Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика обучения ин языкам как наука





Методика обучения ин языкам – наука, которая исследует цели и содержание, закономерности и средства, приемы и методы и системы обучения, а также изучает процессы учения и воспитания на материале ин языка.

Общая методика занимается изучением закономерностей и особенностей процесса обучения и воспитания учащихся независимо от изучаемого языка

Частная методика – теория обучения опр языка в конкретной языковой аудитории

Предмет методики – множество возможных моделей взаимодействия всех явлений, процессов, связей, отношений той сферы действительности, которая связана с обучением ин языкам

Объекты методики – программы, учебные пособия, которые обеспечивают обучение той или иной учебной дисциплине. Процесс обучения (учебно-воспитательный процесс), включающий деятельность учителя и учащихся, основные организационные формы их взаимодействия (совокупность уроков, их взаимодействие)

(Шатилов С.Ф.) К объектам исследования методики относят:

«процесс обучения ин языку и закономерностям усвоения его как нового средства коммуникации, а также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами ин языка в разных условиях»



Методика как наука сама добывает знания в закономерностях изучения ин языка в различных условиях обучения.

Методы исследования, которые использует методика:

1. основные

а. анализ методических источников (учебники, программы)

б. обобщение опыта

в. Научное наблюдение (цель, задача, фиксированный результат)

г. Пробное обучение (проверка в 1-ой группе метода или конкретного приема)

д. опытное обучение (проводятся программы в одной группе)

е. эксперимент (две группы – контрольная и экспериментальная):

- констатирующий эксперимент

- формирующий эксперимент

- контрольный эксперимент

2. вспомогательные

а. анкетирование (для старших классов)

б. тестирование

в. Беседа (для младших школьников)

г. Хронометрирование (сколько времени затрачено на каждый этап)

д. моделирование (создание модели определенного процесса, которое наполняется определенным содержанием)

 

Методика как самостоятельная наука имеет собственный понятийный аппарат, научные понятия, которые выражает обобщенные научные знания в области методики преподавания ин языка определения наиболее важных понятий, в которых выражается суть методики:



 

Метод (в узком смысле) – основной структурно-функциональный компонент деятельности учителя и учащихся, путь и способ достижения определенной цели преподавания и учения (Бим И.Л)

 

Метод (Ляховицкий М.В.) «обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по ин языку, в основе которой лежит определенная доминирующая идея решения главной методической задачи»

 

Метод (в широком смысле) – методическое направление в истории методики: прямой метод, грамматико-переводной.

 

Система обучения – «модель реализации основных компонентов учебного процесса, соответствует определенной методической концепции, которой обуславливает отбор материала, форму, содержание и средства обучения» (Бим И.Л.)

 

Прием (Ляховицкий М.В.) – «элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия»

 

Способ – группа приемов, направленных на решение более общей задачи.

 

Методика преподавания ин языка определяет закономерности, которые характерны для обучения ин языка

1. обучающий характер обучения реализуется с помощью иноязычной коммуникативной деятельности, в ходе которой осуществляется развитие личности обучаемого

2. целенаправленность всей учебной деятельности учащихся, иерархичность и структуры, ее взаимодействия с разными форами познавательной деятельности



3. рассмотрение знаний, умений и навыков формируемой деятельности и способности применять их на практике в качестве результата обучения ин языка, их зависимость от организации предметных действий

4. выделение внутри предметных действий единицу материала разного уровня организации в качестве основных объектов учебной деятельности, действий оформления и оперирования их взаимообусловленности и зависимости от цели., специфики того или иного вида деятельности

5. реализация управления обучением с помощью поэтапного формирования предметных и умственных действий и обратной связи, включающей контроль и коррекцию и обеспечивающий по возможности положительное подкрепление.

6. Речевая и познавательная активность учащихся как одно из главных условий успешности обучения, как основа для формирования способности применять приобретенные знания, навыки и умения на практике, ее обусловленности мотивацией

7. Зависимость мотивации от характера педагогических взаимодействий учителя, в частности, от наличия стимулов и подкрепления

В последнее время в методике обучения ин языкам все чаще используется термин лингводидактика.

(Холеева И.И.) Лингводидактика – отрасль методической науки, которая «обосновывает содержательные компоненты образования, поучения в их неразрывной связи с природой языка и с природой общения как социального феномена, детерминирующего деятельную сущность речевых произношений, в основе которых лежат механизмы социального взаимодействия индивидов».

Лингводидактика выступает в этом контексте в качестве методологического аспекта теории обучения. Она призвана разрабатывать основы методологии обучения ин языкам применительно к различным искомым результатам данного процесса. Лингводидактика формирует общие закономерности, которые касаются функционирования механизмов способностей человека к ин языку, к общению на нем и которые касаются способов их формирования. Методика обучения ин языкам берет на вооружение лингводидактические закономерности, препарирует их с точки зрения педагогических законов и реализует в конкретных учебниках, системах упражнений, средствах обучений, учебном процессе.

В последнее время в работах зарубежных авторов высказывается мнение о замене термина «методика» на термин «дидактика языка». В их понимании методика – наука, которая разрабатывает системы обучающих действий, т.е. технологию обучения, на приобщение обучаемым к содержанию учебного предмета в конкретных условиях обучения. Дидактика ин языка со своей стороны является научной областью, которая занимается проблемами обоснования целей, отбора и организации содержания обучения разработкой средств обучения.

Лингводидактика на современном этапе выдвигает в качестве центральной категории концепт «вторичной языковой личности» (Гальскова Н.Д.) – совокупность способностей «готовности» человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, под которым понимается адекватное взаимодействие с представителями других культур. Данная совокупность способностей «готовности» является целью и результатом овладения ин языком. Т.о., лингводидактика дает описание модели вторичной языковой личности. Данная научная дисциплина описывает уровни, механизмы, условия функционирования и формирования языковой личности, она указывает на факторы, которые определяют полноту/неполноту владения языком, обосновывает основные закономерности владения ин языком в учебных целях. Методика обучения ин языкам нацелена в данном контексте на научное обоснование различных моделей формирования вторичной языковой личности.

Предметом интересов методики является вторичная языковая личность как цель обучения, а также процесс передачи и развития способности к общению на ин языке.

На современном этапе развития методической науки используется антропологический подход, в соответствии с которым все внимание исследователей концентрируется на роли и значении человеческого фактора в процессе обучения ин языкам. В качестве такого фактора в новой научной парадигме выступает вторичная языковая личность.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.