Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ





ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины «Образовательное право»ознакомление студентов с нормативно-правовой базой регулирования и организации образовательного процесса. Особое внимание уделяется нормам законодательства, обеспечивающим гарантии права человека на образование, формам реализации образовательных правоотношений в практической деятельности их участников на современном этапе реформирования образования.

Цель изучения курса: освоение основных образовательно-правовых понятий, нормативно-правовой базы функционирования новой модели российской системы образования и реализации образовательной деятельности, а также формирование знаний, умений и отношений для работы в современном образовательно-правовом пространстве.

Задачи освоения дисциплины:

- осознание роли и значения образовательного права как фундаментальной составляющей современного образования;

- выявление основных характеристик образовательной реформы, способов обеспечения единого образовательного пространства и непрерывного образования, противоречий в законодательстве и тенденциях развития системы образования РФ;



- анализ нормативных актов РФ и документов международного права по вопросам модернизации и интернационализации образования, соблюдения прав и защиты интересов участников образовательных отношений;

- формирование основ правовой компетентности, активной гражданской и профессиональной позиции, обеспечивающей ответственное поведение субъекта педагогической деятельности.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

ОК-13 – готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОПК-4 – способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения учебной дисциплины студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:

Знать:

- правовые нормы реализации педагогической деятельности и функционирования системы образования;

- критерии проявления ответственного и безответственного профессионального поведения; характеристики меры ответственности за результаты своей профессиональной деятельности;



Уметь:

-проектировать и осуществлять педагогический процесс в различных образовательных учреждениях в соответствии с нормативными правовыми документами;

- отвечать за выбор решений профессиональных задач.

Владеть: приемами использования нормативных правовых документов в профессиональной деятельности;

- приемами повышения своего профессионального уровня, навыками коррекции собственного профессионального проведения.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий контроль включает оценку самостоятельной (внеаудиторной) и аудиторной учебной работы студента. В качестве оценочных средств используются: тестовые задания, устные и письменные вопросы различного типа, творческие задания по темам изучаемых разделов дисциплины.

Промежуточная аттестация по дисциплине: зачет выставляется по результатам контрольного тестирования с учетом результатов текущего контроля учебной работы по каждому разделу.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / М. Ю. Федорова. - Москва: Академия, 2013.

2. Абашидзе А. Х. Универсальные механизмы защиты прав человека. Учебное пособие [Электронный ресурс] / А. Х. Абашидзе, А. О. Гольтяев. - Москва: Юнити-Дана, 2013. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118968&sr=1.



3. ФЗ РФ № 273 от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/4 .

5.Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)». Приказ Минтруда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3NVGbI0lB.

6. Трайнев В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики [Электронный ресурс] / В. А Трайнев., С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев. – М.: Дашков и Ко, 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/83406_Povyshenie_kachestva_vysshego_obrazovaniya_i_Bolonskii_protsess._Дополнительная литература

1. Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник для вузов [Текст] / В. И. Шкатулла. – Москва: Юстицинформ, 2015.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учеб пособие [Текст] / под ред. А. Я. Капустина. - Москва: Юрайт, 2011.

3. Гассер Х.-П. Международное гуманитарное право: Введение [Текст] / Х.-П. Гассер. – Москва: Изд-во МККК, 1997.

4. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования [Текст] / Э. Д. Днепров. - Москва: Мариос, 2011.

5. Смолин О.Н.Образование. Политика. Закон: монография [Электронный ресурс] / О. Н. Смолин. - Москва: Культурная революция, 2010. – Режим доступа: http://smolin.ru.

6. Козлова Е. И. Конституционное право России: Учебник [Текст] / Е. И. Козлова. – Москва: Юристъ,1995. – Режим доступа: http://libinfo.vspu.ac.ru/bin/zgate?ACTION=follow&SESSION_ID=55992&TERM.

7. Желтов О. Б. Трудовое право. Учебник [Электронный ресурс] / О. Б. Желтов. - Москва: Флинта, 2012. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103497&sr=1.

8. Шумилов В.М. Правоведение. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / В.М. Шумилов. – Москва: Юрайт, 2012. –Режим доступа: http://biblioclub.ru/ book/100810/.

Методические разработки

1. Шакурова М.В. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / М. В. Шакурова. - Режим доступа: http://www.vspu.ac.ru/download/lib/S/Sh_2008_10.pdf.

2. Лаврикова Т.В. Образовательное право: методические рекомендации для студентов, обучающихся по программам бакалавриата направления 050100.68 «Педагогическое образование» [Текст] / Т. В. Лаврикова. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2014.

 

 

Периодические профессиональные издания:

Вестник образования, Высшее образование в России, Высшее образование сегодня, Народное образование, Образование в документах, Образовательное право, Право и образование, Стандарты и мониторинг в образовании, Управление школой и др.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Университетская библиотека. – http://www.biblioclub.ru;

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ – http://минобрнауки.рф ;

Статистика российского образования – http://stat.edu.ru;

Официальный сайт О. Н. Смолина – http://smolin.ru

Библиотека «Журнальный зал» – http:// magazines.russ.ru.

Информационные справочно-правовые системы:

«Консультант+» – http:// www.consultant.ru

«Гарант» – http:// www.garant.ru

«Кодекс» – http:// www.kodeks.ru.

 

Методические рекомендации студенту

Освоение содержания курса предполагает активную самостоятельную работу студента, включающую три основных этапа работы с учебно-методическими материалами, собранными в три раздела и шесть тем. Основным содержанием самостоятельной деятельности студента является в данном случае работа, связанная с анализом содержания нормативно-правовых документов – «источников», содержащихся в них основных нормативных положений (образовательно-правовых норм, принципов, целей, др. нормативных характеристик).

1. Изучение каждой очередной темы начинается с отработки основных понятий,в чём поможет работа с материалами лекций, справочников, указанных источников. Подготовка к предстоящему занятию предполагает обязательное выполнение заданий этого этапа в рабочей тетради, что вправе проверить преподаватель.

2. Второй этап изучения – предполагает работу по плануизучения соответствующей темы разделас опорой на нормативные или программные документы(«источники»), анализ которых предполагает поиск ответов на предложенные вопросык теме, выявление существенных характеристик, нормативных предписаний по изучаемому вопросу. В рабочей тетради составляется тезисный конспект ответа на каждый вопрос по изученному пункту плана (с обязательной краткой ссылкой на источник с указанием статьи, содержащей нормативное положение по изучаемому вопросу). Преподавателю предъявляются по требованию результаты этой работы. Вопросы и задания – это, по сути, правовые задачи, решение которых предполагает обязательное обращение к источнику для поиска аргументации.

3. Заключительный этап работы по изучению раздела – выполнение практических заданий для самостоятельной работы по теме. Форма отчёта за выполненное задание обычно указана в его тексте, но может быть изменена по согласованию с преподавателем. Выполнение заданий проблемного и творческого характера оценивается более высоко, чем выполнение заданий на воспроизведение учебного материала.

Для студентов, работающих по индивидуальному плану, по договорённости с преподавателем, предоставляется право выбора альтернативных форм отчета по каждому разделу.

Выполняя тестовые задания, студент должен дать краткий ответ, выбрав правильный, по мнению студента, вариант, обозначив его соответствующей буквой: а), б), или в) и т.д., или рядом написав полный вариант ответа. Выполнение заданий, требующих развернутого письменного ответа, оформляется на бумаге формата А4 , снабжается титульным листом. На титульном листе указывается название предмета, форма отчётности (эссе, реферат и т.п., тема выполняемой работы, фамилия, имя, отчество студента и преподавателя, факультет, отделение и номер группы. В конце работы указываются литература и источники, ставится дата выполнения работы. Работа не оценивается положительно, если она содержит грубые орфографические, фактологические или терминологические ошибки, выполнена не самостоятельно, написана небрежно и неразборчивым почерком, не раскрыто содержание.

При отрицательной оценке работы преподаватель имеет право потребовать вторично её выполнить с учетом замечаний. Работы, выполненные с нарушением установленного порядка и сроков, приниматься на проверку не будут.

При подготовке к аттестации рекомендуется использовать раздаточный материал (см. «Краткое содержание курса»), тематический план и вопросы для самоподготовки. Студентам, своевременно предъявившим преподавателю отчетные материалы по самостоятельной работе к темам каждого раздела и выполнившим успешно контрольные тестовые задания, зачет выставляется автоматически.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Темы занятий Формы контроля
1.   Организационно-правовые основы развития системы образования РФ   1.1. Общая характеристика образовательного права Ответы на вопросы, Тематический конспект, Составление таблицы, Тестирование
1.2. Стратегия развития системы образования РФ Ответы на вопросы, Схема сочетания понятий, Составление таблицы, Эссе, Тестирование
2. Основные положения законодательства об образовании 2.1.Защита прав ребёнка   Ответы на вопросы, составление таблиц, устная и письменная презентация
2.2.Образование как объект правового регулирования Ответы на вопросы, составление развёрнутой схемы документа, схема сочетания понятий, письменная работа, презентация, Тестирование
3. Правовое положение участников образовательных отношений 3.1 Правовой статус и правовое регулирование труда педагогических работников Ответы на вопросы, тематический конспект, выполнение творческих заданий, Тестирование
3.2. Управление образовательной организацией Ответы на вопросы Тестирование
 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дайте анализ взаимосвязи юридических понятий «норма права», «нормативный правовой акт», «закон», «подзаконный акт», «правовое регулирование», «правоотношения», «субъект права» и охарактеризуйте систему нормативно-правовых актов в РФ.

2. Охарактеризуйте образовательное право как комплексную отрасль права (предмет правового регулирования, субъекты и объект образовательных отношений, способы правового регулирования, принципы, источники образовательного права).

3. Раскройте структуру нормы и на конкретном примереохарактеризуйте признаки нормы права.

4. Обоснуйте необходимость правого регулирования отношений в сфере образования на современном этапе развития общества.

5. Охарактеризуйтепредмет, цели и основные задачи правового регулирования отношений в сфере образования.

6. Дайте анализнормативно-правовой характеристики понятия «образование» и раскройте особенности его трактовки законодателем.

7. Раскройте содержание конституционного права человека на образование в РФ и основные гарантии его реализации в действующем образовательном законодательстве.

8. Охарактеризуйте основные принципы образовательного права и принципы государственной политики в сфере образования.

9. Раскройтефункции и приоритетыгосударственной политики РФ в области образования на современном этапе и нормативные представления о «качестве образования».

10. Дайте характеристику основных этапов модернизации образования и документа «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г».

11. Дайте нормативно-правовую характеристику документа «Наша новая школа».

12. Дайте характеристику документа «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы».

13. Охарактеризуйте основные цели, задачи и одну из подпрограмм государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020гг .

14. Охарактеризуйте источники нормативно-правового обеспечения образования и основные положения международного права по вопросам образования.

15. Дайте характеристику документа «Конвенция ООН о правах ребёнка» и раскройте его значение для дальнейшего развития образования.

16. Докажите, что защита прав ребёнка в РФ опирается на общепризнанные международные принципы и нормы права.

17. Дайте характеристику основных мероприятий «Болонского процесса» и ориентиров «Болонской декларации».

18. Охарактеризуйте роль и место «Закона об образовании в РФ» в реформировании отечественного образования.

19. Дайте нормативно-правовую характеристику видов образования и новой модели системы образования в РФ.

20. Дайте нормативно-правовую характеристику содержательного компонента системы образования и основных его элементов.

21. Дайте нормативно-правовую характеристику документа «Федеральный государственный образовательный стандарт».

22. Дайте нормативно-правовую характеристику управленческого компонента системы образования РФ.

23. Дайте нормативно-правовую характеристику уровней образования и типов образовательных организаций в РФ.

24. Раскройте основные нормативно-правовые характеристики образовательного процесса и формы получения образования в РФ.

25. Охарактеризуйте нормативно-правовые основы деятельности образовательной организации.

26. Охарактеризуйте правовой статус педагогических работников и трудовые функции педагога.

27. Раскройте особенности правового регулирования труда педагогических работников.

28. Дайте квалификационную характеристику одной из должностей работников образования (по выбору).

29. Раскройте на конкретных примерах проблему защиты прав учителя и вариант её правового решения в ситуации «конфликт интересов педагогического работника».

30. Охарактеризуйте особенности правового статуса обучающихся и родителей в общеобразовательной школе.

 

*Выделены жирным шрифтом вопросы обязательны для студентов заочной формы обучения

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

1. Предмет правового регулирования образовательного права как отрасли прав

2. Проблемы правового регулирования содержания образования

3. Проблемы нормативно-правового обеспечения оценки качества образования

4. Проблемы школьной дисциплины в контексте образовательных правоотношений

5. Правовые аспекты государственной образовательной политики

6. Актуальные проблемы образовательной политики

7. ФГОС: нормативно-правовая характеристика документа

8. Образовательная программа: нормативно-правовая характеристика документа

9. Что такое качество образования? (нормативно-правовой аспект)

10. Болонский процесс: за и против (правовой аспект)

11. Правовые аспекты содержания конституционного права граждан на образование

12. Классификация прав человека на образование в законодательстве РФ

13. Проблемы доступности образования в контексте модернизации образования

14. Проблемы равенства образовательных возможностей в контексте модернизации образования

15. Приоритеты и противоречия государственной образовательной политики на современном этапе

16. Стратегические направления развития образования в контексте модернизации

17. Развитие профессионального образования : цели, задачи, инструменты реализации

18. Развитие системы оценки качества образования: цели, задачи, инструменты реализации

19. Приоритеты развития дошкольного, общего и дополнительного образования детей (организационно-правовой аспект)

20. Проблемы правового регулирования труда педагогических работников

21. Закон Воронежской области «Об образовании» (характеристика документа)

22. Нормативно-правовые основы защиты прав детей на территории Воронежской области

23. Развитие образования на территории Воронежской области (характеристика одного из программных документов)

24. Проблемы реализации прав участников образовательного процесса

25. Кто защитит учителя? /К проблеме защиты прав учителя/*

26. Проблемы соблюдения прав учащихся общеобразовательной школы*

27. Правовые способы разрешения конфликтов в общеобразовательной школе

28. Международные стандарты в области качества образования

29. Существует ли дискриминация детей в области образования?*

30. Правовые аспекты модернизации российского образования

31. Правовые аспекты независимой оценки качества образования

32. Проблемы реализации государственно-общественного принципа управления в сфере образования

33. Новая модель управления системой образования в образовательном законодательстве РФ

34. Нормативно-правовые аспекты деятельности коллегиальных органов управления образовательной организацией (тип организации – по выбору)

35. Нормативно-правовая характеристика автономной и бюджетной образовательной организации

36. Правовые основы взаимодействия семьи и школы

37. Правовые основы инклюзивного образования в РФ

38. Какая нам нужна школа (анализ правовых аспектов проектов модернизации общеобразовательной школы)?*

39. Проблемы и противоречия современной образовательной политики

40. Правовые аспекты духовно-нравственного воспитания и развития личности в современной школе

41. Перспективы развития образовательного законодательства (проект Кодекса РФ об образовании)

42. Если бы законодателем был я… (предложите образовательно-правовую норму и обоснуйте её необходимость для развития образования /или образовательной деятельности/*

43. Образовательная политика: гражданская позиция О.Н. Смолина*

44. Модернизация российского образования: устойчивое развитие или сдача позиций?*

45. Что мешает развитию российского образования (образовательно-политический аспект)?*

Выделены * темы для эссе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.