Сделай Сам Свою Работу на 5

Микропрепараты для изучения и зарисовки.





Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры Протокол №___от «__»_________12г. Заведующий кафедрой, д-р мед. наук, профессор Логвинов С.В. «_____»_______________2012 г.

 

Для студентов2-го курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

на практическое занятие по учебной дисциплине

Гистология, эмбриология и цитология

На тему: «Нервная система» (занятие 18)

 

 

Составил:

Профессор Потапов А. В.

 

Томск 2012
Учебные цели занятия
.

На занятии необходимо изучить источники развития и морфофункциональные особенности органов нервной системы. После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии знать строение нервных стволов нервных ганглиев, спинного мозга, мозжечка и коры больших полушарий. Студенты должныуметь применятьполученные знания для решения ситуационных задач, микроскопировании и зарисовке гистологических препаратов, чтении электронограмм и компьютерном тестировании. Студенты должны иметь опыт в процессе микроскопирования определять препарат, его окраску и отдельные структуры с последующей зарисовкой микроскопируемых объектов в альбом.



Учебные вопросы.

1. Изучить строение периферического нерва.

2. Изучить морфологию спинно-мозгового узла, симпатического, парасимпатического ганглия спинного мозга.

З. Ознакомиться со строением соматической и вегетативной рефлекторных дуг.

4. Изучить строение коры мозжечка и межнейронные связи в ней.

5. Изучить строение коры большого мозга: цито- и миелоархитектонику, представление о модульной организации.

Учебно-материальное обеспечение:

Основная литература:

1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.

2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2006. - 376 с.

Дополнительная литература:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 448 с.



2. Гистология, цитология и эмбриология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина.- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.

4. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / ред.: С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

6. Костюченко, В. П. Органы пищеварительной системы [Текст]: учебное пособие / В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2009.- 147 с.

7. Кузнецов, С. Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачёв.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.

8. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И. С. Малиновская, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с.



9. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с.

Электронные учебные пособия.

1.Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - М.ЗАО «ДИаморф».

2.Гистология человека в мультимедиа / Р. К. Данилов и соавт. - СПБ, ВмедА.

3.Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/ А.В. Павлов. - ЯГМА.

4.Тестовые задания по курсу -гистологии, цитологии и эмбриологии / М.: ММА им. И. М. Сеченова. - 2003.

5.Световая микроскопия. Атлас-справочник / М. Я. Корн. - ЗАО «Диаморф» .

6.Гистология внутренних органов человека с элементами патологии / А. А. Должиков. - БелГУ, 2005

7.Должиков А. А. Гистология на CD и в Intemet - Белгород, БелГУ, 2006.

1.Материальное обеспечение:

1.1 Микропрепараты:

1)Спинальный ганглий, окраска гематоксилином и эозином.

2)Интрамуральный ганглий, импрегнация AgNo3.

3)Мозжечок, импрегнация AgNo3.

4)Кора больших полушарий, импрегнация AgNo3.

1.2 Электронные микрофотографии:

1) Нервные клетки коры головного мозга.

1.3 Таблицы:

1) Спинной мозг (250),

2) Спинномозговой узел (251),

3) Вегетативное нервное сплетение (252),

4) Трехнейронная рефлекторная дуга (253),

5) Вегетативные рефлекторные дуги (254),

6) Схема вегетативной рефлекторной дуги (255),

7) Мозжечок (256),

8) Нейронный состав коры мозжечка (257),

9) Клетки мозжечка (258),

10) Кора больших полушарий головного мозга (259),

11) Цито- и миелоархитектоника (260),

1) Модуль (261).

1.4 Технические средства обучения: микроскопы, компьютеры.

Методические указания студентам по подготовке к занятию.

Студенты, придя на практическое занятие, должны предварительно подготовиться по рекомендованной учебной литературе (см. Раздел Учебно-материальное обеспечение: литература), а также используя материалы лекции, прочитанной по расписанию.

В первую очередь студентам следует последовательно изучить общую морфофункциональную характеристику нервной системы, её основные отделы, компоненты периферической и центральной нервной системы, рефлекторную дугу, серое и белое вещество, типы нервных центров. Затем подробно изучить строение и функции всех органов системы в следующей последовательности:

1. Спинномозговой узел, строение, морфофункциональная характеристика нейронов и нейроглии.

2. Спинной мозг, развитие, строение, классификация и морфофункциональная характеристика нейронов и нейроглии, спинномозговая рефлекторная дуга, собственный рефлекторный аппарат.

3. Вегетативная нервная система, общая морфофункциональная характеристика, центральный и периферический отделы, рефлекторные дуги, строение ганглиев интрамуральных нервных сплетений пищеварительного тракта, классификация и морфофункциональная характеристика нейронов.

4. Мозжечок, общая морфофункциональная характеристика, слои, нейронный состав, нейроглия, афферентные и эфферентные нервные волокна, межнейрональные связи, тормозная система коры мозжечка.

5. Кора полушарий большого мозга, общая морфофункциональная характеристика, эмбриональный и постэмбриональный гистогенез, слои, типы нейронов и нейроглия, цито- и миелоархитектоника, представление о модульной организации, структурные основы хранения информации.

Задачи на предстоящее занятие: студент должен быть подготовлен к занятию по теоретическому блоку (используя основную и дополнительную учебную литературу, а также конспективные материалы лекции по данной теме) для собеседования с преподавателем, написания программированного контроля и дальнейшего усвоения практического блока (микроскопирование и зарисовка гистологических микропрепаратов органов нервной системы). С собой на занятии необходимо иметь рабочую тетрадь, лекционный конспект, альбом, карандаши.

Самостоятельная работа студентов:диагностика и зарисовка микропрепаратов, решение ситуационных задач, чтение электронных микрофотографий, компьютерное тестирование.

Вопросы и задачи для самоконтроля знаний.

Контрольные вопросы 1-го занятия:

1. Какие виды рефлекторных дуг вам известны? Каково строение их компонентов?

2. Каковы морфофункциональные особенности нейронов и глиоцитов спинномозговых узлов?

3. Опишите топографию и функцию ядер серого вещества спинного мозга?

4. Куда направляются аксоны псевдоуниполярных нейронов спинномозговых узлов и что они образуют?

5. Куда направляются дендриты псевдоуниполярных нейронов спинномозговых узлов и какую структуру они образуют?

6. Как морфологически и гистохимически идентифицировать адренергические и холинергические структуры вегетативных узлов?

7. Опишите топографию и функцию ядер серого вещества спинного мозга?

8. Куда направляются аксоны нейроцитов двигательных ядер передних рогов спинного мозга, и какие структуры они формируют?

9. Какие виды нейроглии встречаются в спинном мозге?

10. Каково строение периферического нерва?

Контрольные вопросы 2-го занятия:

1.Из каких слоев состоит кора мозжечка?

2.Каков нейронный состав молекулярного слоя коры мозжечка?

3. Опишите особенности строения грушевидных нейронов мозжечка.

4. Дайте морфофункциональную характеристику клеток-зерен. В каком слое коры мозжечка они встречаются?

5. Назовите афферентные и эфферентные нервные волокна в коре мозжечка.

6. Дайте морфофункциональную характеристику нейронов коры большого мозга.

7. Опишите особенности строения и функции крупных пирамидных нейронов.

Микропрепараты для изучения и зарисовки.

1. Спинальный ганглий. Окраска гематоксилин эозином. На малом увеличении микроскопа найти передний и задний корешок спинного мозга, а также спинномозговой ганглий, расположенный по ходу заднего корешка. На периферии ганглия локализуются крупные нервные клетки со светлыми ядрами – псевдоуниполярные иейроциты. Их аксоны образуют задний (чувствительный) корешок спинного мозга. Передний корешок образован аксонами двигательных нервных клеток спинного мозга, на некотором расстоянии от спинномозгового ганглия он сливается с дендритами псевдоуниполярных нейронов образуя смешанный спинно-мозговой нерв.

На большом увеличении найти вокруг нейроцитов капсулу из мелких глиоцитов ганглия (мантийных клеток) с округлыми более плотными чем у нейроцитов, ядрами. Тонкие прослойки соединительной ткани, окружающие нейроны, обнаруживаются по уплощенным ядрам с компактным хроматином. Снаружи ганглий и корешки окружены соединительно-тканной капсулой.

зарисовать и обозначить: 1) передний корешок спинного мозга, 2) задний корешок спинного мозга, 3) спинно-мозговой узел и в нем: а) соединительнотканную капсулу, б) псевдоуниполярный нейрон, в) мантийные глиоциты, г) нервные волокна, д) прослойки рыхлой соединительной ткани.

2. Симпатический узел. Окраска импрегнация серебром. На малом увеличении найти скопления крупных клеток желтовато-коричневого цвета с многочисленными темно-коричневыми отростками. Это мультиполярные нейроны. При большом увеличении определить глиоциты ганглия - клетки, окружающие тела нейров (по мелким округлым ядрам желтого цвета).

зарисовать и обозначить: 1) мультиполярный нейрон, 2) глиоцит ганглия.

2. Спинной мозг. Окраска импрегнация серебром. Спинной мозг состоит из двух симметричных половин, отграниченных одна от другой спереди глубокой вентральной срединной щелью, а сзади соедительнотканной срединной перегородкой. На периферии органа найти светлое белое вещество, а внутри - более темное серое вещество.

В сером веществе найти более узкие дорсальные рога и более широкие вентральные рога. Между ними расположена промежуточная зона серого вещества. В вентральном роге найти самые крупные нейроны спинного мозга, образующие двигательные ядра, подразделяющиеся на латеральную и медиальную группы. В промежуточной зоне различимы медиальное промежуточное ядро и латеральное промежуточное ядро (симпатическое по своей природе), расположенное в латеральных рогах. В основании дорсального рога медиально видно грудное ядро, а дорсолатерально от него - собственное ядро дорсального рога. Правая и левая половины серого вещества соединены серой спайкой, или комиссурой, в которой проходит центральный спинномозговой канал. В белом веществе найти вентральные, латеральные и дорсальные канатики. Миелиновые волокна белого вещества на большом увеличении выглядят следующим образом: осевой цилиндр имеет вид темной точки, а миелиновая оболочка - светлого кружка, что является следствием растворения миелина во время обработки ткани перед ее заливкой.

Зарисовать и обозначить: 1) вентральную срединную щель, 2) дорсальную срединную перегородку, 3) серое вещество и в нем: а) дорсальный рог, б) лате­ральный рог, в) вентральный рог, г) грудное ядро, д) собственное ядро дорсального рога, е) двигательные ядра вентрального рога, ж) латеральное ядро (вегетативное, симпатическое), 4) центральный канал, 5) белое вещество.

4. Мозжечок - срез, перпендикулярный направлению извилин. Окраска - импрегнация серебром. Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Основная масса серого вещества располагается на поверхности органа, образуя его кору. Белое вещество лежит внутри извилин. Отыскать в коре мозжечка три слоя: 1) наружный - молекулярный, 2) средний - слой грушевидных нейронов, 3) внутренний - зернистый. Наиболее заметным является слой грушевидных нейронов, так как в нем содержатся очень крупные нервные клетки - клетки Пуркине, с отходящими от их тела в молекулярный слой несколькими древовидно разветвляющимися дендритами. При большом увеличении рассмотреть грушевидные клетки с перицеллюлярными аппаратами - «корзинками», оплетающими их тело. В нижней трети молекулярного слоя, у нижних ветвлений дендритов клеток Пуркине лежат мелкие клетки - корзинчатые нейроны. Их относительно длинные ветвящиеся дендриты и длинный нейрит идут параллельно поверхности извилины над телами грушевидных клеток. Отходящие от нейрита коллатерали опускаются к телам клеток Пуркине и образуют на них «корзинки». Выше корзинчатых клеток в молекулярном слое лежат звездчатые нейроны. Внутрь от слоя грушевидных нейронов, в направлении белого вещества, расположен зернистый слой. Он богат мелкими клетками - зерновидными нейронами (клетками-зернами). Они имеют слаборазвитую цитоплазму, и поэтому на препарате видны только их ядра. Длинный аксон клеток-зерен проходит в молекулярный слой и в нем Т-образно делится на две ветви, идущие параллельно поверхности, вдоль извилин. Поэтому на поперечном срезе эти ветви имеют вид точек.

Зарисовать и обозначить: 1) молекулярный слой и в нем: а) звездчатые нейроны, б) корзинчатые нейроны, в) дендриты грушевидных нейронов, 2) слой грушевидных нейронов и в нем: г) тела грушевидных нейронов, д) «корзинку» нервных волокон на теле грушевидного нейрона, 3) зернистый слой и в нем: е) клетки зерна, ж) белое вещество.

5. Кора большого мозга. Окраска - импрегнация серебром, но методу Кахаля. При малом увеличении микроскопа рассмотреть послойное строение коры. Изучать слои следует не на поверхности препарата, так как там часть слоев обычно срезана или переимпрегнирована. Необходимо найти борозду между двумя извилинами с мягкой мозговой оболочкой и сосудами в ней. По обе стороны от борозды видна поверхность коры. Самый наружный слой коры - молекулярный легко различим по бедности клетками. Следующий слой - наружный зернистый - содержит мелкие нейроны округлой, угловатой или пирамидальной формы размером около 10 мкм, далее самый широкий - наружный пирамидный слой. Ниже располагается внутренний зернистый слой с мелкими клетками звездчатой формы. Этот слой легче выделить, если предварительно рассмотреть бросающийся в глаза следующий внутренний слой пирамидных нейронов с гигантскими пирамидными нейронами высотой до 120 мкм. Далее располагается слой полиморфных нейронов. Под корой видно белое вещество, построенное преимущественно из миелиновых волокон. В состав серого и белого вещества входят также глиоциты, определяемые по их ядрам.

Зарисовать и обозначить: 1) кору большого мозга, 2) молекулярный слой , 3) наружный зернистый слой, 4) наружный слой пирамидных нейронов, 5) внутренний зернистый слой, 6) внутренний слой пирамидных нейронов, 7) слой полиморфных нейронов, 8) белое вещество.

V. Учебные материалы

1. Обучающие ситуационные задачи и варианты их решения. (См. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.В. Логвинов, В.П. Костюченко, А.В. Герасимов. - Томск: СГМУ, 2000.- 130 с. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С.Л. Кузнецов и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.).

2. Бланки служебных документов.

3. Учебная информация для использования на занятии.

· Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. - 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

· Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бойчук, Р.Р. Исламов, С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

· Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. - М.: МИА, 2002. - с.

4. Табличные, справочные и другие материалы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.