Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Причины оживления национального движения





Китай в системе международных отношений к концу первой мировой войны.

Китай успел принять участие в войне, главным образом, направив на строительство стратегических объектов, на военные предприятия России свою рабочую силу. Разумеется, Германия и ее союзники были бы разгромлены и без участия Китая, но важна была и формальная сторона. Китай должен был непременно оказаться в числе государств-победителей, что, безусловно, повысило бы его статус на мировой арене.

Это было необходимо для того, чтобы более успешно противосто­ять политике Японии. Как известно, Япония еще в январе 1915 г. объ­явила войну Германии, но в военных действиях принимала лишь огра­ниченное участие: она оккупировала острова Микронезии (Маршалловы, Каролинские и Марианские), находившиеся под управлением Германии. Острова расположены в центральной части Тихого океана и имеют стратегическое значение. Под формальным предлогом на­хождения на территории Китая германской военно-морской базы Циндао Япония захватила не только сам город, но и всю провинцию Шаньдун. Воспользовавшись тем, что многие державы были заняты на фронтах мировой войны, японцы навязали Китаю унизительное «21 требование»:



«Требования» подразделялись на пять групп. Первая из них включала признание Китаем всех соглашений, которые могли быть заключены между Германией и Японией относительно Шаньдуна. Предусматривались также передача Японии прав на постройку там железных дорог и открытие для Японии главных городов и портов.

Вторая группа требования касалась Южной Маньчжурии и восточной части Внутренней Монголии. Япония требовала передачи в аренду Люйшуня (Порт-Артур, Рёдзюн), Даляня (Дальний, Дайрэн), Южно-Маньчжурской, Аньдун-Мукденской и Цзилинь-Чанчуньской железных дорог на 99 лет, предоставления японцам права приобретения и аренды земель, свободы проживания и передвижения, а также права на ведение добычи полезных ископаемых и занятие торговлей и промышленностью.

Третья группа предлагала превратить в смешанное японо-китайское предприятие Ханьепинский промышленный комбинат, объединявший рудники и металлургические заводы в Ханьяне, Дае и Пинсяне.



Четвёртая группа запрещала Китаю отчуждать и сдавать в аренду гавани, бухты и острова вдоль китайского побережья.

Наконец, пятая группа предусматривала приглашение японцев в качестве советников по политическим, финансовым и военным вопросам при центральном правительстве Китая, признание права земельной собственности в Китае для японских храмов, больниц и школ, создание японо-китайских военных заводов при научно-технической помощи Японии, предоставление Японии прав на строительство железных дорог на китайской территории, консультации с Японией по вопросам строительства железных дорог, рудников и портов в провинции Фуцзянь, предоставление японцам права религиозной пропаганды в Китае.

Слабое китайское правительство Дуань Цижуя вынуждено было принять почти все пункты этих требований. Это означало признание Китаем полной зависимости от Японии. По завершении войны Китай намеревался принять участие в урегулировании своих взаимоотноше­ний с Японией и другими странами на международной Парижской мирной конференции в качестве равноправной стороны.

Когда в 1919 г. Парижская конференцияначала свою работу, Китай представил на ее рассмотрение свои требования. Они касались преж­де всего прекращения оккупации китайской территории японскими войсками (освобождение провинции Шаньдун), отказа от «21 требо­вания», признания полного суверенитета Китая, его территориальной целостности.

Это означало бы отказ от многих положений неравноправных догово­ров,навязанных Китаю еще в прошлом веке, а именно:

• признание таможенной автономии, право самостоятельно уста­навливать таможенные пошлины;



• признание действенности китайской юрисдикции над иност­ранцами;

• ликвидацию особых зон, не подчиняющихся китайским влас­тям, так называемых сеттльментов;

• передачу Китаю многих концессий, территорий, взятых в аренду.

 

Все эти требования были официально выдвинуты Китаем на мир­ной конференции в январе 1919 г.; китайское общество ожидало отве­та от крупных мировых держав.

 

Национальное движение в Китае после окончания Первой мировой войны (1918—1924)

I. Причины оживления национального движения

Ситуация в стране в конце Первой мировой войны

Китайцам еще в глубокой древности удалось создать великую циви­лизацию. Она формировалась в русле главной стратегической идеи — обеспечить выживание для всех,а вовсе не с целью развития, совер­шенствования общества. Долгое время в силу ряда причин цивилиза­ция Китая находилась в изоляции от других культур. Только с XVIII в. усилились контакты с Западом, и это заставило правящую в Китае с XVII в. маньчжурскую династию Цин полностью «закрыть» страну от внешних влияний.

Но их усилия оказались тщетными. В середине XIX в., после военных поражений в «опиумных войнах», Китай был «открыт». Европейские дер­жавы навязали ему так называемые «неравноправные договоры», но глав­ное — Китай был унижен самим фактом поражения от «западных варва­ров». Это сформировало у китайской нации своего рода комплекс непол­ноценности, который затем долгое время им не удавалось преодолеть.

Накануне Первой мировой войны, в 1911 г.,в Китае была свергну­та монархия.Синхайская революция уничтожила династию Цин. Встал вопрос: что же дальше? Какие-либо демократические традиции вообще не свойственны китайской цивилизации, поэтому рассчиты­вать на становление республиканской формы правления не приходи­лось. Другая возможность — создать новую династию или установить диктатуру — казалась более реальной, тем более что и подходящий кандидат был — Юань Шикай.

Однако этого не произошло: власть в провинциях захватили воен­ные губернаторы(дуцзюни). Китай фактически распался на отдельные провинции (благо, они всегда развивались экономически автоном­но), а сам Юань Шикай умер летом 1916 г.

Дуцзюни, местные милитаристы, вели между собой нескончаемую борьбу за власть, выдавая себя за демократов. Внешне казалось, что они борются с попыткой Юань Шикая установить в стране диктатуру, про­возгласить себя императором, протестуют против роспуска им в 1913 гПарламента, но фактически они просто не желали подчиняться центру. Пользуясь бесконтрольностью, дуцзюни грабили население, пытаясь обогатиться за время нахождения у власти.

В политической жизни страны особую роль играл Сунь Ятсени со­зданная им осенью 1912 г. партия Гоминьдан(Национальная партия). Сунь Ятсен был самым известным в Китае политическим деятелем и действовал на юге, где местные милитаристы пытались воспользо­ваться его популярностью, то приглашая его на пост главы правитель­ства в Гуанчжоу, то свергая.

Распад страны, произошедший сразу же после свержения монар­хии в 1911 г., затронул и национальные районы Китая.От Китая факти­чески отделились Тибет, Синцзян, Монголия,повсюду изгонялись ки­тайские чиновники. Монголов поддерживала Россия, и в 1915 г. Китай признал автономию Внешней Монголии, подписав соответствующий протокол.

Отсутствие политического единства страны было главной пробле­мой Китая. За годы войны сформировались два центра: Юг и Север.Они находились соответственно в городах Гуанчжоу и Пекине. Борь­ба за влияние в этих городах шла между многочисленными военными кликами, которые заключали между собой союзы, ссорились, а затем объединялись вновь.

На Югеза власть боролись две группировки генералов (в Китае их называли в соответствии с наименованиями провинций, из которых родом были главари): гуандунская и гуансийская клики.

На Севереборьба шла за власть в Пекине. Ее вели три группировки: Аньхойская (во главе ее стоял генерал Дуань Цижуй), Чжилийская(ге­нерал У Пейфу) и Маньчжурская(во главе с генералиссимусом Чжан Цзолинем). После смерти Юань Шикая власть в Пекине захватил Дуань Цижуй. Именно он настоял на вступлении Китая в Первую мировую войну в 1917 г.

II. Движение «4 мая» 1919 г.

Студенческие выступления в Пекине и распространение движения на другие районы Китая

30 апреля 1919 г. Китаю официально было отказано в удовлетворении его требований. Было заявлено, что подобные вопросы будут рассма­триваться позже, на других международных форумах, а в Париже под­лежат обсуждению главным образом проблемы территориальных из­менений в Европе, вопрос о наказании Германии и создание Лиги На­ций. Известия из Парижа вызвали крайнее возмущение в Пекине.

4 мая 1919 г. в китайской столице в течение двух недель проходили студенческие демонстрации. Ее участники требовали, чтобы китай­ская делегация покинула Парижскую конференцию и отказалась от подписания мирного договора. Звучали требования наказать чинов­ников, имеющих отношение к подписанию «21 требования», населе­ние призывалось к бойкоту японских товаров. Так началось это пат­риотическое движение.

Вскоре бойкот японских товаров охватил всю страну. В Пекине правительство Дуань Цижуя вынуждено было отозвать китайскую де­легацию из Парижа. Оно отказалось от подписания мирного договора и сняло чиновников, ответственных за принятие «21 требования».

Центр движения постепенно переместился в Шанхай, где 4 июня 1919 г. началась всеобщая забастовка, которую поддержали торговцы и представители деловых кругов национальных предпринимателей. Они протестовали, в частности, против политики властей сеттльмен­та в Шанхае.

Выступление китайских студентов приняло общенациональный характер, оно вылилось в движение «за новую культуру». Результатом этого движения стало введение в политическую публицистику и лите­ратуру нового письменного языка байхуа, соответствующего разго­ворному. Это была подлинная культурная революция, позволившая приобщить миллионы людей к грамоте и образованию. Движение всколыхнуло весь Китай и имело огромные последствия.

Политические последствия движения «4 мая»

Уже 25 июля 1919 г. последовало обращение Совнаркома Советской России «К правительствам Северного и Южного Китая». В нем содержался отказ от неравноправных договоров с Китаем, выражалось стремление оказать помощь. В самом деле были установлены контак­ты с правительствами Севера и Юга, но реально помочь Китаю в ту пору для России было затруднительно.

10 октября 1919 г. Сунь Ятсенвозродил в Шанхае партию Джунго Гоминьдан(Китайская национальная партия) и стал бороться за поли­тическую власть на Юге. Партия действовала на основе трех знамени­тых принципов: национализма, народовластия, народного благоден­ствия.Их формулировки были сделаны нарочито туманными, могли толковаться по-разному и имели целью сплотить вокруг Сунь Ятсена различные слои китайского населения.

Непосредственным следствием событий стало свержение в июле 1920 г. в Пекине лидера Аньхойской клики Дуань Цижуя и приход к вла­сти лидера Чжилийской клики У Пэйфу,который опирался на под­держку Англии и США. США вообще проявляли подчеркнутое вни­мание к Китаю, стремились укрепить его суверенитет. Европейские державы также стали восстанавливать свои позиции в Китае, и на этой почве обострились их отношения с Японией.

Это привело к фактической изоляции Япониина дипломатической конференции в Вашингтоне.Конференция с участием Китая проходи­ла с апреля 1921 г. по февраль 1922 г. Одним из главных результатов стал договор «9 держав о Китае».Все обещали соблюдать суверенитет Китая, признавали его территориальную целостность, Япония отка­зывалась от пресловутого документа «21 требование» и возвращала Китаю Шаньдун. Вопросы об отмене экстерриториальности иност­ранцев и таможенной автономии планировалось обсудить позже, но конференция была отложена в связи с инцидентом в Линчене (напа­дение бандитов на железнодорожный экспресс).

Тем не менее принятие договора и в таком виде означало укрепле­ние международных позиций Китая.Япония, потеряв свои экономичес­кие позиции в Китае, пыталась закрепиться в Маньчжурии, по сосед­ству с японской Кореей. Там создавался цельный промышленный комплекс, развивалась сеть коммуникаций. Впоследствии это сыграло важную роль, когда началась широкая агрессия Японии против Китая.

Движение«4 мая»послужило толчком к активизации крестьян: по­всеместно создавались союзы арендаторов, разного рода крестьян­ские организации, возрождались древние тайные общества («Черные пики», «Желтые пики», «Союз голоштанников», «Общество подтяну­тых животов» и т. п.). Вновь созданные отряды крестьянской самообо­роны брали на себя функции защиты населения от милитаристов, от произвола военных.

Крестьяне действовали на клановой, местнической основе. Харак­терной чертой их мировоззрения всегда была ксенофобия — подозри­тельное отношение к чужакам. А таковыми считались даже жители со­седних деревень, не говоря уже о населении других провинций, а тем более иностранцах, которые на китайском языке назывались варвара­ми, т. е. нецивилизованными дикарями.

В то же время в 1920 г. возникают первые в Китае марксистские кружки.Они появились в Пекине (группа в университете вокруг про­фессора Ли Дачжао), Шанхае (вокруг Чень Дусю). В столице провин­ции Хунань — городе Чанша марксистский кружок организовал Мао Цзэдун, были группы марксистов в Ухане и Гуанчжоу. Даже в эмигра­ции, в университете Сорбонны, возникла группа марксистов, в кото­рую входил, в частности, Чжоу Эньлай.

Созданный в Москве Коминтерн попытался установить контакты с китайскими революционерами через китайцев, принимавших учас­тие в Гражданской войне в России. 1 июля 1921 г. в Шанхае состоялся I съезд Коммунистической партии Китая. Его работой руководил пред­ставитель Коминтерна Маринг. Съезд провозгласил создание Комму­нистической партии Китая (КПК), хотя численность ее на тот момент была очень мала (53 человека).

Партия приняла далеко идущую программу, но в тактическом пла­не заняла позицию отказа от консолидации с Гоминьданом и Сунь Ятсеном. Секретарем ЦККПК был избран Чень Дусю.Так было поло­жено начало коммунистическому движению, сыгравшему затем выда­ющуюся роль в китайской истории.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.