|
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОЧИХ ЖИДКОСТЕЙ (МАСЕЛ) ГИДРОПРИВОДОВ
Рабочая жидкость - основная составная часть гидропривода, она служит передающим и преобразующим звеном энергии движения, смазывающим материалом для трущихся деталей гидроагрегатов.
В качестве нее применяют очищенные минеральные масла и их смеси. Условия работы тракторов, автомобилей и других сельскохозяйственных машин разнообразны, значительно изменяются температурные режимы и значения давлений, а также запыленность воздуха и другие. К основным характеристикам рабочих жидкостей (масел) относятся: плотность, вязкость, кислотность, зольность, механические примеси и наличие воды. Для гидроприводов сельскохозяйственной техники используют минеральные масла, основные характеристики которых приведены в таблице 1.
Таблица 1. - Основные показатели рабочих жидкостей, применяемых в гидроприводах тракторов, комбайнов и автомобилей
Масло
| Вязкость масла,
мм2/с, при температуре
| Температура
застывания
º С, не выше
| Сезон применения
| Плотность при температуре 20 °С, г/см3, не более
| 100 º С
| 50 º С
|
|
|
|
|
|
| М-10Б
| 10 + 1
| 60…70
| -15
| Летнее
| 0,905
| М-10В
| 10+l
| 60…70
| -15
| "
| 0,905
| | | | | | | |
|
|
|
|
|
| М-10Г
| 10 + 1
| 60…70
| -15
| "
| 0,905
| М-6з/10В
| 10 ± 0,5
| 60…70
| -36
| Всесезонное
| 0,905
| М-6з/10Г
| 10 ± 0,5
| 60…70
| -36
| "
| 0,905
| М-8Б
| 8 ±0,5
| 60…70
| -25
| Зимнее
| 0,895
| М-8В
| 8 ±0,5
| 60…70
| -25
| "
| 0,895
| М-8Г
| 8 ±0,5
| 60…70
| -25
| "
| 0,895
| Индустриаль-
ное-20
| -
| 17…23
| -20
| Летнее
| 0,901
| Индустриаль-
ное И-12
| -
| 10…14
| -30
| Всесезонное
| 0,891
| Веретенное АУ
| -
| 12…14
| -45
| "
| 0,850
| МГ-30У
| 5±1
| 25…26
| -37
| "
| -
| | | | | | | | |
Правильный выбор и применение необходимого сорта масла значительно повышает надежность и долговечность гидроагрегатов. Рабочие жидкости должны удовлетворять следующим основным требованиям. Они должны обладать хорошими смазывающими свойствами, т. е. образовывать на трущихся поверхностях прочную пленку, предотвращающую сухое трение, а также уменьшающую износ деталей гидроагрегатов на всех температурных режимах и при изменении давления. Для этого в рабочие жидкости добавляют различные присадки.
Вязкость масла должна минимально изменяться от температуры. При работе в холодное время года очень важно, чтобы температура застывания применяемой жидкости была низкой (-40...-50 °С). Застывшее масло может стать причиной поломки деталей. При плохой текучести образуются зоны высокого разрежения на линии всасывания насоса (кавитационный режим), происходит вспенивание масла, нарушается работа клапанных устройств и всей системы. Поэтому зимой применяют зимние сорта. При высоких температурах жидкости (низкой вязкости) возможны значительные подтекания в соединениях, что ухудшает смазывающие свойства.
Рабочая жидкость должна быть нейтральной к применяемым материалам, т. е. не вызывать их коррозию и разрушать уплотнения. При рабочих температурах из масла не должны выделяться пары легко испаряемых фракций, поскольку это приводит к его загустению и повышает пожароопасность, нарушает нормальную работу гидросистемы. Значительное испарение начинается при температуре, близкой (ниже на 60...80°С) к температуре их вспышки.
Жидкость должна иметь большой срок службы, т. е. не изменять свои характеристики, от времени работы она должна быть устойчива к окислению. При окислении из масла выпадают смолистые отложения, образующие твердый налет на поверхностях деталей. Он разрушает резиновые уплотнения и повышает износ сопрягаемых поверхностей.
В масле не должно быть нерастворенного воздуха. В некоторых случаях его содержание может достигать 15...18 %, что вызывает пенобразование и снижает работоспособность гидропривода.
Рабочие жидкости не должны содержать механических примесей. При эксплуатации в гидросистемах тракторов наличие механических частиц повышается до 0,15...0,28 %, что значительно уменьшает срок службы гидроагрегатов.
Для улучшения характеристик в масла вводят следующие присадки: ЦИАТИМ-339, ВНИИНП-360 и ВНИИНП-370 - моющая противоокислительная и противоизносная; ВНИИНП-354 и ДФ-11 -противоокислительная и противоизносная; ЛЗ-23К - противоизносная антизадирная; ПМС-200А - противопенная; ПМС - моющая; АФК - понижающая температуру застывания.
Добавление этих присадок в небольших количествах от тысячных долей до 5...6 % в базовое масло значительно изменяет его свойства.
В гидроприводах автомобилей, экскаваторов, погрузчиков применяют индустриальные масла. Для наиболее точных и высоконагруженных гидроприводов ГСТ-90 используют специальные масла марки А или МГ-ЗОУ. В гидроприводах тракторов и комбайнов используют моторные дизельные и индустриальные масла.
По ГОСТ 8581 — 98 моторные масла маркируют буквами и цифрами: М-10Б, М-8Г2 или М-6з/10В2, где М обозначает моторное масло, а цифры после дефиса или после косой - масло, которое при 100°С имеет вязкость соответственно 10; 8 и 10 мм3/с. Буквы указывают, что масло предназначено для малофорсированных (Б), среднефорсированных (В), высокофорсированных (Г) двигателей. Цифровой индекс при буквах Б, В и Г означает: 1 - масло для карбюраторных двигателей; 2 - для дизелей. Если его нет, то жидкость используют для двигателей обоих видов.
Цифра 6 в третьем примере маркировки означает класс вязкости масла (в данном случае при температуре -18 °С 2600... 10400 мм2/с). Индекс "з" говорит о том, что масло загущенное, т. е. содержит присадки, которые позволяют использовать его как в зимнее, так и в летнее время.
Межведомственными рекомендациями по применению смазочных материалов в тракторах предусмотрено использование в гидросистемах автотракторных моторных масел групп А, Б и В. Группы Г и Д применять рекомендуется, но в этом случае повышается стоимость эксплуатации и увеличивается расход дефицитных присадок и высококачественных масел. В зимнее время в летние сорта масел для гидросистем допускается добавлять 30% индустриального масла И-12А или веретенного АУ.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГИДРОПРИВОДОВ
И ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИХ РЕМОНТУ
Для управления навесными и прицепными машинами в тракторах предусмотрена раздельно-агрегатная гидросистема (рисунок 1) состоящая из насоса, распределителя, цилиндров, бака, маслопроводов и шлангов. В большинстве тракторов К-700, К-701, Т-150К, ВТ-100, Т-130...170, Т-4А, ДТ-75М, ЛТЗ-65, Т-30А и других она отличается в основном расположением гидроагрегатов на машине и исполнением гидравлических баков и фильтров. В гидроприводах рабочего оборудования применены универсальные гидроагрегаты, различающиеся размерами деталей и конструктивным исполнением.
На тракторах МТЗ-80/82 в гидросистему управления навесным устройством дополнительно введен силовой (позиционный) регулятор глубины пахоты и гидроувеличитель сцепного веса.
По мере изнашивания деталей гидроагрегатов, в процессе эксплуатации необходимо проводить капитальный и текущий ремонты.
1, 3, 8 и 9— трубопроводы; 2 - гидронасос; 4 - распределитель; 5 — рукава высокого давления; 6 - основной цилиндр; 7 - запорные клапаны; 10-фильтр; 11 — бак.
Рисунок 1. - Схема гидросистемы рабочего оборудования (навесного механизма) тракторов.
При текущем ремонте, направленном на поддержание их в рабочем состоянии, устраняют неисправности (отказы) с частичной разборкой и заменой отдельных изношенных деталей, сборкой, испытанием и регулировкой. Во время капитального ремонта восстанавливают все изношенные детали, заменяют уплотнения и регулируют клапанные устройства для сохранения работоспособности. Агрегаты, которые требуют восстановления корпусных или прецизионных деталей, необходимо отправлять на специализированные предприятия по капитальному ремонту.
Гидроагрегаты, поступающие в ремонт, осматривают. Если не замечено трещин, поломок, заеданий рукояток золотника и других дефектов, то их промывают в моечной машине или в ванне с дизельным топливом и устанавливают на стенды для контроля и испытания. Агрегаты с дефектами разбирают, устраняют неисправности или отправляют на специализированные предприятия.
При ремонте должны выполняться следующие основные требования. Кольца, манжеты, прокладки и другие уплотнения заменяют, поскольку срок годности их составляет 3...4 года. Для обеспечения 80 %-ного послеремонтного ресурса работы большинство монтажных соединений должно находиться в пределах, предусмотренных чертежами заводов-изготовителей, поэтому в ряде сопряжений предельные значения зазоров и натягов не приведены.
На сопрягаемых поверхностях прецизионных деталей риски, забоины или другие повреждения не допускаются, детали хранят в специальной таре, исключающей возможность их повреждения. В прецизионных парах детали подбирают индивидуально одна к другой. По соединяемым размерам их делят на группы. Перед сборкой соединяемые поверхности деталей и уплотнительные кольца смазывают тонким слоем смазки. Повреждение прокладок, срез или установка резиновых колец с перекручиванием не допускаются. Во время сборки применяют приспособления и инструмент, исключающий возможность повреждения деталей. Собранный гидравлический агрегат проверяют на правильность и качество сборки, испытывают и регулируют на стенде. После испытания, чтобы предохранить внутренние полости от загрязнения, в отверстия ставят пробки. Погнутые болты и шпильки с сорванной (более трех ниток) и вытянутой резьбой выбраковывают. Дефекты пружин выявляют при внешнем осмотре и проверке их упругости. Они считаются годными, если поверхности витков ровные и гладкие, без трещин, надломов и следов коррозии, а опорные торцы плоские и перпендикулярны к оси пружины. Упругость пружин проверяют на приборе МИП-100, замеряя усилие пружины, сжатой до рабочей высоты. Подшипники контролируют на легкость вращения. После тщательной промывки выявляют наличие забоин, трещин, выкрашиваний металла и глубоких следов коррозии на беговых дорожках и телах качения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|