|
Возрождение техники в Европе
Маркетри. Деревянная мозаика
Раздел:
- история резных произведений
дата публикации 16.05.2013 г. в 19:47
- 15
- 7095 просмотров
- 3 комментария
- избрали (1)
Деревянная мозаика
Наиболее известными видами деревянной мозаики (наборного дерева) являются маркетри, интарсия, инкрустация. Но в обиходе как интарсию, так и маркетри до сих пор часто называют инкрустацией Инкрустация(от латинского incrustation – покрывать слоем, корой) — вид мозаики, украшение предмета путем врезания в его поверхность тонких фигурных пластинок из других материалов (металла, перламутра, камня), образующих рисунок, не выступающий над поверхностью. Техника также предполагает врезку относительно толстых кусков древесины или иного материала (металла, камня, перламутра) в плоскость изделия заподлицо или с выступом. Маркетри (французского marqueterie – размечать, расчерчивать) — художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с одновременным наклеиванием непосредственно на изделие (прямой набор) или с последующим наклеиванием готового узора на поверхность под прессом (обратный набор). В маркетри существуют два процесса: интарсия и облицовывание. Интарсия(от итальянского. intarsio — инкрустация) - это инкрустация деревом по дереву: фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в углубления поверхности деревянного предмета (в шпон другой породы или в массив). Углубление должно быть равно толщине вставки. Лицевую сторону пластинок тщательно полируют. Нижнюю поверхность оставляют шероховатой для лучшего сцепления с основой. При интарсии в качестве фона для мозаичных украшений выступает массив древесины изделия (прямой набор). Инкрустация дерева – это интарсия, дополненная мозаикой из кости, перламутра, янтаря, металла и других материалов. Облицовывание- нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия. Блочная мозаика – по выбранному рисунку из разноцветных брусочков или пластинок древесины различного сечения склеивают блоки. Затем их разрезают поперек на множество тонких пластинок с одинаковыми рисунками. Пластинки можно вставлять в углубления или наклеивать на поверхность изделия. Паркетри– это набор, при котором мозаика представляет собой простой рисунок, типа паркета из одинаковых прямолинейных геометрических фигур. Этот набор делается способом склеивания предварительно нарезанных элементов по кромкам, или путем наклеивания их на расчерченную бумагу вплотную друг к другу. Натуральный шпон – однослойная облицовочная фанера из древесины различных пород толщиной от 0,5 до 3,5 мм.
Деревянная мозаика древнего мира
Техника маркетри относится к одному из самых древних искусств. Зародилась она как интарсия в Древнем Египте, где не было богатых лесных ресурсов, поэтому древесина очень высоко ценилась. Красивый и яркий цвет и богатая текстура дерева позволяла украшать различные изделия наряду с перламутром, слоновой костью, металлом, камнями, а прочность соединения и легкость обработки сделали её преобладающим материалом в работе мастеров. В Древнем Египте на саркофаге фараона Тутанхамона археологами были обнаружены вставки из черного дерева. . Очень высокого уровня достигла интарсия в Риме и Древней Греции, где по свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего, мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева. Греки украшали изделия из дерева различными орнаментами из сложных форм клена, самшита, дуба, кизила, железного дерева, па́дуба (остролиста). Для смены цвета древесины мастера пропитывали её маслом, квасцами, кипятили в краске, обжигали в горячем песке для изменения цвета (при этом удается получить плавные переходы от светлых тонов к более темным и даже почти черным тонам). и применяли многие другие способы обработки. Деревянные саркофаги из кипариса и кедра украшали растительными орнаментами, применяя самшит, клен, железное дерево, кизил. В Китае и других странах Юго-Восточной Азии существует старинная традиция украшения деревянных изделий перламутром по черному или красному лаку. Благодаря сильному художественному эффекту и относительной простоте исполнения, инкрустации и разнообразные мозаики широко применялись в художественной обработке дерева культурах многих народов.
Возрождение техники в Европе
После гибели античной культуры искусство инкрустации дерева было утрачено и возобновилось уже в средневековой Европе, когда вошла в моду отделка мебели и стенных панелей в интерьерах Пик расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения в Италии. Только во Флоренции в середине XV века работало более 80 мастерских. Мозаикой в виде геометрических и растительных орнаментов украшали в основном церковную мебель и утварь. Для фона применялись темные породы древесины, для рисунка – светлые, и наоборот. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы. С этого времени в Европе стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). Но первым шагом для разработки маркетри в современном понимании стало появление фанеры, которую «придумали» так: при перевозке товаров на кораблях сундуки, особенно с продовольствием, часто портили мыши. Было замечено, что они грызут доски только поперек волокон, чтобы не поранить десны. Тогда один купец решил делать сундуки из двух слоев тонких досок, положенных так, чтобы их слои были перпендикулярно (мыши прогрызали первых слой, второй же – волокнами поперёк, ранил их занозами, отчего мыши прекращали попытки прогрызть сундук). Это и была первая фанера. Оставался один шаг до «изобретения» шпона. Именно это стало условием для появления маркетри в нынешнем значении. После разработки в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI веке станка для производства пиленого шпона. Для этого закрепляют ствол так, чтобы он вращался вокруг продольной оси, по касательной обрезался острым ножом на лущильном станке (на больших листах фанеры заметны повторения рисунка или отверстий от сучков). Европейские мастера стали активно использовать новые художественные возможности, которые открылись с появлением шпона. Большое влияние на мебельщиков оказывало тогда творчество художников-живописцев, таких как Пьеро делла Франческа, Лоренцо Лотто и Сандро Ботичелли, которые работали в это время в области декора мебели. В XVI веке для изготовления мебели мастера использовали около 100 пород дерева, как экзотических, так и распространенных: лимон, груша, яблоня, клен, орех. Богатство цвета и фактуры материалов позволяло создавать сложнейшие композиции с передачей света и тени, а мельчайшие детали прописывались с помощью гравировки.
Родина блочной мозаики — Древний Восток. В этой технике выполнялись украшения на персидских шкатулках. В средние века техника блочной мозаики стала известна в Италии, где получила дальнейшее развитие. Итальянские мастера наряду с древесиной склеивали в блоки и другие материалы (кость, рог). Такая мозаика стала известна под названием чертозианской (от названия монастыря Чертоза Павийская, где процветало это искусство). В Италии и Испании в XV—XVI вв. ее применяли для украшения мелкими нарядными геометрическими узорами стульев и кресел, для бордюров, обрамлявших мозаичные панно. Изготовление мозаичного украшения из блока менее трудоемко, чем другие способы получения мозаики (инкрустация, интарсия). Этот процесс может быть механизирован, поэтому блочная мозаика находит применение и в настоящее время.
С XVI века из Италии это увлечение распространилось на юг Германии. Способ создания мозаики там отличался от маркетри и получил название «интарсия». В XVII веке уже именно он бурно развивался в Голландии и Фландрии. Для мастеров этих стран было особенно характерно изготовление пышных композиций с изображениями цветов, птиц и бабочек. И все же подлинный расцвет маркетри связан с искусством Франции XVIII века. Ведь именно в этой стране середине XVII в. впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. В первую очередь с помощью этой техники украшались шкатулки, столешницы и дверцы шкафов, выполнялись настенные панно. Благодаря французу Андре Шарль Булю (1642-1732), мастера-краснодеревщики для маркетри стали использовать не только дерево. В XVII веке Андре Буль (с 1672 года придворный мастер Людовика XIV), разработал свой вариант интарсии (мозаики из дерева, названной во Франции маркетри), применив наряду с разными по тону и текстуре породами дерева медь, бронзу, латунь, олово, слоновую кость, панцирь черепахи, перламутр. Из них Буль создавал изящные взаимопереплетающиеся (преимущественно растительные) узоры, наделяя торжественную по формам дворцовую мебель изысканным цветовым богатством. Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря. Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины панциря и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон панциря вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, что немаловажно, не было отходов. Мебель мастерской Буля (где работали и четверо его сыновей), со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и другие предметы отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию. Мастера во Франции, Германии, Голландии и других стран Центральной Европы, а затем и России стали широко применять технику маркетри для декора мебели и украшения интерьеров и изготовления наборного паркета (паркетри). Инкрустировали самые разные поверхности: двери, панели, мебель, посуду, оружие, церковную утварь и т.д., при этом предметы украшались мозаичными вставками из металла, кости, дерева, керамики, самоцветных камней, янтаря и других материалов.
В Англии конца XVII века деревянную мозаику стали применять как новый способ украшения шкафов. Наиболее популярны были панели с цветочно-растительным орнаментом, вазой или букетом цветов. Вначале рисунок делался из контрастных, тёмных и светлых, пород дерева, например сикамора или вечнозелёного самшита с грецким орехом; позже панели с растительным орнаментом приобрели великолепную яркость благодаря инкрустации в них окрашенной в зелёный цвет слоновой кости для имитации листьев или в красный для изображения экзотических птиц. С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. Стали появляться многоугольные перспективные изображения городских улиц, сцен из повседневной жизни, исторических событий. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг и подцветку древесины, что значительно расширило изобразительные возможности. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.
Главное декоративное достоинство маркетри состояло в том, что, несмотря на свойственные дереву ограничения в цветовой гамме, мастерам удавалось создавать богатейшие по колориту композиции, которые в тонкости нюансировок могли соперничать с живописными произведениями. Это стало возможно благодаря усовершенствованию инструментария и расширению диапазона применяемых пород древесины за счет освоения флоры стран Востока, Африки и Америки. Чтобы еще более обогатить живописный эффект и достичь иллюзорности изображений, мастера применяли множество специфических приемов: протравливание, гравировку, поджиг и подкрашивание отдельных деталей и т.п. Наиболее типичными мотивами декора мебели были геометрические рисунки, цветочные и растительные узоры, архитектурные пейзажи, изображения трофеев или музыкальных инструментов, жанровые сценки. Появление геометрических узоров связывают с именем французского мастера XVII века Жана Масе. Помимо мебели он изготавливал паркетные полы. Один из таких полов (parquet marquetrie), украсивших Палас Рояль (Palais-Royal) и поразивших весь Париж, был заказан королевой Анной Австрийской. С тех пор термин «паркетри» (parquetry) ассоциируется с декором полов или мебели с геометрическими рисунками.
Предполагается, что широкое внедрение в то же время в отделку французской мебели цветочных мотивов связано с деятельностью знаменитого мастера Пьера Голля, работавшего при короле Людовике XIV на фабрике Гобеленов. В середине XVIII века работа в технике маркетри стала одним из главных критериев в определении мастерства краснодеревщиков всех европейских стран. Каждая национальная школа имела «свое лицо» и ведущих специалистов в этой области.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|