Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. Семейное право в системе отраслей российского права.





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Юридический факультет

Утверждаю

Декан

 

___________________

В.И.Цыганов

«___» ____________ 2011 г.

 

030501 «Юриспруденция»

 

Учебно-методический комплекс

Курса

«Семейное право »

для студентов заочной полной формы обучения

Нижний Новгород

 

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

Наблюдаемое ныне преобразование различных отраслей отечественного права, несомненно, затрагивает и сферу семейного права. Предпосылки тому – происходящие в последние годы экономические и социально-политические изменения в стране, интегрирующейся в демократическое сообщество, актуализация интереса к гуманитарным ценностям, переосмысление ряда базовых аксиологических нормативов.

Очевидно, что в подобных условиях преподавание юридических дисциплин в специальных учреждениях высшего образовательного звена (в первую очередь на юридических факультетах) нуждается в известной методологической коррекции, отчасти диктуемой Государственным образовательным стандартом. Так, курс «Семейное право» обособляется из дисциплины «Гражданское право», изучаясь в качестве самостоятельного предмета. В соответствии с учебным планом данная дисциплина предлагается студентам III курса заочной формы обучения в 5 семестре.



Обучение студентов строится на основе сочетания аудиторных занятий с самостоятельной работой. В понятие аудиторных занятий входят лекции, семинарские и практические занятия, консультации. В понятие самостоятельной работы – изучение нормативных актов и литературы по темам курса, подготовка докладов и рефератов, решение задач, написание дипломных работ. Глубокое и всестороннее изучение предмета «Семейное право» предполагает непосредственную взаимосвязь и сочетание указанных видов деятельности. При этом необходимо отметить, что каждый из них призван реализовать собственные задачи, обусловленные спецификой форм, целей и методов обучения.



Лекции по семейному праву представляются оптимальной формой донесения до студентов основных положений по вопросам отдельных тем, нормативных актов и дополнительной литературы по базовым вопросам курса. На лекции формируются основы для углублённого и дифференцированного освоения конкретной темы в рамках семинарского и практического занятия, а также при самостоятельной работе.

Не менее важное значение в плане освоения дисциплины «Семейное право», придаётся семинарским и практическим занятиям. Различные формы их проведения (коллоквиумы, ролевые игры, открытые дискуссии, составление правовых документов, решение задач и др.) способствуют углублённому изучению предмета. Они призваны обучить студентов не только юридически грамотно излагать освоенный материал, работать с нормативными источниками, анализировать теоретические концепции по наиболее спорным вопросам семейного права и судебную практику, но и применять полученные знания при решении реальных задач.

Для эффективной работы на семинарских занятиях студентам необходима соответствующая подготовка. Не ограничиваясь повторением лекционного материала, студенту следует освоить нормативные источники, рекомендованные к соответствующей теме, а также ознакомиться с учебной, монографической и иной научной литературой, обзорами судебной практики.

В планах семинарских и практических занятий мы рекомендуем темы, обязательные для изучения. Каждая тема снабжена перечнем основных вопросов и списком дополнительной литературы. По основным разделам курса студентам предлагается прочесть 1-2 монографии, ряд научных статей. Разумеется, данные перечень не является исчерпывающим. По своему усмотрению студенты могут заменить указанные источники на другие, опубликованные, например, в журналах: «Государство и право», «Журнал российского права», «Российская юстиция», «Право и политика», «Правоведение» и другие. Необходимо помнить, что нормативный материал в области семейного права с течением времени дополняется, уточняется, демонстрируя тенденцию к постоянной мобильности. В этой связи студент должен регулярно знакомиться с новыми нормативными актами, отслеживая их появление в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ». При наличии возможности студенты в целях ознакомления могут пользоваться услугами ИНТЕРНЕТА, а также программ «Гарант» и «Консультант».



Помимо рассмотрения теоретических вопросов к семинарскому занятию может быть задано решение задач. Как правило, задачи могут содержатся в практикумах по семейному праву Л.М.Пчелинцевой, С.П.Гришаева и Л.И.Глушковой, И.Л.Корнеевой, но могут быть сформулированы и педагогом. Решение этих упражнений должно быть развёрнутым, аргументированным, опирающимся на нормативные источники. Выполняется задача письменно в рабочей тетради.

В качестве форм контроля знаний используются устные опросы, проверка самостоятельных работ, внутри семестровые коллоквиумы, тесты, контрольные работы и др. Студент, продемонстрировавший незнание материала, а равно пропустивший занятие (независимо от причин), должен отчитаться по вопросам семинара. С этой целью ему необходимо подойти в консультационные часы преподавателя, ведущего занятия в группе. В противном случае вопросы пропущенной темы могут быть заданы в качестве дополнительных на зачёте. На индивидуальных консультациях студент также может разобрать сложные для себя вопросы, обсудить темы для научных выступлений в группе и на конференциях.

В соответствии с учебным планом студенты заочного отделения юридического факультета ННГУ должны подготовить контрольную работу.

Контрольная работа выполняется строго по вариантам:

I вариант пишут студенты, фамилии которых начинаются с букв А - З;

II вариант– И – Н;

III вариант – О – Т;

IV вариант – У-Я.

В каждом варианте контрольной работы предложены по три задания. Первое (теоретическое), предполагает изучение студентом норм семейного законодательства. На основе выполненного анализа должны быть отобраны и выписаны конкретные статьи СК РФ, иллюстрирующие указанные в заданиях положения. Второе задание потребует умения составить правовой документ (исковое заявление или договор). Принципиально, чтобы это был проект конкретного соглашения (требования) по придуманной студентом ситуации, а не бланк соответствующего документа. В третьем задании предлагается решить задачу. Ответ на задачу должен содержать аргументацию и ссылки на конкретные правовые нормы. Оформляется контрольная работа письменно (отпечатана или написана от руки чётким, разборчивым почерком). Общий объем её не должен превышать 20 страниц машинописного (25 страниц рукописного) текста.

Контрольная работа должна быть представлена для проверки согласно расписанию, в противном случае студент не допускается для сдачи зачёта. Оценивается работа по двум критериям: «зачтено» и «не зачтено»

Не верное выполнение заданий, может стать основанием для возврата контрольной для доработки.

По завершении семестра студенты сдают недифференцированный зачёт по всем пройденным вопросам курса. Формы проведения зачёта могут быть самыми различными. Наиболее распространённым является устный опрос по билетам и тестирование. В билетах могут содержаться два вопроса, на которые должны быть даны развёрнутые, аргументированные ответы. Практическое задание может быть предложено студенту только с целью уточнения его знаний по билету.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

1. Область применения.

Курс «Семейное право» относится к дисциплинам федерального компонента и преподаётся на 3-ем курсе в 5 семестре у студентов заочной формы обучения в цикле общепрофессиональных дисциплин.

 

 

2. Цели и задачи дисциплины.

 

Содержание дисциплины направлено на изучение семейных правоотношений; выработку умений применения в практической деятельности полученных знаний; усвоение положений основных институтов семейного права.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения студенты должны:

Знатьдействующее семейное законодательство о порядке и условиях заключения и прекращения брака, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей, алиментных обязательствах членов семьи, формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Изучить базовые разъяснения и рекомендации Верховного Суда РФ по разрешению семейных споров, коллизионные вопросы в сфере семейного права.

Уметь грамотно толковать нормы права и применять их для разрешения конкретных споров.

Иметь представление о работе органов опеки и попечительства, прокуратуры, суда, разного рода воспитательных учреждений по вопросам защиты семейных прав; о существующих доктринах в области семейного права и о перспективах развития последнего.

Иметь навыки экстраполирования полученных знаний в область правоприменительной практики.

 

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Всего часов Семестр V
Общая трудоёмкость дисциплины
Аудиторных занятий.
Лекции.
Практические занятия (ПЗ)   -
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР) - -
Другие виды аудиторных занятий. - -
Самостоятельная работа.
Курсовой проект (работа). - -
Расчётно-графическая работа. - -
Реферат. - -
Другие виды самостоятельной работы. - -
Вид итогового контроля (зачёт, экзамен). зачёт зачёт

 

5. Содержание дисциплины.

 

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

№п/п Раздел дисциплины Лекции ПЗ (или С) ЛР
Семейное право в системе отраслей российского права. - -
История развития и источники семейного права. - - -
Семейные правоотношения - - -
Осуществление и защита семейных прав. Ответственность в семейном праве. - - -
Брак по российскому семейному праву. - -
Личные и имущественные правоотношения супругов. -
Брачный договор. - - -
Установление происхождения детей.   - -
Права и обязанности родителей и детей - - -
Лишение и ограничение родительских прав. - - -
Алиментные обязательства родителей, детей и других членов семьи. - -
Порядок уплаты и взыскания алиментов - -
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. - - -
  Всего -

 

5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Семейное право в системе отраслей российского права.

 

Понятие семейного права и его система. Место семейного права в системе отраслей частного права. Предмет и метод семейно-правового регулирования. Цели, задачи и основные принципы семейного права. Взаимодействие семейного права с другими отраслями права.

Наука российского семейного права: её предмет, методология, цели на современном этапе.

Семейное право как юридическая дисциплина: предмет, система, задачи.

Понятие семьи в социологическом и юридическом смысле. Функции семьи в обществе. Семья как объект правовой охраны. Цель, основные принципы и направления государственной семейной политики в Российской Федерации.

Раздел 2. История развития и источники семейного права.

История формирования семейного права в дореволюционной России. Особенности регулирования брачно-семейных отношений в советский период. Краткая характеристика основных нормативных документов в области семейного права с 1918 по 1969 годы.

Источники современного семейного права. Семейное законодательство. Действие семейного законодательства во времени, пространстве, по кругу лиц. Условия применения к семейным отношениям аналогии семейного и (или) гражданского закона, аналогии права.

Значение судебной практики для дальнейшего совершенствования семейного законодательства. Нравственные принципы и их роль в регулировании брачно-семейных отношений. Применение к регулированию семейных отношений норм международного права.

Общая характеристика семейного права зарубежных стран.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.