Перечень основной и дополнительной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
Утверждаю
Проректор
По академическим вопросам
____________Дуйсенгулова Н.С.
«____»_______________20_____ г.
Образовательная программа бакалавриата
Специальность – 5В050600 – Экономика
Форма обучения - дневная
СИЛЛАБУС
по дисциплине «Критическое мышление»
Курс: 2
Семестр: 3
Количество кредитов: 2
Преподаватель Шахгулари В.В., кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: 302-21-55, кабинет № 103
Алматы, 2013
Составитель: к.п.н., доцент _____________________ Шахгулари В.В.
Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Критическое мышление» для студентов специальности 5В050600 – Экономика
Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»
Протокол №_1 от «28»августа2012г.
Зав. кафедрой «Общеобразовательные дисциплины»
к.и.н., доцент _______________ Осколков В.С.
Силлабус одобрен на заседании УМС НОУ «МАБ»
Протокол №_____ от «_____» ______________20___ г.
Предисловие
Данная дисциплина рассматривает и изучает критическое мышление.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
- чтение лекций;
- проведение практических занятий;
- СРСП;
- СРС.
Целью преподавания дисциплины «Критическое мышление» является развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; формированию коммуникативных навыков.
Задачиизучения данной дисциплины заключаются в:
· ознакомлении с основными понятиями, связанными со сферой развития критического мышления;
· обучении технологии развития критического мышления;
· обучении различным видам анализа информации любой сложности;
· способствованию пробуждения, сохранения или развития интереса к критическому мышлению;
· освоении нормативной лексики;
· создании у студента целостного представления о человеке как о развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности;
· выработке личностного отношения к профессиональной деятельности.
Пререквизиты курса– является OP 1107 Основы права, Fil 1102 Философия, Pol 1108 Политология, Soz 2107 Социология.
Постреквизиты курса –РР 2205 Предпринимательское право.
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны:
Освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра.
Общие компетенции:
· знать:
· методологические основы современной отечественной и зарубежной когнитивной психологии;
· ключевые понятия курса;
· принципы и признаки критического мышления;
· технологии развития критического мышления;
· уметь:
· овладеть системой теоретических знаний по основным разделам курса;
· анализировать различные подходы к понятиям критического мышления и формулировать собственные дефиниции;
· научно обосновывать собственную позицию при анализе текстов;
· анализировать собственный личностный рост;
· давать рефлексивную оценку собственному поведению;
· научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов;
· различать письменные тексты, критически работать с литературой;
· правильно воспринимать критику;
· отвечать на критику обдуманно и проявлять собственную жизненную позицию.
· овладеть навыками:
· развития критического мышления;
· написания научного эссе и сочинения;
· логического рассуждения.
Предметно специализированные:
· знать
· о происхождении и развитии критического мышления в экономических науках;
· уметь
· уметь эффективно использовать современные технологии развития критического мышления в будущей профессиональной деятельности экономиста;
· правильно анализировать наличную информацию, критиковать и исправлять различные ошибки, принимать логически обоснованные решения в будущей профессиональной деятельности экономиста.
· овладеть навыками:
· мышления, которое характеризуется стройностью и цельностью рассуждений, критическим отношением к чужим и собственным мыслям, наблюдательностью, готовностью к самостоятельной работе с целью вырабатывания для себя новых знаний в будущей профессиональной деятельности.
Описание курса:Критическое мышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата.
Содержание дисциплины нацелено на то, чтобы будущие специалисты стали адаптированы к постоянно меняющимся условиям жизни, для чего им необходимы такие качества личности как мобильность, информированность, самостоятельное мышление, способность к оценке и преобразованию окружающего мира.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ»
№
п/п
| Наименование темы
| Контактные часы
| в том числе
| Лекции
| Практические
занятия
| СРС
| СРСП
|
| Критическое
мышление: история и
современный статус
|
|
|
|
|
| Критическое
мышление: история и
современный статус
|
|
|
|
|
| Этапы составления таблицы толкований
|
| 2,3
| 2,3
|
|
| Принципы и признаки критического мышления
|
|
|
|
|
| Память как основа критического мышления
|
|
|
|
|
| Защита таблицы толкований
|
|
|
|
|
| Память как основа критического мышления
|
|
|
|
|
| Этапы написания эссе
|
| 5-6
| 5-7
|
|
| Связь между мышлением и языком
|
|
|
|
|
| Связь между мышлением и языком
|
|
|
|
|
| Защита эссе
|
|
|
|
| Рубежный контроль 1
|
|
| Аргументация как способность мыслить критически
|
|
|
|
|
| Этапы создания реферата
|
| 8-10
| 8-15
|
|
| Аргументация как способность мыслить критически
|
|
|
|
|
| Логические рассуждения и навыки критического мышления
|
|
|
|
|
| Логические рассуждения и навыки критического мышления
|
|
|
|
|
| Принятие решений
|
|
|
|
|
| Принятие решений
|
|
|
|
|
| Творческое мышление
|
|
|
|
|
| Творческое мышление
|
|
|
|
|
| Защита реферата
|
| 11-14
|
|
| Рубежный контроль 2
|
| Экзаменационная сессия
| 16,17,18
| | | | | | | |
Содержание практических занятий, форма контроля и оценка
№
темы
| Вопросы практических занятий
| Литература
| Форма контроля
| Макс. балл
|
| 1. История становления и развития критического мышления.
2. Особенности человеческого мышления.
3. Содержание критического мышления и его компоненты.
4. Определения критического мышления.
| Основная литература
№1 стр. 23-34,
№2 стр. 16-19,
№4 стр. 5-10.
| Устный
|
|
| 1. Основные принципы критического мышления.
2. Способы научения критическому мышлению.
3. Критическое мышление и творчество.
| Основная литература
№1 стр. 45-48,
№3 стр. 12-15,
Дополнительная литература №1 стр. 14-21.
| Устный
|
|
| 1. Значение памяти в деятельности личности.
2. Виды памяти.
3. Теория забывания.
4. Метапамять и ее возможности для развития критического мышления.
| Конспекты лекций.
Основная литература
№ 1 стр. 61-68,
№4 стр. 16-22
Дополнительная литература
№ 1 стр. 28-34.
| Устный
|
|
| 1. Слова и их значения при критическом мышлении.
2. Стратегии понимания.
3. Мысль и язык: способы их контролирования.
| Конспекты лекций.
Основная литература
№ 1 стр. 45-53,
№ 3 стр. 87-91.
Дополнительная литература
№ 2 стр. 38-44.
| Устный.
Тестирование
|
|
| 1. Как исследовать аргументацию.
2. Структура аргументации в устной и письменной речи.
3. Различия между мнением, обоснованным суждением и фактом.
4. Аргументы и контраргументы.
| Конспекты лекций.
Основная литература
№ 1 стр. 66-75,
№ 3, стр. 112-118
№ 4, стр. 45-51.
Дополнительная литература
№ 1 стр. 46-53,
№ 2 стр. 112-120.
| Устный
|
|
| 1. Особенности логических рассуждений.
2. Индуктивные и дедуктивные рассуждения.
3. Использование рассуждений в повседневной жизни.
4. Взаимосвязь логического рассуждения и критического мышления.
| Конспекты лекций.
Основная литература
№ 1 стр. 124-136,
№ 3 стр. 120-128,
№ 5 стр. 48-54.
Дополнительная литература
№ 5 стр. 87-94,
№ 6 стр. 51-58,
№ 8 стр. 12-23.
| Устный
|
|
| 1 Дилеммы в принятии решений.
2. Оценка желательных и нежелательных последствий при принятии решений.
3. Способы принятий решений.
4. Типичные ошибки при приятии решений.
| Конспекты лекций.
Основная литература
№ 1 стр. 172-178,
№ 4 стр. 111-114.
Дополнительная литература
№ 1 стр. 99-103,
№ 2 стр. 56-65,
№ 7 стр. 144-149.
| Устный. Тестирование
|
|
| 1. Понятие творческое мышление.
2. Стратегии творческого мышления.
3. Методы развития творческого мышления.
| Конспекты лекций.
Основная литература
№ 1 стр. 189-196,
№ 3 стр. 167-171.
Дополнительная литература
№ 2 стр. 77-84,
№ 4 стр. 134-138.
| Устный
|
|
| Итого:
|
|
График проведения СРСП*
№
темы
| Задание на СРС
| Цель и содержание заданий
| Литература
| Форма контроля
| Сроки сдачи (неделя)
| Макс.
балл
|
| Раздача заданий на СРС
|
| 1 нед.
|
|
| Консультации по сдаче СРС
| 2 нед.
|
|
| Консультации по сдаче СРС
| 3 нед.
|
|
| Таблица толкований
| Умение работать с литературой и выписывать множество различных толкований понятия «Критическое мышление»
| Конспекты лекций.
Основная литература
№ 1 стр. 11-18,
№ 3 стр. 16-17.
Дополнительная литература
№ 2 стр. 7-9,
№ 4 стр. 12-16.
| Таблица. Защита толкований
| 4 неделя
|
|
| Консультации по сдаче СРС
| 5-6 нед.
|
|
| Написание аргументированного эссе «Роль критического мышления в профессиональном развитии личности»
| Навыки написания аргументированного эссе по схеме: введение (исследовательский вопрос), тезисное утверждение, факты/данные, контраргументы, анализ, заключение.
| Основная литература
№ 1 стр. 18-19,
№ 2 стр. 16-23.
Дополнительная литература
№ 2 стр. 17-24,
№ 4 стр. 124-130. Интернет источники. Современные технологии обучения http://www.it-n.ru/.
| Письменная работа. Защита эссе.
| 7 нед.
|
|
| Составление глоссария по предшествующим темам, проверка конспектов
| Навыки поиска информации в справочной и энциклопедической литературы. Знание основных терминов по теме.
| Конспекты лекций.
Основная литература
№ 1 стр. 34-41,
№ 3 стр. 45-52.
Дополнительная литература
№ 1 стр. 72-87,
№ 5 стр. 121-129. Справочники. Энциклопедии
| Письменная работа.
| 10 нед.
|
|
| Консультации по сдаче СРС
| 8-10 нед.
|
|
| Написание (выборочно) и защита реферата по темам:
«История становления критического мышления, «Технологии развития критического мышления, «Факторы, влияющие на развитие критического мышления, «Критическое мышление как основа профессиональной компетентности выпускника вуза», «Психология критического мышления, «Проявление критического мышления в творческом процессе»
| Выработка навыков сбора, систематизации, анализа, оформления и презентации учебного материала. Навыки публичного выступления. Формирование стиля изложения материала. Навыки организации и представления результатов исследования. Умение отвечать на вопросы и замечания и ведение дискуссии.
| Конспекты лекций. Основная литература
№ 1 стр. 148-153,
№ 4 стр. 23-26.
Дополнительная литература
№ 2 стр. 11-17,
№ 4 стр. 32-39.Интернет. Современные технологии обучения http://www.it-n.ru/.
| Письменная работа. Реферат защищается.
| 11-14 неделя
|
|
| Составление глоссария по пройденным темам, проверка конспектов
| Навыки поиска информации в справочной и энциклопедической литературы. Знание основных терминов по теме
| Конспекты лекций. Основная литература
№ 1 стр. 12-98,
№ 2 стр. 15-42.
Дополнительная литература
№ 1 стр. 5-46,
№ 4 стр. 14-45. Справочник и и Энциклопедии.
| Письменная работа
| 8,9,10, 11, 12, 13, 14
неделя
|
|
* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП в соответствии с утвержденным расписанием.
Перечень основной и дополнительной литературы
Основная литература:
1. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2008 - 503 с..
2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2009.
3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2010.
4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. - М.: Мирос, 2008.
5. Темпл, Ч., Стил Дж.Л., Мередит К.С. Критическое мышление — углубленная методика. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2011.
Дополнительная литература:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
2. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. - Перев. с англ. /Общ. ред. и перев. А. Л. Шлионский, Л. М. Шлионский, Н. В. Никифорова. - СПб.: Азбука, 1996. - 92 с.
3. Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. - СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001.-79 с.
4. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. - C. 3-10.
5. Критическое мышление, логика, аргументация / Ред. В.Н.Брюшинкин, В.И.Маркин. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. - 173 с.
6. Мокраусов И.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. - Самара: Профи, 2003.
7. Попков В. А., Коржуев А. В., Рязанова Е. Л. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 166 с.
8. Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). - Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. - 160 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|