Занятие 1. Система образования в России (2 часа).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
(название дисциплины)
Уровень основной образовательной программы
| бакалавриат
| Учебный план по направлению подготовки
| 050100 Педагогическое образование
| Профиль ……………………………..
| Дошкольное образование
| Форма обучения …………………………………….
| заочная
| Кафедра……………………………………………….
| Социально-гуманитарных дисциплин
| Семестр(ы)……………………………………………
| 1, 2
|
| |
| |
Автор-разработчик программы: Э.И. Ахметзянова /
Ижевск 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины:
Усвоение правовых норм, регламентирующих образовательные, управленческие, трудовые и иные отношения в образовательном учреждении с целью обеспечения реализации государственной политики в области образования, конституционного права граждан на образование, а также осуществления защиты и гарантий их прав, интересов и свобод в области образования.
Задачи дисциплины:
- Ознакомление с правовыми нормами, регламентирующими образовательные правоотношения в системе российского законодательства об образовании;
- Выработка умений практического применения норм образовательного права в зависимости от условий реализации прав, интересов и свобод граждан в области образования.
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Образовательное право» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Курс призван помочь будущим педагогам понять роль специальных отраслей права в профессиональной деятельности, обобщить представления о системе образовательных учреждений в России, уметь оценивать и самостоятельно анализировать различные правовые нормы и применять их на практике.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате изучения предлагаемого курса студент должен
знать:
· права и свободы человека и гражданина в сфере образования, механизмы их реализации;
· основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности;
· иметь представление об основах системы образования в России;
· основные международные акты, принятые по вопросам образования;
· систему законодательства об образовании в Российской Федерации
· понятие государственного образовательного стандарта, структуру, содержание;
· понятие образовательной программы, структуру, содержание;
· понятие и правовой статус образовательного учреждения;
· типы и виды образовательных учреждений в России;
· основы правового статуса обучающихся и работников образовательных учреждений;
· основы организации образовательного процесса в РФ;
· виды документов об образовании и порядок их выдачи.
уметь:
· правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты, принятые по вопросам образования;
· использовать изученные нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;
· оперировать юридическими понятиями и категориями;
· анализировать юридические юридические факты и возникающие в
· связи с ними правовые отношения;
· анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
· принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом.
владеть:
· юридической терминологией;
· Понятийным аппаратом образовательного права;
· навыками работы с правовыми актами;
· навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений.
1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы по семестрам
| Зачетные единицы
| Часы
| Общая трудоемкость
| 1
| 36
| Семестр 1
| Трудоемкость
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
| 4
| В том числе:
| Лекции
|
|
| Практические занятия / Семинары
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
| 20
| В том числе:
| Подготовка к практическим занятиям
|
|
| Подготовка к «круглым столам»
|
|
| Работа над презентационными проектами по курсу
|
|
| Вид промежуточной аттестации ----------
|
|
| Семестр 2
| Трудоемкость
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
| Лекции
|
|
| Практические занятия / Семинары
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
| 12
| В том числе:
| Подготовка к практическим занятиям
|
|
| Подготовка к «круглым столам»
|
|
| Работа над презентационными проектами по курсу
|
|
| Вид промежуточной аттестации - зачет
| | | 2. Структура и содержание дисциплины по модулям, разделам и темам
Разделы и темы дисциплины
| | | | | | | | Формы текущего контроля успеваемости
| Код компетенций
| всего
| ауд
| лекц
| Пр.(сем)
| лаб
| КСР
| СРС
| Семестр 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1.
Общая характеристика образовательного права
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.
Понятие образования.
Образовательное право как конституционное право человека, отрасль законодательства, отрасль права, учебная дисциплина
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОК-1
ОК-2
ОК-13
ОПК-2
| Тема 2.
Предмет, метод, источники образовательного права
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОК-1
ОК-13
| Раздел 2.
Система образования в России
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Система образовательных учреждений. Государст-венные образовательные стандарты и программы. Органы управления в сфере образования (И)
|
|
|
|
|
|
|
| Доклад, презен-тация
| ОК-6
ОК-8
ОК-9
ОК-13
ОК-16
| Тема 2.Уровни и формы получения образования: правовое регулирование.
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОК-8
ОК-9
ОК-13
| Тема 3.Документы об образовании
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОК-8
ОК-13
| Семестр 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 3.Образовательный процесс в России
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1.Организация образовательного процесса
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОК-13
ПК-5
ПК-7
| Тема 2.Правовое положение участников образовательного процесса
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОК-13
ПК-7
| Итого по дисциплине
|
|
|
| |
| |
| |
|
Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий
(в часах)
Формы
Методы
| Лекции (час)
| Практические/семинарские
Занятия (час)
| СРС (час)
| Всего
| Метод малых групп
| -
|
|
|
| Итого интерактивных занятий (часов / % )
| -
|
|
| 8 / 22%
|
Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям
Занятие 1. Система образования в России (2 часа).
Методические рекомендации для студентов:
При изучении данной темы не следует забывать о том, что одним из ключевых положений законодательства в сфере образования является принцип системности образования. Любая система - это форма организации определенного количества элементов, "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей". Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих между собой элементов. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, "разрывов" и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.
Система образования в Российской Федерации включает следующие элементы:
1) физические лица, а именно обучающиеся, их законные представители, научно-педагогические работники.
2) образовательные программы и государственные образовательные стандарты;
3) образовательные учреждения;
4) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
5) объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Каждый элемент системы образования, в том числе отдельные виды образовательных учреждений, должны быть подробно изучены при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям.
Особое внимание следует уделить системе образовательных учреждений России, а именно: дошкольным образовательным учреждениям, общеобразовательным учреждениям, образовательным учреждениям профессионального, дополнительного образования. Так же следует обратить внимание на существование в России образовательных учреждения со специальным правовым статусом: военных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, в контексте современной политики России в сфере образования необходимо особое внимание уделить статусу автономных некоммерческих образовательных учреждений.
Содержание образования определяется государственными образовательными стандартами, в связи с этим при подготовке к занятиям следует определить его понятие, структуру, содержание. В России государственный образовательный стандарт состоит из трех компонентов: федерального, регионального и локального, каждый из компонентов необходимо подробно изучить.
Управление образованиемв России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенным, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти (преимущественно органом межотраслевой компетенции - Минобрнауки РФ), органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Каждый уровень управления системой образования следует рассмотреть подробно.
Вопросы для изучения:
1. Общая характеристика системы образования в России.
2. Уровни и формы получения образования.
3. Образовательные учреждения: понятие и правовой статус.
4. Система образовательных учреждений в России.
5. Порядок создания образовательного учреждения.
6. Государственный образовательный стандарт: понятие, правовая природа, статус, содержание, структура, виды.
7. Образовательные программы: понятие, правовая природа, статус, содержание, структура, виды.
8. Управление образовательным учреждением: правовые основы, понятие, содержание, формы, уровни.
9. Органы управления образованием и подведомственные им учреждения.
Задания для самостоятельной работы:
Объединитесь в группы и подготовьте доклады по следующим вопросам:
1 группа: «Понятие и правовой статус образовательного учреждения».
2 группа: «Порядок создания образовательного учреждения».
3 группа: «Государственный образовательный стандарт: понятие, правовая природа, статус, содержание, структура, виды».
4 группа: «Образовательные программы: понятие, правовая природа, статус, содержание, структура, виды».
5 группа: Управление образовательным учреждением: правовые основы, понятие, содержание, формы, уровни».
Оформление докладов в форме презентаций в электронном виде приветствуется.
По итогам работы групп формулируются выводы.
Рекомендуемая литература:
1. Федеральный Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 10.07.2012);
2. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в редакции от 03.12.2011);
3. Федорова М.Ю. Образовательное право : учеб. пособие для вузов / М.Ю. Федорова. - М.: Владос, 2004;
4. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для вузов / М.Ю. Федорова. - М.: ИЦ Академия, 2008.
5. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Д.А. Ягофаров. – М., 2008.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|