Реформы правительства Мустафы Кемаля (Ататюрка)
В 1923 г. президентом Турции был избран МустафаКемаль. Главное направление, цель реформ — модернизация страны.
Именно мусульманский менталитет,который всегда противился чуждым идеям, предполагая, что все лучшее у них уже есть, являлся главным тормозом преобразований. М. Кемаль это хорошо понимал, поэтому и решил начать реформы с религии.
3 марта 1924г. меджлис принял решение о ликвидации халифата.Структура, объединяющая мусульман всего мира, распалась. Халиф Абдул Меджид II и все члены семьи бывшего султана должны были покинуть страну. Распускались дервишские ордена и монастыри, ликвидировалось Министерство по делам религии и вакуфов. В апреле были отменены религиозные судебные установления. Закрыты медресе. Все школы перешли в ведение Министерства просвещения.
Так проявил себя первый принцип реформ— лаицизм,т. е. светскость, отделениерелигии от государства.
В стране устанавливалась жесткаядиктатура во главе с президентом М. Кемалем. Он опирался на свой огромный авторитет в обществе, на поддерживающую его армию и на созданную им в 1923 г. Народно-республиканскую партию.Была усилена централизация. Страна разбита на округа-вилайеты.
В феврале 1925 г.в Турции началось восстание курдов.Несмотря на официальный лозунг — требование восстановить халифат — главной причиной выступления курдов против реформ М. Кемаля была его политика отуречивания всех национальных меньшинств. В этом проявлялся второй принцип реформ — национализм.
Премьер-министром вновь был назначен Исмет-паша. Принят закон об «охране порядка», дававший правительству чрезвычайные полномочия. В результате к апрелю 1925 г. восстание курдов было подавлено.
Подавление выступлений курдов сопровождалось ужесточением внутриполитического режима: были закрыты все оппозиционные газеты, запрещена Прогрессивно-республиканская партия, проведены массовые аресты и судебные процессы. Правда, следует отметить и некоторые позитивные последствия: ликвидирован натуральный налог (ашар — «десятина»), упразднена вызывавшая возмущение в Турции табачная концессия. Так было положено начало радикальным реформам М. Кемаля.
Уже в 1925 г. введены обязательные для всех европейская одежда и головные уборы.25 декабря 1925 г. в Турции был введен европейский календарьи летоисчисление, выходным днем стало воскресенье (не пятница, как во всех мусульманских странах). Позднее, в 1934 г., в Турции вступил в силу закон «О введении фамилий»,как это принято в Европе. Сам Муста-фа Кемаль получил фамилию Ататюрк (отец турок), его верный соратник Исмет-паша — фамилию Иненю (в память о прежних заслугах).
Все это время в Турции законы перерабатывались по европейским образцам.17 февраля 1926 г. меджлис утвердил Гражданский кодекс. В нем фиксировались права личности и собственности аналогично законодательству европейских стран. Были упразднены шариатские суды, вводилось судопроизводство по европейскому образцу, что повлекло за собой обучение и формирование кадров юридически подготовленных специалистов. В 1927 г. был принят уголовный кодекс.
Особый раздел в Гражданском кодексе посвящен правам женщин.В Турции запрещалось многоженство, вводились гражданские браки, регламентировался бракоразводный процесс, мусульманки получали право выходить замуж за иноверца, разрешалось менять вероисповедание. Формально в кодексе провозглашалось равноправие мужчин и женщин, но требовалось время для внедрения этих норм в жизнь общества.
В 1927 г. женщины получили право работать в государственных учреждениях, в 1930 г. — участвовать в местных выборах, а с 1934 г. — в выборах в меджлис (в первый же меджлис было избрано 19 женщин-депутатов).
7 ноября 1928 г. меджлис принял Закон о новом алфавите.Теперь началось внедрение его в жизнь. Проводились кампании по преодолению неграмотности. Вся страна изучала новый алфавит, правила орфографии.
Краткий период «либерализации»наступил было в самом конце 1920-х гг. В марте 1929 г. был отменен закон «Об охране порядка», разрешена деятельность оппозиционных партий. В августе 1930 г. на политической арене вновь появилась серьезная оппозиция в лице Либерально-республиканской партии. В поддержку Али Фетхи-бея были организованы массовые демонстрации. Правительство М. Кемаля дало «обратный ход». В конце 1930 г. все оппозиционные партии были запрещены.
В 1931 г.была принята новая программа Народно-республиканской партии.Она известна как программа «6 стрел»:1) республика; 2) национализм; 3) народность; 4) этатизм; 5) лаицизм; 6) революционность — верность идеалам кемалистской революции. Программа отражала основные принципы реформ и задачи на будущее. Она закрепляла структуру политического режима.
Одним из кардинальных принципов реформ был этатизм. В экономической жизни это означало ведущую роль государства.
В 1929 г. закончился 5-летний срок, в течение которого по Лозаннскому договору Турция должна была сохранять низкие таможенные пошлины. В том же году был принят Закон о таможенных тарифах, который дал возможность Турции ввести протекционистские пошлины,защитить свою молодую промышленность, что было очень важно в условиях начавшегося мирового экономического кризиса.
Перемены в аграрном секторе были скромнее. Помимо отмены натурального налога в начале 1920-х гг. проводилось наделение безземельных крестьян землей из государственного фонда (за счет земель, экспроприированных у греков, армян и курдов). .
В 1936 г.был принят всеобъемлющий «Закон отруде». Он устанавливал 8-часовой рабочий день, ограничивал сверхурочные работы,, регламентировал условия труда, в частности — запрещал тяжелый труд для женщин и подростков. Вводились и социальные льготы: оплата в случае болезни и отпусков по беременности и т. д. Правда, деятельность самих рабочих в поддержку своих интересов была строжайше запрещена. К примеру, нельзя было бастовать. Но и рабочие' защищены были от локаутов.
36. Исторические истоки Ближневосточного конфликта
Палестина имеет давнюю историю, связанную с тремя великими цивилизациями. Там находятся святые места иудаизма, христианства и ислама. Еврейские государства существовали еще в библейские времена, пока в 721 г. до н. э. Ассирия не уничтожила Израиль. В 526 г. до н. э. Вавилон захватил Иудею. Началось рассеяние евреев по всему миру. Впоследствии государство Иудея было восстановлено и просуществовало до I в. уже нашей эры, пока его не уничтожил Рим.
С тех пор попытки воссоздания еврейского государства предпринимались неоднократно, последняя из них провалилась с подавлением восстания Бар Кохбы в 135 г. н. э. Евреи расселились по миру, но, благодаря приверженности своей религии и традициям, сохранили общину.
В VII в. н. э. арабы, воодушевленные новой религией, вышли за пределы Аравии и расселились на территориях Ближнего Востока и Северной Африки. Они дошли до глубин Центральной Азии, но не сумели сохранить единство своей империи. С XIV в. крупнейшим исламским государством становится Османская империя, которая подчинила себе и территорию Палестины.
Идея возвращения евреев на свою историческую родину возродилась в конце XVIII в.: известно, что Наполеон во время своего египетского похода намеревался воссоздать Иерусалимское царство. Затем, I) XIX в., эти идеи выдвигались правительствами Франции и Англии, предпринимались попытки переселения евреев в турецкую Палестину.
В самом конце XIX в. возникает сионизм — политическое течение,ставящее своей главной целью возвращение евреев и основание в Палестине своего государства.Его духовный отец Теодор Герцль — автор вышедшей в 1896 г. книги «Государство евреев». В 1897 г. под его руководством состоялся 1-й сионистский конгресс в Базеле, с тех пор они проводятся регулярно. Накануне Первой мировой войны приток евреев в Палестину увеличился — всего их было тогда около 85 тыс.
С ноября 1914 г. Османская империя участвует в войнена стороне Германии.Поскольку большинство евреев, живущих в Палестине, имели иностранное гражданство (т. е. гражданство тех европейских стран, откуда они прибыли), турки 17 декабря 1914 г. поставили вопрос: евреи должны или покинуть Палестину, или принять турецкое подданство. Принимавших гражданство направляли на трудовые работы в специальные батальоны «Амалия»; а тех, кто отказывался, арестовывали и высылали. За войну число евреев в Палестине сократилось до 56 тыс.
Наступление на турок англичане начали лишь в марте 1917 г., им удалось достичь Палестины к лету 1917 г. 2 ноября 1917 г.министр иностранных дел Великобритании А. Бальфурнаправил письмо лорду Л.У. Ротшильду,принадлежавшему к лондонской ветви известных финансистов и считавшемуся покровителем многих еврейских организаций. В нем он прямо говорил о намерении создать в Палестине еврейский национальный очаг и приглашал принять участие в этом Сионистский комитет. Это письмо стало фигурировать впоследствии как Декларация Бальфура.
Сразу после завершения войны началась массовая иммиграция евреев в Палестину:они скупали земли, брали подряды на строительные работы, создавали киббуцы. В феврале 1919 г. Всеобщий арабский конгресс постановил: запретить продажу земли евреям и приостановить дальнейшую иммиграцию; были отвергнуты и требования сионистов о создании в Палестине в будущем еврейского государства.
Военная администрация англичан в Палестине была настроена проарабски и стремилась изменить позицию английского правительства. Весной 1920 г. в Палестине произошли столкновения между арабами и евреями — английские власти подавили «беспорядки».
В апреле 1920 г. Англияполучила официальный мандат Лиги Наций на управление Палестиной.Верховным комиссаром Палестины был назначен Герберт Сэмюэль (еврей по национальности), он пробыл на этом посту до 1925 г.
После 1933 г. началось бегство евреев из Германиии усилилась иммиграцияих в Палестину.Это привело к восстанию арабов.Началось оно в апреле 1936 г.,когда только что созданный Верховный мусульманский совет призвал к всеобщей забастовке. Его требования к властям английского мандата сводились к следующему: запретить въезд евреев в Палестину, а также продажу им земли, создать правительство, ответственное перед так называемым Советом народных представителей.
В ходе беспорядков происходили насильственные акты против евреев — сотни их были убиты, сожжены многие дома.
30 июля 1937 г. кабинет министров в Англии по выводам комиссии Пиля вынес следующее решение: разделить Палестину на две части — арабскую и еврейскую — на весь переходный период, вплоть до провозглашения независимости. За пределами территории, выделенной еврейской общине, запрещено приобретать земли и поселяться иммигрантам-евреям.
Это решение не устраивало обе стороны: в августе 1937 г. его отверг Конгресс сионистов, в сентябре 1937 г. — Панарабская конференция в Сирии.
В ноябре 1938 г.обнародованы рекомендации комиссииВудхеда: отменить план раздела Палестины, предложенный комиссией Пиля. Приближавшаяся война заставила англичан выбирать между двумя сторонами — Англия предпочла арабов.
17 мая 1939 г.была опубликована официальная позиция правительства в «Белой книге»:Англия отказалась от Декларации Бальфура, запрещалась продажа земли евреям, еврейская иммиграция ограничилась 75 тыс. человек в течение 5 лет; в течение 10 лет должно быть провозглашено единое независимое государство в Палестине.
Это решение вызвало возмущение в еврейской общине: начались акции протеста. Еврейское агентство создает новые поселения без согласия англичан; усиливается нелегальная иммиграция в Палестину. А через 3 месяца разразилась Вторая мировая война
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|