Сделай Сам Свою Работу на 5

Организаторы и участники экспедиции выражают огромную благодарность отделу культуры, отделу образования за теплый прием и содействие, а также жителям района за понимание и гостеприимство.





Вступительное слово

Данный сборник включает материалы, собранные в ходе фольклорно-этнографической экспедиции педагогов и студентов отделения Народной художественной культуры ВОККИ, проходившей летом 2001 года в Муромском районе Владимирской области. Целью организаторов и участников экспедиции являлось комплексное исследование фольклора данного района, а также выявление современной этнохудожественной ситуации и бытования самобытных фольклорных традиций данной местности. Подобная форма этноисследовательской деятельности стала неотъемлемой частью учебного процесса нашего отделения. Она представляет собой процесс непосредственного общения студентов с носителями народных традиций, сбор, обработку материалов, характеризующих культурную самобытность исследуемой местности, а также способствует расширению и углублению практических навыков студентов по освоению народной художественной культуры. Собранный материал широко используется для проведения занятий студентов по предметам специальности, являясь основой театрализованных фольклорно-этнографических постановок. Мы надеемся, что, информация, представленная в сборнике, может стать дидактическим пособием в деятельности общеобразовательных и специализированных школ, краеведческих музеев, способствовать работе культурно-досуговых учреждений при организации и подготовке традиционных праздничных мероприятий.



На основе собранного материала был выпущен спектакль «Муромская свадьба», что говорит о хорошо сохранившихся традициях свадебной культуры. А также некоторые факты были включены в спектакль «Петр и Февронья Муромские».

Организаторы и участники экспедиции выражают огромную благодарность отделу культуры, отделу образования за теплый прием и содействие, а также жителям района за понимание и гостеприимство.


? Святки ™

 

Ряженые - это те, кто рядился на Святки. Рядится могли с 12-13 лет, а до 12-летнего возраста дети ходили Христа славить. (18)

На Святки рядились в мужское платье и старушечье. (55)

Играли в поцелуйные игры. Сидя на лавке, повернулись, поцеловались и т.д. и вышли за дверь (игра происходила в помещении) (46)



Рядились лошадью, под ней два человека. Мазали углем, сажей. Вывертывали шубы, сено. (5)

Рядились, одевали всякие маски, вырезали глаза и нос, глаза прорезанные. (28)

Рядили коня. Полог делали, в ней народ. Женщина ведет коня по деревне с ведром - поить его. Чучелом рядились - наизнанку шубу оденут, сажей обмажутся. Хулиганила молодежь, сани в одно место свозили. (31)

На Святки лошадь рядили, одевали ей на задние и передние ноги штаны (брюки). (46)

На Святки рядились в покойника. Одевали белую простыню и делали две дырки в ней для глаз, ходили в ней по улицам, народ пугали. В тыкве вырезали глаза, нос, одевали на голову и тоже пугали народ. Рядились в цыганов. Ездили на лошадях. Рядилась молодежь. (7)

На Святки рядилась молодежь, ходили по деревне, по домам. Девушки гадали: приносили курицу, петуха, приносили поленницу. Если четное количество дров, то в этот год выйдешь замуж, если нечетное - то не выйдешь. (15)

На Святки были посиделки, выбирали пары. Ходили ряженые, участвовали женщины лет 45-50. Выворачивали шубы, мазались сажей и ходили по домам. (3)

 

Также славили Христа.

Окно твое, Христе Боже наш

Василий, чтоб так пуще разумок

Небо звездой слоняшемо

Со звездой в лучах

Приклоняет в те солнце правда

И ти с высокой высоты востока

Господи, слава тебе

Прежде, чем славить Христа, спрашивали у хозяев дома:

- Христа прославить?

- Ну, славьте.

За славление давали деньги.

Молодежь ходили колядовали

Коледа - маляда

Вскочил козел на бабин двор,

Пошел, вскочил на высокий скат,

Нашел брусок косу васить,

Нашел косу сенца косить,



Нашел сенца коня кормить,

А коня кормить - дрова возить

Маленьким ребяткам печку топить,

Кокурки печь.

Тетка лебедка, подай кокурку

Родить окульку,

А подашь козелка - родить Ванюшку-сынка.

Коляда, коляда

Переломана нога

Я тетерку гоню

Ко дьяковому двору.

А дькова то жена

Пироги испекла.

Я схватился за пирог

Она вжгла мне в лоб.

Подай пирожок! (33)

Коляда-маляда.

Вскочил козел на бабий двор.

Почто вскочил? Брусок искать,

На что брусок? Косу вострить,

На что косу? Сено косить,

На что сено? Коня кормить,

На что коня? Дрова возить,

На что дрова? Печку топить,

На что печку? Маленьким ребяткам колядку печь. (57)

Колядка

Каракульки, каракульки,

Вы где были?

Коней пасли.

А где кони?

За воротами.

А где ворота?

Водой унесло.

А где вода?

Быки выпили,

В овес ушли.

А где овес?

девки вытоптали.

А где девки?

За мужьями ушли.

А где мужья?

На строга ушли.

А где строга?

У поповых ворот,

Там у девок коровод. (57)

Подай коляду.

Не подашь коляду.

Я ворота отворю

И корову уведу.

Специально пекли кругленькие булочки с дырочками внутри, и раздавали. Пугали тыквой. Оттуда все выберут, прорежут глаза и рот, и туда свечку поставят, на палку оденут и к окну поставят. Страшно было. (55)

Ходили колядовать. При этом говорили: “Таусень, Таусень, Пошли косить”. Пекли лепешки, крендели. (6)

Коляда-маляда, на коленках борода

Пошли по воду заливать бороду.

Подай, тетенька, кокурку, родишь Окульку.

Подай, тетенька, коледенька, родишь Ивана скоренько. (50)

На Святки подавали печенье кругленькое “колядочка”, сушки, иногда копеечку.

Где были?

Уехали по соль.

На что соль?

Колядки солить.

Коляда-маляда, перешиблена нога.

Подайте на коляду. (41)

Подай коляду.

Не подашь коляду,

На порог насеру. (61)

Дети пяти, семи, восьми лет ходили кричать коляду, Рождественские колетки. (69)

На Святки гадали. Наберешь охапку дров, не знаешь сколько, а потом принесешь домой, считали сколько: парное - выйдешь замуж, непарное - значит, нет, не выйдешь. Ставили блюдечко, на него стакан с водой, туда колечко, а напротив зеркало. Сидели, ждали, что там покажется. (10)

Гадали на Святки. Собирались в бане, открывали дверь и говорили:

Шали меня,

Мани меня,

Мохнатая ручища

По голой задище.

Как огреют лопатой парни, а они спрячутся и ждут нас, дур, когда мы задницы выставим на улицу. (12)

Накануне Нового года ходили гадать на перекресток, завязывали глаза и ловили друг друга. Если поймаешь кого-либо, то сбудется, что загадала ловившая.

Клали в стакан с водой венчальное кольцо и гадали на суженого-ряженого” “Суженый-ряженый, покажись”. (20)

На Крещение воду набирали из трех колодцев. Вода стояла весь год - не портилась. (13)

Накануне Нового года гадали на кур: разостлали полотно, на него натаскали рубанков, гвоздей, пил, всего. Ловили кур, какая клюнет, такой и муж. Клали под голову брюки. Бросали имя на перекрестках (написанное на бумажке). (1,2)

Гадали девчонки о замужестве. Ставили 2-3 ступы и пятились. Кто задом попадет - выйдет замуж.

Куриц ловили: мыло, зеркальце клюнет - муж чистюля, хлеб - богатый. Дрова бросали: четное - замуж. Брали поленья, сколько сучков, столько детей. (1,2)

Гадали с зеркалом. Стакан воды (в 12 часов), волосы распущены, колечко в стакане. Крестик снимали и ждем, когда вода в стакане забурлит. (2)

Гадание на Святки. Кидали через дом сапог, и, куда сапог носком укажет, оттуда жених будет. (56)

Обмеряли дрова, кидали сапоги, ходили на перекресток слушать, откуда лают собаки. Зерно, вода, зеркало, папиросы, чего будет клевать петух, таков будет и будущий суженый: зерно - богатый, вода - пьяница, папиросы - курить будет, если зеркало - франт, модник. (45)

Ночью в 12 часов ставили зеркало, наливали стакан воды и опускали кольцо. (8)

Девки бегали под окнами и спрашивали “Как жениха зовут?”, а оттуда отвечали. Мальчишки тоже бегали и спрашивали: “Как невесту зовут?” (65)

На Святки гадали на кур. Чего курица клюнет (зерно, хлеб, вода). Кого девка поймает - курицу или петуха. Также гадали, кидали сапог через дом. Это все на Крещение. Место для гадания был конный двор. (2)

На Святки рядилась молодежь в стариков. Выворачивали шубы, лицо сажей мазали. Ходили по дворам с песнями. Пели песню “Не летай, сокол, высоко”:

Не летай, сокол, высоко,

Не видать-то ...................

Моей буйной головушке.

Уж и нет токова сокола.

Как Иван то, Иванушка

На добром коне поезживал,

Шелковой плеткой размахивал,

красных девушек высматривал.

Ты открой, открой окошечко,

Покажи-ка свое белое лицо,

Свое белое румяное.

Если ты меня полюбишь,

Я тебя за себя возьму.

А, если не полюбишь,

Я в товарищи выхвалю.

Нам попались три окуня.

Как и первый-то во сто рублей,

А второй-то во тысячу еще,

А третий то и счету нет. (58)

 

Коляда маляда

Зягорелась борода

Пойду, схожу по воду

Затушу бороду.

 

Как у месяца крутые рога

А у Ванюшки кудрява голова

Тауси, тауси

Не сама головка завивалася

Завивала родна мамынька

Тауси, тауси

На лавочке сидя

В окошечко глядя

Тауси, тауси

Открывайте сундучок

Подавайте пятачок

 

Каляда, каляда перешиблена нога

Я тетеньку гоню ко дякову жену

Ко дьякова жена на печи легла

Простенью прожгла

Сею сею посеваю

С Новым годом поздравляю

Подайте калядочку

 

 

Во время Святок можно было встретить ряженую молодежь, гуляющую по улицам. Над каждым попадавшимся на их пути они шутили: -«Боисся идешь. Как Святки, так они ходют, вот пойду я, и ты пойдешь, тебя пымают и тебя в снег заваляют, и не вылезишь».

Ряженые ходили шумно с гармонью, пели песни. Рядились в основном в стариков, козлов: шубу выворотят, на лицо сажу намажут. Это ходют уж по улице. Взоходят в шубе, их не узнать, кто ту чей - не знай. Ходили по дворам, пели песни. А на Крещенье шли с гармонью на прорубь, смывали с себя грехи. (24)

После Нового года рядились медведем. Если кого не любили, в дом заходи и через дырявые карманы углем пол крошили.

На Святки ряженые девок ловили и кидали в сугробы, зарывая “в снег тиская”. Рядились в старую одежу, и на лицо сеточку. (6)

На Святки жгли костры на озере, поленья для этого воровали по дворам. Вокруг костра водили хороводы. Чудили: наряженную бабу возили на санках, она махала платком и кричала, пела. Заваливали двери дровами, вносили сани в коридор, дрова раскладывали. Парни рядились в девчонок, стариков. Бороду для старика делали из льна. Бегали, ловили и пугали девок. Еще рядились в попа - одевали длинные халаты и прыгали. Те, кто рядился назывались “сбируны”. Они ходили с корзиночками. Подавали кто, что может: хлеб, картошку вареную. Потом сбируны собирались, делили набранное, пели песни, играли. (65)

Проводились на Святки посиделки в избе, так называемые “кильи”. Девки там пряли, ребята в леса шли. Девки зимой снимали дом, там пряли. Приходили парни, катались на салазках. (6)

К хозяйке обращались на Святках:

Хозяюшка,

Стаканчик на бочок,

Подай пятачок.

 

Крещение:

Ряженые на Крещение очищались святой водой. Прежде всего вырубали крест, набирали святой воды ровно в полночь и потом купались, смывали с себя грехи. Ряженые делали маски из бумаги, прорезали дырки. (58)

На Крещение воду набирали из трех колодцев. Вода стояла весь год - не портилась. (13)


? Масленица ™

 

На Масленицу снимали избу, договаривались с хозяевами, а расплачивались работой. Парни дров нарубят, девки воды наносят и т.д. Делали чучело из тряпья, а внутрь ложили солому. (58)

На Масленицу катались на лошадях. Гулять начинали с понедельника. С четверга пекли блины. И ходили к теще. В воскресенье всей деревней собирали солому и жгли. Это называлось “жечь Масленицу”. (50)

На Масленицу катались на лошадях, которых украшали. Жгли костры и прыгали через них. Ходили в четверг к теще на блины с ночевкой. (7)

На Масленицу за деревней жгли костры. От воскресенья до воскресенья отмечали Масленицу. В четверг ходили к теще. Если теща из одной деревни, то оставались на одну ночь, если из другой, то дня два, три у нас живут. (56)

На Масленицу гуляли всей деревней. Ну гулянье приходили молодые. (24)

На Масленицу ходили к теще на блины. Молодые жили у нее четверг, пятницу, субботу и воскресенье.

Делали вертушок. Ставили небольшой столб, на него жердь, к которой крепились галочки и катают как карусель. Еще на качелях катались. (10, 35)

Рядились на Масленицу в животных: вывороченная шуба и идет на четвереньках - это медведь. А на санях везли костер. Молодые катались по деревне. В среду ездили на базар, покупали сладости, это называлось “молодые с пряником”. Все, кто гулял на свадьбе, брали к себе молодых в гости. Это происходило в воскресенье. Ели блины, щи, картошку.

На Масленицу с четверга начинают ходить к родителям (молодые). Гуляли три дня. Катались на горках, на лошадях. Блины начинали печь в пятницу. Жгли чучело, сделанное из снопа и украшенного ленточками. Жгла молодежь в воскресенье. (6)

Масленица была три дня. Блины то начинали печь с пятницы. Чучело делали из соломы и сжигали у пруда. (12)

На Масленицу пожилые женщины не собирались в хороводы, пели песни. Взрослые мужики катались на лошадях. Девок молодых катали в санях. Блины пекли в воскресенье. (20)

На Масленицу приглашали кататься на конях. По улице катали, в другую деревню свозят. Четверг, пятницу, субботу, воскресенье они находились у тещи. Жили, их угощали, катали. (32)

На Масленицу вино пили, костры жгли. Чучело рядили - голову лошадиную и ходили по улицам 2-3 человека с ней, в окна сували. Рядились в военного. На Масленицу были кулачные бои - сходились две деревни и дрались. (22)

Каждую Масленицу катались на качелях, которые потом разбирали и ставили только на следующую Масленицу. В одной деревне обычно были только одни качели. (18)

На Масленицу рядились в коня - привязывали ленточки и колокольчики. Хвосты не заплетали. (55)

На Масленицу зиму прогоняли, сжигали. “Гори зима, идет весна красна”. Катались на лошадях, в лентах украшенных. (5)

Валенки было жалко. Зимой в детстве катались на лаптях с горы. Строго ругали за это. (33)


? Средокрестие ™

 

Средокрестие - середина Великого поста, четвертая неделя в полночь со среды на четверг, переламывается пост.

 

В первой половине поста пекли “кресты”. Кладешь денежку, кладешь “клюху” (щепочка), угольку - кому, что попадет. Попадает клюха - выйдешь замуж, уголь попадет - умирать будешь рано, деньги - богат будешь. (10, 35)

Кресты пекут в половину Великого поста. Палочку кладут в “крестик”, копеечку кладут в “крестик” - кто чего. Каждому члену семьи и один лишний. (33)

На Средокрестие, середина Великого поста, пекли “кресты”. В один крест клали деньги. Кому достанется, тому и деньга. Если денег в семье нет, то клали лучинку. (27)

Пекли “кресты” из теста, сдобные. В середину клали денежку на “любака”, т.е., кому попадет.

В середину великого говенья пекли “кресты” (в четверг). (69)


? Вербное воскресение ™

 

Вербное воскресенье - это последнее воскресенье перед Пасхой.

К воскресенью вербному заготавливали вербочки. Когда церковь работала, то освещали эти веточки в церкви. А уж церкви не стало, стали освещать дома. Эти веточки считались лечебными. Когда стадо выгоняли первый раз пасти, то выгоняли этими веточками. А выгоняли тогда, когда все решат. Вербу считали священным деревом. Ведь как все приговаривали, мы вот бегали маленькими:

“Верба бела бьет за дело,

верба красна бьет напрасно,

верба хлест бьет до слез”. (32)

На вербное воскресенье рвали вербу. С ней ходили в церковь. А когда первый раз выгоняли скот этой вербой, ее гонят в стадо: “Иди скотинка, гулять пора” (35)

В вербное воскресенье рвали вербу и ставили за иконы. (27)

Вербой выгоняют скотину (которая уже крещенная из церкви), чтобы скотинушка была здорова и не болела. (21, 44)


? Пасха ™

 

Пасха - христианский переходящий праздник. Никогда не бывает ранее 22 марта и позже 25 апреля. Слово “Пасха” означает переход, переход от смерти к вечной жизни.

На пасху ходили на проулок смотреть, как солнце играет. (53)

На пасху солнышко играет во время дождя. Катали яйцы мячом. Яйцы разложут. Если мячом попадешь, то себе яйцо забираешь. (27)

На Пасху ходили вокруг церкви. (24)

На Пасху пекли пироги сладкие, пасху, куличи, яйцы катали. (35)

Катали яйца, а иногда были шарики. На Пасху яйца катали - шарами - сплетенные из тряпочки. Прежде чем начать яйца готовились - рассчитывались, кто первый начинает. Если угадает кто, яйцо выигрывает. (22)

Катали яйца. Две дощечки делали. Положишь яичко - оно покатится, а там наставишь в ряд, если побьет, то будет твое. Еще мячом катали (мяч из тряпочек делали). (57)

На Пасху играли в различные игры с яйцами. Например, игра “В груды”: Делали четыре груды. Если старшие, то будем играть. У обоих по яйцу. Яйца прячут в любых из четырех груд. Играющие отворачиваются, а когда поворачиваешься, то должны отгадать, где спрятаны яйца. Если не угадал играющий, то проиграл яйцо.

У детей были забавы смотреть на солнышко через стеклышко. Говорили, что на Пасху оно играет. (58)


? Егорий вешний ™

Выгоняли скотину с яйцом и вербой. (22)

Пастух обходил с иконой стадо 2-3 раза, читал молитву, крестился. Начиналось “ряженье” пастуха: дарили яйцами, договаривались о цене. Платили пастуху хлебом да деньгами. (38)

На Егория выгоняли скот и святили. Пастух брал иконку, зажигал свечку, хлеб-соль и обходил три раза весь табун. Икона “Егорий Победоносец”. На Егория всей скотине подрезали хвосты, не работали на лошадях в поле. (18)

На Егория пастух собирал все стадо вместе, обходил три раза с иконой. Ему дарили хлеб, яйца, кокурки (пресная лепешка). (65)

На Егория выгоняли скот, но прежде вся деревня выбирала пастуха. С раннего утра выгоняли скотину. Пастух гнал стадо на выгон и там обходил скотину с иконой, которую брал в церкви - Богородицу. Потом вел скотину к церкви. (58)

Пекли жаворонков из теста. Пастух обходил стадо с иконой три раза и читал молитву. (5)

На Егория 6 мая выгоняют табун за деревню, и вот пастух берет иконку и обходит - это называется “выгон”. А все, у кого скотина есть: кто хлебца, кто лепешек, кто чего пастуху выносят. Пастух благословляет их скотину, пастьбу на все лето до осени. (33)

Снаряжали пастуха. Проводили для этого собрание, назначали день выгона скота, обсуждали вместе. (3)

На выгон стелили в проулочке белую скатерть и несли яиц, соли, хлеба - все ложили пастуху, чтобы скотинушка ходила.

На Егория 6 мая был заклад воды, т.к. у нас здесь было половодье, чтоб вода больше не приходила. (10, 35)


? Троица ™

На Троицу украшали окна березками и украшали березку, и носили ее по деревне ребята. (5)

На Троицу девушки рядили березку в лесу, срубали и ходили с ней по деревне. Происходило это в воскресенье. (27)

На Троицу скотину крестили березовым веником. Хозяин макал веник в воду и крестом хлестал, опрыскивал. (39)

На Троицу рядили девки березку и ходили с ней по улицам. Собиралась молодежь со всех деревень на берегу реки в местечке “Крутенькое” и парни устраивали там кулачные бои, какая деревня сильнее. Там же пели пенси, гуляли, играли.

Скоро, скоро Троица

Земля листом покроится

Скоро миленький придет

Сердце успокоится. (37)

На Троицу все собирались на берегу реки Оки в местечке “Крутенькое”, там водили хороводы, пели, играли, гуляли. (45)

На Троицу молодежь каталась на лошадях с рожком. Втыкают березовые веточки в окошки. (55)

На Троицу огораживали одно место веточками березки. Во дворе ставили столы и гуляли. В лес украшать березку не ходили. (8)

На Троицу молодежь ходила по деревне с ряженой березкой. Рядили игрушками, фантиками, бумажками. Потом ее топили в озере, прощались с березкой, целовали ее: “Березка, прости нас”. Украшения с березки не снимали. (67)

На Троицу веточки березы ломали, в дом несли. В бане парились. (60)

После дождя бегали по лужам. Платья сырые, но за это не ругали. (1,2)

На Троицу ходили срубать березку утром ту, которую перед Троицей завели. Приносили ее в деревню, а вечером уносили в озере топить, т.е. бросали в воду. Также украшали дома березовыми веточками (окна, ворота). Ездили (катались) на лошадях. (5)

Кулачные бои были. Со всех деревень собирались на Оке и там, на площади, играли, плясали, песни пели и дрались “стенка на стенку”. (42)

Гадали на венках. Бросали венки по Оке. Если далеко поплывет, значит замуж выйдет на дальнюю сторону, если к берегу прильнет - замуж в этом году не выйдет. Если утонет - всю жизнь в девках сидеть будет. (43)

Березку рядили. В субботу пойдем в лес, березку найдем и лентами украшаем. Хороводы водили, песни пели. Потом заламывали и домой несли, тут и яйца ели. (55)

Накануне Троицы украшали дома ветками березы, а на саму Троицу рядили березку. (58)

Накануне Троицы завивали березку в лесу в четверг. Завивали молоденькую, чтобы можно было срубить и донести до реки. Делали на березке веночки, скручивали веточки, украшали бумажками, тряпочками. (5)


? Иван травник ™

Выходили колдуны на “оскоредь”, где они собирались. Если начинали жать, то это «обжиналка» колдунья, все зерно ей пойдет, т.к. жать еще рано. И к тому же эти колдуны жали ночью. Колдуны могли превратиться в свиней, кошек, лошадей. Колдуны не могли умереть, пока не отдадут свои чертей, т.е. свою колдовскую силу. Оберег от колдуна - кукши. В доме клали чертоног (колючие цветы), у двери ставили веник, тогда колдун не выйдет из дома. (31)

Накануне Иванова дня травы собирают лечебные. Росу собирали. И лечились этой росой. После этого дня нельзя купаться - “олень в воду пернул”. (31)

На Иванов день колдун борозду делал, а сзади привязана корзинка. (47)

Мужик пошел в Боровцы, было уже темно. Вдруг догоняет его повозка с лошадью, предлагают подвезти. Он согласился. Едут они, едут, а деревни все нет. Мужик про Бога что-то сказал, и все сразу пропало. (65)

Верили, что колдун может превратиться в свинью, лошадь. Обереги от колдунов - синенькие цветочки. (8)

Ходили с кувшином или с ведром собирать росу. Сливали, лечились, пили. 7 июня - день Ивана-травника. Травы собирают. (5)

У нас одна женщина ходила к озеру. А на мостках сидит девушка. Красивая, хороша. Подходит к ней, стала спрашивать, а она молчит. Смотрю, а она как с мостков хлопнется, а у ней хвост рыбий. Вот так. (56)

Невестились или жениховались. Один там стоит, другой далеко. У озера всегда гуляли. И вот выбираешь. Стоят, стоят, подходят парой, кто кому нравится, а, кто остается, стоит столбом, ждет, когда другой подойдет, другая пара. (32)

Быличка о колдунье, которая выходила на перекресток, кувыркалась и превращалась в свинью. Про это узнали люди, поймали ее, когда она обратилась в свинью и обрезали ей уши. После этого эта женщина всегда ходила в платке. (48)

Шли с гулянья ребята. Подходят к дому, стоит большущая свинья, она пришла уже с делом. Это не свинья, а ведьма была. Пришла подсуботить им болезнь. Кол осиновый всегда был приготовлен в каждом доме. Колом раз ее... А на утро узнали, кто была, вся синяя.

Шутовки в лесу водились. Пойдешь, а они над тобой крыльями машут. (31)

Колдуны долго не помирают, а если то случится, то нужно открыть трубу. Они передают свое дело, талант. (1)

Один мужик ехал на лошадях в Боровицы, а оказался в Боландино за озером. Лошадь мчится и мчится, а деревни все нет, все лес. Мужик помолился и очутился в Боландино. (1)

Рассказывали про русалок. Девки боялись, парни нет. Никто их не видел. (5)


? Родильно-крестильные обряды ™

 

Роды на деревне в старину принимала бабка (повитуха). После крестин обязательно приглашали бабку на обед, который был после церкви. Повитуха приносит кашу, за которую ей дают копеечку каждый сидящий за столом. На крестный обед приходили близкие родственники. (58)

Повитуха брала все в свои руки. Когда случится время, за ней посылают. (49)

Рожали часто в Омшанике (омшаник место, где держали телят). Ее оставляли одну с роженицей. (20)

Перед тем, как нести ребенка крестить, его обязательно мыли водой из печки, принесенной из колодца. (67)

Крестили и, когда родится, и попозже. (6)

Ребенку подбирали крестную и крестного. На крестинах дома была повитуха. Крестные подарочки дарили. (14)

Первый раз идешь навестить новорожденного, уже “на зубок” несешь подарочек, кто что. (33)

Как на (…) именины

испекли мы каравай,

Кого любишь, выбирай.

Я признаться люблю всех,

А вот эту лучше всех.

Каравай изломался, исковеркался.

Вот такой вышины,

Вот такой глубины,

Вот такой ширины. (50)


? Материнский фольклор ™

 

Как только ребенок сделает первые шаги, сзади него перерезали дорогу ножиком, чтобы ребенок не пятился назад, чтобы страсть перерезать. (16)

Когда ребенок первый шаг сделает, то перед ним делали крестик ножом, чтобы страх прогнать. Когда ребенок первый раз вставал на ножки, говорили: “Дыбки, дыбки” и крестили. Первый шаг, говорили: “Уйди страх” (48)

 

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

 

Ой, качи, качи, качи

Пекла баба калачи.

Прибежал мальчишка,

Схватил калачишка,

Побежал он на базар,

Всему миру рассказал.

Я не тетенькин сынок,

Я не маменькин сынок,

Я на яблоньке рос

Подхватил меня мороз,

Я упал на пенек,

Стал кудрявый паренек,

Стал по девочкам ходить,

Калачами их кормить. (48, 58, 63)

 

Люли, люли, люленьки

Прилетели гуленьки.

Залетали в уголок,

Зажигали огонек.

Стали кашку варить,

Стали Сашеньку кормить.

 

А баеньки, баеньки,

Прилетали галоньки,

Залетали в уголок,

Зажигали огонек.

 

А баю, баю, баю

Живет Левин на краю

Он не беден, не богат,

А у него много ребят.

Все по лавочкам сидят

Кашу манную едят.

Один Мишка, другой Тришка,

Третий Ваня простота

Купил лошадь без хвоста.

Поехал жениться -

Привязал корытце

Корытце мотается -

Жена улыбается.

 

А баиньки, баиньки

Купили Маше валенки

Не большие - маленьки

Бегать по заваленке. (40)

 

 

Баю, баюшки, баю

Не ложися на краю,

А ложися в серединочке

На золотой периночке.

А то серенький коток

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок

За ракитовый кусток. (38, 48, 60)

 

Баю, баюшки, баю

Не ложися на краю

Придет серенький волчок

И утащит во лесок

За пень, за колодоньку

За белую березоньку.

А береза скрип, да скрип,

А сыночек спит, да спит. (16)

 

Баю, баю, баю

Не ложися на краю,

Тебя букан унесет,

Из под кусточка волчок.

Тебя схватит за бочок

Унесет во лесок. (50)

Букан - старик, которым пугали детей.

 

А баю, баю, баю,

Нет ли местечка в раю

На самом краечке,

Для моей, для дочки.

 

Ой, баиньки, баиньки

Купили Вале валенки

Бегать по заваленке. (63)

 

Ой, баю, баю, баю

Ушел отец за рыбою

Мать за орехами,

А бабушка поесть снести. (2)

 

Уж ты баюшки, баю

Калатушек надаю.

Калатушек двадцать пять

Моя дочка будет спать. (55)

 

Баюшки, бай, бай,

Придет дедушка Бабай

Скажет Сашеньку давай,

А мы ево не дадим.

Его нады нам самим,

В лес по ягодки ходить

Грибки, ягодки носить. (61)

 

Аленушка - сестричка,

А где была? Коней пасла.

А где кони? За воротами.

А где ворота? Водой снесло.

А где вода? Быки выпили.

А где быки? В тростник ушли.

А где тростник? Девки выломали.

А где девки? За мужьями ушли.

А где мужья? На войну ушли. (16)

 

Байки, побайки,

Матери китайки,

А отцу-то калачу,

По затылку закачу. (37)

 

Пошел котик в лесочек,

Нашел там поясочек.

Он к качичке привязал,

Там Ваню катал. (1)

 

Баиньки бай

Придет дедушка Мозай

Скажет: “Коленьку давай”

А мы скажем: ”Не дадим

Он наден нам самим”

-А на что он вам самим

-Картошку рыть

-А зачем картошку рыть

-Отца с матерью кормить

-А зачем отца с матерью кормить

-Чтоб сенцо косить

-А зачем сенцо косить

-Чтоб коровушку кормить

-А зачем коровушку кормить

-Чтоб молочко доить

-Ну, чтобы Коленьку поить

Все счастье с милым улетело

И не воротится оно назад

Когда мне миленький приснился

 

Баю, баю, баю, бай

Спи сыночек засыпай

Прийдёт серенький волчок

Схватит Сеньку за бочок

Да потащит во лесок

За зелёненький кусток .

 

Улитка, высуни рога,

Дам тебе краюшку пирога. (48)

 

Бабка - коровка,

Полети на небо,

Дам тебе кашки

В крашеной чашке. (40)

 

Приговор на зуб. Вырывали молочный зуб, кидали в чулан и говорили: “Мышка, мышка, поиграй, новый зубок дай”. В бане, когда моют ребенка: “С гуся вода, с Коленьки худоба. Водичка катись вниз, а Коленька в верх расти”. (18)

Заговор на остановку крови

Летит галка

Несет в роту иголку

В этой иголке шелковая нитка

Шелковая нитка порвись,

Кровь у рабы (...) уймись.

Аминь, аминь, аминь. (55)

 

Загадки:

Маленький, горбатенький все поле проскакал. (серп)

За дядиным двором висит горбушка с творогом. (месяц)

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)

Без окошек, без дверей, полна горница людей. (огурец)

Я бы встала, я бы встала, я бы до небу достала. (дорога)

Пять мальчиков, пять чуланчиков. У каждого мальчика свой чуланчик. (перчатка)

У пролубки сидят две голубки. (ведра)

Дедушка Сидор гнет бабушку сидя, показалось гоже, давай еще лежа. (сон) (66)

 

Маленький удаленький большого обижает. (комар)

 

Между нас, между вас поросеночек увяз. (мох между бревнами)

Маленький удаленький все поле проскакал, домой прибежал, весь год пролежал. (серп) (23)

 

ПОТЕШКИ


Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Чаво ели? Кашку

Чаво пили? Бражку

Чаво на закуску?

Хлеба да капусту. (31)

 

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки

Чего ели? Кашку,.

Чего пили? Бражку,

Бражку попили,

Бабушку побили. (60)

 

Этому кашки

Этому бражки,

Этому винца,

Этому пивца.

А этот мал, не дорос,

Охапку дров не донес. (60)

 

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Что пили? Бражку.

Что ели? Кашку.

Этому дала,

Этому дала,

А этому не досталось.

 

Сорока, сорока,

Бела белобока.

Кашку варила,

Гостей наманила.

Не едут ли гости,

Не везут ли бражки?

Не дадут ли кашки. (60)

 

Сорока белобока

Кашку варила,

Гостей манила.

Этому кашки,

Этому бражки,

Этому пивца,

Этому винца,

А этому не досталось. (16)

 

Если будешь плакать,

Куплю худой лапоть.

 

Сорока белобока

Не летай далеко

Вот твои детки

Принесут пол репки. (1)

 

ЗАКЛИЧКИ

Дождик, дождик на улице

Налью тебе кашицы

Дам тебе ложку,

Хлебай понемножку. (40, 63, 65)

 

Дождик, дождик,

Лей больней

Я поеду поленей

Богу молиться

Царю поклониться.

У царя то сирот

Отворяет ворота

Ключиком, замочком,

Беленьким платочком. (31)

 

Дождик, дождик пуще

Дам я тебе гущи.

Еще хлеба каравай,

Целый день поливай.


Град когда идет, выбрасывали сковородку, чтобы перестал. (55)

 

Дождик, дождик перестань

Я поеду в Ирестань.

Богу молиться,

Кристу полониться.

У Криста то сирота

Открывает ворота

Ключиком, замочком,

Беленьким платочком. (48)

 

Когда дождик долго шел, обращались к солнцу: -

“Солнышко мори,

Скорей выходи!”.

К дождику обращались: -

“Дождик, дождик, лей больней

На меня и на людей”. (40)

 

Детский фольклор.

 

Считалка.

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо.

Сколько гвоздей,

Говори скорей.

 

Что делал?

Лыки драл.

Куда клал?

Под колоду.

Кто украл?

Конь.

Который конь?

Иди Петровна вон(53)

 

Тани, Вани, что за вами

За железными столбами?

Тани, Вани, сам король

Король за уши повел. (23)


? Игры ™

 

Играли в “Просо” две стенки. “А мы просо сеяли, сеяли”, - это одна идет, топает той колонке и назад. Далее идет другая: “А мы просо вытопчем, вытопчем”. Выбирали девицу на другую сторону. Она переходила в ту партию. Игра начиналась по-новому.

А мы просо сеяли, сеяли

Ой, дим-ладам, сеяли, сеяли

А мы просо вытопчем, вытопчем

Ой, дим-ладам, вытопчем, вытопчем.

А чем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой, дим-ладам, вытоптать, вытоптать?

А мы коней выпустим, выпустим

Ой, дим-ладам, выпустим, выпустим.

А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.

Ой, дим-ладам, в плен возьмем, в плен возьмем.

А мы коней выкупим, выкупим

Ой, дим-ладам, выкупим, выкупим.

А чем же вам выкупить, выкупить?

Ой, дим-ладам, выкупить, выкупить?

А мы дадим сто рублей, сто рублей

Ой, дим-ладам, сто рублей, сто рублей.

Нам не надо тысячи, тысячи

Ой, дим-ладам, тысячи, тысячи.

А чего же вам надобно, надобно?

Ой, дим-ладам, надобно, надобно?

А нам надо девицу, девицу

Ой, дим-ладам, девицу, девицу.

А как ее имечко, имечко?

Ой, дим-ладам, имечко, имечко?

Они ее называют.

Ну берите девицу, девицу

Ой, дим-ладам, девицу, девицу.

Подводят ее и из своей партии отдают. (33)

В “Лапти” играли. Вбивали кол в землю, веревку к нему привязывали, вокруг кола лапти обкладывали. Водящий держится за веревку и бегает по кругу, остальные пытаются вырвать свои лапти. Если водящий осалит кого-либо из играющих, тот водит. Если наоборот - никто не пойман, водящего “забивали” лаптями, чтоб ловчей был.

В “Столбы” играли. Расположение было приблизительно такое. - от одного до другого двора. Парни у одного столба, девушки у другого. Парни идут по очереди, выбирают девушку, которая понравилась, и приглашают пройтись к другому столбу. Если парень и девушка понравились друг другу, могли и уйти погулять. (22)

Играли в “Козны”. Косточками, у кого больше еще, бывало, в отверстие кости заливали свинцом, чтоб она была тяжелей.

Игра в “Чурканки” - это камешки, их подкидывали и собирали, пока один камень летит, другие собирают.

Игра “Столбы” С одной стороны стоят парни, с другой - девицы. И вот начинают танцевать сармача: парни выбирают, та, которая им люба. Затем, когда их разберут, по новой разбирают. (64)

Кукол шили из лоскуточков. Сначала голову набьют, скрутят, потом туловище, а потом и руки пришивают. Лицо еще рисовали. (31)

В Попок. Водящий ставил полено (попок) и палкой длинной сторожит. Остальные играющие гоняют попа, старались уронить полено своей палкой.

Фигура в Попке. - кряпень. На Попок ставили палку. Расстояние в этой игре отмеряли 10 метров.

Чебряки. Вырывали в земле ямку и в нее кидали, заранее разбитые осколки посуды (тарелок), называемые чебряками. И по очереди кидали.

Играли в лапту, скакали в скакалки. (38)

Игра “Попок”. На доску ставили столбик и по очереди должны сбивать его палкой на каком-то расстоянии. Кто сбил, тот и выиграл.

Игра “Груды”. Одна груда, т.е. команда, спрячется, а другая ищет, потом наоборот. (66)

Игра “Ягудки”. Ведущий кидает мяч и кричит “Ягудки, ягудки!”. Все разбегаются, а в кого попадет мяч, тот водит.

“Столбы”. С одной стороны пара (парень и девушка), и с другой стороны пара. Один подходит к паре и берет девушку и идет с ней к другому столбу и т.д. (45)

Игра в “лапти”. Когда сто

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.