|
Государство и его экономические функции
ТЕМА 5: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Рынок и государство: необходимость государственного вмешательства в экономику
Рыночная система хозяйствования, основанная на рыночном механизме саморегулирования и управления экономической жизни, признается экономистами наиболее эффективной формой организации экономики. Это объясняется особенностями самого рынка, который без вмешательства сторонних сил обеспечивает: эффективное распределение ресурсов за счет применения наиболее эффективных технологий, лучших методов организации и управлении производством; экономическую свободу, как для производителей, так и потребителей; в других экономических системах абсолютная свобода выбора невозможна; рынок обладает высокой степенью приспособляемости и адаптивностью к любым изменениям, как внешним, так и внутренним; рынок может успешно функционировать при весьма ограниченной информации; основную информацию в рыночной системе несут цены; рынок обеспечивает оптимальное использование достижений НТП; в условиях конкуренции производители, стремясь максимизировать прибыль, идут на риск, связанный с нововведениями; рынок способен удовлетворять самые разнообразные потребности, стимулируя улучшение качества продукции.
Вместе с тем, как показывает практика, рынок как саморегулирующаяся система не всегда справляется с рядом проблем, решение которых необходимо обществу. Речь идет о ситуациях, когда рыночный механизм, являющийся самонастраивающимся механизмом, побуждает субъектов рыночных отношений принимать неоптимальные или нежелательные экономические решения. Причем эти неоптимальные или нежелательные решения – не результат ошибок отдельных рыночных субъектов, а результат функционирования самого рыночного механизма, и порождены они его природой. В экономической теории эти неудачи рынка обозначаются словом «failures» - «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты». Эти «провалы», «фиаско», «несостоятельность», «дефекты» рыночной системы и составляют объективные обстоятельства, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в экономику. Среди основных «провалов» рынка можно упомянуть то, что: рыночная система воспроизводит значительное неравенство в распределении доходов; рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги; рынок не способен устранять так называемые «внешние эффекты», например, не решает экологические проблемы; рынок либо не производит, либо производит в недостаточном количестве общественные блага, (примерами общественных благ являются национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры); рыночная система не обеспечивает полную занятость экономических ресурсов, что проявляется, в первую очередь, в таком явлении, как безработица; рынок подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными явлениями; в рамках рыночной системы могут ослабнуть отношения конкуренции (возникают олигополистические и монополистические рынки); отдельные предприятия с целью максимизации прибыли могут пойти на сговор и объединить свои капиталы для обеспечения господства на рынке и контроля над ценой; рыночная система не способна ставить и решать крупные общенациональные задачи, проблемы политического характера; некоторые необходимые элементы функционирования экономики рынок сам создать не может (различные виды законодательства, выпуск денег и пр.).
Итак, рыночная система не безупречна. В этой связи возникает необходимость стороннего осуществления внешней коррекции «провалов» рынка, т.е. того, что не в состоянии сделать изнутри рыночный механизм саморегулирования. Эти функции берёт на себя государство. Кроме того, государство является инициатором и проводником разного рода экономических преобразований и реформ в странах с транзитивной (переходной) экономикой. В этих странах государство осуществляет функции по созданию основ рынка.
К сведению. Объективный подход к исследованию функционирования современных экономических систем смешанного типа требует упомянуть и о недостатках государственного регулирования, порождаемых спецификой и природой такого экономического субъекта, как государство. Речь идет о так называемых «провалах» государства, когда государство (через государственные органы) принимает решения нежелательные или неоптимальные с точки зрения общественных интересов. В частности:
· государство не всегда обладает полной и объективной информацией для принятия оптимальных с точки зрения общества экономических решений;
· бюрократизм в принятии решений, когда длительные и трудные согласования между отдельными ведомствами оборачиваются неспособностью государства принять своевременные и необходимые меры по корректировке текущей экономической ситуации;
· недостаток контроля общества за деятельностью государственных подразделений часто приводит к тому, что решения, принимаемые государственными органами, отражают интересы государственного аппарата, а не общества в целом;
· в современном обществе принятие того или иного решения по экономическим вопросам может обуславливаться политическими интересами властных структур…
Вмешательство государства в экономику не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить её гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность. Это и предопределяет основные экономические функции государства.
Государство и его экономические функции
Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Во-первых, это функции, связанные с обеспечением нормального функционирования рыночной экономики:
1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, которая способствует эффективному функционированию рынка. Для нормального осуществления экономической деятельности субъекты экономики должны быть защищены законодательно. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствие с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу свой предпринимательский и материальный потенциал. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство. Наконец, уголовное законодательство, также способствующее более эффективной работе рыночного механизма.
2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы:
· для основной массы рынков применяется антимонопольное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции;
· для рынков, где в силу естественных или технических причин, существует только одна компания (естественная монополия) государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры предотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.
Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянием экономики в целом.
3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.
Во-вторых,функции, обусловленные тем, что в некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным:
4. Перераспределения национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах - распределение доходов, порождаемое свободным рынком, как было выяснено в предыдущей главе, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т.е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги – пенсии, социальные пособия, стипендии); реализация государственных социальных программ (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); установление предельного уровня цен на товары первой необходимости (потолков цен).
5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерационального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать распределение ресурсов с целью изменения структуры производимой в обществе продукции, ограничивать действие рыночного механизма в сфере распределении средств государственного бюджета на поддержание и охрану общественного порядка, национальную оборону, обслуживание инфраструктурных комплексов и т.п., ограничивать действия рыночного механизма в сфере совокупного потребления и обеспечения. С точки зрения экономической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловленадвумя сбоямив работе рыночного механизма, когда: производится не то количество товаров, которое необходимо обществу, (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах (экстерналиях) или эффектах перелива) и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.
Первый из упомянутых сбоев чаще всего связан с существованием так называемых внешних эффектов или эффектов перелива – ситуации, когда прибыли или убытки от рыночной сделки достаются не самим участникам сделки, а третьим лицам. Выделяют отрицательные и положительные внешние эффекты (издержки перелива и выгоды перелива, или отрицательные и положительные экстерналии, соответственно). Проиллюстрируем ситуацию, когда возникает отрицательный эффект перелива, на примере. Допустим существование некоторого химического комбината, не имеющего очистных сооружений и загрязняющего окружающую среду. В этой местности расходы по охране природы и поддержания экобаланса вынуждены нести местные власти и население, а не сам виновник экологического неблагополучия. И фактические издержки превышают издержки производителя (частные издержки). Мы здесь сталкиваемся с отрицательным эффектом перелива или издержками перелива. рассматриваемое предприятие не осуществляет затрат на охрану окружающей среды. Подобная ситуация означает, что производимый химкомбинатом объём производства превышает оптимальный объем производства, возможный при правильном «распределении ролей» в решении проблем экологии.
Задача государства состоит в том, чтобы превратить издержки перелива во внутренние издержки производства и вернуть ситуацию в нормальное русло. Сделать это можно, используя ряд мер. Во-первых, законодательно установить предельные нормы концентрации вредных веществ, и при превышении этих норм налагаать штрафы на виновников. Во-вторых, установить высокие налоги для предприятий, производственная деятельность которых представляет экологическую угрозу. К какой бы из этих мер не прибегло государство, их следствием будет сокращение предложения рассматриваемого предприятия. Подобное положение вещей заставляет фирму в срочном порядке приступить к строительству очистных сооружений и реализации прочих мероприятий по защите окружающей среды.
Традиционным примером возникновения положительного эффекта перелива является ситуация с уровнем образования в обществе. Как известно более высокое образование доставляет определенную пользу тем людям, которые его получают. Это с одной стороны. С другой стороны, высокий уровень образования и квалификации граждан приносит определенную выгоду и обществу в целом, поскольку высокий уровень образования и квалификации предопределяет высокое качество и отдачу человеческого капитала, который в современной экономике является ведущим фактором социально-экономического развития. Сталкиваясь с вопросами возникновения выгод перелива, государство, регулируя ситуацию, может прибегнуть к следующим мерам, направленным на стимулирование производства в нашем случае образовательных услуг. К числу таких мер относятся, во-первых, стимулирование роста спроса на образовательные услуги, за счет предоставления населению целевых кредитов и дотации на образование. Во-вторых, стимулирование увеличения предложения на рынке образовательных услуг, за счет предоставления дотации и субсидии, но не населению, а вузам. В-третьих, если выгоды перелива очень велики, то государство может само выступить в роли производителя; для нашего примера с услугами образования это проявилось бы в увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также в увеличении количества последних.
Возникновение второго сбоя в работе рыночного механизма, когда некоторые товары вообще не производятся, обусловлено рядом объективных причин:
· производство некоторых благ предполагает огромные масштабы деятельности и капиталовложения, которые не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, фундаментальная наука, новые отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса, и т.п.);
· некоторые блага, получившие название общественных благ, призваны удовлетворять коллективные потребности, которые не может произвести рынок (к таким благам можно отнести национальную оборону, поддержание правопорядка, дороги, светофоры, маяки и др.); рынок не в состоянии производить общественные товары, потому что очень сложно (или вообще невозможно) измерить полезность, которую получает каждый член общества при потреблении общественных благ.
Два этих фактора порождают необходимость государственного вмешательства. Речь идет о функции государства, связанной с производством общественных благ, стимулирование научно-технического прогресса и реализацией мер по стимулированию структурной перестройки экономики. Частный бизнес не способен обеспечить глобального прорыва в технологии и преобразовывать структуру экономики (формирование и развитие новых отраслей, изменение соотношения между ними), поскольку эти мероприятия означают крупные инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости и неопределенностью в отношении их будущей прибыльности. Объемы производства и потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Решения о производстве необходимого количества общественных благ и о размере средств, выделяемых на их производство, принимаются на основе голосования в парламенте.
6. Макроэкономическая стабилизация. Функция макроэкономической стабилизации связана с необходимостью обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей – темпов экономического роста, уровня безработицы, темпов инфляции и т.п. В случае отклонения этих показателей за пределы безопасных границ государство призвано принимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики регулирования занятости населения.
7. Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, что создает целую массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям или регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслевым и территориальным единицам, находимся в критическом состоянии. В других случаях - поощряется развитие новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.
8. Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке, сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. Целью любого государства является создание условий, обеспечивающих возможность вовлечения национальной экономки в международное разделение труда и как можно более полного использование его преимуществ - значительная экономия внутренних ресурсов, более полное удовлетворение потребностей частного сектора. Достижение этой цели осуществляется через регулирование внешнеэкономических связей по следующим направлениям: регулирование экспорта и импорта товаров; регулирование международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии); поддержание стабильного валютного курса и его контроль, обеспечение конвертируемости национальной валюты в рамках валютно-финансовой политики; участие в работе международных экономических организаций; вовлечение в процессы международной экономической интеграции.
Здесь рассмотрен минимальный перечень экономических функций государства в современной экономике. Зачастую государству приходится более активно вмешиваться в экономическую жизнь. Так, в ситуации, когда частный капитал не в состоянии решить те или иные задачи, государство активно вмешивается в производственную сферу – учреждает государственные компании по производству промышленной продукции (причем изделий, не относящихся к категории общественных благ - нефтепродукты, автомобили и т.п.), выкупает нерентабельные компании с целью модернизации и реорганизации и т.д. При этом важно, чтобы государственное вмешательство не превышало некий предел, преодоление которого чревато ослаблением рыночного механизма и снижением эффективности экономической системы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|