История абортов в СССР и России
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
Финансовый факультет
Кафедра философии
Реферат
на тему «Аборт как социально-антропологическое явление»
Выполнила:
студентка 3 курса ФФ
группы 2312
Макаревич А.В.
Проверил:
Кафедра философии Лычманов Д.Б.
Москва, 2010
История возникновения аборта как социального явления
Мировая история возникновения аборта
Аборт, как метод избавления от нежелательной беременности, был известен в глубокой древности. По законодательству Древней Греции и Рима жизнь плода не охранялась и прерывание беременности не каралось. Но эта практика не могла быть распространена широко, так как аборт почти всегда представлял серьёзную опасность для матери и ребенка, очень часто был смертелен для матери. Плодоизгнание рассматривалось как безнравственный поступок и наказывалось, когда оно проводилось в корыстных целях или по другим низменным побуждениям.
В эпоху упадка Римской империи состоятельные граждане предпочитали не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион (nasciturus - "имеющий родиться") был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав.
Окончательное осознание ценности эмбриона самого по себя связано с возникновением христианства. Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествляется с убийством человека. Христианская концепция утверждала, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI веке почти во всех европейских странах (Англии, Германии, Франции) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. При чем это касалось не только врача, но и пациентки.
В христианской традиции отношения к аборту важное место занимает вопрос о том, когда эмбрион обретает бессмертную душу, когда происходит его одушевление. Если у ранних христиан при этом указывалось на 40-й день для мальчиков и 80-й для девочек, то средневековые богословы и философы-схоласты (уже не различая полов) указывали то на 40-й, то на 80-й день. Эти положения неожиданно "перекликаются" с современным законодательством об аборте, принятом в ряде стран и чаще всего допускающим прерывание беременности в первом триместре (до 12 недель) беременности. В средние же века утверждение церкви об обретении эмбрионом бессмертной души в определенный момент внутриутробного развития оборачивалось суровым наказанием за аборт. Согласно своду германских законов "Каролина" (XIV в.), аборт в случае уничтожения одушевленного плода карался смертной казнью.
В европейской медицине поворотным пунктом в окончательном формировании концепции медицинских показаний искусственному прерыванию беременности стала дискуссия в Парижской медицинской академии в 1852 г.: статистика материнских смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в этическом оправдании искусственного прерывания беременности в таких случаях.
Во второй половине XIX в. в США возникает общенациональное движение за запрет аборта. Ведущую роль в нем играло руководство авторитетной Американской медицинской ассоциации. Основываясь на эмбриологических открытиях, врачи доказывали, что плод представляет собой живое существо с момента зачатия, а не с момента ощущения матерью движений его тела (этот момент назывался "оживлением плода"). Поэтому медики настаивали, что аборт, даже в самом начале беременности, является убийством плода. В итоге к 1880г. аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины, были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до 60-х годов XX в.
В 1869 г. британский парламент принял "Акт о преступлениях против личности", согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, стал считаться тяжким преступлением. Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значительно строже, если он имел место после появления шевелений плода. В Германии в эти же годы производство аборта за деньги считалось отягчающим обстоятельством. Во Франции наказание усиливалось в отношении врачей, в то же время здесь был период (с 1791 по 1810 г.), когда сама женщина от наказания освобождалась вовсе.
В XX веке в дискуссии о допустимости абортов особенно активно включаются феминистские движения. Протест сторонников феминизма против традиционного положения женщины в обществе (против "отречения женщины от прав на свою личность, имя и собственность") касался и ее сексуальной роли, то есть обязательно затрагивал и вопросы полевой морали.
В 50-е годы XIX в. одна из первых американских феминисток, С. Гримке, в очерке "Супружество" писала о "праве женщины решать, когда она будет матерью, как часто и при каких обстоятельствах". В начале XX в. американская феминистка М. Сангер впервые употребила понятие "контроль над рождаемостью", которое вначале имело смысл пропаганды использования средств контрацепции, а несколько позже стало рассматриваться также и в контексте евгенических идей.
История абортов в СССР и России
Преимущественный интерес представляет эволюция отношение врачей и общества к проблеме аборта в течение двух последних столетий. Так, основоположник отечественного акушерства Н. М. Максимович-Амбодик еще в 1784 г. предвосхищая концепцию медицинских показаний искусственному прерыванию беременности, выступал за то, чтобы в критических ситуациях на первое место ставить спасение матери, а не плода.
В дореволюционном законодательстве России четко различались разрешенный законодательством искусственный аборт, производимый врачом с целью спасения жизни женщины и аборт, производимый самой женщиной или каким-либо посторонним лицом с преступной целью прекращения беременности. Принадлежность лица, производящего криминальный аборт, к медицинской профессии (сюда относились и повивальные бабки) считалось отягчающим обстоятельством.
В профессиональной медицинской среде моральные оценки искусственного аборта отнюдь не совпадали целиком с юридической квалификацией. Среди отечественных врачей во второй половине XIX - начале XX в. имелись альтернативные подходы к этой проблеме. Особый интерес представляет собой дискуссия об аборте и решения, принятые на XII съезде Пироговского общества в 1913 г. Выступая на съезде, доктор Л. Личкус говорил: "Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств - симптом болезни современного человечества". Соглашаясь в целом с моральным осуждением аборта, другие врачи подчеркивали на Съезде также и такие аспекты данной проблемы: насколько совместим искусственный аборт с целями врачебной профессии; допустима ли коммерциализация такого рода медицинской практики и т.д. Все русские врачи четко разграничивали "аборт по просьбе" и "аборт по медицинским показаниям".
Пироговский съезд, признав аморальность искусственного выкидыша, тем ни менее пришел к выводу, что государству необходимо отказаться от принципа уголовного наказания плодоизгнания.
В 1920 году впервые в мире Ленин подписал Декрет-постановление, разрешающий аборт - детоубийство. Так впервые в мире детоубийство стало юридически разрешенным в России.. Тогда люди надеялись на лучшее будущее, думали, что революция изменит их жизнь к лучшему. Русский философ Н.А. Бердяев в 1921 году писал: “Русские люди надеялись, что революционная гроза очистит нас от всякой скверны. Но тьма и зло заложены не в социальной оболочке России, а в духовном ее ядре...”
Легализация абортов значительно снизила смертность от абортов (с 4% до 2,8%), уменьшилось количество криминальных абортов. Естественно, резко снизилась и рождаемость.
27 июня 1936 года с целью повышения рождаемости ЦИК и СНК СССР принял постановление: “О запрещении абортов”. Аборт разрешался только по медицинским показаниям. Но практика показала, что запретительные меры по борьбе с абортами не дали ожидаемых результатов и привели к росту криминальных абортов.
В 1955 году Президиум Верховного Совета СССР издал указ “Об отмене запрещения абортов”. Аборты уже разрешались по медицинским и социальным показаниям только в лечебных учреждениях.
Рамки легальности аборта были радикально расширены в 1987 г. когда Минздравом СССР был издан приказ N 1342 о прерывании беременности по социальным показаниям. Этот документ разрешал по желанию женщины прервать беременность при большом сроке, если документально подтверждались такие обстоятельства, как развод во время беременности, многодетность (более 5 детей) и т. д.
На протяжении последних десятилетий законодательство об аборте становилось все более либеральным. В 1996 году Минздрав России издал приказ, расширяющий показания к прерыванию беременности независимо от срока.
По законодательству РФ беременность можно прерывать до 12 недель. С 12 до 18 недель беременность искусственно не прерывается ввиду технической сложности сделать одномоментную операцию. После 18 и до 22 недель прерывание беременности проводится в редких случаях при наличии медицинских показаний и соответствующего разрешения.
Как можно заметить, отношение к абортам в России было тесно связано с политическими изменения и это сильно сказывалось на мнении основной массы общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|