Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели и принципы регулирования рынка образовательных услуг.

Сегодня сфера образования является одной из самых значимых сфер экономики, поскольку она выполняет ряд важнейших функций: обеспечивает квалифицированными кадрами остальные отрасли экономики, стимулирует создание новых технологий, проводит научные исследования. С конца 80-х годов неоднократно предпринимались попытки реформирования отечественной системы образования. Отказ от государственного регулирования финансирования образования в РФ и переход к платному образованию резко изменил порядок финансирования государственных учреждений высшего образования и оказал существенное влияние на их хозяйственную деятельность. Однако ожидаемых реальных масштабных преобразований в сфере высшего образования не произошло. Тем не менее, появились новые источники, каналы и формы финансирования государственных вузов, новые субъекты - негосударственные высшие учебные заведения.

Изменения в системе финансирования происходили в условиях сокращения государственных расходов на высшее образование, вызванного длительным экономическим кризисом, децентрализацией государственного управления и снижением его дееспособности. В итоге система платного образования существует наряду с приемом на бюджетные места. Сегодня сфера образования находится в удовлетворительном состоянии: постоянный отток высококвалифицированных специалистов из России за границу и систематическое недофинансирование образовательных учреждений свидетельствуют о возможной потере образовательного потенциала и деградации системы образования в обозримой перспективе. Усложняет ситуацию и ухудшение качества образовательных услуг в силу ряда объективных причин: износ основных фондов учебных заведений при увеличении контингента студентов, недостаточная оснащенность вузов современными средствами коммуникации, низкий спрос (зачастую его отсутствие) на рынке труда по некоторым специальностям, низкий социальный статус преподавателя вуза.

Тем не менее, мировая практика показывает, что инвестирование в человеческий капитал, прежде всего, в образование развивается быстрыми темпами. Во многих странах мира сфера образования перестала быть затратной: в нее вовлекаются крупные финансовые средства, что делает ее конкурентоспособной с позиции заработной платы, социальных гарантий, престижа по сравнению с другими отраслями экономики.



Все это обуславливает актуальность реформирования российской системы высшего профессионального образования, которое в первую очередь касается финансово-экономических отношений и государственного регулирования образования в РФ. Реформа повышает значимость рыночных механизмов в высшем образовании, что способствует появлению новых поставщиков высшего образования, внедрению новых методов предоставления услуг и схем организации обучения в результате введения современных технологий. Постепенно в российской сфере образования формируется рынок образовательных услуг высшей школы.

В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчиненное Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упраздненное с передачей функций в непосредственное ведение министерства.

С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования — Министерство образования РФ (1991—1996); в области высшего и послевузовского образования — Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991—1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993—1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996—1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999—2004).

Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

-равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;

-единства образовательного пространства в Российской Федерации;

-защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

-преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;

-социальной защищенности обучающихся;

-социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;

-прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;

-основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Федеральный Закон "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" 1996 г. определяет 3 уровня (или ступени) высшего образования следующим образом:

*первая ступень:

неполное высшее со сроком обучения 2 года,

*вторая ступень:

базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года,

*третья ступень:

"дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и "магистр" со сроком подготовки 6 лет (новая модель).

Образовательная политика – важнейшая составляющая политики государства, постановка образования и воспитания – одно из средств реализации государственной социальной политики.

Конституция России провозглашает ее социальным правовым государством. Сущность государства «является», главным образом, в его функциях. Представляется, что задачи социального государства выходят за пределы «минимальных функций» – обеспечения свободы, безопасности и собственности, а также создания системы коммуникаций. Оно должно определять приоритеты экономического и социального развития, принимать социальное законодательство, тратить на задачи содействия развитию культуры (в широком смысле слова, начиная от воспитания и образования) средства государственного бюджета, сопоставимые с расходами на экономические программы. С учетом особенностей российского общества в переходный период государство обязано взять на себя функцию социальной защиты.81Полагаем, что не только наука и культура, но и образование не может и не должно включаться на равных в рыночные отношения. Обязанность социального правового государства – осуществлять их постоянное финансирование, поддерживая и развивая.

Считается, что государство социально, если в нем явно и на должном уровне признаны, закреплены и гарантированно обеспечены:

-социальная ориентация экономики, политики, права;

-основные социальные права и свободы человека;

-механизмы социальной справедливости;

-достойный уровень жизни и свободное развитие человека;

-меры для недопущения резкого социального неравенства и меры для его «выравнивания» в случае возникновения;

-достаточный уровень социальной поддержки, помощи и защиты человека;

-специальные меры поддержки социально незащищенных слоев общества (к ним в России в значительной степени можно отнести и студентов, и преподавателей, и иные категории работников и обучающихся).8

Распространение высшего образования, успешное развитие всей высшей школы в значительной степени может способствовать достижению многих из вышеназванных позиций, одновременно являясь ярким индикатором выполнения государством этих обязательств. Причем по логике меры организационно-финансовой поддержки высшего образования в России в той или иной степени должны распространяться на всех его участников, в том числе в негосударственном секторе.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.