Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 1. Система образования в России (2 часа).





ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

(название дисциплины)

 

 

Уровень основной образовательной программы бакалавриат
Учебный план по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование
Профиль …………………………….. Дошкольное образование
Форма обучения ……………………………………. заочная
Кафедра………………………………………………. Социально-гуманитарных дисциплин
Семестр(ы)…………………………………………… 1, 2
   
   

 

 

Автор-разработчик программы: Э.И. Ахметзянова /

 

 

Ижевск 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель дисциплины:

Усвоение правовых норм, регламентирующих образовательные, управленческие, трудовые и иные отношения в образовательном учреждении с целью обеспечения реализации государственной политики в области образования, конституционного права граждан на образование, а также осуществления защиты и гарантий их прав, интересов и свобод в области образования.

Задачи дисциплины:

- Ознакомление с правовыми нормами, регламентирующими образовательные правоотношения в системе российского законодательства об образовании;



- Выработка умений практического применения норм образовательного права в зависимости от условий реализации прав, интересов и свобод граждан в области образования.

 

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Образовательное право» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.

Курс призван помочь будущим педагогам понять роль специальных отраслей права в профессиональной деятельности, обобщить представления о системе образовательных учреждений в России, уметь оценивать и самостоятельно анализировать различные правовые нормы и применять их на практике.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения предлагаемого курса студент должен

знать:

· права и свободы человека и гражданина в сфере образования, механизмы их реализации;

· основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности;

· иметь представление об основах системы образования в России;

· основные международные акты, принятые по вопросам образования;



· систему законодательства об образовании в Российской Федерации

· понятие государственного образовательного стандарта, структуру, содержание;

· понятие образовательной программы, структуру, содержание;

· понятие и правовой статус образовательного учреждения;

· типы и виды образовательных учреждений в России;

· основы правового статуса обучающихся и работников образовательных учреждений;

· основы организации образовательного процесса в РФ;

· виды документов об образовании и порядок их выдачи.

уметь:

· правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты, принятые по вопросам образования;

· использовать изученные нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;

· оперировать юридическими понятиями и категориями;

· анализировать юридические юридические факты и возникающие в

· связи с ними правовые отношения;

· анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

· принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом.

владеть:

· юридической терминологией;

· Понятийным аппаратом образовательного права;

· навыками работы с правовыми актами;

· навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений.


1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам Зачетные единицы Часы
Общая трудоемкость 1 36
Семестр 1
Трудоемкость
Аудиторные занятия (всего) 4
В том числе:
Лекции  
Практические занятия / Семинары  
Самостоятельная работа (всего) 20
В том числе:
Подготовка к практическим занятиям  
Подготовка к «круглым столам»    
Работа над презентационными проектами по курсу    
Вид промежуточной аттестации ----------    
Семестр 2
Трудоемкость
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
Лекции    
Практические занятия / Семинары    
Самостоятельная работа (всего) 12
В том числе:
Подготовка к практическим занятиям    
Подготовка к «круглым столам»    
Работа над презентационными проектами по курсу
Вид промежуточной аттестации - зачет    

2. Структура и содержание дисциплины по модулям, разделам и темам



Разделы и темы дисциплины               Формы текущего контроля успеваемости Код компетенций
всего ауд лекц Пр.(сем) лаб КСР СРС
Семестр 1        
Раздел 1. Общая характеристика образовательного права                  
Тема 1. Понятие образования. Образовательное право как конституционное право человека, отрасль законодательства, отрасль права, учебная дисциплина         ОК-1 ОК-2 ОК-13 ОПК-2
Тема 2. Предмет, метод, источники образовательного права         ОК-1 ОК-13  
Раздел 2. Система образования в России                  
Тема 1. Система образовательных учреждений. Государст-венные образовательные стандарты и программы. Органы управления в сфере образования (И)       Доклад, презен-тация ОК-6 ОК-8 ОК-9 ОК-13 ОК-16  
Тема 2.Уровни и формы получения образования: правовое регулирование.             ОК-8 ОК-9 ОК-13
Тема 3.Документы об образовании             ОК-8 ОК-13
Семестр 2                  
Раздел 3.Образовательный процесс в России                  
Тема 1.Организация образовательного процесса             ОК-13 ПК-5 ПК-7
Тема 2.Правовое положение участников образовательного процесса             ОК-13 ПК-7
Итого по дисциплине        

Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

(в часах)

Формы Методы Лекции (час) Практические/семинарские Занятия (час) СРС (час) Всего
Метод малых групп -
Итого интерактивных занятий (часов / % ) - 8 / 22%

Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям

 

Занятие 1. Система образования в России (2 часа).

Методические рекомендации для студентов:

При изучении данной темы не следует забывать о том, что одним из ключевых положений законодательства в сфере образования является принцип системности образования. Любая система - это форма организации определенного количества элементов, "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей". Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих между собой элементов. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, "разрывов" и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.

Система образования в Российской Федерации включает следующие элементы:

1) физические лица, а именно обучающиеся, их законные представители, научно-педагогические работники.

2) образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

3) образовательные учреждения;

4) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

5) объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Каждый элемент системы образования, в том числе отдельные виды образовательных учреждений, должны быть подробно изучены при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям.

Особое внимание следует уделить системе образовательных учреждений России, а именно: дошкольным образовательным учреждениям, общеобразовательным учреждениям, образовательным учреждениям профессионального, дополнительного образования. Так же следует обратить внимание на существование в России образовательных учреждения со специальным правовым статусом: военных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в контексте современной политики России в сфере образования необходимо особое внимание уделить статусу автономных некоммерческих образовательных учреждений.

Содержание образования определяется государственными образовательными стандартами, в связи с этим при подготовке к занятиям следует определить его понятие, структуру, содержание. В России государственный образовательный стандарт состоит из трех компонентов: федерального, регионального и локального, каждый из компонентов необходимо подробно изучить.

Управление образованиемв России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенным, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти (преимущественно органом межотраслевой компетенции - Минобрнауки РФ), органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Каждый уровень управления системой образования следует рассмотреть подробно.

Вопросы для изучения:

1. Общая характеристика системы образования в России.

2. Уровни и формы получения образования.

3. Образовательные учреждения: понятие и правовой статус.

4. Система образовательных учреждений в России.

5. Порядок создания образовательного учреждения.

6. Государственный образовательный стандарт: понятие, правовая природа, статус, содержание, структура, виды.

7. Образовательные программы: понятие, правовая природа, статус, содержание, структура, виды.

8. Управление образовательным учреждением: правовые основы, понятие, содержание, формы, уровни.

9. Органы управления образованием и подведомственные им учреждения.

 

Задания для самостоятельной работы:

Объединитесь в группы и подготовьте доклады по следующим вопросам:

1 группа: «Понятие и правовой статус образовательного учреждения».

2 группа: «Порядок создания образовательного учреждения».

3 группа: «Государственный образовательный стандарт: понятие, правовая природа, статус, содержание, структура, виды».

4 группа: «Образовательные программы: понятие, правовая природа, статус, содержание, структура, виды».

5 группа: Управление образовательным учреждением: правовые основы, понятие, содержание, формы, уровни».

Оформление докладов в форме презентаций в электронном виде приветствуется.

По итогам работы групп формулируются выводы.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1
"Об образовании" (в редакции от 10.07.2012);

2. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в редакции от 03.12.2011);

3. Федорова М.Ю. Образовательное право : учеб. пособие для вузов / М.Ю. Федорова. - М.: Владос, 2004;

4. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для вузов / М.Ю. Федорова. - М.: ИЦ Академия, 2008.

5. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Д.А. Ягофаров. – М., 2008.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.