Сделай Сам Свою Работу на 5

Российской Федерации на 2006-2010 гг.»





Государственная программа

«Гражданское образование населения

Российской Федерации на 2006-2010 гг.»

 

Паспорт Программы

«Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.»

1. Наименование программы Государственная программа«Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 годы»
2. Государственный заказчик программы Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
3.Основания для разработки 1. Конституция Российской Федерации; 2. Всеобщая декларация прав человека; 3. Конвенция о правах ребенка; 4. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"; 5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.04.2005 г.; 6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
4.Разработчики программы Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Центр гражданского образования, Партнерство «Сивитас-Россия», межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» при участии заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций.
5.Дата принятия решения о разработке программы Поручение Президента Российской Федерации от 20 .07.2005г.
6.Цели программы – Формирование и реализация государственной политики в области гражданского образования населения Российской Федерации; – Создание эффективной системы непрерывного гражданского образования в России.
7.Задачи программы — формирование комплекса теоретического, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы гражданского образования в России; — развитие многоуровневой системы непрерывного (на протяжении всей жизни) гражданского образования населения Российской Федерации; — создание системы государственной поддержки гражданского образования населения Российской Федерации; — реализация международных обязательств Российской Федерации, вытекающих и международных актов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы в сфере образования.
8.Целевые группы   Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения Российской Федерации. Приоритетными целевыми группами являются: дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители неправительственных организаций, государственные и муниципальные служащие.
9. Сроки и этапы реализации программы Мероприятия программы охватывают период 2006 — 2010 гг. Программа имеет следующие этапы реализации: 1 этап — (2006 — 2007 гг.) — создание условий для развития гражданского образования, подготовка организационных основ и разработка нормативно-правовой базы для реализации Программы; — изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта гражданского образования; — привлечение внимания институтов государства и общества к проблеме гражданского образования; — разработка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соответствующих программ, планов действий; — оказание поддержки российскому и региональным центрам гражданского образования; — организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих, работников образования и социальной сферы; — апробация механизмов и технологий непрерывного гражданского образования, подготовка их к внедрению в массовую практику.   2 этап (2008-2009 гг.) — Создание инфраструктуры системы непрерывного гражданского образования; — Издание научной и учебно-методической литературы; — Разработка системы государственно-общественного мониторинга состояния гражданского образования, организация изучения общественного мнения; — Расширение ресурсного обеспечения Программы за счет средств бюджетов всех уровней, внебюджетных средств; — Экспертиза полученных результатов Программы. 3 этап (2010г.) — Внедрение программ гражданского образования в массовую практику образовательных учреждений всех типов и видов, институтов государства и общества; — Развитие механизмов ресурсного обеспечения системы гражданского образования; — Экспертиза полученных результатов Программы.
10. Основные направления реализации Программы 1. Формирование теоретико-методологической базы гражданского образования населения Российской Федерации; 2. Создание нормативно-правовых основ системы гражданского образования в России; 3. Создание системы государственной поддержки гражданского образования; 4. Разработка механизмов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в целях развития гражданского образования. 5. Популяризация гражданского образования в средствах массовой информации, повышение роли СМИ в формировании гражданских качеств личности.
11. Перечень основных мероприятий - Проведение научно-исследовательских работ; - Подготовка проектов нормативных правовых актов; - Издательская деятельность; - Разработка образовательных программ, стандартов, концепций, мониторинга; - Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий; - Проведение экспериментальной работы, апробация и распространение ее результатов; - Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров; - Организация межсекторного взаимодействия; - Информационно-аналитическая деятельность.
12. Исполнители основных мероприятий В реализации мероприятий Программы участвуют: — Органы государственной власти различных уровней; — Органы местного самоуправления; — Образовательные учреждения и научные организации; — Неправительственные (негосударственные и немуниципальные) организации. Выбор исполнителей (соисполнителей) отдельных мероприятий Программы осуществляется на основе конкурса в соответствии с законодательством. Условия конкурсов и требования к участникам публикуются в открытой печати. Порядок и условия проведения конкурсов определяются в соответствии Законом Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
13. Объемы и источники финансирования Финансирование Программы осуществляется за счет целевого бюджетного финансирования из средств государственного бюджета и внебюджетных фондов. Общий объем финансирования программы прогнозируется в размере 441,5 млн. рублей. В том числе затраты на реализацию Программы путем выделения средств федерального бюджета 297 млн. рублей, планируемое привлечение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств составляет 144,5 млн. рублей.
14. Ожидаемые конечные результаты программы – создание системы непрерывного гражданского образования населения России, включающей в себя соответствующие государственные, муниципальные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование у людей мировоззрения, основанного на демократических ценностях, правосознании; – разработка последовательной государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации; – закрепление в содержании образования таких ценностей как права и свободы человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п. Конечным результатом реализации Программы является создание условий стабильного функционирования и ресурсного обеспечения системы гражданского образования населения Российской Федерации.
15. Система организации контроля за исполнением программы Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством в соответствии с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594) (с изменениями от 23 апреля, 1 июля, 13 сентября 1996 г., 1 и 8 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 25 января 1999 г.).

 







Содержание Программы

Введение

Государственная программа «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2006-2010 гг.» (далее именуется — Программа) разработана по инициативе Совета по содействию развития гражданского общества при Президенте Российской Федерации, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Центра гражданского образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, неправительственных организаций и в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Программа направлена на удовлетворение потребностей российского общества и государства в формировании гражданской культуры населения, основой которой являются права и свободы человека и гражданина, гражданское участие, ответственность и правосознание.

Программа ориентирована на создание условий для усиления демократических основ российского общества и государства, развитие в Российской Федерации правового государства и гражданского общества, создание механизмов реализации государственной политики в сфере гражданского образования.

В Программе определяются основные пути развития системы гражданского образования, его основные компоненты, позволяющие формировать инициативного гражданина, способного активно участвовать в создании гражданского общества и правового государства.

Программа основывается на принципах научности, демократизма, системности и преемственности, учитывает особенности современного развития российского общества и государства, тенденции развития отечественной и зарубежной практики гражданского образования.

Государственным заказчиком Программы является Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

 

Содержание проблемы гражданского образования и обоснование необходимости ее решения программными методами

Важным условием решения задачи создания в России гражданского общества и правового государства, эффективной рыночной экономики является решение проблемы формирования гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, правовой экономической и политической культуры.

Гражданское образование — это общественно-государственная, социально ориентированная система непрерывного обучения и воспитания, направленная на формирование социально-политической компетентности, демократической культуры. Цель гражданского образования в современных условиях — формирование гражданских качеств личности на основе адаптации ценностей демократии к ценностям отечественной культуры.

Гражданское образование ориентировано на обучение основам жизни в демократическом обществе и правовом государстве, правам человека и свободам человека и гражданина, культуре мира, воспитание толерантности, социальной активности и ответственности.

Недостаточный уровень развития правового государства, институтов и традиций гражданского общества, обострение проблемы терроризма, проявления экстремизма и ксенофобии, политическая пассивность и правовая некомпетентность населения являются факторами сдерживающими национальное развитие, угрожающими национальной безопасности России, что обуславливает необходимость разработки государственной политики в отношении образования, направленного на воспитание демократической гражданственности и механизмов последовательной реализации такой политики.

Выработка и реализация единой государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, содействующей формированию демократической гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей в содержании образования такие ценности, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог является актуальной задачей.

Нормативные правовые акты, устанавливающие приоритетные направления развития отечественного образования, определяют гражданское образование как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Поставленная перед российским образованием цель готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их свидетельствует о признании роли гражданского образования. Необходимость выполнения этой задачи предполагает необходимость создание системы непрерывного гражданского образования на протяжении всей жизни человека, организации системной деятельности по повышению качества, эффективности гражданского образования.

Аксиологический подход в гражданском образовании может быть реализован на основе взаимной адаптации ценностей демократии и отечественной культуры с учетом региональных особенностей и традиций народного самоуправления.

История многонационального народа России доказала значимость и важность формирования таких моральных ценностей как патриотизм, служение Отечеству, приоритет духовно-нравственных ценностей над материально-прагматическими, милосердие и способность к сопереживанию, справедливость, толерантность (терпимость к другим культурам, народам, людям). Эти ценности могут быть взаимосвязаны с утвердившимися в международном сообществе ценностями, к которым относятся гуманизм, индивидуальная свобода, права человека, равенство людей перед законом, общественно-политическая активность, уважение к собственности, материальное благосостояние как условие жизни, достойной человека. Необходимость взаимной адаптации ценностей продиктована обострением глобальных проблем человечества, перспективами его выживания и развития.

Гражданское образование предполагает взаимную адаптацию ценностей демократии и отечественной культуры с учетом национальных и региональных особенностей и традиций народного самоуправления, что создаст возможность преодоления авторитарных доминант политической и правовой культуры, укоренения демократических ценностей и процедур. Взаимная адаптация предполагает и обращение к традиционным ценностям национальных культур, которые сохраняют свою актуальность в меняющемся мире.

В ряду гражданских ценностей особое место занимает патриотизм. Важнейшей задачей гражданского образования является преодоление искусственно созданного отрыва патриотизма от демократических ценностей, искажения его сущности и содержания, противодействие ксенофобии, расовой и национальной нетерпимости. Подлинный патриотизм не исключает, а предполагает толерантность – уважительное отношение к другим людям, народам и культурам.

В процессе формирования гражданских компетентностей и ценностей особенно важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков. Формы и методы патриотического воспитания должны способствовать реализации гражданского образования. При этом важно находить оптимальное соотношение между национальными и интернациональными общественными ценностями, учитывая значимость их взаимодействия и взаимовлияния.

Определение задач повышения эффективности и качества гражданского образования как приоритетов национальной образовательной политики не является чем-то уникальным. Гражданское образование, политическое образование или образование для демократии является сегодня важным направлением развитием образования во многих государствах мира и активно поддерживается международными организациями. В частности, гражданское образование провозглашено общей целью образовательных реформ в Европе.

Сформулированы следующие рекомендации ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы государствам-членам о развитии национальной политики в области гражданского/демократического образования:

— включить гражданское/демократическое образование в стратегии национального развития;

— государства, региональные организации, корпорации и фонды должны сделать гражданское/демократическое образование приоритетным в программах финансирования;

— направлять деятельность всей образовательной системы на формирование комплекса общих ценностей (права человека, политический плюрализм, верховенство закона);

— содействовать развитию непрерывного образования, основанному на идее, что гражданское образование приобретается в течение всей жизни, при всех обстоятельствах и во всех учебных средах;

— выделять базовые навыки демократической гражданственности, особенно социальные, коммуникативные, жизненные навыки и навыки участия;

— использовать в интересах гражданского образования возможности школьного уклада, неформального и скрытого содержания образования, социальное окружение;

— использовать гражданское образование как средство в борьбе с насилием, ксенофобией, расизмом, агрессивным национализмом и религиозной нетерпимостью;

— продвигать международное сотрудничество в сфере гражданского образования;

— выделять дополнительные ресурсы для адекватной поддержки инициатив в демократическом образовании.

Необходимость подготовки Национальных программ развития гражданского образования обусловлена также объявлением 2006 года Европейским годом гражданственности через образование (Комитет экспертов Совета Европы, Страсбург, 27-28.04.2004 г.).

Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, рассматривается международными организациями в качестве образовательной цели, критерия гарантии качества образования, инструмента социального согласия и процесса непрерывного изменения образования.

В Российской Федерации сформирован определенный опыт реализации программ гражданского образования, в частности:

— в нормативных правовых актах, определяющих государственную образовательную политику, сформулирована роль гражданского образования,

— наличие опыта концептуального оформления подходов к развитию данного направления в российских условиях (Концепции развития гражданского образования);

— успешная реализация программ и проектов развития гражданского образования в отдельных образовательных учреждениях, на уровне муниципалитетов и субъектов Российской Федерации (Архангельская, Брянская, Калининградская, Калужская, Орловская, Пермская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Красноярский край, г. Москва, гг. Нижний Новгород, Санкт-Петербург и др.);

— наличие широкого опыта реализации различных моделей гражданского образования в образовательных учреждениях и педагогических инициатив российского уровня (Всероссийская олимпиада учащихся по граждановедению, Конкурс социальных проектов учащихся «Я — гражданин России», Межрегиональная школа гражданского образования и др.);

— наличие государственных и неправительственных организаций, содействующих реализации гражданского образования, в том числе в системе повышения квалификации работников образования (Партнерство «Сивитас-Россия», Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Российский центр гражданского образования, Российский фонд правовых реформ, более 40 региональных центров и лабораторий гражданского образования (Архангельская, Калужская, Омская, Орловская, Пермская, Псковская, Ростовская, Самарская, Тамбовская, Ярославская области Красноярский, Краснодарский край, гг. Н. Новгород, С. Петербург, и др.);

— наличие разнообразных учебных пособий, дидактических материалов, учитывающих современные достижения педагогической науки;

— наличие периодических изданий, поддерживающих гражданское образование («Граждановедение», «Основы государства и права» и др.);

— опыт сотрудничества с международными организациями и зарубежными коллегами (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы, Британский Совет, Сивитас, DEEP, Deliberating in a Democracy, КультурКонтакт, Citizenship Foundation, Matra и др);

— наличие организационно оформленного профессионального сообщества педагогов, неправительственных организаций, занимающихся вопросами гражданского образования (Партнерство «Сивитас-Россия», Российский центр гражданского образования, межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Молодежный центр по правам человека, Российский Фонд правовых реформ, Фонд Парламентаризма, Общество «Знание», Московская школа прав человека, Институт проблем гражданского общества, Ассоциация демократических школ, Движение общественно-активных школ и др.).

Система гражданского образования в Российской Федерации предусматривает деятельность образовательных учреждений всех типов и видов; массовую работу, организуемую и осуществляемую различными государственными структурами и неправительственными организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем гражданского образования, на формирование гражданственности.

Данные факторы обеспечили поддержку гражданского образования в России и являются предпосылкой его дальнейшего развития. В то же время, несмотря на имеющийся опыт и ряд позитивных тенденций создание комплекса необходимых условий для организации эффективного гражданского образования в России не завершено.

В настоящее время отмечается недостаточный уровень политической и правовой культуры населения Российской Федерации, обеспечения прав человека и основных свобод, реализации положений государственной образовательной политики в массовую практику образовательных учреждений и социальных институтов, подготовки работников образования и социальной сферы для реализации программ гражданского образования, развития программ гражданского образования в системе профессионального образования.

В России отсутствует система непрерывного гражданского образования взрослых, не сформирован комплекс ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения системы непрерывного гражданского образования. Не определены концепция, стандарты, отсутствует единство в отношении ценностных оснований гражданского образования. Образовательный процесс в массовой практике не ориентирован на получение обучающимися опыта практической жизни в качестве сознательных и активных граждан демократического общества.

Разработка и реализация системы мер по формированию гражданских компетентностей и правовой культуры населения является комплексной задачей, что обусловило создание Государственной Программы гражданского образования населения Российской Федерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.