Консервативное. Участники: Уваров, Карамзин, Погодин, Шевырев, Булгарин, Греч.
Опиралось на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Самодержавие – единственно возможная форма правления. Теория официальной народности – православие (основная духовная жизнь народа), самодержавие (гарант нерушимости Русского гос-ва), народность (единение царя с народом), по мнению консерваторов, необходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство, как главная опора самодержавия. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Либеральное. 2 течения: славянофилы и западники
Радикальное.
Представители: Белинский, Герцен, Огарев.
Идея “общинного социализма” (самобытность) направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последовательную демократизацию.
Революц. кружки: 1) Петрашевцев (Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Глинка). Идея утопического социализма
2) Станкевича – использование прогрессивных идей немецкой идеалистической философии
3) Чаадаев – критика теории “официальной народности”, прогресс России видел в использовании европейского опыта.
Общественные движения в России в первой половине XIX в.
В первой половине XIX в. в России, как и во всем мире, обострилась идейная и общественно-политическая борьба.
Консерваторы стремились сохранить основы сущ. строя, либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добывались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны.
Основные причины подъема общ. движ. – растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых зап-европ. стран, осознавание обществом необходимости перемен, народные волнения. Общ. движ. развивалось на фоне подъема национального самосознания и споров о будущем России. Зарождение движения дворянских революционеров обусловливались как внутренними процессами, так и международными событиями.
Причины движения декабристов: 1) Понимание представителями дворянства, что сохранение крепостничества и самодержавия губительно для дальнейшей судьбы страны. Существовавший строй усугублял отставание России от развитых европейских стран, препятствовал модернизации экономики, порождал соц. потрясения.; 2)Разочаровение либерализмом Александра I . В 1815-1825 он проводил реакционный курс и с помощью Аракчеева создал в России военно-полицейский режим. Отсутствие реформ; 3)Отечественная война 1812 г. и пребывание русской армии в Европе в 1813-1815 г;4) Влияние идей просвещения.
Революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались в начале XIX в. исключительно у передовой части дворянства – родового и привелигерованного офицерского корпуса (т.к. в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая первой начала осознавать необходимость преобразований в стране). Их движение имело имело объективно буржуазный характер.
Организации декабристов.
1) “Союз Спасения” – (1816-1818): Муравьев, Трубецвой, Лунин, Якушкин, позднее Пестель. В нем были заложены 2 идеи переустройства России – ликвидация крепостного права (тормоз для поступательного движения России) и уничтожение самодержавия (отжившая политическая система), говорилось о необходимости введения конституции. Большинство считало идеалом будущего политического устройства конституционную монархию.
2) “Союз Благоденствия” (1818-1821): Муравьевы, Муравьевы-Апостолы, Пестель, Пущин, Оболенский, Трубецкой. Программа – “зеленая книга”: необходимость свержения самодержавия, ликвидация крепостничества, введение конституционного правления (установление конституционной монархии путем военного переворота, введение конституции и гражданских свобод). Пути достижения целей – мирные.
3) 1821 г.
Восстание декабристов – 14 декабря 1825 г.
“Манифест к русскому народу”: уничтожение прежнего правления, т.е. самодержавия, отмена крепостного права, введение демократических свобод. Установление временного революционного правления, созыв Великого Собора.
29 декабря 1825 г. Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин подняли восстание Черниговского полка.
Общее число восставших – 3000 чел. Восстания потерпели поражене. Казнь: Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол. Причины поражения: Ставка на заговор и военный переворот, слабость пропогандистской деятельности, несогласованность действийЮ выжидательная тактика в момент восстания, недостаточная подготовленность общества к методам военного переворота и к социально-политическим переменам.
Значение восстания декабристов: Акция гражданского неповиновения, пробудили общественное движение в России
Декабристы разработали первую революционную программу и план будущего устройства страны, была совершена попытка изменить социально-политическую систему России. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на слудущие поколения общественных деятелей.
Общественное движение оживились, в 40 г. родились 2 течения либерализма: западничество и славянофильство
Общественные движения в России во второй половине XIX в.
30-40 г XIX в. – начало формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основатели - Герцен и Белинский. Они выступали против теории “официальной народности”, взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Европы и России. Они выступали против буржуазного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической. Белинский и Герцен становятся сторонниками социализма. Основное средство преобразования общества - классовая борьба и крестьянская революция. Герцен был первым воспринял идеи утопического социализма, получившего распространнение на Западе. Идеи общинного устройства об-ва получили развитие во взглядах Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 60 г. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60 в России возникает разночинская интеллигенция.
В работах Герцена, Чернышевского сложилась программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Конфискованная земля должна передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по уравнительному принципу. Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров (эсеров). Ряд положений были включены большевиками в “Декрет о земле”.
Радикально настроенная интеллигенция расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть – как программу постепенного продвижения вперед.
В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев “Земля и воля”. Главным воздействием “Земля и воля” считала пропаганду.
Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников - последователей идей Герцена и Чернышевского. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине – “зародыш” социализма. Основной движущей силой прогресса - “критически мыслящая” личность – разночинскую интеллигенцию.
Идейные вожди народничества: Бакунин, Лавров, Михайловский, Ткачев. 3 основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистские, заговорщическое. Различия - в определении движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы с против самодержавия.
Анархическое движение. Бакунин считал, что любое гос-во препятствует развитию личности, он выступал против вской власти, рассматривая гос-во как исторически неизбежное зло, утверждал, что кр-во готово к революции, поэтому задача “критически мыслящих” личностей пойти в народ т призвать его к восстанию.
Пропагандистское движение. Ведущей силой исторического процесса Лавров считал интеллигенцию, способную мыслить критически, утверждал, что кр-во не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих” личностей, задачей которых является хождение в народ для того, чтобы подготовить крестьян к революции, он говорил о необходимости создания революционной организации.
Заговорщическое движение. Ткачев верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное менишьнство, он считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая политика привела к появлению в рядах народничества деятелей типа Нечаева, он был организатором тайного общества “Народная расправа”, заявлял, что революц. цель оправдывает средства. Применял методы мистификации и провокации.
Практич. деятельн. народников началась в 70 созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции.
Весной 1874 г. началось “хождение в народ”, целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстани. Однако оно окончилось неудачей.
В 1876 г. была создана народническая подпольная организация “Земля и воля”, ее участники: Кравчинский, Михайлов, Плеханов, Перовская, Желябов, Засулич, Фигнер. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. Эта попытка также окончилась неудачей. “Земля и воля” строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации.
В августе 1879 “Земля и воля” распалась на 2 организации: “Народная воля” (1879-1882) и “Черный передел” (1879-1884).
Чернопередельцы (Плеханов, Аксельрод, Засулич) выступали против тактики террора, за проведение пропаганды в массах кр-н. В дальнейшем чать чернопередельцев во главе с Пелхановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.
Народовольцы (Михайлов, Морозов, Желябов, Перовская) взали на вооружение терриростическую борьбу, она подготовила 7 покушений на Александра II, однако свержения царизма не произошло.
В 80-90 в народничестве усиливается реформистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество, оно ориентировалось на переустройство об-ва мирными, ненасильственными средствами.
Правое крыло – Воронцов, Кривенко, Южаков – призывали интеллигенцию отказаться от борьбы за политическую свободу. Левое – Михайловский, Анненский, Короленко – признавали необходимость политических преобразований мирными путями.
В 90 г. был очевидем рост капитализма и рабочего движения. Они доказывали, что капитализм в России насаждается и развивается искусственно.
Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму. Главную роль они отводили крестьнству, верили
В возможность использования деревенской общины для перехода к социализму, они считали, что нельзя ориентироваться на рабочий класс – продукт капитализма, который в стране насаждается искусственно.
В конце XIX острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлимым для России.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|