ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
ОПД.Ф.09
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
по специальности
Курс
|
| Семестр
|
| Формы обучения
| Очная
| Количество часов (трудоемкость)
|
| Из них аудиторных
|
| Из них лекций
|
| Из них практических занятий
Из них лабораторных занятий
|
| Из них самостоятельная работа
|
| Форма отчетности
| Зачет
| дать возможность будущим специалистам в сфере образования овладеть системой экономических знаний об отрасли образования, сформировать комплекс компетенций при принятии экономических, правовых и управленческих решений в сфере образовательной деятельности..
Основнымизадачами изучения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, являются:
ознакомление студентов:
· с основными проблемами дисциплины «Экономика образования»;
· с представлениями о содержании, аналитическом инструментарии и направлениях развития экономики образования;
· с рядом направлений финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений;
· с основными проблемами и методами управления и финансирования образования
способствование:
· формированию умений и навыков экономического мышления студентов;
· формированию у студентов теоретических знаний в области экономики образования в условиях развития постиндустриального общества;
· формированию умений прогнозировать и моделировать поведение экономических субъектов, практических навыков самостоятельного анализа ситуаций и решения задач с применением институционального подхода;
· привитию практических навыков по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке, а также в управлении образовательным учреждением.
Основное содержание дисциплины:
1. Тематический план
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п
|
Наименование темы
| Всего трудоемкость
| Аудиторные часы
| Самост. работа
| Всего
| Лекции
| Практи-чес-кие
| 1.
| Образование как система и отрасль экономики
|
|
|
|
|
| 2.
| Экономика образования как наука и учебная дисциплина
|
|
|
|
-
|
-
| 3.
| История развития экономики образования
|
|
|
-
|
|
-
| 4.
| Хозяйственный механизм в образовании
|
|
|
|
-
|
| 5.
| Отношения собственности в образовании и организационно-правовые формы образовательных учреждений
|
|
|
-
|
|
| 6.
| Финансирование образования
|
|
|
|
|
| 7.
| Внебюджетные средства в образовании
|
|
| -
|
|
| 8.
| Налогообложение в сфере образования
|
|
|
| -
| -
| 9.
| Организация труда и заработной платы в образовании
|
|
|
-
|
|
|
| Материально-техническая база образования
|
|
-
|
-
|
-
|
|
| Информационные технологии в образовании
|
|
|
-
|
|
|
| Маркетинг в сфере образования
|
|
| -
|
|
|
| Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования
|
|
|
|
|
|
| Квалиметрия и ее использование в образовании
|
|
|
-
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
2. Содержание разделов дисциплины
ТЕМА 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ
Образование как отрасль экономики. Многозначность понятия «образование». Основные функции образования в обществе. Понятия системы образования, образовательного процесса, образовательной организации.
Экономические отношения в сфере образования. Экономические категории и закономерности в отрасли образования.
ТЕМА 2. ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Объект, предмет и метод анализа экономики образования. Научный метод анализа, применяемый в экономике образования. Экономика образования в системе экономических наук. Общность и различия экономики образования как науки и учебной дисциплины. Роль экономики образования в подготовке кадров для образования.
ТЕМА 3. История развития экономики образования
Научные подходы к экономике образования. Концепция человеческого капитала: основные положения, плюсы и минусы подхода.
Родоначальная модель экономики образования. Зарождение экономики образования как науки в трудах С.Г. Струмилина и В.А. Жамина и др.
ТЕМА 4. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ В ОБРАЗОВАНИИ
Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели. Проблемы формирования новых направлений развития хозяйственного механизма в системе образования.
Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования. Государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы – основа текущего и долгосрочного планирования образовательных учреждений.
Основы построения системы управления образованием. Структура управления образованием. Функции управления образованием и их распределение по уровням управления.
Сфера экономической компетентности образовательных учреждений. Роль и задачи органов внутреннего самоуправления в ОУ. Уровни управления (менеджмента) в вузе. Специфика объектов управления в учебных заведениях.
ТЕМА 5. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Предпосылки изменения отношений собственности в системе образования. Структура объектов собственности. Субъекты собственности в образовании. Формы собственности в образовании. Приватизация в системе образования. Совершенствование отношений собственности в сфере образования.
Интеллектуальная собственность: содержание, структура и защита в вузе. Уровни отношений собственности и организационно-правовые формы образовательных учреждений. Задачи управления собственностью ОУ.
ТЕМА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Финансово-экономический механизм в образовании: сущность, компоненты, требования, этапы разработки. Источники финансирования образования. Классификация расходов на образование.
Схема бюджетного финансирования образования. Основные функции участников финансирования образования. Бюджетная смета, расчет потребности в бюджетных средствах. Методика расчета нормативного финансирования учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Основные проблемы, направления и перспективы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования в России.
Управление затратами в образовании: стратегии, факторы, влияющие на себестоимость образовательных услуг. Цена образовательной услуги. Подходы к формированию цены образовательных услуг. Затратный метод ценообразования. Метод оценки стоимости образования с позиции теории человеческого капитала. Методы самофинансирования и хозрасчета.
ТЕМА 7. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА В ОБРАЗОВАНИИ
Понятие внебюджетной деятельности. Основные направления и виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений. Классификация внебюджетных доходов. Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности. Ценообразование во внебюджетной деятельности. Способы распределения доходов ОУ.
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения.
Инвестиции в сфере образования. Управление инвестиционными проектами в образовании: основные понятия, участники, их интересы.
ТЕМА 8. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Основы налогового законодательства. Объекты налогообложения в сфере образования. Виды налогов в образовании. Налоговые льготы для образовательных учреждений. Налоговая проверка образовательного учреждения.
ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
В ОБРАЗОВАНИИ
Особенности педагогического труда. Рабочее время работников образования.
Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников.
Единая тарифная сетка (ЕТС) и ее значение. Основные критерии тарификации работников образования. Разряды и тарифные коэффициенты рабочих, учебно-вспомогательного персонала, учителей, профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Доплаты и надбавки к зарплате работников образования.
ТЕМА 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ
Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов.
Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и основные направления ее развития.
Расширенное воспроизводство основных фондов, капиталовложения на цели образования.
Расчет потребности в основных видах оборудования для укрепления учебно-материальной базы. Материально-техническое снабжение и его роль в упрочении этой базы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|