Сделай Сам Свою Работу на 5

Реформы правительства Мустафы Кемаля (Ататюрка)





В 1923 г. президентом Турции был избран МустафаКемаль. Главное направление, цель реформ — модернизация страны.

Именно мусульманский менталитет,который всегда противился чуждым идеям, предполагая, что все лучшее у них уже есть, являлся главным тормозом преобразований. М. Кемаль это хорошо понимал, поэтому и решил начать реформы с религии.

3 марта 1924г. меджлис принял решение о ликвидации халифата.Структура, объединяющая мусульман всего мира, распалась. Халиф Абдул Меджид II и все члены семьи бывшего султана должны были покинуть страну. Распускались дервишские ордена и монастыри, лик­видировалось Министерство по делам религии и вакуфов. В апреле были отменены религиозные судебные установления. Закрыты медресе. Все школы перешли в ведение Ми­нистерства просвещения.

Так проявил себя первый принцип реформлаицизм,т. е. свет­скость, отделениерелигии от государства.

В стране устанавливалась жесткаядиктатура во главе с президен­том М. Кемалем. Он опирался на свой огромный авторитет в общест­ве, на поддерживающую его армию и на созданную им в 1923 г. Народ­но-республиканскую партию.Была усилена централизация. Страна разбита на округа-вилайеты.



В феврале 1925 г.в Турции началось восстание курдов.Несмотря на официальный лозунг — требование восстановить ха­лифат — главной причиной выступления курдов против реформ М. Кемаля была его политика отуречивания всех национальных меньшинств. В этом проявлялся второй принцип реформ — национа­лизм.

Премьер-министром вновь был назначен Исмет-паша. Принят за­кон об «охране порядка», дававший правительству чрезвычайные полномочия. В результате к апрелю 1925 г. восстание курдов было подав­лено.

Подавление выступлений курдов сопровождалось ужесточением внутриполитического режима: были закрыты все оппозиционные га­зеты, запрещена Прогрессивно-республиканская партия, проведены массовые аресты и судебные процессы. Правда, следует отметить и не­которые позитивные последствия: ликвидирован натуральный налог (ашар — «десятина»), упразднена вызывавшая возмущение в Турции табачная концессия. Так было положено начало радикальным рефор­мам М. Кемаля.



Уже в 1925 г. введены обязательные для всех европейская одежда и головные уборы.25 декабря 1925 г. в Турции был введен европейский календарьи ле­тоисчисление, выходным днем стало воскресенье (не пятница, как во всех мусульманских странах). Позднее, в 1934 г., в Турции вступил в си­лу закон «О введении фамилий»,как это принято в Европе. Сам Муста-фа Кемаль получил фамилию Ататюрк (отец турок), его верный сорат­ник Исмет-паша — фамилию Иненю (в память о прежних заслугах).

Все это время в Турции законы перерабатывались по европейским об­разцам.17 февраля 1926 г. меджлис утвердил Гражданский кодекс. В нем фиксировались права личности и собственности аналогично законода­тельству европейских стран. Были упразднены шариатские суды, вво­дилось судопроизводство по европейскому образцу, что повлекло за со­бой обучение и формирование кадров юридически подготовленных специалистов. В 1927 г. был принят уголовный кодекс.

Особый раздел в Гражданском кодексе посвящен правам женщин.В Турции запрещалось многоженство, вводились гражданские браки, регламентировался бракоразводный процесс, мусульманки по­лучали право выходить замуж за иноверца, разрешалось менять ве­роисповедание. Формально в кодексе провозглашалось равноправие мужчин и женщин, но требовалось время для внедрения этих норм в жизнь общества.

В 1927 г. женщины получили право работать в государственных уч­реждениях, в 1930 г. — участвовать в местных выборах, а с 1934 г. — в выборах в меджлис (в первый же меджлис было избрано 19 женщин-депутатов).

7 ноября 1928 г. меджлис принял Закон о новом алфавите.Теперь началось внедрение его в жизнь. Про­водились кампании по преодолению неграмотности. Вся страна изу­чала новый алфавит, правила орфографии.



Краткий период «либерализации»наступил было в самом конце 1920-х гг. В марте 1929 г. был отменен закон «Об охране порядка», раз­решена деятельность оппозиционных партий. В августе 1930 г. на поли­тической арене вновь появилась серьезная оппозиция в лице Либераль­но-республиканской партии. В поддержку Али Фетхи-бея были организованы массовые демон­страции. Правительство М. Кемаля дало «обратный ход». В конце 1930 г. все оппозиционные партии были запрещены.

В 1931 г.была принята новая программа Народно-республиканской партии.Она известна как программа «6 стрел»:1) республика; 2) нацио­нализм; 3) народность; 4) этатизм; 5) лаицизм; 6) революционность — верность идеалам кемалистской революции. Программа отражала ос­новные принципы реформ и задачи на будущее. Она закрепляла струк­туру политического режима.

Одним из кардинальных принципов реформ был этатизм. В эконо­мической жизни это означало ведущую роль государства.

В 1929 г. закончился 5-летний срок, в течение которого по Лозанн­скому договору Турция должна была сохранять низкие таможенные пошлины. В том же году был принят Закон о таможенных тарифах, который дал возможность Турции ввести протекционистские пошлины,защитить свою молодую промышленность, что было очень важно в условиях начавшегося мирового экономического кризиса.

Перемены в аграрном секторе были скромнее. Помимо отмены на­турального налога в начале 1920-х гг. проводилось наделение беззе­мельных крестьян землей из государственного фонда (за счет земель, экспроприированных у греков, армян и курдов). .

В 1936 г.был принят всеобъемлющий «Закон отруде». Он устанав­ливал 8-часовой рабочий день, ограничивал сверхурочные работы,, регламентировал условия труда, в частности — запрещал тяжелый труд для женщин и подростков. Вводились и социальные льготы: оп­лата в случае болезни и отпусков по беременности и т. д. Правда, дея­тельность самих рабочих в поддержку своих интересов была строжай­ше запрещена. К примеру, нельзя было бастовать. Но и рабочие' защищены были от локаутов.

 

36. Исторические истоки Ближневосточного конфликта

Палестина имеет давнюю историю, связанную с тремя великими цивилизациями. Там находятся святые места иудаизма, христианства и ислама. Еврейские государства существовали еще в библейские вре­мена, пока в 721 г. до н. э. Ассирия не уничтожила Израиль. В 526 г. до н. э. Вавилон захватил Иудею. Началось рассеяние евреев по всему миру. Впоследствии государство Иудея было восстановлено и просу­ществовало до I в. уже нашей эры, пока его не уничтожил Рим.

С тех пор попытки воссоздания еврейского государства предпри­нимались неоднократно, последняя из них провалилась с подавлени­ем восстания Бар Кохбы в 135 г. н. э. Евреи расселились по миру, но, благодаря приверженности своей религии и традициям, сохранили общину.

В VII в. н. э. арабы, воодушевленные новой религией, вышли за пределы Аравии и расселились на территориях Ближнего Востока и Северной Африки. Они дошли до глубин Центральной Азии, но не сумели сохранить единство своей империи. С XIV в. крупнейшим ис­ламским государством становится Османская империя, которая под­чинила себе и территорию Палестины.

Идея возвращения евреев на свою историческую родину возроди­лась в конце XVIII в.: известно, что Наполеон во время своего египет­ского похода намеревался воссоздать Иерусалимское царство. Затем, I) XIX в., эти идеи выдвигались правительствами Франции и Англии, предпринимались попытки переселения евреев в турецкую Палестину.

В самом конце XIX в. возникает сионизм — политическое течение,ставящее своей главной целью возвращение евреев и основание в Па­лестине своего государства.Его духовный отец Теодор Герцль — автор вышедшей в 1896 г. книги «Государство евреев». В 1897 г. под его руководством состоялся 1-й сионистский конгресс в Базеле, с тех пор они проводятся регулярно. Накануне Первой мировой войны приток евреев в Палестину увеличился — всего их было тогда около 85 тыс.

С ноября 1914 г. Османская империя участвует в войнена стороне Германии.Поскольку большинство евреев, живущих в Палестине, имели ино­странное гражданство (т. е. гражданство тех европейских стран, откуда они прибыли), турки 17 декабря 1914 г. поставили вопрос: евреи долж­ны или покинуть Палестину, или принять турецкое подданство. При­нимавших гражданство направляли на трудовые работы в специальные батальоны «Амалия»; а тех, кто отказывался, арестовывали и высылали. За войну число евреев в Палестине сократилось до 56 тыс.

Наступление на турок англичане начали лишь в марте 1917 г., им удалось достичь Палестины к лету 1917 г. 2 ноября 1917 г.министр иностранных дел Великобритании А. Бальфурнаправил письмо лорду Л.У. Ротшильду,принадлежавшему к лондонской ветви известных финансистов и считавшемуся покровителем многих еврейских орга­низаций. В нем он прямо говорил о намерении создать в Палестине еврейский национальный очаг и приглашал принять участие в этом Сионистский комитет. Это письмо стало фигурировать впоследствии как Декларация Бальфура.

Сразу после завершения войны началась массовая иммиграция ев­реев в Палестину:они скупали земли, брали подряды на строительные работы, создавали киббуцы. В феврале 1919 г. Всеобщий арабский конгресс постановил: запретить продажу земли евреям и приостановить дальнейшую иммиграцию; были отвергнуты и требования сио­нистов о создании в Палестине в будущем еврейского государства.

Военная администрация англичан в Палестине была настроена проарабски и стремилась изменить позицию английского правитель­ства. Весной 1920 г. в Палестине произошли столкновения между ара­бами и евреями — английские власти подавили «беспорядки».

В апреле 1920 г. Англияполучила официальный мандат Лиги Наций на управление Палестиной.Верховным комиссаром Палестины был назначен Герберт Сэмюэль (еврей по национальности), он пробыл на этом посту до 1925 г.

После 1933 г. началось бегство евреев из Германиии усилилась иммиграцияих в Палестину.Это привело к восстанию арабов.Началось оно в апреле 1936 г.,когда только что созданный Верховный мусульманский совет при­звал к всеобщей забастовке. Его требования к властям английского мандата сводились к следующему: запретить въезд евреев в Палести­ну, а также продажу им земли, создать правительство, ответственное перед так называемым Советом народных представителей.

В ходе беспорядков происходили насильственные акты против ев­реев — сотни их были убиты, сожжены многие дома.

30 июля 1937 г. кабинет министров в Англии по выводам комиссии Пиля вынес следующее решение: разделить Палестину на две части — арабскую и еврейскую — на весь переходный период, вплоть до про­возглашения независимости. За пределами территории, выделенной еврейской общине, запрещено приобретать земли и поселяться им­мигрантам-евреям.

Это решение не устраивало обе стороны: в августе 1937 г. его отверг Конгресс сионистов, в сентябре 1937 г. — Панарабская конференция в Сирии.

В ноябре 1938 г.обнародованы рекомендации комиссииВудхеда: от­менить план раздела Палестины, предложенный комиссией Пиля. Приближавшаяся война заставила англичан выбирать между двумя сторонами — Англия предпочла арабов.

17 мая 1939 г.была опубликована официальная позиция прави­тельства в «Белой книге»:Англия отказалась от Декларации Бальфура, запрещалась продажа земли евреям, еврейская иммиграция ограни­чилась 75 тыс. человек в течение 5 лет; в течение 10 лет должно быть провозглашено единое независимое государство в Палестине.

Это решение вызвало возмущение в еврейской общине: начались акции протеста. Еврейское агентство создает новые поселения без со­гласия англичан; усиливается нелегальная иммиграция в Палестину. А через 3 месяца разразилась Вторая мировая война

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.