Психологические основы обучения ин языкам
Наука – навык, доведенный до автоматизма.
Применительно к изучению ин языка существует один наиболее распространенный подход к решению проблем, формированию навыков и изменений. Формирование речи идет по трем основным ступеням
Первичное умение навык вторичное умение
К первичному умению предпосылаются знания. От языковых знаний возможен непосредственный переход лишь к первичным умения. Что касается речевых навыков, то они образуются только в результате многократного повторения соответствующего умения.
Первичное умение – действие, которое совершается человеком впервые и с осознанием способа его выполнения. Все внимание направлено на способ выполнения, который сообщен в виде знаний о действии. Предполагается выполнение более или менее частного действия.
Навык определяется как «упрочившийся благодаря упражнениям способ действия» (Смирнов А.А.)
(Беляев Б.В.) Навык как «действие, которое совершается человеком без участия сознания, т.е. автоматически».
Вторичное умение – умение совершать какие-то комплексные действия, основанные не на знаниях, а на навыках.
Знания – отправная точка, предпосылает первичное умение, первичное предположение об изучаемом предмете.
Речевые навыки характеризуются следующими параметрами:
1. Автоматизированность – это качество упоминается всегда. Включается в определение навыка.
(Богоявленский Д.Н.) (Мегинская Н.А.)
Навык как «автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности».
Понятие автоматизированности очень объемно. В него входят
- определенная скорость протекания действия
- целостность и плавность действия, если оно не односоставно
- экономность, т.е. отсутствие лишних движений
- низкий уровень напряженности
- готовность к включению, легкая возбудимость стереотипа
Все эти компоненты слиты воедино.
2. Устойчивость – преподавателям ин языка хорошо знакомо явления, когда тщательно отработанный звук теряет все свои качества, когда он включается в слово\фразу. Это же наблюдается с грамматическим явлением. Это объясняется тем, что навык, хотя и создан, но неподготовлен к столкновению с другими навыками, к взаимодействию с ними. Такой навык недостаточно устойчив. Процесс формирования такого качества как автоматизированность можно назвать первичной автоматизацией. Процесс формирования устойчивости можно назвать вторичной автоматизацией.
3. гибкость – без этого качества навык не будет обладать способностью к переносу. Можно рассмотреть в двух планах: способность включаться в новые ситуации и способность функционировать на новом речевом материале
Гибкость формируется в процессе создания автоматизированности и устойчивости.
Навыку свойственны 2 противоположные тенденции: оставаться стереотипным и быть гибким, подвижным.
4. сознательность – будучи по природе сознательным, в процессе фунционирования навык не выявляет этой сознательности. В момент совершения действия внимание направлено на способы совершения отдельных действий, а не на цель деятельности. Действия выполняются автоматически на уровне сознательного контроля. Сделав ошибку, мы обращаемся к правилу и исправляем эту ошибку. Это происходит при условии, если в процессе формировании навыка имело место осознание действия, след, сознательность есть свойство навыка, внутренне присущая ему.
В процессе функционирования навык не выявляет своей сознательности, он связан с сознанием через подсознание.
(Рубинштейн С.Л.) Навык «единство автоматизма и сознательности, фиксированности и лабильности (гибкости, восприимчивости), устойчивости и изменчивости».
Такая природа навыка дала повод некоторым методистам считать, что существуют речевые и яз навыки (Шатилов С.Ф.)
Речевые навыки основаны на динамических стереотипах, а яз – на знании правил. Когда отказывает речевой навык, мы прибегаем к яз навыку, т.е. опираемся на правила и конструируем свое действие
5. относительная сложность – действие, выполняемое в рамках навыка, может быть неосознательно односоставно. На уровне навыка может порождаться не только слово, словосочетание, но и целая фраза или сцепление фраз (например, построение предложений со сложным временем)1 вопрос
(Пасов Е.Е.) Навык «относительно самостоятельное действие в системе сознательной деятельности, ставшая благодаря полной совокупности качеств одним из условий выполнения этой деятельности».
Классификация навыков с различных точек зрения
В целях обучения целесообразно различать:
1. Яз и речевые навыки – и язык и речь являются самостоятельными объектами обучения и изучения, следовательно, яз навыки формируют яз компетенцию, а речевые навыки способствую становлению речевой компетенции
2. Язык делится на 3 аспекта: лексика, грамматика, фонетика. Целесообразно различать грамматические, лексически и фонетические навыки. Фонетические навыки делятся на произносительные (артикуляционные), ритмико-интонационные, фонологические (умение дифференцировать звуки в потоке речи)
Выделение разных видов навыков производится только лишь в учебных целях в реальных условиях, они функционируют слитно, нераздельно.
3. Рецептивные и экспрессивные навыки: оба навыка подлежат формированию на занятиях по ин языкам, однако экспрессивные навыки формируются в устной речи или при обучении письменной речи, тогда как рецептивные навыки предполагают отработку определенных действий по анализу, осознанию и пониманию слов, грамматических явлений в письменном тексте или тексте для аудирования
Рецептивные навыки связаны с чтением, аудированием, экспрессивные – с письмом, говорением.
При выполнении реч действий выделяются следующие этапы:
1. Ориентировочно-подготовительный (объяснение)
2. Стерео-типизирующий (упражнение)
3. Варьирующее-ситуативный (применение под контролем)
Все этапы со стороны учителя
Навыки могут переходить в умения.
Умение – многостороннее понятие, которое определяется следующим образом
1. Способность к мобилизации опыта
2. Активный синтез навыков
3. Новая качественная ступень выполнения действий
4. Владение системой психических и практических действий
5. Регулирование действия
6. То, что самостоятельно программируется самим человеком
Различают 4 вида реч умений:
1. Умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме
2. Умение писать, т.е. излагать свои мысли в письменной форме
3. Умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом выражении
4. Умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом выражении
Качества умений
1. Целенаправленность
2. Динамичность (отработанный стереотипизирующий элемент)
3. Продуктивность
4. Интегрированность (взаимодействие компонентов, создающий единое целое)
5. Иерархичность (наличие определенной структуры, последовательная определенность действий)
6. Самостоятельность (соединение предшествующего опыта и навыков, более глубокое понятие, чем навык)
При коммуникативной направленности обучения ин языкам умения располагаются в следующем порядке:
1. Аудирование
2. Говорение (диалог – монолог)
3. Чтение
4. Письмо
При этом 1,2 – рецептивные умения, 3,4, - репродуктивно-продуктивные. Такой порядок предусматривает подачу материала в определенной последовательности
1. Для начала необходимо многократно прослушать новый материал
2. Затем повторить его устно
3. Прочитать материал вслух
4. На заключительном этапе записать материал в тетрадь
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|