Сделай Сам Свою Работу на 5

межгосударственная стандартизация: Стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес.

Примечание - Межгосударственная стандартизация открыта для других государств, признающих ее принципы и присоединившихся к Соглашению.

Цели межгосударственной стандартизации

4.1 Основными целями межгосударственной стандартизации являются:

- защита интересов потребителей и каждого государства - участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов (далее - продукция), обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес;

- содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства государств - участников Соглашения;

- устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств - участников Соглашения на мировых товарных рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;

- содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств-участников Соглашения при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.

Основные принципы межгосударственной стандартизации

Взаимное стремление всех заинтересованных государств - участников Соглашения к достижению согласия по обеспечению качества взаимопоставляемой продукции.

Целесообразность разработки межгосударственного стандарта, учитывающая его социальную, экономическую, техническую необходимость и приемлемость для применения государствами - участниками Соглашения.

Обеспечение гармонизации межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами.

Пригодность межгосударственных стандартов в целях сертификации продукции и услуг.

5.5 Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов путем согласования требований к этим объектам и увязки сроков введения в действие нормативных документов по стандартизации.



Обеспечение соответствия межгосударственных стандартов современным достижениям науки, техники и передового опыта.

Основные направления работ по межгосударственной стандартизации

Принятие приоритетных направлений и форм межгосударственного сотрудничества по реализации согласованной политики в области стандартизации осуществляет Межгосударственный совет, а в области строительства - МНТКС.

6.2 Основными направлениями проведения согласованной межгосударственной политики в области стандартизации являются:

- принятие общих правил проведения работ по межгосударственной стандартизации;

- установление единых (согласованных, гармонизированных) требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов контроля (испытаний);

- стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

- организация ведения классификаторов технико-экономической информации, систем кодирования и их развитие;

- формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран при наличии соответствующих соглашений и договоренностей, обеспечение государств - участников Соглашения этими стандартами, ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющей межгосударственный интерес;

- издание и распространение межгосударственных стандартов и других межгосударственных документов по стандартизации;

- координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации;

- научно-техническое сотрудничество в работах по международной стандартизации.

Решения по вопросам межгосударственной стандартизации, принятые Межгосударственным советом, национальные органы по стандартизации государств - участников Соглашения реализуют соответствующими организационно - распорядительными документами.

Объекты стандартизации и основные виды нормативных документов по стандартизации

7.1 Объектами межгосударственной стандартизации являются:

- общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные о свойствах материалов и веществ;

- объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.);

- объекты крупных межгосударственных социально-экономических и научно-технических программ, таких как обеспечение населения питьевой водой, создание системы контроля среды обитания, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, обеспечение безопасности населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и др.;

- взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств.

7.2 В межгосударственные стандарты включают:

- требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

- требования техники безопасности и производственной санитарии;

- требования к совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- параметрические ряды и типовые конструкции изделий;

- основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;

- методы контроля требований к продукции;

- требования, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины и их определения, обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы;

- правила обеспечения качества продукции;

- требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов.

7.3 В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований предусмотрены следующие основные виды межгосударственных стандартов:

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию (услуги);

- стандарты на процессы;

- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

7.4 Основополагающие межгосударственные стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы, правила), обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования.

7.5 Межгосударственные стандарты на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции и, при необходимости, к конкретной продукции.

7.6 Межгосударственные стандарты на процессы устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Межгосударственные стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний продукции при ее создании, сертификации и использовании (применении).

Для решения задач по организации и координации работ по межгосударственной стандартизации Межгосударственный совет, а в области строительства - МНТКС, после обсуждения с национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) принимает правила по межгосударственной стандартизации (ПМГ) и рекомендации по межгосударственной стандартизации (РМГ).

7.9 Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации - по ГОСТ 1.2, а межгосударственных нормативных документов в строительстве - в соответствии с нормами, принятыми МНТКС [1].

(Введен дополнительно, Изм. № 5).

7.10 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации - по ГОСТ 1.5, а межгосударственных нормативных документов в строительстве - по ГОСТ 1.5 и нормам, принятым МНТКС

3. Государственная система стандартизации ГОСТ Р: подсистемы, субъекты, структура,

ГОСТ-Р – стандарт, принимаемый государственным стандартом России или

государственным строем. К объектам этого стандарта относятся организационно

методические и обще технические объекты, а также работа, продукция и услуги,

имеющие межотраслевое общенародное хозяйственное назначение.

 

4. Национальный орган по стандартизации РФ: задачи, структура управления,

Национальный орган по стандартизации занимается установлением национальных стандартов, а также организует и принимает программу стандартов, устанавливает экспертизу проектов, все это должно соответствовать интересам национальной экономики.

 

Также устанавливаются правила и нормы, которые обеспечивают в этой области общедоступность для заинтересованных лиц, а также опубликование и распространение национальных стандартов. Опубликование национальных стандартов национальным органом по стандартизации осуществляется на русском языке в печатном издании, а также в информационной системе общего пользования.

 

Национальный орган РФ создает технические комитеты по стандартизации, для того чтобы было удобнее строить их деятельность. Это орган исполнительной власти по техническому регулированию. Исполнительный орган участвует в разработке международных стандартов и, как правило, обеспечивает при принятии решений интересы своей стороны. В такие комитеты на добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, научных организаций, предприниматели и потребители. Заседания таких технических комитетов по стандартизации проводятся открытыми. Национальные стандарты представляют собой национальную систему стандартизации.

 

Существует Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г., который регулирует разработку национальных стандартов, которые утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с нормами и рекомендациями в области стандартизации. Национальный стандарт применяется только на добровольной основе независимо от страны или места происхождения продукции.

 

Разрабатывает и утверждает программу национальных стандартов национальный орган по стандартизации, также разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования, в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

 

Уведомление должно содержать информацию о имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов. В проекте в первую очередь для ознакомления заинтересованных лиц должна обеспечиваться доступность проекта национального стандарта. Разработчик проекта должен по требованию заинтересованного лица предоставить копию национального стандарта, плата за такую услугу не может превышать затраты на ее изготовление.

 

Если разработчиком являлся федеральный орган исполнительной власти, в этом случае плата за копию национального стандарта вносится в федеральный бюджет. Национальный орган по стандартизации, основываясь на документах, которые предоставляет технический комитет по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

 

5. Технические комитеты. Структура, задачи, функции

Задачи технического комитета.

ТК объединяет предприятия и организации (далее - организации), являющиеся непосредственными участниками рынка продукции и услуг в области деятельности ТК или имеющие косвенный интерес в данной области, а также физических лиц, являющихся специалистами в сфере деятельности ТК.

Основные задачи ТК:

- организация разработки в Российской Федерации проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов и участие в формировании ПРНС (в закрепленной области деятельности);

- проведение научно-технической экспертизы проектов национальных, межгосударственных и международных стандартов и их изменений; - анализ отраслевых стандартов в составе фонда документов национальной системы стандартизации на предмет их обновления и дальнейшего использования;

- участие в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, в том числе в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных (региональных), а также в ведении их секретариатов в соответствии с соглашениями между национальным органом по стандартизации Российской Федерации и международными (региональными) организациями по стандартизации;

- подготовка предложений по разработке международных и межгосударственных стандартов и предложений относительно позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных и региональных организаций по стандартизации; - проведение научно-технической экспертизы переводов международных, региональных и зарубежных стандартов перед их регистрацией в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов; - организация работ по обновлению национальных и межгосударственных стандартов.

ТК может решать дополнительные задачи в своей области деятельности, например: проведение экспертиз технических регламентов в составе экспертных комиссий, экспертиз стандартов организаций; сотрудничество с предприятиями (организациями) - пользователями стандартов, в том числе с обществами потребителей, с испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями; проведение консультаций; подготовка заключения о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств для подтверждения соблюдения требований технического регламента и включения их в соответствующий перечень.

. Область деятельности технического комитета

ТК создают по видам продукции, услуг, технологий или видам деятельности.

Национальные ТК, как правило, являются аналогами ТК международных и региональных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН, СЕНЭЛЕК и др.). В случаях когда это обусловлено потребностями выполнения каких-либо государственных задач или программ, интересами бизнес-структур, достижениями научных разработок, социальными явлениями и т.д., национальный орган по стандартизации рассматривает предложения по созданию ТК, не являющихся аналогами. В случае предложения новой темы (тем) работы, не входящей в области деятельности существующего ТК, может быть образован ПТК, правила образования и деятельность которого полностью соответствуют требованиям к образованию и деятельности постоянных ТК, но с ограничением срока деятельности.

Методическое руководство работой ТК и координацию их деятельности осуществляет национальный орган по стандартизации.

Структура технического комитета

ТК возглавляет председатель, ответственный за все виды деятельности ТК.

В состав ТК входят также секретариат, возглавляемый ответственным секретарем, и рядовые члены.

Для решения задач в более узкой области, чем область деятельности всего ТК, могут быть образованы подкомитеты или рабочие группы, руководители которых назначаются председателем ТК.

Структуру конкретного ТК, его задачи, порядок деятельности и вопросы финансирования определяют Положением о ТК.

Члены технического комитета

Условия членства

Членами ТК могут быть федеральные органы исполнительной власти или их уполномоченные организации, организации - потребители продукции или услуг, научные организации, предприятия-разработчики и изготовители продукции или поставщики услуг, общества и ассоциации потребителей, научно-технические общества, общественные организации малого и среднего предпринимательства, органы государственного надзора, испытательные центры, другие заинтересованные организации, частные лица.

Членство в ТК является добровольным. По решению членов ТК возможна уплата членских взносов в объеме, необходимом для реализации функции в заявленной области деятельности. Некоторые специальные проекты, выполняемые в рамках ТК, могут требовать внесения денежных средств от его членов, однако участие в таких проектах для членов ТК является добровольным. Для участия в деятельности ТК организация сообщает в секретариат:

- свой почтовый и юридический адрес; - организационную форму;

- фамилию, имя и отчество руководителя;

- фамилию, имя и отчество полномочного представителя с указанием номеров телефона и факса, а также адреса электронной почты; - сведения о квалификации специалистов, в области деятельности ТК.

Члены ТК - частные лица сообщают в секретариат:

- фамилию, имя и отчество;

- почтовый адрес с указанием номера телефона, а также адрес электронной почты (при наличии);

- сведения о квалификации в области деятельности ТК.

Член ТК должен в течение пяти дней известить секретариат об изменении реквизитов организации (частного лица) и/или замене своего полномочного представителя. Раз в два года секретариат проводит перерегистрацию членов ТК в целях актуализации базы данных и подтверждения организациями намерения продолжать свою работу в ТК.

Член ТК имеет право выйти из его состава, письменно уведомив об этом секретариат.

Представители организации - члена технического комитета

Организация участвует в работе ТК через своих сотрудников: полномочного представителя, экспертов.

Полномочный представитель осуществляет связь своей организации с секретариатом ТК. Он получает всю корреспонденцию, рассылаемую секретариатом, и несет ответственность за своевременную передачу материалов сотрудникам организации для дальнейшей работы или в секретариат, участвует в заседаниях ТК и голосует от имени своей организации.

Полномочный представитель должен иметь письмо-доверенность, подписанное руководителем организации - члена ТК, для принятия решения по финансовым вопросам, обсуждаемым на заседании ТК.

Примечание - В заседании ТК может участвовать делегация от организации - члена ТК. В этом случае должно быть определено лицо, голосующее от имени организации.

 

 

6. Нормативные документы в области стандартизации: классификация, характеристика, назначение. Привести конкретные примеры.

Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ и услуг.

 

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. К нормативным документам в области стандартизации относят: стандарты, технические условия, своды правил, регламенты (технические регламенты), положения.

 

Стандарт – документ, в котором для добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила проведения процессов (производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация), а так же правила выполнения работ и оказания услуг.

 

Стандарты бывают международными, межгосударственными, региональными, национальными. Они принимаются соответственно международными, межгосударственными, региональными, национальными органами по стандартизации.

 

Международные стандарты – это стандарты, которые разрабатываются и утверждаются какой-либо организацией по стандартизации и которые действуют в любой стране мира.

 

Межгосударственные стандарты – стандарты бывшего СНГ, которые применяются на территории стран СНГ.

 

Региональные стандарты – это стандарты, которые разрабатываются и утверждаются какой-либо международной организацией по стандартизации, и которые применяются в определенном регионе мира (например, Европейские Стандарты).

 

Национальные стандарты – стандарты, которые разрабатываются на территории данной страны.

 

В соответствии с Законом РФ «О стандартизации», в зависимости от области применения стандарта российские стандарты делятся на следующие категории:

 

1. Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) – разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории применяет Госстандарт России. В госстандартах содержатся как обязательные требования к объекту по стандартизации (безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки), так и рекомендательные.

 

2. Отраслевые стандарты – разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям госстандартов, а так же правилам и нормам безопасности, установлены для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства). Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продукция, процессы и услуги, применяемы в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, детали и др.); правила метрологического обеспечения в отрасли. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между производителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.

 

3. Стандарты предприятий – разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых – главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой продукции.

 

4. Общероссийские классификаторы –

 

5. Технические условия (ТУ) – разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями.

 

В зависимости от объекта стандартизации стандарты делят на виды:

 

1. Основополагающие стандарты – нормативные документы, в которых изложены основные положения для определенной области деятельности. Обычно используются как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.

 

2. Стандарт на термины и определения (терминологический стандарт), в котором объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п.

 

3. Стандарты на продукцию – содержат требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению, может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только указанные выше требования, но так же и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т.д. Неполный стандарт содержит часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).

 

4. Стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца).

 

5. Стандарт на процесс, стандарт на услугу – это нормативные документы, в которых объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслуживание и др.).

 

6. Стандарт на совместимость – устанавливает требования, касающиеся совместимости продукта в целом, а также его отдельных частей (деталей, узлов). Такой стандарт может быть разработан на систему в целом, например, сигнализационную систему.

 

7. Стандарт с открытыми значениями. В некоторых ситуациях ту или иную норму определяют изготовители (поставщики), в других – потребители. Поэтому в стандарте может содержаться перечень характеристик, которые характеризируются в договорных отношениях.

 

8. Положения. Могут носить методический или описательный характер. Методические положения – это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции, с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Можно назвать нормативный документ, содержащий подобное положение «методическим стандартом». Описательное положение – обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает «поведение» объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).

 

Технические условия – устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу и утверждается предприятием по согласованию с предприятием-заказчиком. Обычно в технических условиях должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо.

 

Для того, чтобы продукция, выпущенная по техническому условию, была достаточно качественной, создан специальный ГОСТ Р в 2001 г., который называется «Технические условия на пищевую продукцию».

 

Свод правил может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а так же частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий.

 

Стандарты, технические условия и своды правил являются рекомендательными и не обязательными к применению.

 

Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Он имеет силу Закона. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации. Разновидность регламентов – технический регламент – содержит технические требования к объекту стандартизации. Технические регламенты обычно дополняются методическими документами, как правило, указаниями по методам контроля или проверок соответствии продукта, услуги, процесса требованиям регламента.

 

7. Технические регламенты: назначение, роль, содержание

Технический регламент – документ, устанавливающий особые требования к качеству и соответствию объекта регламентирования. В роли последних может выступать как любой продукт современного производства, так и отдельные аспекты процесса производственной деятельности и использования продукции, начиная с ее проектирования, и заканчивая правилами хранения и утилизации объекта регламента. Прием этого вида документов государственного образца осуществляется в определенном порядке. В перечень законодательных актов, на основе которых, они разрабатываются, включены:

 

Федеральные законы.

Указы Президента Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации.

Межправительственные соглашения, международный договор, прошедший ратификацию.

Технический регламент разрабатывается и вводится в действие со строго определенными целями, в том числе:

 

Для защиты прав потребителей, исключением случаев обмана и введения их в заблуждение, для повышения уровня спроса, например, Технический регламент на молоко и молочную продукцию;

Для охраны окружающей среды – почв, воздуха, представителей местной флоры и фауны;

Для защиты жизни, здоровья и имущества людей, коммерческих предприятий и государства, например, Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.

Согласно требованиям действующего законодательства, разработка техрегламентов в иных целях запрещена.

 

Технический регламент должен представлять исчерпывающую информацию в отношении объекта, аспекты производства и использования которого он освещает. Условия техрегламента являются обязательными для всех субъектов хозяйствования, действующих на территории Российской Федерации. В случае если отдельные аспекты, имеющие отношение к объекту регламентирования, не упомянуты в документе, они не считаются обязательными для исполнения.

 

Технический регламент как документ состоит из нескольких разделов:

 

Объект регламентирования и область применения документа.

Перечень основных понятий и их грамотная трактовка.

Общие положения в отношении объекта регламентирования, согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации.

Правила применения основных стандартов.

Подтверждение соответствия объекта регламентирования требованиям стандартов, которые учитывает в своей работе государственный орган по сертификации.

Порядок осуществления государственного контроля за выполнением установленных требований.

Заключительные и переходные положения.

Приложения, поясняющие отдельные моменты его применения.

Любой технический регламент можно классифицировать, в зависимости от области распространения и способа установления требований. Что касается первого условия классификации, все техрегламенты можно разделить на:

 

Общие, объектом которых является не конкретный продукт, а ассортиментная группа.

Специальные, объектом которых является отдельный вид выпускаемой продукции или аспект ведения производственной или иной деятельности, с которой связан особый вид риска, не отмеченный в общем регламенте.

Макроотраслевые, сочетающие общие и специальные виды документов.

Что касается деления по способу установления требований, можно выделить две основные группы документов – предписывающие, в которых указаны четкие требования к объекту регламентирования, и основополагающие, где содержатся общие сведения о качестве продукции или ее производства.

 

 

8. Основополагающие стандарты : назначение, характеристика

 

ВИДЫ СТАНДАРТОВ

В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых требований разрабатываются стандарты следующих видов:

– стандарты на продукцию;

– стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

– стандарты на услуги;

– стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);

– стандарты на термины и определения;

– стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты на продукциюустанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации. На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов; стандарт общих технических условий; стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором – к конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы и работыустанавливают основные требования к организации производства и оборота продукции на рынке, к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) – управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр.

Стандарты на услугиустанавливают требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Основополагающие стандартыустанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

Стандарты на термины и определенияустанавливают наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализаустанавливают требования к используемому оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке и представлению полученных результатов, квалификации персонала. Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

 

 

9. Правила разработки и утверждения национальных стандартов в соответствии



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.