Сделай Сам Свою Работу на 5

У коренных народов Сибири





Культура Византии

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империиКонстантинополь,названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.



Византийская культура стала первой в полном смыслехристианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной, версии. Огромную роль в этом сыгралИоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.



Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес такжеИоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную каквизантийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений.Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю.Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.



ВVI11-IX вв. Византия переживаетсмутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временемочередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византиисамые тяжелые испытания, обусловленные прежде всегокрестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживаетпоследний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмеченахудожественная культураВизантии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

 

 

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти — является одним из величайших итальянских скульпторов, живописцев, архитекторов. Жил в эпоху Ренессанса.

 

Детство

Его полное имя звучит так: Микеланджело де Франческо де Неи де Минато дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Родился он 6 марта 1475 года в одной из областей Италии — Таскании. В городе Капрезе. Его отцом был флорентийский дворянин Лодовико Буонарроти.

Отец, принадлежавший древнему, но обедневшему роду служил городским советником. Про мать будущего гения искусства известно лишь то, что она умерла, когда Микеланджело исполнилось только 6 лет. И отец отдал его на воспитание в семью кормилицы. Живя в деревне, мальчик обучился работе с резцом по камню и глиной.

Обучение

Увидев страсть сына к ваянию, отец отдал его в обучение местному художнику Доменико Гирландайо. В его школе мальчик проучился один год. После чего он продолжил свое обучение профессии скульптора у знаменитого в то время мастера Бертольдо ди Джованни.

Среди самых знаменитых работ Микеланджело выделяется статуя Давида. До этого все скульпторы изображали этого древнего героя в виде могучего война с мечом в руке. Мастер отошел от этого образа и изобразил Давида в виде юноши в раздумье перед поединком. Заказчикам так понравилась статуя, что они решили установить ее в центре города.

А насчет еще одной скульптуры Микеланджело современники сказали такие слова: «Если ты его закапаешь в землю и затем отошлешь в Рим под видом старой статуи, то мы уверены, что там ее примут за древнюю поделку и заплатят намного больше». Это сказано про статую «спящего Купидона».

Мастер и католическая церковь

Очень большая часть жизни скульптора занята работой на католическую церковь. К примеру, он расписал потолок, а затем и стены знаменитой Сикстинской капеллы. Красота композиции была такова, что люди приходили издали, что бы полюбоваться на изображения святых. Свою силу изображения не потеряли до сих пор.

Не менее сильна по силе воздействия и картина страшного суда. Изображение конца света поражает всех, кто видел ее. Неискушенному зрителю картина кажется написанной в один день, настолько она едина в своем исполнении. А ведь мастер писал ее в течение долгих восьми лет. Страшный суд одна из последних работ великого Микеланджело.

Он оставил такое завещание: душу — Господу, тело — Земле, а имущество — родне. И 18 февраля 1564 года он умер, прожив 88 лет.

 

Анемизм

Анимизм (от лат. animus — "душа") - вера в одушевленность предметов – является неотъемлемой частью каждой древней культуры. На заре человечества наличие души приписывалось небу и солнцу, радуге и зарнице; стихийным явлениям — грому и молнии, дождю и граду; окружающей природе — морю, рекам, озёрам, водопадам, источникам и ручьям, горам, холмам, скалам, пещерам и отдельным камням, лесам, рощам, деревьям и т.д. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевлённость природы — аниматизм (от лат. апimatus — "одушевленный").

Аниматизм - Представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей, распространено у всех древних народов. С этой Силой связывались всякая удача человека, плодовитость скота и урожай. Впрочем такие верования живы и сейчас. А поклонение духам не только в древности, но и в наше время является важным элементом верований разных народов. К примеру, многие племена Центральной Индии верят в много численных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти духи (бонги) бывают добрые и злые. Им приносятся многочисленные жертвоприношения, для их умилостивления проводятся ритуалы и церемонии.

У жителей Андаманских островов распространена вера в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы (ветры, морские течения, месяц, солнце). Чаще всего эти духи представляются андаманцам злыми и опасными, они олицетворяют враждебные человеку силы природы. Так, дух леса Эрем-чаугала способен ранить или убить невидимыми стрелами; злой дух моря Джуру-вин может поразить внезапной болезнью; духи Чол посылают невидимые копья во время дневного зноя (скорее всего, речь идёт о солнечном ударе). Из сонма духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий разрушительный муссон. За несоблюдение некоторых запретов (особенно связанных с пищей) он насылает на людей бурю.

Духи природы считались покровителями отдельных семей, родов, общин и деревень, а в дальнейшем, по мере развития общества и становления государственности, — покровителями племён, племенных объединений, царских династий. Все духи имели собственные имена. Одни духи были более значительными, другие — менее важными, "местными". Первые иногда выступали как главные, верховные божества. Например, у догонов таким верховным духом или божеством был Лебэ, олицетворявший солнце и огонь; у йоруба (Нигерия) — бог моря Олокун, бог неба Олорун, бог земли Одудува; у масаев (Кения и Танзания) и кикуйю (Кения и Танзания) — Нгаи, бог неба и грозы...

И главным, и "местным" духам (богам) воздавали почести и приносили жертвы, сооружали ритуальные хижины и храмы. Святилищами, предметами поклонения могли быть священные столбы из дерева или камня, отдельные деревья, поляны, водоёмы, участки реки и т. д. У многих духов были свои жрецы или жрицы, колдуны, прорицатели и знахари, выступавшие как посредники между ними и их почитателями.

У коренных народов Сибири

  • нанайцы, 14 600 человек, живущие на Дальнем востоке в бассейне Амура и на Сахалине;
  • негидальцы, 600 человек, живущие на Дальнем Востоке, в низовье рек Амгунь и Амур;
  • орочи, 1500 человек, Дальний восток, Хабаровский край;
  • саамы (кильдинские саамы, 2500 человек), Кольский полуостров;
  • тофалары (карагасы 1 тыс. человек), к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей;
  • удегейцы, 2300 человек, Дальний Восток между рекой Амур и Японским морем;
  • ульчи, 3600 человек, Ульчинский район Дальнего Востока;
  • хакасы, 92 000 человек, Республика Хакасия;
  • ханты (остяки, 28 000 человек), Ханты-Мансийский автономный округ;
  • шорцы, 17 тыс. человек, живущие на Юге Кемеровской области и по отрогам Кузнецкого Алатау;
  • эвенки (тунгусы, 20 000 человек), Эвенкийский автономный округ, Сибирь;
  • юкагиры 1,2 тыс. человек, живущие на Северо-Восточной Сибири, в низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки;
  • якуты, 439 000 человек, Якутия;
  • буряты, 496 000 человек, Бурятия, район озера Байкал;
  • кеты, ок. 1000 человек, Сибирь, таёжная часть бассейна реки Енисей;
  • коряки, 11 тыс. человек, Корякский автономный округ, полуостров Камчатский;
  • манси (вогулы, 11 000 человек), Ханты-Мансийский автономный округ.
  • ненцы, 43 000 человек, живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр;
  • нивхи, 6 000 человек, живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин.

Отчасти можно назвать анимистами восточных славян до крещения Руси и в эпоху двоеверия, так как они верили в существование различных духов воды и земли,кикимор, русалок, шишиг, а также, что славянские боги — олицетворение сил природы.

 

РЕФЕРАТ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.