Сделай Сам Свою Работу на 5

Построение рейтинга областей Российской Федерации в сфере транспорта с учетом важности показателей разделов этой сферы





Введение

Транспортная система России является важнейшей составной частью производственной инфраструктуры, а ее развитие - одна из приоритетных задач государственной деятельности.

 

Сайт www.gks.ru , подготовленный Федеральной службой государственной статистики, содержит уникальную по своей значимости статистическую информацию, отражающую явления и процессы, произошедшие в экономической и социальной жизни Российской Федерации.

 

В разделе «Транспорт» представлены данные об объемах перевозок грузов и пассажиров, густоте железнодорожных путей общего пользования и автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, наличии пассажирского подвижного состава, числе дорожно-транспортных происшествий и погибших в них.

 

Постановка задачи: Построить рейтинг областей Российской Федерации по показателям в сфере транспорта за 2009 год.

 

Исходные показатели:

X1 – отправление грузов железнодорожным транспортом .

Х2 – перевозка грузов автомобильным транспортом организаций всех видов.

Х3 – грузооборот автомобильного транспорта организаций.

Х4 – отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования.



Х5 - перевозки пассажиров автобусами общего пользования.

Х6 – пассажирооборот автобусов общего пользования.

Х7 – число автобусов общего пользования на 100000 чел населения.

Х8 – густота железнодорожных путей общего пользования.

Х9 – густота автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием.

Х10 – удельный вес автомобильных дорог с твёрдым покрытием в общей протяжённости автомобильных дорог общего пользования.

Х11 – удельный вес автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием в протяжённости автомобильных дорог общего пользования.

Х12 – число происшествий.

Х13 – число погибших в них.

 

Для удобства расчетов, присвоим каждой области Российской Федерации свой номер.

Таблица 1


Название области
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Костромская область
Курская область
Липецкая область
Московская область
Орловская область
Рязанская область
Смоленская область
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
Ярославская область
г. Москва
Республика Карелия
Республика Коми
Архангельская область
Вологодская область
Калининградская область
Ленинградская область
Мурманская область
Новгородская область
Псковская область
г. Санкт-Петербург
Республика Адыгея
Республика Дагестан
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская Республика
Республика Калмыкия
Карачаево-Черкесская Республика
Республика Северная Осетия - Алания
Чеченская Республика
Краснодарский край
Ставропольский край
Астраханская область
Волгоградская область
Ростовская область
Республика Башкортостан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Пермский край
Кировская область
Нижегородская область
Оренбургская область
Пензенская область
Самарская область
Саратовская область
Ульяновская область
Курганская область
Свердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Республика Бурятия
Республика Хакасия
Алтайский край
Забайкальский край
Красноярский край
Иркутская область
Кемеровская область
Новосибирская область
Омская область
Томская область
Республика Саха (Якутия)
Приморский край
Хабаровский край
Амурская область
Сахалинская область
Еврейская автономная область

 





На начальном этапе исследования нужно определить описательные статистики, показывающие наибольшее, наименьшее, средние значения, медиану для каждого показателя. Расчет будет производиться в системе SATASTICA.

 

Таблица 2

Дескриптивные статистики исходных показателей

Показатели Среднее Медиана Минимум Максимум Стандартная ошибка
X1 14,76 8,200 0,10000 215,3 26,88
X2 29,54 18,600 1,20000 226,5 34,73
X3 1596,45 1025,000 47,00000 10055,0 1779,22
X4 12451,03 3962,000 25,00000 247759,0 35275,27
X5 89,56 35,100 0,00000 1256,1 171,25
X6 876,51 400,000 31,00000 7012,0 1266,95
X7 38,65 34,000 1,00000 126,0 23,32
X8 155,87 143,000 0,50000 409,0 96,73
X9 145,97 153,000 2,60000 444,0 107,99
X10 84,86 88,900 36,80000 100,0 13,40
X11 70,02 72,400 12,80000 99,0 21,41
X12 145,18 144,200 28,40000 255,4 39,84
X13 19,93 19,000 7,10000 35,2 5,74

 

Анализ описательных статистик показал, что для признаков «густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием» (Х10), «удельный вес автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием в протяжённости автомобильных дорог общего пользования» (X11) и «число происшествий» (X12) медиана смещена в сторону максимальный значений. Следовательно, значение показателей большинства регионов («густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием», «удельный вес автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием» и «число происшествий») больше среднего.

Для всех остальных одиннадцати показателей медиана смещена в сторону минимальных значений. Это указывает на то, что для большинства регионов значения этих показателей ниже средних.

Таблица 3

Значения коэффициентов корреляции исходных данных

  X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 X9 X10 X11 X12 X13
X1 1,00 0,37 0,13 0,00 0,15 0,29 0,11 -0,04 -0,20 0,18 -0,07 -0,02 -0,13
X2 0,37 1,00 0,86 0,26 0,39 0,57 0,39 -0,13 -0,14 0,08 0,00 0,06 -0,23
X3 0,13 0,86 1,00 0,53 0,58 0,68 0,40 0,11 0,07 0,05 0,18 -0,01 -0,26
X4 0,00 0,26 0,53 1,00 0,91 0,79 0,31 0,28 0,24 0,11 0,20 0,02 -0,17
X5 0,15 0,39 0,58 0,91 1,00 0,89 0,46 0,26 0,24 0,10 0,25 0,02 -0,29
X6 0,29 0,57 0,68 0,79 0,89 1,00 0,54 0,17 0,17 0,06 0,24 0,05 -0,21
X7 0,11 0,39 0,40 0,31 0,46 0,54 1,00 0,07 0,09 0,00 0,10 0,12 -0,19
X8 -0,04 -0,13 0,11 0,28 0,26 0,17 0,07 1,00 0,69 0,34 0,60 0,12 0,11
X9 -0,20 -0,14 0,07 0,24 0,24 0,17 0,09 0,69 1,00 0,18 0,38 -0,14 0,18
X10 0,18 0,08 0,05 0,11 0,10 0,06 0,00 0,34 0,18 1,00 0,18 -0,03 0,02
X11 -0,07 0,00 0,18 0,20 0,25 0,24 0,10 0,60 0,38 0,18 1,00 0,11 0,01
X12 -0,02 0,06 -0,01 0,02 0,02 0,05 0,12 0,12 -0,14 -0,03 0,11 1,00 0,41
X13 -0,13 -0,23 -0,26 -0,17 -0,29 -0,21 -0,19 0,11 0,18 0,02 0,01 0,41 1,00

 

Проведенный корреляционный анализ выявил тесную взаимосвязь исходных показателей. Это говорит о том, что показатели линейно зависимые. В этом случае признаки дублируют друг друга, и один из них рекомендуется исключить из модели. В данном случае исключить следует показатели Х2, Х5 и Х6.

Таблица 4

Значения коэффициентов корреляции исходных данных

  X1 X3 X4 X7 X8 X9 X10 X11 X12 X13
X1 1,00 0,13 0,00 0,11 -0,04 -0,20 0,18 -0,07 -0,02 -0,13
X3 0,13 1,00 0,53 0,40 0,11 0,07 0,05 0,18 -0,01 -0,26
X4 0,00 0,53 1,00 0,31 0,28 0,24 0,11 0,20 0,02 -0,17
X7 0,11 0,40 0,31 1,00 0,07 0,09 0,00 0,10 0,12 -0,19
X8 -0,04 0,11 0,28 0,07 1,00 0,69 0,34 0,60 0,12 0,11
X9 -0,20 0,07 0,24 0,09 0,69 1,00 0,18 0,38 -0,14 0,18
X10 0,18 0,05 0,11 0,00 0,34 0,18 1,00 0,18 -0,03 0,02
X11 -0,07 0,18 0,20 0,10 0,60 0,38 0,18 1,00 0,11 0,01
X12 -0,02 -0,01 0,02 0,12 0,12 -0,14 -0,03 0,11 1,00 0,41
X13 -0,13 -0,26 -0,17 -0,19 0,11 0,18 0,02 0,01 0,41 1,00

 

После исключения дублирующих признаков, корреляционный анализ не выявил тесной взаимосвязи показателей. Это делает обоснованным применение евклидовой метрики при получении рейтинговых оценок.

 

Определим параметры эталонной области по РФ. С первого по восьмой показатель выберем области с максимальными значениями (X1,X3,X4,X7, X8, X9, X10, X11,), а с девятого по десятый - с минимальными (X12, X13).

Таблица 5

Значения показателей эталонной области по РФ

Показатели Xэ1, млн. тонн Хэ3, Млн. Тонно- км Хэ4, тыс. чел. Хэ7, штук Хэ8, штук Хэ9, штук Хэ10, На 1000 кв. км Хэ11, на конец года в % Хэ12, на конец года в % Хэ13, на 100000 чел. населения
Эталонная область 215,3 226,5 1256,1

 

Таблица 6

Стандартизированные значения показателей областей РФ в сфере транспорта

Область РФ, № X1 X3 X4 X7 X8 X9 X10 X11 X12 X13
0,879 0,516 -0,159 -0,543 1,056 0,945 0,571 1,353 -1,101 -0,790
-0,382 -0,404 -0,150 0,401 1,376 0,454 0,645 1,251 -0,471 -0,668
-0,482 -0,481 -0,131 -1,014 1,666 0,445 1,071 0,877 1,963 1,632
-0,080 -0,056 -0,034 -0,543 0,663 0,537 0,638 1,344 0,698 0,657
-0,512 -0,691 -0,296 -1,143 0,053 0,343 0,526 0,046 1,138 -0,528
-0,512 -0,256 -0,178 -0,414 1,418 1,436 -1,900 -0,272 0,786 1,336
-0,501 -0,670 -0,272 0,015 -0,505 -0,500 -1,273 -0,510 0,375 -0,981
0,106 -0,500 -0,250 0,444 2,048 0,898 -0,131 1,339 0,427 0,221
0,228 -0,382 -0,304 0,787 1,645 0,991 0,123 0,989 1,100 0,517
-0,140 2,355 4,443 1,258 0,218 0,834 -0,385 0,517 0,580 1,441
-0,501 -0,252 -0,276 0,144 0,880 0,741 0,003 1,190 0,992 0,848
-0,073 -0,636 -0,271 -0,971 0,921 0,361 0,780 1,125 0,766 1,684
-0,329 -0,162 -0,273 0,315 0,694 0,315 1,026 0,111 -0,097 1,110
-0,300 -0,627 -0,227 -1,272 0,601 0,213 0,668 1,274 0,616 -0,215
-0,493 -0,386 -0,135 -0,071 0,601 0,371 0,160 -1,024 1,060 0,413
-0,114 -0,381 -0,200 0,058 2,203 0,556 1,033 1,162 1,045 1,266
-0,050 -0,572 -0,148 1,516 0,260 0,454 -1,938 0,517 0,623 0,360
-0,348 3,111 6,671 1,258 2,524 2,352 1,056 1,307 -0,680 -2,236
0,147 -0,319 -0,293 -1,443 -0,340 -1,009 0,011 -0,874 -0,735 -0,737
0,102 -0,094 -0,269 -0,200 -1,188 -1,218 -0,788 0,008 0,169 -1,103
-0,166 0,233 -0,208 -0,328 -1,301 -1,185 -1,706 -1,827 1,266 -0,615
-0,021 -0,245 -0,253 0,529 -1,063 -0,620 0,324 -0,972 0,711 -0,859
-0,475 -0,214 -0,205 -0,843 2,617 2,704 0,638 0,354 -0,067 -0,406
0,641 0,246 0,649 -0,457 -0,361 -1,037 0,593 -0,010 1,338 2,660
0,340 -0,743 -0,320 0,487 -0,991 -1,176 0,772 0,289 -0,715 -1,818
-0,356 -0,516 -0,288 0,915 0,560 0,222 0,287 -0,650 2,767 2,138
-0,519 -0,535 -0,269 2,331 0,425 0,482 0,354 -1,052 1,466 1,231
-0,356 1,213 2,150 3,746 0,663 -0,426 0,981 1,353 0,691 -1,713
-0,530 -0,790 -0,348 -0,886 0,508 0,556 1,130 0,802 -0,336 0,900
-0,482 -0,516 -0,327 -0,628 -0,547 0,065 0,712 -1,355 -2,085 0,273
-0,545 -0,871 -0,352 0,572 -0,495 0,880 0,302 -0,379 -2,645 -0,371
-0,519 -0,832 -0,333 -0,200 -0,505 2,760 -0,460 -0,785 -1,513 1,284
-0,545 -0,796 -0,352 -1,486 -1,384 -0,963 -0,266 0,135 -0,253 2,364
-0,452 -0,798 -0,352 -0,929 -1,250 0,954 0,354 -0,734 -0,160 2,242
-0,497 -0,833 -0,341 0,529 0,249 2,686 0,533 -1,033 -1,418 0,012
-0,489 0,613 -0,343 0,444 0,404 0,315 0,376 -0,912 -2,931 -0,668
0,582 2,899 0,123 -0,586 1,252 1,167 0,503 0,284 -0,361 0,134
-0,210 -0,006 -0,121 -0,714 -0,174 -0,120 0,847 0,728 -1,054 -0,650
-0,329 -0,689 -0,301 -0,328 -0,340 -0,722 0,078 0,686 -0,451 -0,772
0,061 -0,219 -0,241 1,387 -0,133 -0,352 -1,647 1,237 -0,695 -0,128
0,050 1,151 -0,158 -0,242 0,270 -0,055 0,279 0,999 -0,037 -0,354
0,507 0,613 -0,157 0,144 -0,557 0,158 0,436 -0,958 -0,381 -0,946
-0,497 -0,663 -0,333 -0,328 -0,939 0,074 -1,617 0,933 0,259 0,221
-0,441 -0,422 -0,303 -0,628 0,539 0,269 -0,251 1,307 -0,316 0,413
-0,199 1,571 -0,017 0,787 -0,298 1,287 -1,579 0,242 0,063 -0,476
-0,385 -0,341 -0,211 0,572 0,301 0,222 -0,527 -0,351 -0,891 -0,406
-0,519 -0,544 -0,305 0,658 0,632 1,528 0,742 1,181 -0,198 0,238
0,638 0,963 -0,042 -0,028 -0,609 -0,685 -0,079 -1,047 -0,025 -0,128
-0,322 0,000 -0,110 0,101 -0,671 -0,592 -0,915 -0,351 0,427 -0,337
0,102 0,148 0,350 0,358 0,022 0,519 -0,221 1,008 0,530 0,325
0,556 -0,289 -0,213 0,873 -0,361 -0,370 0,869 -1,126 0,051 -0,145
-0,519 -0,335 -0,250 -0,757 0,363 0,102 1,130 0,662 -0,607 -0,162
0,199 2,136 0,056 -0,414 1,025 0,815 -0,370 1,171 -0,173 -0,493
-0,151 0,163 -0,101 -0,671 0,735 -0,305 -0,191 1,036 -1,169 -0,877
-0,437 -0,056 -0,298 -0,586 0,363 0,222 0,765 1,050 -1,382 -0,737
-0,512 -0,603 -0,234 -0,886 -0,536 -0,333 -1,639 1,027 0,126 0,256
1,508 0,714 -0,222 -0,200 0,280 -0,787 0,466 0,401 -0,012 -0,999
0,147 4,754 -0,210 3,360 -1,436 -1,271 -0,191 0,517 0,839 -0,563
0,958 0,169 -0,029 -0,157 0,487 -0,352 0,824 0,205 -0,042 -0,546
-0,274 -0,739 -0,265 -1,014 -1,250 -1,185 0,205 -0,501 0,457 0,569
-0,050 -0,741 -0,340 -0,457 -0,495 -0,926 0,824 -0,178 1,627 -0,197
-0,244 -0,216 0,092 -0,886 -0,722 -0,509 0,175 -0,701 -0,095 -0,772
-0,162 -0,576 -0,230 -0,414 -1,032 -1,018 -1,169 -1,575 -0,567 0,778
1,311 0,339 -0,283 0,873 -1,518 -1,294 0,854 -0,888 0,513 0,256
1,668 0,678 0,283 0,101 -1,281 -1,204 0,235 -1,383 0,051 0,012
7,460 -0,339 -0,018 0,615 0,208 -0,546 0,951 -0,473 -0,607 -0,528
-0,129 -0,205 0,563 -0,371 -0,733 -0,787 -0,392 -1,430 -0,963 -0,772
0,002 -0,543 -0,149 1,773 -1,063 -0,639 -1,415 0,560 -0,014 -1,399
-0,471 0,418 -0,324 -0,929 -1,498 -1,231 -0,669 -0,720 -1,689 -1,277
-0,333 -0,321 -0,347 0,101 -1,606 -1,328 -3,259 -2,672 -0,946 -1,103
-0,080 -0,313 -0,248 -0,200 -0,629 -0,889 0,608 -1,070 1,429 -0,110
0,139 -0,362 -0,253 -1,186 -1,332 -1,286 0,869 -1,542 -0,062 -0,807
-0,315 -0,527 -0,253 -1,143 -0,774 -1,139 0,518 -1,705 -0,363 -0,424
-0,460 -0,762 -0,328 -1,615 -0,660 -1,231 -3,588 -0,454 0,977 0,883
-0,523 -0,629 -0,325 0,658 -0,154 -0,944 0,720 -1,061 0,380 1,144
Эталонная область 7,460 4,754 6,671 3,746 2,617 2,760 1,130 1,353 -2,931 -2,236

 

Для каждой области по РФ рассчитаем рейтинговую оценку по формуле, аналогичной формуле определения расстояния между двумя точками в многомерном евклидовом пространстве:

Ri = √((x1-7,46)2+(x3-4,754) 2+(x4-6,671) 2+(x7-3,746) 2+(x8-2,617) 2+(x9-2,76) 2+(x10-1,13) 2+(x11-1,353) 2+(x12+2,931) 2+(x13+2,236) 2)

Таблица 7

Значения рейтинговых оценок областей РФ в сфере транспорта


Область РФ, № Рейтинговая оценка
11,7384152
12,7053159
14,3116186
13,1860998
14,1280814
13,9444993
14,037095
12,7747247
12,85059
10,6285781
13,5263278
13,931568
13,2392999
13,7608516
13,7795387
13,3297929
13,2892738
8,66632413
13,8158953
13,7135755
14,5540098
13,6169938
12,9911962
13,7250065
13,2389357
14,5698171
13,7679079
11,020152
13,8377239
13,8114041
13,250541
13,8108569
15,2714977
14,6799343
13,1546633
12,6277989
11,4255947
13,0428521
13,6463191
12,9314818
12,5155007
12,4869946
14,2162598
13,5380821
12,3929879
13,0348791
13,0064797
12,751678
13,6546466
12,6111539
12,9184636
13,4185802
11,8276307
12,8107381
13,0085285
14,2903787
12,0110194
12,3739965
12,2580872
14,6599954
14,2849951
13,6364001
14,4069645
13,062643
12,5456647
10,4352966
13,2783848
13,2477331
13,9762571
14,9757413
14,1244964
14,2381806
14,3696539
15,7501409
14,1760298
Эталонная область 0,0000

 

Далее необходимо ранжировать исследуемые области РФ по значению рейтинговой оценки от меньшего к большему – по возрастанию. Каждой упорядоченной области присваивается соответствующий ранг.

Таблица 8

Рейтинг областей по РФ в сфере транспорта


Место в рейтинге Область РФ, № Рейтинговая оценка
8,66632413
10,4352966
10,6285781
11,020152
11,4255947
11,7384152
11,8276307
12,0110194
12,2580872
12,3739965
12,3929879
12,4869946
12,5155007
12,5456647
12,6111539
12,6277989
12,7053159
12,751678
12,7747247
12,8107381
12,85059
12,9184636
12,9314818
12,9911962
13,0064797
13,0085285
13,0348791
13,0428521
13,062643
13,1546633
13,1860998
13,2389357
13,2392999
13,2477331
13,250541
13,2783848
13,2892738
13,3297929
13,4185802
13,5263278
13,5380821
13,6169938
13,6364001
13,6463191
13,6546466
13,7135755
13,7250065
13,7608516
13,7679079
13,7795387
13,8108569
13,8114041
13,8158953
13,8377239
13,931568
13,9444993
13,9762571
14,037095
14,1244964
14,1280814
14,1760298
14,2162598
14,2381806
14,2849951
14,2903787
14,3116186
14,3696539
14,4069645
14,5540098
14,5698171
14,6599954
14,6799343
14,9757413
15,2714977
15,7501409

 

Вывод

Таким образом, метод комплексного рейтингового оценивания позволил выявить 5 областей-лидеров, а так же 5 областей занявшие последние места в списке. Проанализируем полученные результаты.

Лидеры: 1. Москва, 2. Кемеровская область, 3. Московская область, 4. Санкт-Петербург, 5. Краснодарский край.

Отсталые области: 1. Сахалинская область, 2. Республика Калмыкия, 3. Республика Якутия, 4. Карачаево-Черкесия . 5. Республика Бурятия.

В пятёрку лидеров попали 2 столицы, но среди прочих областей хорошо отличились Кемеровская и Краснодарский край. Москва и Московская область имеют самые высокие показатели среди других конкурентов по использованию пассажирами железнодорожного транспорта (247759 и 169177). Кемеровская область имеет самый высокий показатель отправки грузов железнодорожным транспортом (215,3).

Красноярский край попал в золотую середину по всем показателям, поэтому получил столь высокий рейтинг.

Что касается областей попавших в конец списка, то они отличаются самыми низкими показателями во всём. Количество происшествий и погибших в них имеет самые завышенные показатели по сравнению с другими областями. По подсчётам получается, что люди проживающие в этих областях не имеют возможности использовать общественный транспорт. Дальше по итогам можно сделать вывод, что в Черкессии рекордный показатель смертности (показатель гибели людей - 32,8), от этого показателя не так отстал и показатель происшествий (138.8)

Таким образом, метод рейтингового оценивания позволил провести комплексный сравнительный анализ областей, что бы определить наиболее лидирующие области и самые отстающие.

Построение рейтинга областей Российской Федерации в сфере транспорта с учетом важности показателей разделов этой сферы

Часто во время исследования и анализа конкретных практических ситуация возникает необходимость рассматриваемых показателей. В этом случае для показателей вводятся весовые коэффициенты, отражающие важность каждого признака в отдельности.

Таблица 9

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.