Сделай Сам Свою Работу на 5

Образ Петербурга Достоевского





Использование различных художественных приёмов в романе

 

Приём антитезы

У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступле­ния автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступ­ление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы.

 

Символика

В романе широко использована символика имен и цвета, чисел и снов, евангельских имён и сюжетов.

Символика цвета в романе

Жёлтый цвет — основной цвет романа

• Родион Раскольников живёт в жёлтой каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями.

• Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёл­тые обои.

• Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева.

• От постоянного пьянства лицо у Мармеладова стало жёлтым. •Дома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет.

• У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева».



• Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с жёлтым цветом обоев.

• Перстень с жёлтым камнем у Лужина.

• Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом встречается Раскольникову на улице.

Жёлтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни, он уси­ливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.

Зелёный цвет в романе

• Зелёный цвет имеет «фамильный мармедадовский платок» (его как крест сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня). Но этот пла­ток — не только олицетворение страданий, которые выпадали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой этих страданий (Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, кото­рый едет сознаваться в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Родиона).

• В эпилоге (сиена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зелёный цвет страданий и надежды «превозмогает», переси­ливает жёлтый цвет болезненных заблуждений Родиона Раскольникова и «больного» Петербурга.



Значение некоторых имён и фамилий

• Раскольников. Раскол — «раздвоение». Символизирует раздвоен­ность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой.

Софья. Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость.

• Лебезятников. Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать.

• Авдотья Романовна. Прототипом сестры Раскольников является Авдотья Яковлевна Панаева — первая любовь Ф. М. Достоевского.

Лизавета Ивановна. Елизавета - «почитающая Бога».

 

Изображение фона событий

В романе нет никаких художественных описаний красот природы. Вместо них — описания убогих жилищ и интерьеров, трактиров, распивочных, полицейских участков, многоэтажных домов, заселённых беднотой. — в них люди задыхаются от физической и душевной духоты.

Ощущение времени

Время в романе то беспредельно растягивается, то сжимается, то вовсе исчезает. В первой части романа оно растянуто (три дня), после соверше­ния преступления ритм ускоряется, но сам Раскольников ощущение времени теряет (он заболевает, впадает в беспамятство), а события, опи­санные в третьей и четвёртой частях романа длятся всего два дня. Получается, что Раскольников-теоретик живёт вне времени, а Раскольников-деятель «входит во время».

 

Изображение «двойников» главного героя

Достоевский изображает «двойников» Раскольникова: это Пётр Петро­вич Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. В общении с ними Ро­дион осознаёт несостоятельность созданной им теории.



 

Интерьеры

Комната Раскольникова

Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими пыльны­ми и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...».

Комната Сони

«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весь­ма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комна­ту как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой боль­шой комнате почти совсем не было мебели».

Жилище Мармеладовых

Проходной угол: «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол,... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».

 

3. За 09.02. (вторник)

09.02.16.

Петербург Достоевского.

Цель урока — показать особенности Петербурга Достоев­ского, сопоставляя изображение города в романе «Преступ­ление и наказание» с произведениями других писателей и художников.

Задание: изучите материалы лекции, выполните задания к ней. Для удобства лекцию можно распечатать.

Повторим изученное

Петербург не раз становился действующим лицом русской ху­дожественной литературы. Петербург давно перестал быть просто горо­дом, а стал символом не только у Достоевского, но и у Пуш­кина, Гоголя, Некрасова и в изображении многих худож­ников.

1. Образ Петербурга в «Медном всаднике» Пушкина и в иллюстрациях художника А. Бенуа.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот го­род — источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящей беды людям.

У Пушкина три Петербурга:

— Петербург Петра — «окно в Европу», т. е. город царст­венный, символ власти, поэтому-то Петр видит «пустынные волны», не замечая «бедный челн» и «приют убогого чухонца»;

— Петербург Пушкина — город творчества, который поэт любит;

— Петербург Евгения — город простого человеческого счастья, разрушенного наводнением.

Интересно, что от стихии не страдает город Петра и го­род Пушкина, они остаются символами и власти, и творчест­ва, а страдает только Евгений, маленький человек, мечтаю­щий о счастье.

Вспомните или найдите в Интернете иллюстрации А. Бенуа к поэме «Медный всадник». Художник показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадни­ка, тоже являющегося символом. Петербург у Бенуа — это город, несущий смерть. Фигура Всадника нависает над Евге­нием. Зритель чувствует: если вздыбленный конь опустится, то прямо на маленькую бегущую фигурку, распростертую в виде креста.

2. Образ Петербурга в «Невском проспекте» Го­голя.

Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект». Это го­род фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города-призрака. Можно вспомнить, что во время строительства Петербурга его называли дья­вольским созданием, а Петра — антихристом, построившим город на болоте, изменившим жизнь русских людей и даже отсчет времени, так как с времен царствования Петра новый год стал начинаться с 1 января, а не с 1 сентября, как рань­ше. У Гоголя нет державного града, нет царя-строителя, нет дворцов, у него город представлен глазами героев, глазами «маленького человека».

 

Образ Петербурга Достоевского

Найдите в Интернете и рассмотрите иллюстрации худож­ника Ильи Глазунова. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик. Все улицы пере­секаются, даже открытая дверь ведет в закрытый двор, из ко­торого нельзя выйти.

Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры — не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных вся­кой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Достоевского сторонятся «пушкинских» кварталов. Из крохотной клетушки поСадовой, Гороховой и другим «серединным» улицам идет Рас­кольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Кате­рину Ивановну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в XVIII веке был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса, гдекрепостные подвергались публичному наказанию (вспомните некрасовские строки «Вчерашний день, часу в шес­том...»). В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находи­лось восемнадцать (!) питейных заведений. Раскольников по но­чам просыпается отпьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» представден через пейзажи, сцены уличной жизни, описания-интерьеры.

Найдите и перечитайте следующие отрывки:

А) пейзажи — часть первая, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); часть вторая, гл. 1 (подчеркнутое повторение предыдущей картины); гл. 2 («великолепная панорама» Петербурга); гл. 6 (вечерний Петербург); часть пятая, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); часть шестая, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова). Чтение отрывков подготовить 1 ряду!

Б) сцены уличной жизни— часть первая, гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); гл. 4 (опозорен­ная девочка); ч. 1, гл. 6 — мечта о счастливом городе; часть вторая, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения, сцена на ...ском мосту, фрагмент об утопленнице: посмотрите также картину В. Перова «Утопленница»); гл. 7 (смерть Мармеладова); часть пятая, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны). Чтение отрывков подготовить 2 ряду!

В) описания-интерьеры — часть первая, гл. 3 (каморка Раскольникова); гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); часть первая, гл. 2 и часть вторая, гл. 7 («проходной угол» Мармеладова); часть четвертая, гл. 4 (комната — «сарай» Сони); часть шестая, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов). Чтение отрывков подготовить 3 ряду!

Вывод: Пейзажные картины Петербурга, сцены его улич­ной жизни, интерьеры «углов» создают общее впечатление го­рода, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступле­ния.«Петербургские углы» героев не похожи на челове­ческое жилье. Это темные, сырые «гробы». От такой жизни люди отупе­ли, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью».Между ними не может быть иных отношений, кроме без­различия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

 

Итог урока

- Кто является героями романа «Преступление и наказа­ние»?

Бедняки и Петербург, вмещающий в себя все враждеб­ное бедным. Отсюда проблема — защитить «маленького чело­века» от этого мира, т. е. от Петербурга.

- Каким и как показан Петербург, символизирующий мир равнодушия, враждебности, безысходности?

В изображении Петербурга Достоевский про­должает традиции Пушкина и Гоголя, показывая враждеб­ность города «маленьким людям». Но у Достоевского го­род — действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах, причем различным собы­тиям соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем или иным поступкам. Например, ду­хота, пыль, жара «подталкивают» Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и сточные кана­вы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.

Кратко образ Петербурга в романе можно представить в таблице:

Социальный фон, на котором разворачиваются события
Мрачный город Город одиноких людей
В романе мы встречаемся не с па­радной красотой города, а с чёр­ными лестницами, облитыми по­моями, и дворами-колодцами, на­поминающими душегубку. Перед нами холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, облупленных стен, грязных углов, невыносимой духоты и зло­вония. Картину мрачности дополняет духовное одиночество человека в огромном городе. Люди здесь относятся друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют лишь злорадство и любопытство к несчас­тью ближнего (страшную историю своей жизни Мармеладов рассказывает под пьяный хохот и язвитель­ные насмешки посетителей кабака).
Действующее лицо романа
Свидетель и соучастник
Город душит и давит, здесь невоз­можно быть здоровым и полным сил. Он не только является свиде­телем человеческих трагедий и кошмарных снов, но и соучастни­ком бредовых идей, теорий и пре­ступления Раскольникова. «Редко тле найдется столько мрачных, ред­ких и странных влияний на душу-человека, как в Петербурге», — говорит Свидригайлов. Достоевский даёт описания убогих жилищ, интерьеров, меблирован­ных комнат. Он прослеживает связь между «исступлёнными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Жилище Родиона — своеобразный символ более грандиозной, но такой же душной каморки — большого го­рода.

 

Итак, у Достоевского Петербург — это город контрастов: город «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего»; это го­род, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у До­стоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников. Но это мечта, а город — это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца по­рождает людей-убийц.

 

Домашнее задание: используя материалы лекции (в том числе текст!!!) напишите сочинение «В Петербурге Достоевского» (к уроку нужно иметь черновик для обсуждения, если появятся вопросы).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.