Сделай Сам Свою Работу на 5

Революция роз» и экономическая помощь со стороны США.





Революция роз в Грузии началась после того, как сложилась весьма заметная оппозиция – причем в основном из числа недавних членов команды Шеварднадзе. Самый знаменитый, проевропейски настроенный политик – Михаил Николаевич Саакашвили, он почти на 40 лет моложе Шеварднадзе. В 1995 году он был избран депутатом парламента, в 1998 году возглавил пропрезидентскую фракцию Союз граждан Грузии, в 2000 году стал министром юстиции. Ничто не предвещало его будущую конфронтацию с Россией. Михаил Саакашвили требовал выслать из страны все чеченских сепаратистов, тем самым показав России на свою власть и лидерство.

 

Политический кризис вспыхнул в Грузии осенью 2001 года. Весной 2000-го Шеварднадзе одержал убедительную победу на президентских выборах – за него проголосовали 85% избирателей. Но плодами победы воспользовались его окружение, которое, как выразился один из компетентных журналистов, «на предстоящие 5 лет, республика отдана им на полное разграбление». Настроения в обществе изменились. Свобода слова сыграла немалую роль в росте оппозиционных настроений. Шеварднадзе отправил в отставку правительство и силовиков. И в оппозиции оказались те, кто еще недавно входил в состав его ближайшего окружения.



Говоря об экономическом сотрудничестве США и Грузии, нельзя не сказать об оказываемой Штатами финансовой помощи Грузии. В настоящее время Грузия получает больше американской помощи на душу населения, чем любая другая страна мира (кроме Израиля). Особо важное место в программах помощи США Грузии занимает грузинская энергетика. Грузия транспортирует топливно-энергетические продукты и испытывает при этом постоянный дефицит энергии. США помогли разработать и принять в 1999 г. Закон "О нефти и газе"[2], в соответствии с которым было создано государственное агентство по регулированию соответствующих ресурсов, которое осуществляет государственное регулирование отрасли в целом.

 

2 ноября 2003 года в Грузии прошли парламентские выборы. Наблюдатели отметили огромное количество нарушений. Официальные данные о победе пропрезидентского избирательного блока «За новую Грузию» общество не приняло. 4 ноября в Тбилиси собрался многотысячный митинг. Шеварднадзе отказался выполнять требования митингующих признать выборы недействительными. Массовые акции протеста шли каждый день. Противостояние нарастало. 23 ноября на площади Свободы собралось уже примерно пятьдесят тысяч человек. Площадь не смогла вместить всех желающих.



Осенью 2003 года в течение двух дней ‑ 22‑23 ноября ‑ в Грузии произошла так называемая "революция роз".Она была предопределена многими негативными, как внутриполитическими, так и экономическими, факторами. К обострению кризиса страну подтолкнули парламентские выборы, прошедшие в Грузии 2 ноября 2003 года.

 

3 ноября телекомпания "Рустави 2" обнародовала данные экзит-полов, согласно которым в голосовании лидировал оппозиционный блок Михаила Саакашвили "Национальное движение". ЦИК Грузии после подсчета 50% бюллетеней объявил, что победу одерживает пропрезидентский блок "За новую Грузию".

 

Оппозиция потребовала полной отмены результатов выборов, которые, по ее мнению, были фальсифицированы властями. Сразу после голосования в стране вспыхнули массовые акции протеста с требованием пересмотра парламентских выборов и отставки Эдуарда Шеварднадзе с поста президента. Ежедневно митинги у здания парламента в Тбилиси собирали более тысячи человек. Всего же, по разным данным, в митингах оппозиции только в Тбилиси участвовали до 10 тысяч человек. Массовые демонстрации начались и в других городах и посёлках страны.

 

25 ноября Верховный суд Грузии аннулировал официальные итоги ЦИК от 20 ноября 2003 года о результатах парламентских выборов 2 ноября 2003 года по партийным спискам. 25 ноября 2003 года на внеочередном заседании парламента Грузии было принято решение о проведении досрочных президентских выборов 4 января 2004 года.



 

Согласно договоренности между лидерами революции, Саакашвили стал единым кандидатом в президенты от победивших сил. На выборах 4 января он одержал уверенную победу, получив 96% голосов избирателей. Явка составила рекордные для Грузии 89,97%.

28 марта 2004 года в Грузии были проведены и новые парламентские выборы, на которых победу одержала партия Национальное движение — демократы, поддерживаемая Михаилом Саакашвили.

 

Значимое проявление грузино-американского сотрудничества - строительство в 2005 г. через территорию Грузии нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан для обеспечения энергопоставок в интересах США. При этом власти Грузии предпочли тогда упустить из виду возможный экологический ущерб для своего национального достояния - источников минеральных вод в Боржомском заповеднике. Это первый нефтепровод на территории СНГ, не включающий Россию. Цель у США была одна - изменить существующую ситуацию, когда главную роль в обеспечении транспортных потоков из района Каспия играет Россия. Хотя для Тбилиси трубопровод Баку-Супса был экономически более выгоден, трубопровод на Джейхан оказался предпочтительнее для Грузии с политической точки зрения.

 

Доля США во внешнеторговом обороте Грузии составляла в начале 2000-х гг. всего лишь 7,9 %.

 

В 2003-2008 гг. объем торговли между США и Грузией в денежном выражении составлял 580 млн. долл. в год (для сравнения - в этот же период ежегодный объем торговли с РФ до событий в Южной Осетии - около 27 млрд. долл.).

 

В 2008 г. в Грузию поступило американских частных прямых инвестиций на общую сумму 120 млн. долл., что составило порядка 29 % всех таких капиталовложений иностранных компаний в этой стране (в 1994 г. США и Грузия подписали двустороннее соглашение об инвестициях).

 

Грузия состоялась исключительно благодаря крупномасштабной материальной поддержки западных стран, в первую очередь США. Действительно, в Грузию поступает существенная помощь из-за рубежа. Однако внешнюю поддержку получают более 180 стран мира, и далеко не все они демонстрируют сопоставимые с грузинскими темпами экономического роста. Всего за 1992-2007 годы в Грузию поступило в качестве официальной помощи развитию (ОПР) 4,3 миллиарда долларов США ( в ценах 2005 года), причем 3 миллиарда – 1992-2003 годы, а 1,3 миллиарда – за первые 4 года реформ (2004-2007 годы). При этом в течение 9 лет – с 1994 по 2003 год ( период экономического роста до начала радикальных реформ) – размеры ОПР составляли в среднем 7,7 % ВВП в год, а среднегодовые темпы экономического роста - 5,9 %. В последующие 4 года (2004-2007 годы) размеры ОПР снизились до 4,7 % ВВП, однако среднегодовые темпы прироста ВВП Грузии увеличились до 9,3 %.

 

В 2004-2007 годах Грузия была представлена ОПР в размере 298 долларов на душу населения ( в ценах 2005 года). За тот же самый период помощь в больших размерах в пересчете на душу населения получили 44 страны мира. Однако темпы прироста ВВП на душу населения выше, чем в Грузии, оказались только в одной из них – в Армении.

 

США за эти четыре года предоставили Грузии 349 миллионов долларов ( в ценах 2005), то есть чуть более четверти от всей полученной Грузией помощи, или 79 долларов на душу населения. В то же время 14 стран мира получили от США большую помощь на душу населения, в том числе, например, Армения – 87 долларов на человека. Следует заметить, что за 4 года, предшествовавшие реформам (2000-2003) , Грузия получила от США, помощи больше, чем в годы реформ (2004-2007) – 413 миллионов долларов и 319 миллионов долларов соответственно. Однако к аналогичным экономическим успехам вливания в дореформенный период не привели: с 2000 по 2003 год душевой ВВП вырос на 28,7 %, а в 2004-2007 годах на 40,6%.

 

Грузинская экономика зависела полностью от иностранных эмигрантов. Для небольших стран такой источник средств играет важную роль в поддержании уровня потребления граждан. Однако, он не может быть постоянно гарантированным. В 2004-2007 в виде переводов частных лиц из-за рубежа Грузия получила 1,38 миллиардов долларов в ценах 2005 г., или 315 долларов на душу населения. За те же годы 55 стран мира получили в расчете на душу населения больше средств, чем Грузия.

 

В получении безвозмездных средств из 2 источников денег – грантов и денежных переводов из-за рубежа – в 2004-2007 годах Армения опережала Грузию (1010 долларов на душу населения против 613). Таким соотношением можно попытаться объяснить более высокие среднегодовые темпы прироста ВВП в Армении (12,8 %), чем в Грузии (9,3%). Но десятки стран, получивших большие вливания ОПР, тем не менее росли существенно медленнее.

 

Ситуация с внешним государственным долгом Грузии выглядит следующим образом. На конец 2003 он составлял 1,848 миллиарда долларов, или 46,3 % ВВП. К концу 2007 его абсолютный размер почти не изменился – 1,838 миллиарда. Однако в силу быстрого роста экономики и повышения реального курса лари[3] величина долга относительно ВВП снизилась до 18,1 %. Затем - в военном 2008 году и в кризисном 2009 – Грузии было предоставлено большое количество кредитов для восстановления экономики. В результате внешний долг страны вырос и наконец в 2010 составил 4,199 миллиарда долларов, или 35,6 % ВВП. Иными словами относительно размеров грузинской экономики внешний долг страны все-таки ниже, чем он был во времена Шеварднадзе.

Роль Грузии была ключевой при разработке проекта ТРАСЕКА[4]. Проект был разработан Европейским Союзом в рамках программы технической помощи недавно получившим независимость государствам (TACIS) и был призван соединить Европу и Центрально-Азиатский регион транспортно-коммуникационным коридором. Из восьми новых независимых государств региона Южного Кавказа и Центральной Азии Грузия была единственной страной, которая имела выход к Черному морю, а, следовательно, и выход к Мировому океану.

 

С одной стороны, вся эта помощь, оказанная Грузии промышленно развитыми странами, имела положительное воздействие на укрепление государственных и общественных учреждений, на оживление частного сектора и на смягчение социальной напряженности в стране. Но, с другой стороны, естественно, что решения, которые принимаются этими странами для оказания финансовой помощи Грузии, не лишены политической мотивировки и, как в случае МВФ, во многих вопросах предопределяют позицию правительства. Иногда политический подтекст формулируется без каких-либо формальностей. К примеру, контракт с американской корпорацией «Вызовы тысячелетия». Данный контракт между правительством Грузии и корпорацией «Вы-зовы тысячелетия» был подписан 12 сентября 2005 года и предусматривает реализацию пятилетней программы с выделением финансовой помощи Грузии на общую сумму $ 295 млн. Эта сумма включает $49,5 млн. для реабилитации магистрального газопровода «Се-вер−Юг», но с условием, что газопровод не будет приватизирован (в данном случае речь идет о запрете на приобретение газопровода российской компанией «Газпром»).

 

Инвестиционные проекты ТРАСЕКА предусматривали: реконструкцию существующих и строительство новых автомобильных и железных дорог, реконструкцию каспийских портов: Актау (Казахстан), Туркменбаши (Туркмения), Баку (Азербайджан) и черноморских портов Поти и Батуми (Грузия) и др. Конкретно в грузинском направлении были достигнуты определенные практические результаты: построен новый Красный Мост на границе между Грузией и Азербайджаном, успешно функционируют паромные переправы Поти−Варна, Поти−Бургас, Поти−Одесса, Поти−Ильичевск, Поти−Констанца, Батуми−Варна, Батуми−Новороссийск.

 

В итоге Грузии так и не удалось привлечь более или менее значимые объемы среднеазиатских грузопотоков. Правда, объемы грузоперевозок по коридору, отправленные через порты Поти и Батуми, имели тенденцию роста, начиная с 1997 года, однако в последние годы они колеблются в рамках 13−18 млн. тонн. Порт Поти является важнейшим перевалочным узлом транспортного коридора Европа−Кавказ−Центральная Азия. Порт Поти в 2004 году перегрузил 6,15 млн. тонн генеральных и навалочных грузов, в том числе 70 тыс. TEU контейнеров. Через порт Поти проходят зерно из Украины в Армению и Грузию, бокситы из Индии, Гвинеи Бисау, Австралии в Азербайджан, оксид алюминия из Греции, Сардинии, Турции, Индии – в Таджикистан, кокс из Украины – в Грузию, а также нефтепродукты и продовольствие. Кроме того, через порт Поти из Грузии экспортируется металлолом, из Таджикистана – первичный алюминий, из Туркмении, Азербайджана и Таджикистана – хлопок. Пропускная способность Батумского порта составляет 17,3−20,5 тонн в год, в том числе: нефть и нефтепродукты – 15−18 млн. тонн в год, сухие грузы – 2,3−2,5 млн. тонн в год. Порт работает ниже уровня 50% от своих возможностей. В 2004 году Батумский порт переработал 8,2 млн. тонн грузов. Его основным перевалочным терминалом является нефтетерминал, грузооборот которого в 2004 году составил 6,9 млн. тонн, то есть он обеспечивает почти 85% грузооборота всего порта Батуми. В 2005 году грузинские порты обработали 24,1 млн. тонн груза (на 16,4% больше, чем в 2004 году), из которого 6,31 млн. тонн составили сухогрузы (рост на 1,6%). Доля нефти и нефтепродуктов в общем объёме обработанных грузов составила 73,8%. В 2006 году Батумский порт переработал 12,5 млн. тонн грузов, из которых 11,7 млн. тонн, или 93,6%, приходилось на нефть и нефтепродукты.

 

Однако нужно подчеркнуть, что надежды Тбилиси на восстановление экономики Грузии с американской помощью не оправдались. Сейчас в Вашингтоне недовольны, что 1,3 млрд. долл., предоставленных им Тбилиси в последние десять лет, "сгинули в прорве местной коррупции". Но эти упреки справедливы лишь отчасти, т.к. помощь США не была сопряжена с какими-то конкретными проектами по реконструкции и развитию экономики страны. При этом Тбилиси и его заокеанские советники игнорировали традиционную зависимость от рынка России, в результате чего многие промышленные предприятия остановились, а сотни тысяч людей лишились работы. Война с Абхазией лишила страну доходов от туризма и лечебных здравиц на Черном море. Из процветающей республики, какой она была при Советской власти, Грузия превратилась в отсталую в экономическом отношении страну.

Итак, пропагандистским мифом является то, что Америка реально помогает Грузии экономически. На самом деле, этой помощью пользуется лишь коррумпированная элита. В то же время, западные страны, и прежде всего США, получили намного больше политической и экономической выгоды от Грузии, чем затратили здесь средств. Выделение Соединенными Штатами огромных сумм на прямую финансовую помощь Грузии после войны 2008 г. делает эту страну зависимой от Вашингтона. Американо-грузинские отношения приобретают характер отношений вассала и сюзерена и теряют дух политического партнерства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.