Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение конституционального типа (соматотипа) человека.





Учение о конституции человека имеет многовековую историю. Попытки классификации типов человеческого тела по внешним морфологическим признакам встречаются у Гиппократа и Галена. Но наиболее полные исследования в данном направлении начались в конце 19 столетия. Из классификационных схем наиболее популярны были схемы Виолы, Сиго, Кречмера. К более поздним - относятся схемы Шелдона, Конрада и др. В России наиболее популярны схемы В.Бунака, И.Галанта, А. Малиновского и Я. Рогинского и др. Исследования конститу-циональных особенностей человека, выявили их определенную связь с видом профессиональной деятельности, с физиологическими особен-ностями, с психологическими особенностями, с предрасположенностью к тем или иным заболеваниям. Также было показано, что на формирование конституциональных особенностей влияет специфика выбранного вида спорта (равно как и предрасположенность к данному виду спорта зависит от соматотипа индивида).

Задание 1. Используя методику В.Бунака, определите собственный соматотип. Произвести необходимые измерения и внести их в таблицу:

Компоненты тела Измеряемые параметры Значения параметров Оценка в баллах
Жировой компонент (толщина складок в мм) Спина Плечо Живот Бедро Средняя Жир (кг) по Матейка    
      Х=
Мышечный компонент Обхват предплечья (мм) Обхват голени (мм) Сила пр. кисти Сила лев.кисти Становая сила Мышцы по Матейка    
      Х=
Костный компонент Диаметр запястья (мм) Диаметр лодыжек (мм) Обхват запястья (мм) Обхват лодыжек (мм)    
      Х=
Антропометрические данные Диаметр плеч (мм) Диаметр таза (мм) Поперечный диаметр грудной клетки (мм) Передне-задний диаметр грудной клетки (мм) Окружность груди (мм) Обхват ягодиц (мм)    
       

Баллы определяются по специальной таблице (см. приложение 2), а по таблице соматотипов определяется конституциональный тип (приложение 3). Для женской группы обследуемых использовать приложение 4 и приложение 5.



Задание 2. Определить распределенность соматотипов в исследуемой группе. Оформить в виде диаграммы.



 

Задания для самостоятельного выполнения.

1. Укажите основания, по которым учащиеся школьники распределяются по группам – основная, подготовительная, медицинская. Какая часть анамнеза, а также заключения по результатам медицинского осмотра поможет установить это.

2. Девушка, 17 лет, физическое развитие – среднее, жалоб не предъявляет, физической культурой в школе в последние два года не занималась в связи с подозрением на ревматизм. Диагноз не подтвердился. К какой медицинской группе для занятий физкультурой в ВУЗе она будет относиться.

3. При наружном осмотре у спортсмена-легкоатлета III разряда обнаружена малая подвижность в тазобедренном и коленном суставах. К каким последствиям это может привести? Ваши рекомендации отно­сительно исправления обнаруженного нарушения?

4. У здоровой 20-летней девушки кистевая сила рук по 18 кг. Жалоб не предъявляет. Физической культурой не занималась и не занимается. Что можно предположить? Ваши рекомендации?

5. У спортсмена-волейболиста 18-летнего возраста (рост 170 см) при регулярных тренировках и отсутствии жалоб становая сила 70 кг. Ваши предположения и рекомендации?

6. Гимнастка 18 лет имеет III спортивный разряд. Жалуется на затруднение при выполнении упражнений силового характера («угол», выход в стойку на кистях), повышенную потливость при выполнении упражнений. Все это возникло после перерыва в тре­нировках в период каникул. Ваша тактика обследования, рекомен­дации?



7. Спортсмен решил снизить имеющийся вес. Через месяц об­ратился с жалобами на головокружение, слабость, быструю утом­ляемость. Ваше мнение о подобной ситуации?

8. У девушки-гимнастки, по данным антропометрического профи­ля, наблюдается отклонение кистевой силы и спирометрии в сто­рону (—2б). Ваши предположения и рекомендации?

9. У девушки 17 лет при росте 155 см масса 78 кг, диафрагмальный угол узкий, спирометрия 1800 см3, окружность грудной клетки 102 см. Можно ли по индексу Эрисмана судить о хорошем развитии грудной клетки? За счет чего получается «высокий» пока­затель? Ваши рекомендации?

10. Студент 17 лет, первокурсник. Имеет массу 86 кг при росте 166 см, спирометрию 2100 мл. Повышенная масса с 11-летнего воз­раста. Жалоб не предъявляет. В школе от физкультуры был осво­божден. В семье предрасположены к полноте мать и младшая сестра. Они здоровы. Оцените физическое развитие студента, укажи­те необходимые обследования для уточнения состояния его здоровья (план обследования).

11. Подросток 14 лет занимается тяжелой атлетикой. Жалуется на остановку роста (150 см). Оцените его рост, определите долж­ную цифру для его возраста по физиологическим константам. Дайте рекомендации.

12. Объясните, какова зависимость формы грудной клетки от степени искривления позвоночника? Ваши рекомендации при искрив­лении позвоночника I и II степени (в зависимости от характера искривления)?

13. У девушки 17 лет рост 160 см, типичная для этого роста масса (+0,4 б), окружность грудной клетки в паузе (+2 б), спиро­метрия (+2 б), динамометрия ручная - справа (+1 б), динамометрия - становая (+1 б). Начертите ее антропометрический профиль и сде­лайте заключение по физическому развитию обследуемой?

14. Спортсмен-легкоатлет, бегун на длинные дистанции, может подтянуться на руках (на перекладине) 3 раза, отжаться от пола 8 раз. Дайте оценку развития мышечной силы рук (сгибателей и разгибателей предплечья). Ваши рекомендации?

15. Девушка-физкультурница хочет начать регулярные трени­ровки по художественной гимнастике. В детстве перенесла тяжелую форму рахита. Какое отклонение от нормы можно ожидать при внешнем осмотре? Целесообразно ли рекомендовать ей занятия ху­дожественной гимнастикой и почему?

16. Девушка, 16 лет, рост 158 см, масса 80 кг, окружность груд­ной клетки в фазе выдоха 108 см, динамометрия-становая 30 кг, ручная (справа) —12 кг, слева—10 кг. Можно ли по индексу Пинье судить о ее физическом развитии? За счет чего она имеет «высокий» показатель? Ваш вывод и рекомендации?

17. Студентка-физкультурница на I курсе вуза имела отклоне­ния во всех показателях физического развития (— 1б). В течение 6 лет обучения посещала отделение легкой атлетики, специализиро­валась в беге на 200 и 400 м. На II курсе выполнила норму II раз­ряда. Какие результаты, по Вашему мнению, можно было получить при повторном обследовании спортсменки на V курсе обучения, используя метод стандартов?

 

I8. Девушка, 17 лет, имеет среднее физическое развитие, жалоб не предъявляет, физической культурой в школе последние два года не занималась, так как обследовалась в связи с предполагаемым ревматизмом. Диагноз не подтвердился. К какой медицинской группе для занятий физкультурой в условиях вуза она принадлежит?

19. Девушка-физкультурница занимается в течение года в подго­товительной медицинской группе (миопия — 4,5). В последние пол­года зрение ухудшилось. Ваша тактика и рекомендации?

20. Девушка-физкультурница 16 лет хочет начать подготовку к сдаче норм физической подготовки. Занимается физкультурой в подгото­вительной медицинской группе, так как имеет недостаточную физи­ческую подготовку. Жалоб не предъявляет. Ваши рекомендации?

21. Студент 17 лет с хорошим физическим развитием, достаточ­ной тренированностью хочет заниматься спортом, но колеблется между плаванием и коньками. В анамнезе неоднократное гноетече­ние из левого уха и понижение слуха. Необходимо решить вопрос о назначении медицинской группы и целесообразности занятий спор­том в одной из двух указанных спортивных секций.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Дубровский В.И. Спортивная медицина.–М.:Гум.изд.центр «Владос», 1998.

2. Дембо А. Г. Практические занятия по врачебному контролю.-М: ФиС, 1990

3. Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей.-«БАРО-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2002.

4. Чоговадзе А. В., Бутченко Л. А. Спортивная медицина. М, Меди­цина 1984.

 

 

 

 

 

Подписано в печать ______________

Формат 60/84 1/16.

Бумага типографская № 1. Печать офсетная

Усл. Печатн. Л. Уч.-изд.л.

Тираж 50 экз. Заказ

Тверской государственный университет

Факультет физической культуры

Адрес: 170021, г.Тверь, ул.2-я Грибоедова, 24

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.