Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика невротических расстройств в детском возрасте.

Частота невротических расстройств у детей колеблется, по данным разных авторов, от 14 до 65% (Ковалев В.В., 1979, 1995; Личко А.Е., 1985; Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндинин В.Я., 1994; Шевченко Ю.С., 1995; Kelly M.A., Alexander C.S., Morris N.M., 1991; Kiser L., Meston J., Nickerson S. et al., 1993 и др.). Наибольшее число больных неврозами среди детей школьного возраста 8-12 лет.

По мнению А.И. Захарова (1982), неврозы у детей - это заболевание формирующейся личности, на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей и детей. Отмечается, что первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, являющейся наиболее близким для ребенка лицом в первые годы жизни. Оба родителя испытывают много личностных проблем, и заболевание ребенка можно рассматривать как клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся еще нередко в прародительских семьях. Особенности клиники невротических расстройств, с точки зрения большинства психиатров, зависят от стадий развития психики ребенка, от возрастного уровня нервно-психического реагирования (Ковалев В.В., 1973, 1995).

Выделяют следующие уровни:

1) соматовегетативный (0 - 3 года);

2) психомоторный (4 - 10 лет);

3) аффективный (7 - 12 лет);

4) эмоционально - идеаторный (12 - 15лет).

Возрастной фактор в виде изменений общей и нервной реактивности в критические периоды онтогенеза - кризы в 2-4 года, 7-8 лет, 12-15 лет, по Г.Е.Сухаревой (1955), Stockert (1966), может иметь определенное этиологическое значение и способствовать возникновению невротического заболевания.

Носители другой точки зрения (Ковалев В.В., 1994; Спиваковская А.С., 1988) убеждены, что неврозогенез не имеет существенных возрастных особенностей, из чего следует вывод об идентичности этиопатогенеза невротических расстройств у детей, подростков и взрослых. Указывается также на то, что возрастной фактор сказывается лишь на симптомо- , формообразовании, а не на этиопатогенезе. Традиционно в отечественной литературе считается, что нарушения в нервно-психической сфере ребенка представляют интегративное выражение расстройств биологического и психического созревания, вызванных взаимодействием психогенных, церебрально-органических и наследственно-конституциональных факторов, при этом учитывается принцип единства биологического и социального (при ведущей роли последнего) в человеке в процессе формирования его личности (Ковалев В.В., 1975, 1995; Мясищев В.Н., 1975; Шорохова Е.В., 1975; Новинский И.И., 1979).



Общим ведущим причинным фактором психогенных заболеваний являются психотравмирующие воздействия, однако их характер может быть очень различным. Большинство авторов выделяют следующие их характеристики: интенсивность, смысл, актуальность, патогенность, острота, продолжительность, повторяемость, связь с преморбидными личностными особенностями.

В.В.Ковалев (1995) отмечает следующие типы детских психотравмирующих факторов:

1) шоковые психические травмы;

2)ситуационные психотравмирующие факторы относительно кратковременного действия;

3) хронически действующие психотравмирующие ситуации;

4) факторы эмоциональной депривации.

А.И. Захаров (1982) считает, что, чем острее психотравма, тем меньшую роль играют личностные особенности.

 

1.1 Основные виды неврозов.

Итак, неврозы – психогенные заболевания, возникающие из-за различных факторов, травмирующих психику, при которых происходит “срыв” деятельности головного мозга без каких-либо признаков его анатомического повреждения.

Одним из наиболее существенных вопросов, касающихся психогенеза неврозов, является понимание основных клинических форм неврозов как зафиксированных механизмов болезненного восприятия и переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком, попытки соотношения форм неврозов с типами внутриличностных конфликтов.

Существуют три вида неврозов - неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний (также выделяют системные невротические и неврозоподобные состояния: заикание, тики, энурез, расстройства сна и аппетита). В соответствии с этими основными формами невроза описываются три типа психологических конфликтов: неврастенический, истерический и обсессивно-психастенический.

Астено-невротическое состояние -это, пожалуй, самое распространенное состояние у современных школьников. Их можно рассматривать как «предневроз», стадию формирования неврастении. Причиной их служит объединение нескольких факторов:

- личностной предрасположенности;

- условий социального окружения;

- повышенных нагрузок (хронического утомления и переутомления, психологического стресса).

У таких школьников снижена работоспособность, особенно на длительном отрезке времени, отмечается эмоциональная лабильность, причем отрицательные эмоции возникают легко, по пустякам, а положительные – с трудом. Снижен и общий фон настроения. Субъективно они практически постоянно ощущают усталость. Апатичные и вялые большую часть учебного дня, такие школьники лишь изредка воодушевляются, «вспыхивают».

Для учащихся в подобном состоянии часто характерны прямо противоположные проявления, объединенные одним признаком: они не типичны для этого школьника в его «обычном» состоянии. Это может быть излишняя говорливость или наоборот, молчание, когда есть необходимость высказаться; чрезмерная подвижность, суетливость, даже импульсивность, или, наоборот, апатия, безынициативность, отсутствующий взгляд.

Нередко таких детей воспринимают как лентяев, хотя по своему образу жизни и характеру они прямо противоположны этому. С трудом засыпая, утром они не чувствуют себя отдохнувшими, весь день их тянет ко сну, ничего не хочется делать. Они подстегивают себя кофе, крепким чаем, холодным душем и, пытаясь наверстать упущенное, постепенно попадают в замкнутый круг: чем больше занимаются, тем меньше успевают. Обычно у таких детей снижены и защитные силы организма: они часто простужаются.

Неврастения– это самая частая форма неврозов. Она характеризуется повышенной раздражительностью, быстрой утомляемостью и истощаемостью. Возникает на фоне нервного и/или интеллектуального перенапряжения, при переутомлении, перегрузке в учебе. У неврастеников наблюдается раздражительная слабость, которая проявляется в чрезмерном реагировании по случайному или малозначительному поводу, в несдержанности эмоций, повышенной возбудимости. Но даже бурные эмоциональные проявления обычно непродолжительны и быстро истощаются. Повышенная возбудимость может без всякой причины или по незначительному поводу перейти в слезы и рыдания. Человек делается нетерпеливым, иногда суетливым, он не может долго заниматься однообразным делом.

Неврастенический конфликт представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе – с другой. В определенной степени возникновению данного типа конфликта способствуют высокие требования, предъявленные возрастающими темпами и напряжением современной жизни. Больные неврастенией не могут контролировать свои эмоции, владеть своими чувствами, они невыдержанны по пустякам. Настроение у таких людей чаще всего пониженное, но неустойчивое – подавленность сменяется слезливостью. Они испытывают постоянное недовольство собой. Периодически возникают тоска, чувство безысходности, неспособности что-либо изменить. Больной ощущает постоянное чувство усталости. Резко падает работоспособность. Всегда наблюдаются вегетативные расстройства.

Истерический невроз по своей частоте среди других неврозов занимает второе место после неврастении. Истерия - это ряд состояний, возникающих вслед за психической травмой (обида, оскорбление, ссора, др.) и характеризующихся разнообразными и меняющимися проявлениями.

Истерический конфликт отличается чрезмерно завышенными претензиями личности, отсутствием критического отношения к себе и своему поведению. Симптомы истерии чаще всего напоминают проявление самых различных заболеваний, которых на самом деле нет. Эмоции как бы распространяются не только на область психических, но и соматических функций. Истерии чаще всего возникают у лиц демонстративных, с большой внушаемостью и самовнушаемостью.

Любым истерическим нарушениям свойственна яркая эмоциональная окраска, которая рассчитана на сочувствие окружающих. Эти люди охотно рассказывают о своих переживаниях, болезнях, жалобах, используя соответствующие интонации голоса, мимику, жестикуляцию. Даже истерические припадки никогда не возникают, если больной находится в одиночестве. Ему всегда нужны зрители, публика. В отсутствие зрителей он может и “забыть” о своих недугах.

Суждения их обычно поверхностны, мышление конкретное, все эмоции касаются только собственной личности. Подобное поведение у них сочетается с эгоцентризмом, отсутствием сострадания, сочувствия. Истерический невроз характеризуется также неустойчивостью эмоций, быстрой сменой настроения.

Оформленный истерический невроз с многообразной симптоматикой наблюдается в основном у подростков, в молодом возрасте, чаще у женщин и легче возникает у психопатических личностей истероидного круга.

Невроз навязчивых состояний– это наиболее редко встречающийся вид неврозов. Этот невроз проявляется в виде навязчивых страхов, опасений, сомнений, мыслей, воспоминаний, представлений и действий. Чаще всего наблюдается у людей мыслительного типа или с тревожно-мнительными чертами характера, также при психопатиях.

Психотравмирующий фактор при данном типе неврозов может быть и не столь значительным с точки зрения других людей, но для мнительного человека этот раздражитель является достаточным для формирования невроза.

Навязчивые состояния условно подразделяются на:

1. навязчивые страхи (фобии);

2. навязчивые мысли (обсессии);

3. навязчивые действия (импульсии).

У одного больного они могут сочетаться. Общим для всех навязчивостей является их постоянство, повторяемость и невозможность от них избавиться. Сам человек к ним относится критически, понимает, что они необоснованны, нелепы, но они возникают помимо его воли и желания и воспринимаются как болезненное, чуждое, тягостное для человека явление.

Фобии– это навязчивые страхи (например, клаустрафобия – боязнь закрытых пространств, агарофобия – наоборот, боязнь открытых пространств, кардиофобия – страх получить неизлечимое заболевание сердца, оксифобия – страх перед острыми предметами и др.). Впервые страх появляется в определенных ситуациях, закрепляется при повторении схожих обстоятельств, а затем возникает уже при одном воспоминании о пережитом страхе. Обычно у больного бывает один вид фобии. Появление фобий сопровождается вегетативными симптомами: бледностью или покраснением лица, сухостью во рту, потливостью, сердцебиением, расширением зрачков и др.

Обсессии– навязчивые мысли, размышления, воспоминания, сомнения. Тема этих навязчивостей может не иметь никакого отношения к больному, он не способен решить эти вопросы, и у него нет необходимости их решать. Но помимо воли они навязчиво всплывают в его сознании. При навязчивых сомнениях человека преследуют мысли о том, правильно ли они поступили в той или иной ситуации, правильным ли было их решение, все ли сделано как полагается. Бывают и контрастные навязчивости – когда у человека два противоречивых желания. Для таких навязчивостей характерно чувство чуждости, абсолютная немотивированность таких желаний.

Навязчивые действияобычно встречаются не в изолированном виде, а сочетаются с фобиями и обсессиями. Самыми частыми являются тики.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.