Определение конституционального типа (соматотипа) человека.
Учение о конституции человека имеет многовековую историю. Попытки классификации типов человеческого тела по внешним морфологическим признакам встречаются у Гиппократа и Галена. Но наиболее полные исследования в данном направлении начались в конце 19 столетия. Из классификационных схем наиболее популярны были схемы Виолы, Сиго, Кречмера. К более поздним - относятся схемы Шелдона, Конрада и др. В России наиболее популярны схемы В.Бунака, И.Галанта, А. Малиновского и Я. Рогинского и др. Исследования конститу-циональных особенностей человека, выявили их определенную связь с видом профессиональной деятельности, с физиологическими особен-ностями, с психологическими особенностями, с предрасположенностью к тем или иным заболеваниям. Также было показано, что на формирование конституциональных особенностей влияет специфика выбранного вида спорта (равно как и предрасположенность к данному виду спорта зависит от соматотипа индивида).
Задание 1. Используя методику В.Бунака, определите собственный соматотип. Произвести необходимые измерения и внести их в таблицу:
Компоненты тела
| Измеряемые параметры
| Значения параметров
| Оценка в баллах
| Жировой компонент
(толщина складок в мм)
| Спина
Плечо
Живот
Бедро
Средняя
Жир (кг) по Матейка
|
|
|
|
|
| Х=
| Мышечный компонент
| Обхват предплечья (мм)
Обхват голени (мм)
Сила пр. кисти
Сила лев.кисти
Становая сила
Мышцы по Матейка
|
|
|
|
|
| Х=
| Костный компонент
| Диаметр запястья (мм)
Диаметр лодыжек (мм)
Обхват запястья (мм)
Обхват лодыжек (мм)
|
|
|
|
|
| Х=
| Антропометрические данные
| Диаметр плеч (мм)
Диаметр таза (мм)
Поперечный диаметр грудной клетки (мм)
Передне-задний диаметр грудной клетки (мм)
Окружность груди (мм)
Обхват ягодиц (мм)
|
|
|
|
|
|
| Баллы определяются по специальной таблице (см. приложение 2), а по таблице соматотипов определяется конституциональный тип (приложение 3). Для женской группы обследуемых использовать приложение 4 и приложение 5.
Задание 2. Определить распределенность соматотипов в исследуемой группе. Оформить в виде диаграммы.
Задания для самостоятельного выполнения.
1. Укажите основания, по которым учащиеся школьники распределяются по группам – основная, подготовительная, медицинская. Какая часть анамнеза, а также заключения по результатам медицинского осмотра поможет установить это.
2. Девушка, 17 лет, физическое развитие – среднее, жалоб не предъявляет, физической культурой в школе в последние два года не занималась в связи с подозрением на ревматизм. Диагноз не подтвердился. К какой медицинской группе для занятий физкультурой в ВУЗе она будет относиться.
3. При наружном осмотре у спортсмена-легкоатлета III разряда обнаружена малая подвижность в тазобедренном и коленном суставах. К каким последствиям это может привести? Ваши рекомендации относительно исправления обнаруженного нарушения?
4. У здоровой 20-летней девушки кистевая сила рук по 18 кг. Жалоб не предъявляет. Физической культурой не занималась и не занимается. Что можно предположить? Ваши рекомендации?
5. У спортсмена-волейболиста 18-летнего возраста (рост 170 см) при регулярных тренировках и отсутствии жалоб становая сила 70 кг. Ваши предположения и рекомендации?
6. Гимнастка 18 лет имеет III спортивный разряд. Жалуется на затруднение при выполнении упражнений силового характера («угол», выход в стойку на кистях), повышенную потливость при выполнении упражнений. Все это возникло после перерыва в тренировках в период каникул. Ваша тактика обследования, рекомендации?
7. Спортсмен решил снизить имеющийся вес. Через месяц обратился с жалобами на головокружение, слабость, быструю утомляемость. Ваше мнение о подобной ситуации?
8. У девушки-гимнастки, по данным антропометрического профиля, наблюдается отклонение кистевой силы и спирометрии в сторону (—2б). Ваши предположения и рекомендации?
9. У девушки 17 лет при росте 155 см масса 78 кг, диафрагмальный угол узкий, спирометрия 1800 см3, окружность грудной клетки 102 см. Можно ли по индексу Эрисмана судить о хорошем развитии грудной клетки? За счет чего получается «высокий» показатель? Ваши рекомендации?
10. Студент 17 лет, первокурсник. Имеет массу 86 кг при росте 166 см, спирометрию 2100 мл. Повышенная масса с 11-летнего возраста. Жалоб не предъявляет. В школе от физкультуры был освобожден. В семье предрасположены к полноте мать и младшая сестра. Они здоровы. Оцените физическое развитие студента, укажите необходимые обследования для уточнения состояния его здоровья (план обследования).
11. Подросток 14 лет занимается тяжелой атлетикой. Жалуется на остановку роста (150 см). Оцените его рост, определите должную цифру для его возраста по физиологическим константам. Дайте рекомендации.
12. Объясните, какова зависимость формы грудной клетки от степени искривления позвоночника? Ваши рекомендации при искривлении позвоночника I и II степени (в зависимости от характера искривления)?
13. У девушки 17 лет рост 160 см, типичная для этого роста масса (+0,4 б), окружность грудной клетки в паузе (+2 б), спирометрия (+2 б), динамометрия ручная - справа (+1 б), динамометрия - становая (+1 б). Начертите ее антропометрический профиль и сделайте заключение по физическому развитию обследуемой?
14. Спортсмен-легкоатлет, бегун на длинные дистанции, может подтянуться на руках (на перекладине) 3 раза, отжаться от пола 8 раз. Дайте оценку развития мышечной силы рук (сгибателей и разгибателей предплечья). Ваши рекомендации?
15. Девушка-физкультурница хочет начать регулярные тренировки по художественной гимнастике. В детстве перенесла тяжелую форму рахита. Какое отклонение от нормы можно ожидать при внешнем осмотре? Целесообразно ли рекомендовать ей занятия художественной гимнастикой и почему?
16. Девушка, 16 лет, рост 158 см, масса 80 кг, окружность грудной клетки в фазе выдоха 108 см, динамометрия-становая 30 кг, ручная (справа) —12 кг, слева—10 кг. Можно ли по индексу Пинье судить о ее физическом развитии? За счет чего она имеет «высокий» показатель? Ваш вывод и рекомендации?
17. Студентка-физкультурница на I курсе вуза имела отклонения во всех показателях физического развития (— 1б). В течение 6 лет обучения посещала отделение легкой атлетики, специализировалась в беге на 200 и 400 м. На II курсе выполнила норму II разряда. Какие результаты, по Вашему мнению, можно было получить при повторном обследовании спортсменки на V курсе обучения, используя метод стандартов?
I8. Девушка, 17 лет, имеет среднее физическое развитие, жалоб не предъявляет, физической культурой в школе последние два года не занималась, так как обследовалась в связи с предполагаемым ревматизмом. Диагноз не подтвердился. К какой медицинской группе для занятий физкультурой в условиях вуза она принадлежит?
19. Девушка-физкультурница занимается в течение года в подготовительной медицинской группе (миопия — 4,5). В последние полгода зрение ухудшилось. Ваша тактика и рекомендации?
20. Девушка-физкультурница 16 лет хочет начать подготовку к сдаче норм физической подготовки. Занимается физкультурой в подготовительной медицинской группе, так как имеет недостаточную физическую подготовку. Жалоб не предъявляет. Ваши рекомендации?
21. Студент 17 лет с хорошим физическим развитием, достаточной тренированностью хочет заниматься спортом, но колеблется между плаванием и коньками. В анамнезе неоднократное гноетечение из левого уха и понижение слуха. Необходимо решить вопрос о назначении медицинской группы и целесообразности занятий спортом в одной из двух указанных спортивных секций.
Рекомендуемая литература
1. Дубровский В.И. Спортивная медицина.–М.:Гум.изд.центр «Владос», 1998.
2. Дембо А. Г. Практические занятия по врачебному контролю.-М: ФиС, 1990
3. Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей.-«БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2002.
4. Чоговадзе А. В., Бутченко Л. А. Спортивная медицина. М, Медицина 1984.
Подписано в печать ______________
Формат 60/84 1/16.
Бумага типографская № 1. Печать офсетная
Усл. Печатн. Л. Уч.-изд.л.
Тираж 50 экз. Заказ
Тверской государственный университет
Факультет физической культуры
Адрес: 170021, г.Тверь, ул.2-я Грибоедова, 24
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|