Сделай Сам Свою Работу на 5

по направлению «Социальная работа»





Говоркова А.П., Шаповалова Ю.В.

Факультет социальных наук ННГУ им. Н.И.Лобачевского

govorkova.sasha@mail.ru , over-and-over@mail.ru

 

Аннотация: в работе представлены результаты исследования, проведённые с целью выявить, какую практику студенты направления «социальная работа» считают «идеальной».

 

Современные программы обучения в высших учебных заведениях требуют не только получения теоретических знаний, но и прохождения практики по своей специализации.

В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского большое внимание уделяется именно прохождению практического обучения, так как это способствует закреплению теоретического материала и проверке своих знаний на практике.

В настоящее время обучение студентов по направлению «социальная работа» требует обязательного прохождения разных видов практики: ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной.

Факультет социальных наук предоставляет студентам возможность пройти практику в учреждениях, с которыми университет уже заключил договор, а также самостоятельно найти место прохождения практического обучения.



Для повышения качества организации практического обучения нами было выявлено мнение студентов о том, как они представляют идеальную практику. Для этого была составлена анкета из 14 вопросов (см. Приложение 1), которая позволила сформировать образ об идеальной практике глазами студента. Анкетирование было проведено среди студентов 1-5 курсов, обучающихся по направлению «социальная работа», было собрано 84 анкеты респондентов.

Объект исследования – организация практики студентов, обучающихся по направлению «социальная работа».

Предметом исследования являются представления студентов, обучающихся по направлению «социальная работа», об «идеальной» практике.

В результате полученных данных нами было выявлено, что прохождение практики для большинства студентов (88% опрошенных) в первую очередь – это возможность получить навыки работы с клиентами. Это объясняется тем, что профессия социального работника, прежде всего, подразумевает взаимодействие с обществом и оказание помощи его незащищённым слоям.



Для студентов (86% опрошенных) важно в ходе практики понять, хотят ли они заниматься социальной работой в дальнейшем. 83% опрошенных придают большое значение возможности лучше узнать получаемую профессию (в каких учреждениях и с кем работает социальный работник), особенно это значимо для студентов 1 курса. Возможно, это связано с недостаточно подробным освещением деятельности специалистов по социальной работе в СМИ.

Немалый процент опрошенных (63%) рассматривают прохождение практики как способ дальнейшего трудоустройства. В основном, это студенты старших курсов, они рассматривают учреждение, в котором проходят практику как потенциальное место работы.

На вопрос «Чем бы вы хотели заниматься в течение практики?» 91% респондентов ответил, что хотят больше непосредственно работать с клиентами, чем заниматься документацией (составление личных дел клиентов, работа в архивах и т.п.). Данный ответ характерен как для студентов 1,2 курсов, так и для старших. Практиканты не полностью осознают, что руководители практики от учреждения не всегда могут доверить им непосредственно работать с клиентами в связи с их неопытностью. Студенты не видят важность работы с документацией в деятельности специалиста по социальной работе.

Нами выявлено, что среди опрошенных только 5% хотели бы проходить практику в некоммерческих учреждениях (НКО – организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками). Остальные же предпочитают проходить практику в государственных (64%) и коммерческих организациях (31%). Ориентация в выборе места практики на государственные учреждения объясняется тем, что данный сектор является наиболее распространенным и широко представленным в плане трудоустройства, чем некоммерческий.



В Нижнем Новгороде также достаточно разнообразна сфера некоммерческих социальных услуг (Автономная некоммерческая организация «Новое поколение», Нижегородская Служба Добровольцев, Нижегородская областная общественная организация «Социально-психологический центр «Доверие» и т.д.). Однако исследование показало определенное «пренебрежение» НКО при выборе места практики, что, с нашей точки зрения, является ошибочным, так как в данных организациях предоставлено немало возможностей раскрыть свой потенциал и так же успешно пройти практику. Но студенты мало информированы о рынке НКО по сравнению с государственным. В отношении рынка коммерческих социальных услуг, в нашей стране очень мало коммерческих организаций, в которые может трудоустроиться специалист по социальной работе.

Что касается сферы учреждения, в котором можно проходить практику, то в общем можно выделить две наиболее предпочтительные: сфера социальной защиты населения (48% опрошенных пожелали проходить практику в этой сфере) и системе правосудия (46% опрошенных). Но нужно отметить, что студенты 4 курса предпочитают проходить практику в организациях, находящихся в сферах образования, и в пенитенциарных (исправительных) учреждениях. Это объясняется тем, что учреждения социальной защиты более распространены, и студенты информированы об этой сфере деятельности лучше.

Респондентам был задан вопрос о проведение практики с отрывом и без отрыва от учебы. Большинство опрошенных (85%) устраивает действующий порядок проведения практики (с отрывом от учебы), но есть желающие (15%) проходить практику без отрыва от учебы и предпочтительно 3-4 дня в неделю. Что касается продолжительности практики с отрывом от учёбы, здесь мнения опрошенных разошлись: 35% желают проходить практику в течение двух недель (как есть на данный момент), а 39% – в течение трёх недель. При ответе на открытый вопрос «Какова, на Ваш взгляд, идеальная продолжительность практики?» студенты 4 курса отметили пожелание – увеличить практику до пяти недель. Это связано с тем, что студенты более ориентированы на практическое, чем на теоретическое обучение. Можно предположить, что студенты старших курсов не успевают завершить работу со случаем клиента за время практики.

Мы выявили, какие факторы в большей степени влияют на выбор места прохождения практики. Такими факторами оказались:

1. Профиль учреждения (к какой сфере оно относится);

2. Тема научно-исследовательской работы;

3. Статус учреждения.

Нужно отметить, что близкое расположение учреждения, в котором проходит практика, не является значимым критерием, как предполагалось нами в гипотезе.

Последними, но не менее значимым этапом практического обучения студентов является представление результатов практического обучения и оценивание пройденной практики. Подчеркнём, что подавляющее большинство опрошенных (74%) устраивает существующий порядок представления результатов практики – письменный отчёт и устная презентация. Наряду с этим были предложены варианты проведения конференций и круглых столов. Предложенные варианты можно использовать в качестве обмена опытом, полученным при прохождении практики.

Важными субъектами практики являются руководитель практики от Учреждения и руководитель практики от ННГУ. По мнению студентов самыми важными функциями того и другого руководителя можно назвать:

1. Руководитель – источник информации;

2. Поддержка студента во время практики, оказание помощи;

3. Оценка практики.

Но нельзя упускать из виду такие функции как:

1. Планирование практики;

2. Предоставление ресурсов;

3. Руководитель – супервизор;

4. Образец для подражания (для руководителя практики от Учреждения).

Эти функции не менее важны для руководителей практики, как от ВУЗа, так и от Учреждения. Следовательно, руководители практики, по мнению опрошенных, нужны, прежде всего, на начальных этапах и на этапе оценивания практики. Студенты считают, что смогут пройти основной этап практики самостоятельно.

При анализе анкеты мы сделали акцент на пожеланиях и предложениях опрашиваемых студентов. Полученные данные представим в виде таблицы.

 

Таблица 1

Курс Пожелания
1 курс 1. Сделать практику более продуктивной 2. Разные формы практики 3. Больше работать с клиентами 4. Хотелось бы интереснее провести практику 5. Увеличить продолжительность 6. Посетить больше учреждений во время практики 7. Больше взаимодействовать с руководителями практики
Курс Пожелания
2 курс 1. Практика могла бы сочетаться с учебным процессом 2. Руководителю практики от университета тщательнее знакомиться с местом практики 3. Непосредственная работа с клиентами, а не с бумагами 4. Больше учитывать мнение студента, и не отправлять много студентов в одно учреждение 5. Больше взаимодействия с руководителем практики от учреждения
3 курс 1. Возможность трудоустройства в том учреждении, где была пройдена практика 2. Уменьшить объём отчёта 3. Увеличить взаимодействие с руководителями практики 4. Более чёткий контроль 5. Проходить практику в нескольких учреждениях 6. Увеличить продолжительность практики 7. Расширить количество учреждений для прохождения практики 8. Работа не только с документами, но и с клиентами  
4 курс 1. Оценку за практику должен выставлять руководитель практики от учреждения 2. Проводить практику два раза в год 3. Сократить отчет по практике 4. Предъявлять меньше требований к отчетности 5. Больше свободы выбора места практики самим студентом
5 курс 1. Прохождение практики без отрыва от учебной деятельности 2. Отменить презентации 3. Не писать дневник практики каждый день, особенно если она продолжительна 4. Возможность проходить практику в учреждении, с которым университет не заключил договор

 

На основе таблицы мы можем сделать следующие выводы:

1. Большинство студентов хотели бы увеличить продолжительность практики (может объясняться интересом к профессии, но недостаточной ответственностью и неопытностью);

2. Студенты 1-3 курса желают работать непосредственно с клиентами (подтверждается несколькими вопросами);

3. Студенты 2,5 курсов считают, что практика без отрыва от учебных занятий более продуктивна;

4. Уменьшить письменный отчёт;

5. Студенты 1-3 курса хотят больше взаимодействовать с руководителями практики (объясняется малой информированностью);

6. Студенты 4,5 курсов желают сами выбирать место прохождения практики (следствие необходимости трудоустроиться).

В результате проведенного исследования формируется образ «идеальной» практики глазами студента: прохождение практики в государственном учреждении в течение трех недель с отрывом от учебы с условием непосредственной работы с клиентом.

Практика, какой ее видят студенты, не может быть реализованной в полной мере, потому что студенты недооценивают у себя недостаток профессионального опыта. Необходимо проводить с обучающимися дополнительную разъяснительную работу, которая позволит изменить акценты в представлениях об идеальном образе практики. Для этого нами предложены некоторые мероприятия: тренинги о роли этических норм в осуществлении социальной работы (которые позволят повысить уровень профессиональной ответственности студента за выполняемую работу), конференции и круглые столы по результатам практики (как новые способы представления отчетных материалов), разъяснительные работы со студентами о важности документоведения (и иных форм деятельности специалистов по социальной работе), информирование студентов о некоммерческих организациях (для расширения знаний о потенциальных местах практики).


Приложение 1

Идеальная практика глазами студента

Просим Вас заполнить приведенную ниже анкету. Анкета анонимная, все данные будут использоваться только в обобщенном виде.

 

1. На каком курсе вы обучаетесь? _____

2. Какие виды практики вы прошли?

(поставьте галочки напротив пройденных видов практики)

a) Ознакомительная

b) Учебная

c) Производственная

d) Преддипломная

3. Прохождение практики для Вас (прежде всего) – это…

(5 – очень важно, 4 – скорее да, чем нет; 3 – затрудняюсь ответить, 2 скорее нет, 1 – совершенно не важно)

 
Возможность узнать, с какими клиентами работает социальный работник          
Возможность проверить свои знания на практике          
Способ узнать, в каких учреждениях работает социальный работник          
Возможность получить навыки работы с клиентами          
Возможность трудоустроиться          
Способ понять, желаете ли Вы дальше заниматься данной деятельностью          
Другие варианты: _______________________________________ _______________________________________          

 

4. В каком бы учреждении Вы предпочли бы проходить практику?

a) Государственное

b) Некоммерческое

c) Коммерческое

 

 

5. В какой сфере вы бы предпочли проходить практику?

(укажите не более трех вариантов ответа)

a) Социальной защиты населения

b) Здравоохранения

c) Образования

d) В исправительных (пенитенциарных) учреждениях

e) Правосудия

f) Другое:

____________________________________________________

6. Чем бы вы хотели заниматься в течение практики?

(5 – важно, 4 – скорее да, чем нет, 3 – затрудняюсь ответить, 2 – скорее нет, чем да, 1 – совершенно не важно)

 
Непосредственной работой с клиентами          
Работой с документацией          
Проектной деятельностью          
Административно-управленческой деятельностью          
Другое: ________________________ ________________________          

7. Укажите Ваше предпочтение относительно практики:

a) С отрывом от учебы - переходите к вопросу №8

b) Без отрыва от учебы - переходите к вопросу №9

8. Какова, на Ваш взгляд, идеальная продолжительность практики?

a) 1 неделя

b) 2 недели

c) 3 недели

d) 4 недели

e) Другое:

_________________________________________

 

 

9. Какова, на Ваш взгляд, идеальная продолжительность практики?

a) 2 дня в неделю

b) 3 дня в неделю

c) 4 дня в неделю

d) Другое:

_________________________________________

10. Какие факторы влияют на выбор места прохождения практики?

(5 – важно, 4 – скорее да, чем нет, 3 – затрудняюсь ответить, 2 – скорее нет, чем да, 1 –совершенно не важно)

 
Тема научно-исследовательской работы          
Профиль (к какой сфере относится учреждение) учреждения          
Статус учреждения          
Коллектив учреждения          
Наличие предыдущего опыта прохождения практики          
Близкое расположение к дому          
Другие факторы ______________________________ _____________________________          

11. В какой форме Вы бы предпочли представлять результаты прохождения практики?

a) Конференция

b) Письменный отчет

c) Устная презентация

d) Проект

e) Другой вариант: __________________________

12. Что бы вы хотели изменить в практике или предложить?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

 

13. Что Вы ожидаете от руководителя практики от Учреждения?

(5 – ожидаю прежде всего … 1 – ожидаю в последнюю очередь)

 

 
Планирование практики          
Образец для подражания          
Источник информации          
Предоставление ресурсов          
Поддержка студента          
Супервизор          
Оценка практики          

14. Что Вы ожидаете от руководителя практики от ННГУ?

(5 – ожидаю прежде всего … 1 – ожидаю в последнюю очередь)

 

 
Планирование практики          
Источник информации          
Предоставление ресурсов          
Поддержка студента          
Супервизор          
Оценка практики          

 

Благодарим за участие!

 



 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.