозможности обособленного восстановления и дальнейшего развития национальных экономик. Вторая мировая война привела к разбалансированности экономик европейских стран, отсутствию ресурсного, финансового и человеческого потенциала.
Целью данной работы является изучение проблемы интеграционного процесса в Европе в 1920-е – 1990-е гг.
Для этого необходимо решить несколько задач.
Первая: выявление четырёх этапов региональной интеграции в Европе. Изучение документов, принятых странами - участницами и условиями объединения. Задача вторая: подробнее ознакомиться с каждым периодом интеграции, проследить за общими тенденциями развития международных связей стран- участниц.
Но прежде всего, надо разобраться в вопросе, что же из себя представляет термин "региональная интеграция" и выявить её основные признаки.
Слово «интеграция» происходит от латинского слова «integer» -- «целый». То есть, интеграция предполагает образование некой новой общности или новой совокупности отдельных частей, которые начинают проявлять себя как самостоятельное целое. Можно выделить пять основных признаков региональной интеграции[1].
Первый признак вытекает из наиболее общего понятия интеграции. По умолчанию предполагается, что объединение государств в интеграционную группировку рождает новое качество, которое было бы невозможно (или неизмеримо труднее) получить на индивидуальной основе. Интеграция представляется игрой с положительной суммой, что делает ее выгодной как для каждого участника, так и для группировки в целом. Условием нормальной интеграции считается синергетический эффект, то есть получение такой силы, которая превышает сумму индивидуальных сил. Яркий пример подобного явления -- единая европейская валюта. Сегодня она обладает большей устойчивостью и весом на международной арене, чем прежние национальные валюты вместе взятые. Колониальные империи не могут считаться интеграцией, поскольку их целью является извлечение выгоды только одной стороной - метрополией.
Второе отличие -- новое объединение государств выделяется из остального мира и тем или иным образом обособляется от него. Так, создание таможенного союза предполагает устранение таможенных барьеров между странами-участницами и введение единого таможенного барьера по отношению к третьим государствам. Иными словами, либерализация торговли внутри региона сопровождается намеренной или невольной дискриминацией аутсайдеров. С таким положением дел вынуждена считаться даже ВТО: правила этой организации допускают, что режим наибольшего благоприятствования не учитывает условия торговли той или иной страны с ее партнерами по региональному объединению. Поэтому внутри Евросоюза торговля, например, пшеницей происходит без каких-либо ограничений, тогда как импорт зерна в ЕС из Канады или России облагается высоким налогом, а в отдельных случаях -- запретительной антидемпинговой пошлиной. Обособление происходит и в других сферах жизни. Достаточно вспомнить провозглашенные в конституции ЕС европейские ценности (по сути, формирующие идеологический профиль этого объединения в мире) или Шенгенскую зону.
Третья характерная черта интеграции - добровольный и партнерский характер. Стихийное усиление взаимозависимости государств (например, вследствие активной внешней торговли, деятельности ТНК и финансовых групп) нельзя считать интеграцией. Как отмечает известный российский экономист, один из основателей отечественной школы интеграционных исследований Ю. Шишков, подписание соглашения о создании зоны свободной торговли в Северной Америке (1988) «явилось не столько началом интеграционного процесса, сколько первым широкомасштабным оформлением де-юре реального интегрирования США и Канады, которое де-факто… началось еще на заре индустриализации обеих стран в середине прошлого века»[2]. Иными словами, интегрирование может быть как предпосылкой, так и следствием интеграции. Кроме того, интеграция -- дело сугубо добровольное, на которое участники этого процесса идут сознательно. Поэтому силовое объединение территорий - захват колоний, учреждение протекторатов, создание империй, - не может называться интеграцией.
Четвертый признак -- интеграция распространяется на различные области как внешней, так и внутренней политики стран-участниц. Этим она отличается от международных организаций и других форм международного сотрудничества. Последнее регулирует в основном те действия государств , которые затрагивают интересы других членов мирового сообщества. Деятельность международных организаций ведет к возникновению международных режимов, например, в области нераспространения ядерного оружия или отмывания нелегальных доходов. Региональные объединения создают такие режимы и в сферах, традиционно входящих в национальную компетенцию. Так, в ЕС действуют собственные системы стандартов, общесоюзные правила конкуренции, не говоря уже о единой денежно-кредитной политике и единой валюте. Кроме того, международные организации (кроме региональных, которые остаются в подавляющем меньшинстве), как правило, занимаются одной сферой общественной жизни: МВФ - валютными отношениями, МАГАТЭ - ядерной энергетикой, ОПЕК -- нефтью и т.п. Региональные же объединения всегда имеют политическую и экономическую составляющую, а также распространяют свою деятельность на другие области - право, экологию, миграцию населения, науку и технику, образование.
Пятая характеристика интеграции вытекает из четырех предыдущих (особенно из первой и второй) и имеет ключевое значение для понимания сути этого явления. Как показывает мировой опыт, региональная интеграция строится на осознании ее участниками общности их будущей исторической судьбы. Конечно, оценивать степень общности народных судеб - занятие рискованное и неблагодарное. Почти в каждом случае находятся нескончаемые вереницы аргументов «за» и «против», позволяющие получать любой заранее заданный результат. В региональной интеграции чувство политической общности направлено не в прошлое, а исключительно в будущее. Общие черты исторического развития важны для интеграции только с точки зрения их современных результатов.
Первый период интеграции 1958-68гг.
Начало западноевропейской интеграции положил подписанный в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации - ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое сообщество переименовали в Европейский Союз (ЕС), отразив в изменении названия повышение степени интегрированности стран-участниц.
На первом этапе западноевропейская интеграция развивалась в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, но каждая страна-участница еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической политики (прежде всего, в сфере сельского хозяйства).
В отличие от стран Центральной и Восточной Европы западноевропейские государства после Второй мировой войны стали на путь рыночных отношений, заключая региональные торгово-экономические соглашения, устраняя ограничения в движении товаров, услуг, капиталов, человеческих ресурсов и т.д. В странах Западной Европы имелись все предпосылки для проведения совместной экономической политики. Основными целями ЕЭС являются гармоничное развитие сообщества и повышение жизненного уровня посредством: - ликвидации в торговле между странами-участницами таможенных пошлин и количественных ограничений; - установления единого таможенного тарифа и проведения единой торговой политики по отношению к третьим странам; - устранения препятствий между странами-участницами в свободном перемещении людей, услуг и капитала; - проведения единой политики в области сельского хозяйства и транспорта; - обеспечения свободной конкуренции в общем рынке; - координации политики стран-участниц в области экономики и обеспечения равновесия платежных балансов; - проведения социальной политики и др. Римский договор предусматривал прогрессивную медленную либерализацию импорта с оговоркой stand still, т.е. запрещение любого возврата назад. В начале 1961 г. контингентирование было упразднено государствами-основателями общего рынка. Таможенные пошлины в торговле внутри стран ЕЭС были упразднены в 1968 г. Одновременно был введен единый таможенный тариф в торговле с третьими странами .
В основе экономической политики ЕЭС лежали следующие принципы: 1. Свободный торговый обмен;
2. Свободная миграция рабочей силы;
3. Свобода выбора местожительства;
4. Свобода предоставления услуг;
5. Свободное перемещение капиталов;
6. Свободный платежный оборот.
Существовал ряд наднациональных органов, которые осуществляли руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществлял контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входили главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывалось 12 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствовало о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции .
Несмотря на ограничения и запреты, введенные «Общим рынком», торговля отдельных западноевропейских стран с социалистическими государствами росла. Например, объем западногерманского импорта из Восточной Европы увеличился в 1965 г. на 20% по сравнению с уровнем 1964 г., а экспорт - на 23% [3]. В конце 60-х - начале 70-х годов все больше стала проявляться тенденция к отходу от жесткой политики западных держав в отношении стран социализма, стремление наладить какую-то координацию наметившихся изменений в политике относительно стран Восточной Европы.
Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если в организации ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС - в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Однако партнеры по ЕАСТ являлись куда более разнородными, чем участники ЕЭС. Кроме того, Великобритания превосходила по экономической силе всех своих партнеров по ЕАСТ вместе взятых, в то время как ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия), и самая экономически сильная страна ЕЭС не имела абсолютного превосходства. Все это предопределило менее удачную судьбу второй западноевропейской группировки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|