СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Основные положения и словарь
Квалиметрия и управление качеством Ч1 МК
Литература:
1.Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240 с.
2.Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. пособие – М.: Дрофа, 2004. – 720 с.
3.Сафина Ю.Г. Введение. Ключевые термины менеджмента качества: Конспект лекций – Казань: КГТУ, 2004. – 80 с. – (Менеджмент качества вуза).
4.Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции- М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2001. – 487 с.
5.Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях – М.: ОАО «Типография «Новости», 2002. – 432 с.
6.Глудкин О.П., Горбунов И.Н., Гуров А.И. Всеобщее управление качеством. Учебник. – М.: Радио и связь, 1999.- 425с.
7.Путь к совершенству: Премия Правительства Российской Федерации в области качества: Сборник статей и документов / Сост. И.В. Матвеева – М.: Стандарты и качество, 2002. – 110 с.
8.Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие – М.: ЮHИТИ-ДАHА, 2000. – 303 с.
9.Бенделл Тони наставники по качеству. Изд. Стандарты и качество 2000. – 48 С.
10.Михеева Е.Н., Сероштан М.В. Управление качеством.-: Изд.: Дашков и К, 2009 г. - 707с. (ЭБС)
11.Кузнецова Н.В.Управление качеством: учебное пособие Изд.: Флинта; МПСИ, 2009 г. (ЭБС)
12.Шевчук Д.А Управление качеством. Учебник .Изд.: ГроссМедиа, 2008 г.215с. (ЭБС)
13. Горюнова С.М., Николаева Н.Г. FMEA – анализ видов и последствий отказов: Уч. пособие – Казань: КГТУ, 2007. – 94 с
14. Николаева Н.Г., Горюнова С.М., Ирдуганова Л.И. Методы анализа риска: Уч. пособие– Казань: КГТУ, 2010. – 148с.
15. Приймак Е.В., Николаева Н.Г. Средства и методы управления качеством: Уч. пособие– Казань: КГТУ, 2010. – 52с.
16. Кондратьева Е.И., Исмаилова Р.Н. Менеджмент качества Методические указания.- Казань: КГТУ, 2010. – 78с.
17. Кондратьева Е.И., Приймак Е.В. Эволюция менеджмента качества.- Казань: КГТУ, 2006. – 83 с.
18. Авилова В.В., Стрекалов Г.Р. Управление качеством на нефтехимическом предприятии Уч. поосбие - Казань: КГТУ, 2010. – 192 с.
19. Лутфуллин Г.Г. Принципы управления качеством продукции Уч. поосбие - Казань: КГТУ, 2009. – 168 с.
Л1 Основные понятия
Качество – понятие субъективное и относительное.
В нашей стране (практически до 80х годов) уделялось внимание качеству, основанному на требованиях нормативных документов (стандартах) – стандартному качеству.
В мировой практике (начиная с 50х годов) понятие качества трактуется иначе – как «соответствие требованиям потребителей».
Терминологическим документом международного значения является стандарт Международной организации по стандартизации ИСО (ISO – International Standard Organization).
ИСО 8402:1994 «Управление качеством и обеспечение качества – словарь»
| ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
| Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
| Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям
| Требование– потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Удовлетворенность потребителей – восприятие потребителями степени выполнения их требований.
Поскольку при определении качества продукции потребитель является сегодня главной фигурой, современное понятие качества называется потребительским.А стандартное качество (выполнение требований нормативных документов) входит в него составной частью.
Понятие качества относится к промышленной продукции (техническим средствам), сырью и полуфабрикатам (перерабатываемым материалам), программному обеспечению и другой интеллектуальной продукции, а также услугам. Продукция - результат деятельности или процессов. Объект взаимоотношений поставщика и потребителя также обобщен в термине продукция, которая может быть как материальной, так и нематериальной. Таким образом, под продукцией следует понимать и изделия, и услуги, и все другие перечисленные категории или любые комбинации из них.
Понятие продукции в терминологии ИСО понимается очень широко. Так продукция может быть намеренной (предложенной потребителю целенаправленно) и ненамеренной (например, загрязнитель или нежелательные последствия).
Поставщик- это организация (или лицо), предоставляющая продукцию (в том числе и нематериальную, и ненамеренную) потребителю.
Потребитель (покупатель)- это организация (или лицо), получающие продукцию, предоставляемую поставщиком.
И поставщик, и потребитель могут быть как внешними, так и внутренними (например, в рамках организации).
требования к качеству - это выражение определенных потребностей, их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с тем, чтобы создать возможность их реализации и проверки.
Количественные характеристики свойств объекта называются показателями качества.
Помимо понятия "требования к качеству", стандарт ИСО выделяет "требования общества". Это обязательства, вытекающие из законов, инструкций, правил, кодексов, уставов. Включают защиту окружающей среды, здоровье, безопасность, надежность, сохранение энергии и естественных ресурсов. Требования к качеству должны учитывать все требования общества.
Несоблюдение национальных норм и требований должно приводить к изъятию продукции с рынка.
Основные этапы на пути эволюции подходов к обеспечению качества –
«башня качества»
В основании «башни» лежит контроль качества –простейшая система организации управления фирмой, направленная на защиту потребителей от поставок бракованной (несоответствующей) продукции. Этот элемент не предполагает активного влияния на процесс производства. Ее цель – лишь отбраковка. Именно эту функцию выполняли российские отделы технического контроля (ОТК). Контроль качества был исторически первым на пути развития современных подходов к управлению качеством.
Второй ступенью иерархии является управление качеством в узком смысле, понимаемое как активное вмешательство в технологические процессы с целью обеспечение максимального снижения количества брака. Контроль сохраняется, но упор делается на управление производственными процессами.
На ступени обеспечения качества ставится цель не только совершенствование производственных процессов, но и всей системы в целом, а также обучение сотрудников методам обеспечения качества.
На вершине «башни» – управление организацией на основе принципа экологичности. Во всем мире наблюдается усиление внимания к экологическим проблемам. Сегодня многие требования обеспечения экологичности являются обязательными, поскольку получили закрепление на уровне правовых актов и нормативно-технической документации – как международного, так и внутригосударственного значения.
Подъем по ступеням «башни качества» соответствует не только направлению исторического развития методов менеджмента качества, но и последовательности их внедрения в рамках отдельно взятой фирмы.
Рис. «Башня качества»
ГОСТ Р ИСО 9000-2008
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Основные положения и словарь
3.2.6 менеджмент (management): Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией
3.2.7 высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих руководство и управление организацией (3.3.1) на высшем уровне.
3.2.8 **менеджмент качества (quality management): Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией(3.3.1) применительно к качеству (3.1.1).
Примечание - Руководство и управление применительно к качеству обычно включает в себя разработку политики в области качества (3.2.4) и целей в области качества (3.2.5), планирование качества (3.2.9), управление качеством (3.2.10), обеспечение качества (3.2.11) и улучшение качества (3.2.12).
3.2.9 планирование качества (quality planning): Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на установление целей в области качества (3.2.5) и определяющая необходимые операционные процессы (3.4.1) и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Примечание - Разработка планов качества (3.7.5) может быть частью планирования качества.
3.2.10 управление качеством (quality control): Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на выполнение требований к качеству.
3.2.11 обеспечение качества (quality assurance): Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.
3.2.12 улучшение качества (quality improvement): Часть менеджмента качества (3.2.8), направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.
3.2.13 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования (3.1.2).
3.2.14 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.2.15 эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
(3.2.12** - на то, что выделено красным, нужно обратить внимание и выучить)
Эволюция принципов управления и понятия качества в XX в.
Квадрат качества – это таблица, в которой установлены основные самые крупные этапы менеджмента качества и сертификации в ХХ веке.
В 1905 г. Тейлор разработал систему организации труда, внедренную на заводах Форда и используемую поныне (Систем Тейлора). Она была построена на применении штрафов и включала, в частности, определение верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска и др. Использование такого подхода впервые позволило поделить продукцию на качественную и бракованную.
Форд впервые применил сборочный конвейер, стандартизацию и ввел вместо входного контроля комплектующих выходной контроль на тех производствах, где эти комплектующие изготавливались, и на сборку стали поступать только годные, качественные изделия. То есть качество трактовалось как соответствие стандарту (техническим условиям) - "стандартное качество".
С 1924 г. началось использование статистических методов управления качеством, в том числе для оценки стабильности производственных процессов, которая вошла при этом в состав понятия качества. Родоначальник этого подхода американец Вальтер Шухарт .
На начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные разрозненные элементы: мотивация, планирование, контроль качества, стандартизация инструментов и приемов труда.
Комплексное управление качеством. На качество влияет множество факторов и необходимо всеми ими управлять. В соответствии с этим:
§ воздействие должно оказываться на всех этапах производства
§ необходима четкая взаимосвязь работников всех подразделений, увязка их действий.
В дальнейшем идеи Шьюхарта были взяты на вооружение и обогащены Эдвардсом Демингом, предложившим в 1950 г. программу менеджмента качества - основу современной философии качества. Опыт Японии и Германии показал, что качество - эффективное средство преодоления кризиса.
В это время произошел важный перелом в осознании роли качества и его сути. С начала 50-х гг. качество отражает соответствие не техническим условиям, а требованиям потребителей.
Осознание необходимости комплексного подхода к управлению качеством привело к тому, что в60-е гг. появились в США и затем в Германии первых стандартов по обеспечению качества - первоначально для нужд оборонных отраслей и автомобильной промышленности. В 1974 г. появился стандарт BS 5179 для оборонных отраслей Англии.
В 1979 г. - стандарт BS 5750 по сертификации продукции третьей стороной для всех отраслей промышленности. Эти документы послужили прототипом первых международных стандартов ISO серии 9000, увидевших свет в первой редакции в 1987 г. и совершивших переворот в подходах к качеству.
1. С этого времени процедуре сертификации стала подвергаться не продукция, а производство в целом - его система качества. Речь идет о способности предприятия выпускать продукцию.
2. Главный упор делается на обучение персонала и высокое доверие к нему.
3. Качество рассматривается как удовлетворение потребностей не только потребителей, но и служащих организации-поставщика (мотивация сотрудников на высококачественный труд.
В том же году вышли аналогичные европейские стандарты EN 29000.
В90-е гг. появились экологические стандарты ISO серии 14000.
В соответствии с международным стандартом ИСО 8402:94:
Всеобщее руководство качеством - это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, а также - на достижение выгоды для членов организации и общества.
В течение последних десяти лет в разных странах мира проводятся национальные премии по качеству- общенациональные конкурсы (не предполагающие вручение денежных призов) между фирмами по определенным критериям.
Сведения о победителях широко тиражируются, так что победа приносит и коммерческий успех. Очень важной стадией является самооценка предприятия по критериям премии, с целью определить свой уровень на фоне конкурентов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|