по направлению «Социальная работа»
Говоркова А.П., Шаповалова Ю.В.
Факультет социальных наук ННГУ им. Н.И.Лобачевского
govorkova.sasha@mail.ru , over-and-over@mail.ru
Аннотация: в работе представлены результаты исследования, проведённые с целью выявить, какую практику студенты направления «социальная работа» считают «идеальной».
Современные программы обучения в высших учебных заведениях требуют не только получения теоретических знаний, но и прохождения практики по своей специализации.
В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского большое внимание уделяется именно прохождению практического обучения, так как это способствует закреплению теоретического материала и проверке своих знаний на практике.
В настоящее время обучение студентов по направлению «социальная работа» требует обязательного прохождения разных видов практики: ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной.
Факультет социальных наук предоставляет студентам возможность пройти практику в учреждениях, с которыми университет уже заключил договор, а также самостоятельно найти место прохождения практического обучения.
Для повышения качества организации практического обучения нами было выявлено мнение студентов о том, как они представляют идеальную практику. Для этого была составлена анкета из 14 вопросов (см. Приложение 1), которая позволила сформировать образ об идеальной практике глазами студента. Анкетирование было проведено среди студентов 1-5 курсов, обучающихся по направлению «социальная работа», было собрано 84 анкеты респондентов.
Объект исследования – организация практики студентов, обучающихся по направлению «социальная работа».
Предметом исследования являются представления студентов, обучающихся по направлению «социальная работа», об «идеальной» практике.
В результате полученных данных нами было выявлено, что прохождение практики для большинства студентов (88% опрошенных) в первую очередь – это возможность получить навыки работы с клиентами. Это объясняется тем, что профессия социального работника, прежде всего, подразумевает взаимодействие с обществом и оказание помощи его незащищённым слоям.
Для студентов (86% опрошенных) важно в ходе практики понять, хотят ли они заниматься социальной работой в дальнейшем. 83% опрошенных придают большое значение возможности лучше узнать получаемую профессию (в каких учреждениях и с кем работает социальный работник), особенно это значимо для студентов 1 курса. Возможно, это связано с недостаточно подробным освещением деятельности специалистов по социальной работе в СМИ.
Немалый процент опрошенных (63%) рассматривают прохождение практики как способ дальнейшего трудоустройства. В основном, это студенты старших курсов, они рассматривают учреждение, в котором проходят практику как потенциальное место работы.
На вопрос «Чем бы вы хотели заниматься в течение практики?» 91% респондентов ответил, что хотят больше непосредственно работать с клиентами, чем заниматься документацией (составление личных дел клиентов, работа в архивах и т.п.). Данный ответ характерен как для студентов 1,2 курсов, так и для старших. Практиканты не полностью осознают, что руководители практики от учреждения не всегда могут доверить им непосредственно работать с клиентами в связи с их неопытностью. Студенты не видят важность работы с документацией в деятельности специалиста по социальной работе.
Нами выявлено, что среди опрошенных только 5% хотели бы проходить практику в некоммерческих учреждениях (НКО – организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками). Остальные же предпочитают проходить практику в государственных (64%) и коммерческих организациях (31%). Ориентация в выборе места практики на государственные учреждения объясняется тем, что данный сектор является наиболее распространенным и широко представленным в плане трудоустройства, чем некоммерческий.
В Нижнем Новгороде также достаточно разнообразна сфера некоммерческих социальных услуг (Автономная некоммерческая организация «Новое поколение», Нижегородская Служба Добровольцев, Нижегородская областная общественная организация «Социально-психологический центр «Доверие» и т.д.). Однако исследование показало определенное «пренебрежение» НКО при выборе места практики, что, с нашей точки зрения, является ошибочным, так как в данных организациях предоставлено немало возможностей раскрыть свой потенциал и так же успешно пройти практику. Но студенты мало информированы о рынке НКО по сравнению с государственным. В отношении рынка коммерческих социальных услуг, в нашей стране очень мало коммерческих организаций, в которые может трудоустроиться специалист по социальной работе.
Что касается сферы учреждения, в котором можно проходить практику, то в общем можно выделить две наиболее предпочтительные: сфера социальной защиты населения (48% опрошенных пожелали проходить практику в этой сфере) и системе правосудия (46% опрошенных). Но нужно отметить, что студенты 4 курса предпочитают проходить практику в организациях, находящихся в сферах образования, и в пенитенциарных (исправительных) учреждениях. Это объясняется тем, что учреждения социальной защиты более распространены, и студенты информированы об этой сфере деятельности лучше.
Респондентам был задан вопрос о проведение практики с отрывом и без отрыва от учебы. Большинство опрошенных (85%) устраивает действующий порядок проведения практики (с отрывом от учебы), но есть желающие (15%) проходить практику без отрыва от учебы и предпочтительно 3-4 дня в неделю. Что касается продолжительности практики с отрывом от учёбы, здесь мнения опрошенных разошлись: 35% желают проходить практику в течение двух недель (как есть на данный момент), а 39% – в течение трёх недель. При ответе на открытый вопрос «Какова, на Ваш взгляд, идеальная продолжительность практики?» студенты 4 курса отметили пожелание – увеличить практику до пяти недель. Это связано с тем, что студенты более ориентированы на практическое, чем на теоретическое обучение. Можно предположить, что студенты старших курсов не успевают завершить работу со случаем клиента за время практики.
Мы выявили, какие факторы в большей степени влияют на выбор места прохождения практики. Такими факторами оказались:
1. Профиль учреждения (к какой сфере оно относится);
2. Тема научно-исследовательской работы;
3. Статус учреждения.
Нужно отметить, что близкое расположение учреждения, в котором проходит практика, не является значимым критерием, как предполагалось нами в гипотезе.
Последними, но не менее значимым этапом практического обучения студентов является представление результатов практического обучения и оценивание пройденной практики. Подчеркнём, что подавляющее большинство опрошенных (74%) устраивает существующий порядок представления результатов практики – письменный отчёт и устная презентация. Наряду с этим были предложены варианты проведения конференций и круглых столов. Предложенные варианты можно использовать в качестве обмена опытом, полученным при прохождении практики.
Важными субъектами практики являются руководитель практики от Учреждения и руководитель практики от ННГУ. По мнению студентов самыми важными функциями того и другого руководителя можно назвать:
1. Руководитель – источник информации;
2. Поддержка студента во время практики, оказание помощи;
3. Оценка практики.
Но нельзя упускать из виду такие функции как:
1. Планирование практики;
2. Предоставление ресурсов;
3. Руководитель – супервизор;
4. Образец для подражания (для руководителя практики от Учреждения).
Эти функции не менее важны для руководителей практики, как от ВУЗа, так и от Учреждения. Следовательно, руководители практики, по мнению опрошенных, нужны, прежде всего, на начальных этапах и на этапе оценивания практики. Студенты считают, что смогут пройти основной этап практики самостоятельно.
При анализе анкеты мы сделали акцент на пожеланиях и предложениях опрашиваемых студентов. Полученные данные представим в виде таблицы.
Таблица 1
Курс
| Пожелания
| 1 курс
| 1. Сделать практику более продуктивной
2. Разные формы практики
3. Больше работать с клиентами
4. Хотелось бы интереснее провести практику
5. Увеличить продолжительность
6. Посетить больше учреждений во время практики
7. Больше взаимодействовать с руководителями практики
| Курс
| Пожелания
| 2 курс
| 1. Практика могла бы сочетаться с учебным процессом
2. Руководителю практики от университета тщательнее знакомиться с местом практики
3. Непосредственная работа с клиентами, а не с бумагами
4. Больше учитывать мнение студента, и не отправлять много студентов в одно учреждение
5. Больше взаимодействия с руководителем практики от учреждения
| 3 курс
| 1. Возможность трудоустройства в том учреждении, где была пройдена практика
2. Уменьшить объём отчёта
3. Увеличить взаимодействие с руководителями практики
4. Более чёткий контроль
5. Проходить практику в нескольких учреждениях
6. Увеличить продолжительность практики
7. Расширить количество учреждений для прохождения практики
8. Работа не только с документами, но и с клиентами
| 4 курс
| 1. Оценку за практику должен выставлять руководитель практики от учреждения
2. Проводить практику два раза в год
3. Сократить отчет по практике
4. Предъявлять меньше требований к отчетности
5. Больше свободы выбора места практики самим студентом
| 5 курс
| 1. Прохождение практики без отрыва от учебной деятельности
2. Отменить презентации
3. Не писать дневник практики каждый день, особенно если она продолжительна
4. Возможность проходить практику в учреждении, с которым университет не заключил договор
|
На основе таблицы мы можем сделать следующие выводы:
1. Большинство студентов хотели бы увеличить продолжительность практики (может объясняться интересом к профессии, но недостаточной ответственностью и неопытностью);
2. Студенты 1-3 курса желают работать непосредственно с клиентами (подтверждается несколькими вопросами);
3. Студенты 2,5 курсов считают, что практика без отрыва от учебных занятий более продуктивна;
4. Уменьшить письменный отчёт;
5. Студенты 1-3 курса хотят больше взаимодействовать с руководителями практики (объясняется малой информированностью);
6. Студенты 4,5 курсов желают сами выбирать место прохождения практики (следствие необходимости трудоустроиться).
В результате проведенного исследования формируется образ «идеальной» практики глазами студента: прохождение практики в государственном учреждении в течение трех недель с отрывом от учебы с условием непосредственной работы с клиентом.
Практика, какой ее видят студенты, не может быть реализованной в полной мере, потому что студенты недооценивают у себя недостаток профессионального опыта. Необходимо проводить с обучающимися дополнительную разъяснительную работу, которая позволит изменить акценты в представлениях об идеальном образе практики. Для этого нами предложены некоторые мероприятия: тренинги о роли этических норм в осуществлении социальной работы (которые позволят повысить уровень профессиональной ответственности студента за выполняемую работу), конференции и круглые столы по результатам практики (как новые способы представления отчетных материалов), разъяснительные работы со студентами о важности документоведения (и иных форм деятельности специалистов по социальной работе), информирование студентов о некоммерческих организациях (для расширения знаний о потенциальных местах практики).
Приложение 1
Идеальная практика глазами студента
Просим Вас заполнить приведенную ниже анкету. Анкета анонимная, все данные будут использоваться только в обобщенном виде.
1. На каком курсе вы обучаетесь? _____
2. Какие виды практики вы прошли?
(поставьте галочки напротив пройденных видов практики)
a) Ознакомительная
b) Учебная
c) Производственная
d) Преддипломная
3. Прохождение практики для Вас (прежде всего) – это…
(5 – очень важно, 4 – скорее да, чем нет; 3 – затрудняюсь ответить, 2 скорее нет, 1 – совершенно не важно)
|
|
|
|
|
| Возможность узнать, с какими клиентами работает социальный работник
|
|
|
|
|
| Возможность проверить свои знания на практике
|
|
|
|
|
| Способ узнать, в каких учреждениях работает социальный работник
|
|
|
|
|
| Возможность получить навыки работы с клиентами
|
|
|
|
|
| Возможность трудоустроиться
|
|
|
|
|
| Способ понять, желаете ли Вы дальше заниматься данной деятельностью
|
|
|
|
|
| Другие варианты:
_______________________________________
_______________________________________
|
|
|
|
|
|
4. В каком бы учреждении Вы предпочли бы проходить практику?
a) Государственное
b) Некоммерческое
c) Коммерческое
5. В какой сфере вы бы предпочли проходить практику?
(укажите не более трех вариантов ответа)
a) Социальной защиты населения
b) Здравоохранения
c) Образования
d) В исправительных (пенитенциарных) учреждениях
e) Правосудия
f) Другое:
____________________________________________________
6. Чем бы вы хотели заниматься в течение практики?
(5 – важно, 4 – скорее да, чем нет, 3 – затрудняюсь ответить, 2 – скорее нет, чем да, 1 – совершенно не важно)
|
|
|
|
|
| Непосредственной работой с клиентами
|
|
|
|
|
| Работой с документацией
|
|
|
|
|
| Проектной деятельностью
|
|
|
|
|
| Административно-управленческой деятельностью
|
|
|
|
|
| Другое:
________________________ ________________________
|
|
|
|
|
| 7. Укажите Ваше предпочтение относительно практики:
a) С отрывом от учебы - переходите к вопросу №8
b) Без отрыва от учебы - переходите к вопросу №9
8. Какова, на Ваш взгляд, идеальная продолжительность практики?
a) 1 неделя
b) 2 недели
c) 3 недели
d) 4 недели
e) Другое:
_________________________________________
9. Какова, на Ваш взгляд, идеальная продолжительность практики?
a) 2 дня в неделю
b) 3 дня в неделю
c) 4 дня в неделю
d) Другое:
_________________________________________
10. Какие факторы влияют на выбор места прохождения практики?
(5 – важно, 4 – скорее да, чем нет, 3 – затрудняюсь ответить, 2 – скорее нет, чем да, 1 –совершенно не важно)
|
|
|
|
|
| Тема научно-исследовательской работы
|
|
|
|
|
| Профиль (к какой сфере относится учреждение) учреждения
|
|
|
|
|
| Статус учреждения
|
|
|
|
|
| Коллектив учреждения
|
|
|
|
|
| Наличие предыдущего опыта прохождения практики
|
|
|
|
|
| Близкое расположение к дому
|
|
|
|
|
| Другие факторы
______________________________
_____________________________
|
|
|
|
|
|
11. В какой форме Вы бы предпочли представлять результаты прохождения практики?
a) Конференция
b) Письменный отчет
c) Устная презентация
d) Проект
e) Другой вариант: __________________________
12. Что бы вы хотели изменить в практике или предложить?
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
13. Что Вы ожидаете от руководителя практики от Учреждения?
(5 – ожидаю прежде всего … 1 – ожидаю в последнюю очередь)
|
|
|
|
|
| Планирование практики
|
|
|
|
|
| Образец для подражания
|
|
|
|
|
| Источник информации
|
|
|
|
|
| Предоставление ресурсов
|
|
|
|
|
| Поддержка студента
|
|
|
|
|
| Супервизор
|
|
|
|
|
| Оценка практики
|
|
|
|
|
| 14. Что Вы ожидаете от руководителя практики от ННГУ?
(5 – ожидаю прежде всего … 1 – ожидаю в последнюю очередь)
|
|
|
|
|
| Планирование практики
|
|
|
|
|
| Источник информации
|
|
|
|
|
| Предоставление ресурсов
|
|
|
|
|
| Поддержка студента
|
|
|
|
|
| Супервизор
|
|
|
|
|
| Оценка практики
|
|
|
|
|
|
Благодарим за участие!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|