I. Причины оживления национального движения
Китай в системе международных отношений к концу первой мировой войны.
Китай успел принять участие в войне, главным образом, направив на строительство стратегических объектов, на военные предприятия России свою рабочую силу. Разумеется, Германия и ее союзники были бы разгромлены и без участия Китая, но важна была и формальная сторона. Китай должен был непременно оказаться в числе государств-победителей, что, безусловно, повысило бы его статус на мировой арене.
Это было необходимо для того, чтобы более успешно противостоять политике Японии. Как известно, Япония еще в январе 1915 г. объявила войну Германии, но в военных действиях принимала лишь ограниченное участие: она оккупировала острова Микронезии (Маршалловы, Каролинские и Марианские), находившиеся под управлением Германии. Острова расположены в центральной части Тихого океана и имеют стратегическое значение. Под формальным предлогом нахождения на территории Китая германской военно-морской базы Циндао Япония захватила не только сам город, но и всю провинцию Шаньдун. Воспользовавшись тем, что многие державы были заняты на фронтах мировой войны, японцы навязали Китаю унизительное «21 требование»:
«Требования» подразделялись на пять групп. Первая из них включала признание Китаем всех соглашений, которые могли быть заключены между Германией и Японией относительно Шаньдуна. Предусматривались также передача Японии прав на постройку там железных дорог и открытие для Японии главных городов и портов.
Вторая группа требования касалась Южной Маньчжурии и восточной части Внутренней Монголии. Япония требовала передачи в аренду Люйшуня (Порт-Артур, Рёдзюн), Даляня (Дальний, Дайрэн), Южно-Маньчжурской, Аньдун-Мукденской и Цзилинь-Чанчуньской железных дорог на 99 лет, предоставления японцам права приобретения и аренды земель, свободы проживания и передвижения, а также права на ведение добычи полезных ископаемых и занятие торговлей и промышленностью.
Третья группа предлагала превратить в смешанное японо-китайское предприятие Ханьепинский промышленный комбинат, объединявший рудники и металлургические заводы в Ханьяне, Дае и Пинсяне.
Четвёртая группа запрещала Китаю отчуждать и сдавать в аренду гавани, бухты и острова вдоль китайского побережья.
Наконец, пятая группа предусматривала приглашение японцев в качестве советников по политическим, финансовым и военным вопросам при центральном правительстве Китая, признание права земельной собственности в Китае для японских храмов, больниц и школ, создание японо-китайских военных заводов при научно-технической помощи Японии, предоставление Японии прав на строительство железных дорог на китайской территории, консультации с Японией по вопросам строительства железных дорог, рудников и портов в провинции Фуцзянь, предоставление японцам права религиозной пропаганды в Китае.
Слабое китайское правительство Дуань Цижуя вынуждено было принять почти все пункты этих требований. Это означало признание Китаем полной зависимости от Японии. По завершении войны Китай намеревался принять участие в урегулировании своих взаимоотношений с Японией и другими странами на международной Парижской мирной конференции в качестве равноправной стороны.
Когда в 1919 г. Парижская конференцияначала свою работу, Китай представил на ее рассмотрение свои требования. Они касались прежде всего прекращения оккупации китайской территории японскими войсками (освобождение провинции Шаньдун), отказа от «21 требования», признания полного суверенитета Китая, его территориальной целостности.
Это означало бы отказ от многих положений неравноправных договоров,навязанных Китаю еще в прошлом веке, а именно:
• признание таможенной автономии, право самостоятельно устанавливать таможенные пошлины;
• признание действенности китайской юрисдикции над иностранцами;
• ликвидацию особых зон, не подчиняющихся китайским властям, так называемых сеттльментов;
• передачу Китаю многих концессий, территорий, взятых в аренду.
Все эти требования были официально выдвинуты Китаем на мирной конференции в январе 1919 г.; китайское общество ожидало ответа от крупных мировых держав.
Национальное движение в Китае после окончания Первой мировой войны (1918—1924)
I. Причины оживления национального движения
Ситуация в стране в конце Первой мировой войны
Китайцам еще в глубокой древности удалось создать великую цивилизацию. Она формировалась в русле главной стратегической идеи — обеспечить выживание для всех,а вовсе не с целью развития, совершенствования общества. Долгое время в силу ряда причин цивилизация Китая находилась в изоляции от других культур. Только с XVIII в. усилились контакты с Западом, и это заставило правящую в Китае с XVII в. маньчжурскую династию Цин полностью «закрыть» страну от внешних влияний.
Но их усилия оказались тщетными. В середине XIX в., после военных поражений в «опиумных войнах», Китай был «открыт». Европейские державы навязали ему так называемые «неравноправные договоры», но главное — Китай был унижен самим фактом поражения от «западных варваров». Это сформировало у китайской нации своего рода комплекс неполноценности, который затем долгое время им не удавалось преодолеть.
Накануне Первой мировой войны, в 1911 г.,в Китае была свергнута монархия.Синхайская революция уничтожила династию Цин. Встал вопрос: что же дальше? Какие-либо демократические традиции вообще не свойственны китайской цивилизации, поэтому рассчитывать на становление республиканской формы правления не приходилось. Другая возможность — создать новую династию или установить диктатуру — казалась более реальной, тем более что и подходящий кандидат был — Юань Шикай.
Однако этого не произошло: власть в провинциях захватили военные губернаторы(дуцзюни). Китай фактически распался на отдельные провинции (благо, они всегда развивались экономически автономно), а сам Юань Шикай умер летом 1916 г.
Дуцзюни, местные милитаристы, вели между собой нескончаемую борьбу за власть, выдавая себя за демократов. Внешне казалось, что они борются с попыткой Юань Шикая установить в стране диктатуру, провозгласить себя императором, протестуют против роспуска им в 1913 гПарламента, но фактически они просто не желали подчиняться центру. Пользуясь бесконтрольностью, дуцзюни грабили население, пытаясь обогатиться за время нахождения у власти.
В политической жизни страны особую роль играл Сунь Ятсени созданная им осенью 1912 г. партия Гоминьдан(Национальная партия). Сунь Ятсен был самым известным в Китае политическим деятелем и действовал на юге, где местные милитаристы пытались воспользоваться его популярностью, то приглашая его на пост главы правительства в Гуанчжоу, то свергая.
Распад страны, произошедший сразу же после свержения монархии в 1911 г., затронул и национальные районы Китая.От Китая фактически отделились Тибет, Синцзян, Монголия,повсюду изгонялись китайские чиновники. Монголов поддерживала Россия, и в 1915 г. Китай признал автономию Внешней Монголии, подписав соответствующий протокол.
Отсутствие политического единства страны было главной проблемой Китая. За годы войны сформировались два центра: Юг и Север.Они находились соответственно в городах Гуанчжоу и Пекине. Борьба за влияние в этих городах шла между многочисленными военными кликами, которые заключали между собой союзы, ссорились, а затем объединялись вновь.
На Югеза власть боролись две группировки генералов (в Китае их называли в соответствии с наименованиями провинций, из которых родом были главари): гуандунская и гуансийская клики.
На Севереборьба шла за власть в Пекине. Ее вели три группировки: Аньхойская (во главе ее стоял генерал Дуань Цижуй), Чжилийская(генерал У Пейфу) и Маньчжурская(во главе с генералиссимусом Чжан Цзолинем). После смерти Юань Шикая власть в Пекине захватил Дуань Цижуй. Именно он настоял на вступлении Китая в Первую мировую войну в 1917 г.
II. Движение «4 мая» 1919 г.
Студенческие выступления в Пекине и распространение движения на другие районы Китая
30 апреля 1919 г. Китаю официально было отказано в удовлетворении его требований. Было заявлено, что подобные вопросы будут рассматриваться позже, на других международных форумах, а в Париже подлежат обсуждению главным образом проблемы территориальных изменений в Европе, вопрос о наказании Германии и создание Лиги Наций. Известия из Парижа вызвали крайнее возмущение в Пекине.
4 мая 1919 г. в китайской столице в течение двух недель проходили студенческие демонстрации. Ее участники требовали, чтобы китайская делегация покинула Парижскую конференцию и отказалась от подписания мирного договора. Звучали требования наказать чиновников, имеющих отношение к подписанию «21 требования», население призывалось к бойкоту японских товаров. Так началось это патриотическое движение.
Вскоре бойкот японских товаров охватил всю страну. В Пекине правительство Дуань Цижуя вынуждено было отозвать китайскую делегацию из Парижа. Оно отказалось от подписания мирного договора и сняло чиновников, ответственных за принятие «21 требования».
Центр движения постепенно переместился в Шанхай, где 4 июня 1919 г. началась всеобщая забастовка, которую поддержали торговцы и представители деловых кругов национальных предпринимателей. Они протестовали, в частности, против политики властей сеттльмента в Шанхае.
Выступление китайских студентов приняло общенациональный характер, оно вылилось в движение «за новую культуру». Результатом этого движения стало введение в политическую публицистику и литературу нового письменного языка байхуа, соответствующего разговорному. Это была подлинная культурная революция, позволившая приобщить миллионы людей к грамоте и образованию. Движение всколыхнуло весь Китай и имело огромные последствия.
Политические последствия движения «4 мая»
Уже 25 июля 1919 г. последовало обращение Совнаркома Советской России «К правительствам Северного и Южного Китая». В нем содержался отказ от неравноправных договоров с Китаем, выражалось стремление оказать помощь. В самом деле были установлены контакты с правительствами Севера и Юга, но реально помочь Китаю в ту пору для России было затруднительно.
10 октября 1919 г. Сунь Ятсенвозродил в Шанхае партию Джунго Гоминьдан(Китайская национальная партия) и стал бороться за политическую власть на Юге. Партия действовала на основе трех знаменитых принципов: национализма, народовластия, народного благоденствия.Их формулировки были сделаны нарочито туманными, могли толковаться по-разному и имели целью сплотить вокруг Сунь Ятсена различные слои китайского населения.
Непосредственным следствием событий стало свержение в июле 1920 г. в Пекине лидера Аньхойской клики Дуань Цижуя и приход к власти лидера Чжилийской клики У Пэйфу,который опирался на поддержку Англии и США. США вообще проявляли подчеркнутое внимание к Китаю, стремились укрепить его суверенитет. Европейские державы также стали восстанавливать свои позиции в Китае, и на этой почве обострились их отношения с Японией.
Это привело к фактической изоляции Япониина дипломатической конференции в Вашингтоне.Конференция с участием Китая проходила с апреля 1921 г. по февраль 1922 г. Одним из главных результатов стал договор «9 держав о Китае».Все обещали соблюдать суверенитет Китая, признавали его территориальную целостность, Япония отказывалась от пресловутого документа «21 требование» и возвращала Китаю Шаньдун. Вопросы об отмене экстерриториальности иностранцев и таможенной автономии планировалось обсудить позже, но конференция была отложена в связи с инцидентом в Линчене (нападение бандитов на железнодорожный экспресс).
Тем не менее принятие договора и в таком виде означало укрепление международных позиций Китая.Япония, потеряв свои экономические позиции в Китае, пыталась закрепиться в Маньчжурии, по соседству с японской Кореей. Там создавался цельный промышленный комплекс, развивалась сеть коммуникаций. Впоследствии это сыграло важную роль, когда началась широкая агрессия Японии против Китая.
Движение«4 мая»послужило толчком к активизации крестьян: повсеместно создавались союзы арендаторов, разного рода крестьянские организации, возрождались древние тайные общества («Черные пики», «Желтые пики», «Союз голоштанников», «Общество подтянутых животов» и т. п.). Вновь созданные отряды крестьянской самообороны брали на себя функции защиты населения от милитаристов, от произвола военных.
Крестьяне действовали на клановой, местнической основе. Характерной чертой их мировоззрения всегда была ксенофобия — подозрительное отношение к чужакам. А таковыми считались даже жители соседних деревень, не говоря уже о населении других провинций, а тем более иностранцах, которые на китайском языке назывались варварами, т. е. нецивилизованными дикарями.
В то же время в 1920 г. возникают первые в Китае марксистские кружки.Они появились в Пекине (группа в университете вокруг профессора Ли Дачжао), Шанхае (вокруг Чень Дусю). В столице провинции Хунань — городе Чанша марксистский кружок организовал Мао Цзэдун, были группы марксистов в Ухане и Гуанчжоу. Даже в эмиграции, в университете Сорбонны, возникла группа марксистов, в которую входил, в частности, Чжоу Эньлай.
Созданный в Москве Коминтерн попытался установить контакты с китайскими революционерами через китайцев, принимавших участие в Гражданской войне в России. 1 июля 1921 г. в Шанхае состоялся I съезд Коммунистической партии Китая. Его работой руководил представитель Коминтерна Маринг. Съезд провозгласил создание Коммунистической партии Китая (КПК), хотя численность ее на тот момент была очень мала (53 человека).
Партия приняла далеко идущую программу, но в тактическом плане заняла позицию отказа от консолидации с Гоминьданом и Сунь Ятсеном. Секретарем ЦККПК был избран Чень Дусю.Так было положено начало коммунистическому движению, сыгравшему затем выдающуюся роль в китайской истории.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|