Сделай Сам Свою Работу на 5

Что такое культурная психология?





План

1. Что такое культурная психология?

2. Предыстория культурной психологии

3.Российская культурно-историческая школа как основание культурной психологии

4. Литература

 

Что такое культурная психология?

Культурная психология - это научная поддисциплина, которая рассматривает культуру как одну из определяющих составляющих психологии. Поддисциплина какой дисциплине? Логичнее всего было бы ответить: психологии. Сегодня это действительно отчасти так и есть, поскольку кризис в психологии становится все заметнее и ряд психологов (особенно среди когнитивных психологов и психологов развития) хватаются за культурную психологию как за спасительную соломинку. Однако тут необходимо уточнение. Не за культурную психологию в целом, а за некоторые из ее положений, за некоторое из ее направлений. Ибо культурная психология представляет собой совокупность множества подходов, ни одно из которых не представляют ее в вполне. А в таком своем облики, в качестве комплекса связанных исходной идеей, но различных в своем выражении подходов, культурная психология может быть скорее представлена в качестве поддисциплины психологической антропологии. Именно поэтому основные идеи двух ведущих культурных психологов (Майкла Коула и Ричерда Шварца) мы рассмотрели в главе посвященной современным проблемам психологической антропологии - вне зависимости от самоидентификации этих исследователей, их идеи невычленимы из психологической антропологии. Однако мы рассмотрели не все их идеи. Мы проанализировали их подходы в психолого-антропологическом срезе. В этой главе мы снова вернемся к их концепциям, чтобы рассмотреть те их идеи, которые более относятся не к антропологии, а к формированию нового направления в психологии. Мы проанализируем концепции и других авторов, работавших в том же направлении. Таким образом мы приступаем к анализу уже не психологической антропологии, а того направления, которое хотя и имеет солидную предысторию в психологии (которую мы тоже рассмотрим), но фактически зародилось внутри психологической антропологии. Оно в сущности явилось мощным давящим фактором на современную психологическую науку, тем фактором, об отсутствии которого так сожалеют многие психологические антропологи, не замечая того, что происходит у них перед самыми глазами. Это обычный эффект “привычного восприятия”, когда мы не замечаем изменений в пейзаже, который лицезреем каждый день. Когда перед нами стоит не реальная картинка, а наше давно уже сформировавшеся представление об этой картинке. Мы сейчас рассмотрим почти тот же комплекс идей, что и в предыдущей главе, но посмотрим на них не как на антропологические подходы, а как на подходы психологические.





 

Прежде, чем приступить к более детальному анализу подходов, совокупность которых и составляет современную культурную психологию, выделим ряд основных теоретических положений, которые характерны для культурной психологии в целом.

 

(1) внимание к индивидуальной субъективности;

 

(2) нередукционистское представление об взаимосвязи между культурой, психологией и опытом;

 

(3) представление о неразрывном единстве культуры и психики;

 

(4) признание необходимости культурного разнообразия психологий;

 

(5) внимание к проблемам коммуникации и интеракции.[1]

 

В культурной психологии предполагается, что объективный мир, индивидуальная субъективность и культурные значения не могут быть сведены одно к другому. Этот подход отвергает редукционизм, связанный с культурным или психологическим детерминизмом. В общей психологии есть тенденция смотреть на категории, используемые в интерпретации опыта как на самоочевидные. Культурная психология в противоположность этому утверждает, что опыт является недетерминированным в отношении того, как он концептуализируется. Культурная психология отрицает, что существует только одно верное представление той или иной модели событий и предполагает, что интерпретация опыта всегда включает в себя произвольное сопоставление информации. Хотя и нельзя отрицать основопологающие закономерности человеческой психики связанными с восприятием объективного мира, реальность, однако, никогда не может познаваться сама по себе, независимо от той перспективы с которой видит ее познающий субъект. А эту перспективу во многом задает та культура, носителем которой этот субъект является. В современной культурной психологии субъективность и поведение рассматриваются как детерминированные культурными верованиями и ожиданиями. Индивиды рассматриваются не только как активно включенные в интепретирование значения опыта, но и как коллективно творящие преднамеренный “сконструированный” мир. Признавая, что индивиды конструируют множество реальностей, каждую, имеющую собственные социально-исторические основания, а не одну реальность, независимую от наблюдателя, культурные психологи придают большее значение человеческой деятельности, чем традиционным когнитивным подходам и подходам связанным с психологией развития.



 

Культурная психология может быть определена несколькими разными способами, но каждый из этих способов не является исчерпывающим. Так, культурная психология может быть понята как междисциплинарная область, которая имеет исторические корни в психологической антропологии, психологии и лингвистике. С телеологической перспективы культурная психология может быть понята как направление для будущей теории и исследования. С точка зрения внутренней структуры, культурная психология может быть понята как комплекс подходов, которые имеют ряд общих положений (о которых мы говорили выше), но также и много отличий, более того, во многих случаях они исходят из концептуальных предпосылок, которые взаимно несовместимы. Многие из стержневых идей, ныне связанных с культурной психологией, сформировались в рамках других научных направлений. Однако целый ряд теоретических работ, изданных в последние десять - пятнадцать лет характеризуют культурную психологию как отдельное научное направление, которое может рассматриваться как междисциплинарный подход, но которое принципиально отличается от смежных научных направлений. Так, например, Шведер объяснял ее отличие от общей психологии, от кросс-культурной психологии, этнопсихологии и психологической антропологии. Однако порой эти противопоставления кажутся спорными. Как мы видели, психологическая антропология сама представляет собой не целостную научную школу и совокупность исследовательских подходов, а Шведер отрицает только некоторые концептуальные модели, присутствующие только в небольшом числе психологоантропологических подходов так, что его собственная теория при желании может смело рассматриваться как часть психологической антропологии. Равно, его концепция может рассматриваться и как часть кросс-культурной психологии, которая в настоящее время также представляет собой комплекс различных подходов, которые объединяет общая цель - сравнение различных культур. Этот аспект творчества Шведера мы рассмотрим ниже. Культурная психология не является исключительно психологией социальных групп, она включает в себя и индивидуальную психологию, и, может быть, даже в первую очередь индивидуальную психологию. Но индивидуальная психология трактуется как культурно конституированная и как потенциально культурно изменчивая. Ряд культурных психологов (наиболее известным из них является Майкл Коул) полагает, что корни культурной психологии находятся в социоисторическом подходе, связанном с такими именами Выготского, Лурии и Леонтьев. Центральным для этого подхода является положение, что психологические процессы являются культурно опосредованными, исторически развивающимися, контекстуально специфическими, они возникают из практической деятельности человека и в ней укоренены. В другой формулировке культурная психология трактует индивидов как живущих в культурно сконституированном мире, что является фундаментальным для развития их способностей - этот подход, как мы видели, характерен для Шведера, другими его известным представителем является Брюнер и Миллер. Как пишет последняя, “в рамках культурной психологии культурные и психологические феномены трактуются как взаимозависимые, более того - взаимоконституируемые. Культурная психология не отрицает возможности индивидуальных отличий в поведении. Предполагается, что индивид — носитель культуры и его субъективность формируется под воздействием культурных значений и практик. Именно поэтому не может быть резкой дихотомии между психологией и культурой. Также широко признанным является мнение, что индивидуальная субъективность должна браться в расчет в понимании культурных значений. Культурные значения символы и практики могут быть поняты только с точки зрения индивида, для которого они существуют и для которого они имеют мотивационную силу. Отрицая постулат психического единства, культурная психология полагает, что признание многообразных культурных различий необходимо для объяснения индивидуального психологического развития. Эта позиция следует из признания факта, что психологические процессы являются культурно конституированными и поэтому могут варьироваться согласно различиям в культурных значениях и практиках. Культурная психология не отрицает возможности универсальных психологических процессов, но полагает, что последние имеют место по причине определенной схожести культурных значений и практик. Не отрицается и значение биологических процессов, однако они рассматриваются как культурно зависимые.”[2]

 

Главным вкладом культурной психологии в общенаучный багаж является выработка концепций, ведущих к новому пониманию развития и к переосмыслению концепции культуры. Детское развитие ныне трактуются как ориентированное более на локальные, чем универсальные цели, как приобретение опыта в практических социально сконструированных сферах. Культурное научения понимается как процесс, моделируемый одновременно активным субъектом и активной культурой. Встают вопросы о воздействии индивидуальной субъективности на усвоение культурных навыков и ее влияния на поведение, о соотношении эксплицитных процессов культурной трансмиссии и имплицитном усвоении культурных навыков, о необходимости и возможности различения между культурой и психологией. Хотя культурная психология занимает маргинальную позицию внутри таких дисциплин, как антропология, психология, лингвистика, она начинает приобретать важность во всех этих трех областях благодаря свежести своих идей и их соответствию миру, в котором имеется множество различных культур, ее намерению брать в расчет туземные психологии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.