Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Горячий период холодной войны

Шведские каникулы могли закончиться войной

http://www.svealand.ru/novosti/shvedskie-kanikuly-mogli-zakonchitsya-vojnoj.html

29 Февраля 2012

Тридцать лет назад, когда советская подводная лодка С-363, более известная под ироническим прозвищем «Шведский комсомолец», с ядерными боеголовками на борту села на мель у берегов Швеции, над Балтийским морем нависла угроза войны. Тема «шведских каникул» подлодки до сих пор остается актуальной, поскольку окутана духом секретности. Почему? На этот и другие вопросы «ДД» ответил контр-адмирал ВМС Швеции в отставке Эмиль Свенссон – человек, который лично допрашивал командира подлодки Петра Гущина и замполита Василия Беседина и имел возможность ознакомиться с вахтенным журналом, а затем участвовал в переговорах двух стран на самом высоком уровне.

К счастью, тогда Стокгольм и Москва пришли к соглашению, в соответствии с которым шведы допросили офицеров подводной лодки, но саму ее досматривать не стали. Дипломатические отношения нейтральной Швеции и СССР после этого инцидента, длившегося девять дней, впали в глубокий анабиоз, а на идее создания на Балтике безъядерной зоны был поставлен жирный крест. Россия до сих пор утверждает, что лодка, постоянно базировавшаяся в Палдиски, села на мель в результате навигационной ошибки, Швеция категорически опровергает эти доводы.

Whiskey on the Rocks

Коротко о событиях, которые привели к скандалу мирового масштаба. 28 октября 1981 года в 10 часов утра местный рыбак обнаружил вблизи главной военно-морской базы шведских ВМС Карлскруна странную «гостью», прочно оседлавшую прибрежную каменную гряду, за что лодку на Западе впоследствии прозвали Whiskey on the Rocks . Это каламбур, обыгрывающий выражение «виски со льдом», которое дословно переводится как «виски на скалах»; по классификации НATO подводные лодки проекта 613 обозначаются как тип W (WHISKEY). В СССР же в те годы было очень популярно давать кораблям имена, связанные с комсомолом. В составе ВМФ были корабли «Комсомолец Латвии», «Челябинский комсомолец» и другие, поэтому злые языки сразу после казуса у берегов Швеции присвоили С-363 название «Шведский комсомолец».



На подлодке, задравшей нос к сумрачному шведскому небу, красовался военно-морской флаг СССР. Естественно, у советских подводников было время исправить ситуацию, но все попытки сдвинуть железную «тушу» в море оказались тщетными, она только еще прочнее устроилась на чужих камушках. Шведы, проморгавшие лодку, недоумевали: как советская С-363 смогла с поразительной точностью миновать минные заградительные поля, проскочить опасную банку и, ни разу не сбившись с курса, пройти по секретному фарватеру шириной всего 12 метров?

Скандал получился знатный, особенно после того как стало известно, что на борту лодки находятся две штатные торпеды с ядерными боеголовками, наличие которых было подтверждено измерениями излучения, произведенными специалистами из шведского научно-исследовательского института. Американцы, разумеется, не преминули использовать этот факт для антисоветской пропаганды.

Шведы обвинили СССР в шпионаже и на четвертый день, после неудачных попыток договориться с командиром С-363 о досмотре ДПЛ, подогнали к ней 50 человек морского спецназа в полном боевом снаряжении – стомиллиметровое орудие, винтовки с оптикой, два пулемета. Все моряки на верхней палубе и в рубке были под прицелом снайпера-морпеха, находившегося на расстоянии всего 78 метров. Советский Балтийский флот, демонстрируя свою мощь, отправил к шведским берегам шесть боевых кораблей и восемь вспомогательных судов. Ситуация накалилась до предела.

Великое противостояние продолжалось девять дней, в течение которых все шведские и мировые телеканалы крутили без конца одну и ту же картинку: лодку-неудачницу, которая впоследствии вошла в историю как образчик советского военно-морского разгильдяйства. Советский Союз заявил, что лодка «заблудилась» в территориальных водах Швеции из-за поломки навигационного оборудования. Шведы, разумеется, не поверили, поскольку лодка оказалась в непосредственной близости от базы Карлсруна как раз в то время, когда там проводили испытания торпед нового поколения.

Драма закончилась мирно только благодаря усилиям дипломатов обеих стран, но с тех пор у шведов, дотоле с симпатией относившихся к русским, мнение о последних изменилось не в лучшую сторону.

Горячий период холодной войны

Какова сегодня официальная версия шведских властей по поводу инцидента с С-363? Что нового они могут сказать по поводу «русского десанта» кроме того, что сообщалось в советской прессе? Что дали допросы офицеров? И, наконец, где закончила свои дни лодка-неудачница: в Лиепае, в парке развлечений в Швеции или в одном из шведских музеев? У Эмиля Свенссона есть ответы почти на все эти вопросы.

– Почему шведы в течение тридцати лет занимаются расследованием этого инцидента?

– Для начала позвольте коротко напомнить основные вехи той исторической эпохи. В 1981 году генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, прославившийся на Западе «Брежневской доктриной», одним из результатов которой, в частности, было вторжение весной 1968 года советских войск в Чехословакию, еще руководит Советским Союзом. За два года до событий в Швеции, в 1979-м, СССР вторгается в Афганистан. Через год, в 1980-м, в Польше Лех Валенса возглавляет движение «Солидарность», по стране прокатывается волна забастовок. Польское правительство подавляет сопротивление и в декабре 1981 года арестовывает Валенсу и тысячи его сторонников.

В декабре 1980 года президентом США избирают Рональда Рейгана, который в 1983-м провозглашает СССР «империей зла» и приступает к реализации проекта стратегической оборонной инициативы (СОИ), известной как «звездные войны».

К этому стоит добавить, что в конце 1970-х годов СССР размещает в Европе ракеты SS20 («Сатана»), на что НАТО отвечает в 1983 году размещением ракет Pershing в Европе. Многие высокопоставленные советские политики открыто заявляют, что, по их мнению, НАТО готовит внезапный удар и СССР вынужден противодействовать этим планам – взять на себя инициативу и, возможно, начать войну. Экс-президент Михаил Горбачев, оценивая то время, сказал, что первая половина 1980-х годов была «самым опасным периодом холодной войны».

В этой сложной политической ситуации С-363 садится на мель в шведской секретной зоне. Вскоре после этого корабли Балтийского флота концентрируются в непосредственной близости от шведских территориальных вод. Это было экстраординарное событие! Пропагандистская машина Советского Союза в то время не могла допустить, чтобы конфуз с С-363 стал достоянием советской общественности, и сделала все возможное для засекречивания случившегося. Российские официальные власти и сегодня по-прежнему чувствительно воспринимают обращение к тем событиям.

Хочу подчеркнуть, что скрытность рождает подозрения, а люди не хотят жить в мире взаимного недоверия. Они имеют право знать, что произошло тогда и как государства в целом и отдельные должностные лица интерпретировали ситуацию с подводной лодкой. Почему командование ВМФ СССР (если точнее – разведка) отправило С-363 в шведские территориальные воды, а когда случился казус, воздвигло стену секретности, не осознавая, что только путем диалога можно достичь взаимопонимания и, как следствие, избежать в дальнейшем подобных конфликтов.

– Мы вплотную подошли к интерпретации событий. Официальная версия российской стороны, выдвинутая в 1981 году и поддерживаемая в настоящее время Россией, хорошо известна: сломанная о рыболовецкий траулер антенна привела к навигационной ошибке. Каковы же официальные выводы вашей комиссии?

– Официальная версия независимой комиссии такова: подводная лодка С-363 получила приказ зайти в архипелаг Карлскруна. В южной части Балтийского моря в то время существовало множество способов определить собственное местонахождение, так что ошибиться было практически невозможно. В районе архипелага так много огней, что даже по ним можно было определить, что лодка находится в непосредственной близости от населенных пунктов.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.