Сделай Сам Свою Работу на 5

Работает только СВОЕВРЕМЕННОЕ подкрепление.





 

Запоздалое подкрепление является наибольшим недочетом начинающего дрессировщика. Собака садится, но к тому времени, когда хозяин говорит: «Хорошая собака», собака уже снова стоит. За что, думает животное, его хвалят? За то, что оно встает.

...Слишком раннее подкрепление тоже неэффективно. В зоопарке Бронкса служители замучились с гориллой. Им было нужно, чтобы она выходила в вольер, чтобы можно было почистить внутреннюю клетку, но она взяла манеру сидеть в дверном проеме, и, обладая недюжинной силой, не давала закрываться скользящей двери. Когда же служители клали пищу снаружи или подманивали ее бананами, горилла либо не обращала на них внимания, либо хватала пищу и бежала обратно к своей двери, прежде чем ту успевали закрыть. Дрессировщика, работавшего при зоопарке, попросили разобраться. Он объяснил служителям, что размахивание бананами и подбрасывание пищи было попыткой подкрепить действие, которое еще не совершилось. Это называется взяточничеством. Надо было не замечать животное, пока оно сидело в дверях, но подкреплять пищей, если оно выйдет оттуда самостоятельно. Проблема была решена.



Мне кажется, что иногда и детей мы подкрепляем слишком рано, находясь под ложным впечатлением, будто мы их подбадриваем («Молодец, хорошо, ты уже почти все сделала правильно»). Возможно, при этом мы подкрепляем попытки.

Карен Прайор

 

Как вы теперь знаете, взяточничество по отношению к горилле было проделано неправильно. Взятки хорошо работают, просто нужно уметь их давать.

 

В истории применения положительных подкреплений есть случаи удивительные.

 

Бывает, что субъект способен воспринять столь слабые сигналы, в которых не отдает себе отчета сам дрессировщик, подающий их. Классический пример этого — Умный Ганс, лошадь, живущая в Германии. Это было в начале века; ее считали гениальной. Ударами копыт она могла считать, производить арифметические действия, складывать из букв Слова и даже извлекать квадратные корни; правильные ответы, конечно, подкреплялись лакомством. Хозяин, в прошлом школьный учитель, был совершенно уверен, что обучил лошадь читать, думать, заниматься математикой и вступать в общение. И действительно лошадь «отвечала» на вопросы. Даже в отсутствие хозяина. Многие ученые мужи приезжали в Берлин изучать Умного Ганса и убеждались в его гениальности. И лишь одному из психологов удалось показать, что лошадь ориентируется на какой-то сигнал, и, если никто из присутствующих не знает ответа, удары копыта носят неопределенный характер. Потребовалось длительное время и дальнейшее исследование, против которого восставали те, кто был убежден в гениальности лошади — сигналом к прекращению ударов копыта был легкий подъем головы хозяина или любого другого человека, задающего вопрос, когда достигалось правильное число, это движение первоначально усиливаемое широкополой шляпой, которое носил учитель, теперь было столь малым, что его почти не было видно (никому, кроме Умного Ганса), но оно почти не поддавалось подавлению произвольным усилием. Вот потому лошадь могла ориентироваться, когда прекращать удары копытом, наблюдая за любым человеком, а не только за хозяином. Феномен Умного Ганса стал нарицательным для любого случая, когда внешне поразительное поведение, начиная от разума животного, кончая психическими явлениями, на самом деле управляется какими-либо мельчайшими или стертыми проявлениями поведения экспериментатора, ставшими условными стимулами для субъекта.



Карен Прайор

 

Это, кстати, демонстрирует, что мы передаем собеседнику намного больший объем информации, чем подозреваем сами и подсознание считывает эти едва заметные сигналы. В НЛП эти феномены активно используются.



 

Начинающие тренеры, использующие пищевое подкрепление при работе с животными, часто не знают, какова должна быть величина каждого подкрепления. Ответ таков: чем меньше, тем лучше. Чем меньше подкрепление, тем быстрее — животное съест его. Это не только экономит время, но и позволяет дать большее количество подкреплений за один сеанс, прежде чем животное насытится.

Карен Прайор

 

С людьми проще. Одобрения, похвалы никогда не бывает слишком много. Нужно только чтобы это не выглядело фальшиво. А мы в большинстве очень плохо можем искренне одобрительно высказываться в адрес других и себя.

 

Карен Прайор различает условное и безусловное подкрепление. Безусловное подкрепление это например вкусная еда, а условное, а это сигнал о том что сейчас будет безусловное подкрепление. Это тот самый условный рефлекс.

 

Мои кошки слышат слова «Хорошая киса» когда получают ужин, когда их гладят, когда их впускают в дом и выпускают из дома, когда они проделывают маленькие трюки и получают за них вознаграждение. В результате я могу использовать эти слова для поощрения кошки, спрыгивающей с кухонного стола, и нет нужды сопровождать его каким-либо безусловным подкреплением. Быть может, причина того, что деньги оказывают на нас такое подкрепляющее действие, кроется в том, что они могут связываться практически с чем угодно. Это чрезвычайно обобщенное условное подкрепление.

Карен Прайор

 

Как сказал Козьма Прутков: «Глядя на мир нельзя не удивляться».

Поражает насколько, такая простая вещь, как положительное подкрепление, оказывается эффективной в реальной жизни и в тоже время насколько мало людей знает о ней и применяет ее.

 

Ведь умудряются нас научить в школе решать квадратные уравнение и даже не упомянуть о таких нужных в жизни методах. Вот история от Карен Прайор, чего можно добиться с помощью положительного подкрепления.

Джуди, дизайнер по профессии, чтобы оставаться в форме, поступила в вечерний рисовальный класс при соседнем университете, где занятия происходили раз в неделю; из двадцати человек в классе большинство тоже были дизайнерами, либо коммерческими художниками. Преподаватель на неделю задавал домашнюю работу, выполнением которой многие из этих занятых людей себя не утруждали. Преподаватель каждый раз по десяти, а то и более минут разглагольствовал о слабом выполнении домашних заданий. Устав от того, что их без конца бранили, Джуди предложила преподавателю подкреплять тех, кто принес домашние работы вместо того чтобы вправлять мозги тем, кто не сделал их. Так он и поступил, подкрепляя своих учеников публичной похвалой за каждое выполненное задание. К третьей неделе в классе не только улучшилось настроение, но и возросло число выполнивших домашнее задание с одной трети до трех четвертей класса.

 

Вторая история о чудесах положительного подкрепления заслуживает того, чтобы ее вывесила во всех ЗАГСах и печатали на свидетельствах о браке.

 

Молодая женщина вышла замуж за человека, который очень любил распоряжаться и командовать. Хуже того, и его отец, который жил с ними, тоже взялся помыкать невесткой. Эту историю рассказывала мне мать девушки. Она была в ужасе, когда впервые увидела, что приходится терпеть ее дочери. «Не беспокойся, мама, — сказала дочь, — поживем — увидим». Дочь взяла за правило как можно меньше реагировать на команды и резкие реплики, и одновременно подкреплять послушанием и живостью реакции любое проявление вежливости и внимания со стороны мужчин. За год она превратила их в очень славных людей. Теперь, когда она приходит домой, они встречают ее улыбками, и оба с радостью соглашаются помочь с покупками.

 

Карен Прайор

 

Так как, я не ставлю задачу, при всем моем уважение к Карен Прайор, постепенно изложить все, что она написала в своей книге и лишить вас удовольствия ее прочитать, то приведу еще только одну цитату по поводу способа освоения положительного подкрепления на практике.

 

Даже если вы знаете и понимаете принципы выработки, вы не можете применять их без предварительной практики. Выработка это не словесный процесс, это невербальный навык — развертывающийся во времени процесс взаимосвязанного поведения, наподобие танца, ухаживания или серфинга. Поэтому его нельзя до конца познать с помощью чтения, размышления или разговоров. Вы должны выполнять его.

Одним из простых и завораживающих способов развить навыки выработки являются обучающие игры. Я использовала эти игры, обучая технике дрессировки. Многие тренеры играют в них из спортивного интереса; они интересны и для развлечения гостей.

Для игры необходимо по крайней мере два человека: обучающийся и тренер. Оптимально количество шесть человек, потому что тогда каждый может побывать и испытуемым и тренером, прежде чем группа утомится; большая группа, например класс или лекционная аудитория, тоже возможна, потому что наблюдать за этим почти так же увлекательно, как участвовать.

Вы отсылаете испытуемого из комнаты. Остальные выбирают тренера и поведение, которое должно быть сформулировано: например, написать свое имя на доске, попрыгать или взобраться на стул. Испытуемый приглашается в комнату, и его просят двигаться по комнате и производить любые движения; тренер свистком подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Я предпочитаю, по крайней мере при первых нескольких подкреплениях, придерживаться правила, чтобы «подопытный» должен был возвращаться к дверям после каждого подкрепления начинать действия заново; это, по-видимому, препятствует развитию у некоторых испытуемых тенденции просто останавливаться в том месте, где было получено последнее подкрепление. И никаких разговоров. Смех, вздохи и другие проявления эмоций допускаются (разрешаются), но инструкции и обсуждения исключаются до тех пока не достигнуто задуманное поведение.

 

Теперь, когда я, надеюсь, убедил вас в колоссальных возможностях положительного подкрепления, стоит сказать несколько слов о внушении. Благодаря изучению в течение более двадцати лет поражающей воображении работы психотерапевта Милтона Эриксона — мастера гипноза (его искусство получило название эриксонианский гипноз), — был создан начальный набор техник, который затем получил название НЛП (нейро-лингвистическое программирование).

 

Милтон Эриксон был волшебником, магом, его последователи, к сожалению, всего лишь крепкие профессионалы.

 

Вот как описывает что такое НЛП Николай Козлов:

 

НЛП — это прежде всего стиль и язык. Стиль — бодрый и деловой, язык специализированный, научно-технический. Я бы сказал, что НЛП — это практика (методика) психологической работы, переведенная на язык американца с высшим техническим образованием. Психологию, как Золушку каждый одевает в свои одежды, задает ей свой взгляд, понимание и, следовательно, язык. Если в психологии работает гуманитарий, в психологическом словаре окажется: «Нужда, интерес, влечение, привязанность, страх, месть, раскаяние, самоактуализация». Пришли в психологию физиологи, язык учебников меняется: «Потребность, стимул, ориентировка, условный рефлекс, подкрепление, безусловный рефлекс». Когда усталые от этой плоской лабуды Науку Психологию решили взять в свои руки программисты и технари, их ключевыми словами стали:

«Карта, территория, программа, канал, позитивная спецификация, калибровка по модальностям, сменить стратегию, поставить якорь, проверить на экологичность»

И появилось НЛП, новая психологическая традиция.

Н. Козлов, «Истинная правда или учебник для психолога по жизни»

 

Колоссальные возможности НЛП демонстрирует следующий отрывок с которого начинается книга Сергей Горина «А гипноз вы пробовали?»

 

Когда я впервые предложил коммерсантам изучать гипноз, их это удивило. Поэтому книгу я начну так же, как начинал свои лекции — с примера успешного применения гипноза при работе с людьми не в кабинете психотерапевта.

Пример взят из детективной повести Д. Уэстлейка «Проклятый изумруд». Один из сюжетных поворотов там состоит в том, что преступники хотят украсть изумруд из банковского сейфа. При этом ограбить банк невозможно — он слишком хорошо защищен. Можно, правда, легально войти в помещение, где стоят сейфы — для этого надо стать клиентом банка; но и тут есть препятствие: каждый сейф открывается двумя ключами, один из которых хранится у клиента, а другой — у охранника, имеющего фотографии всех клиентов. Тот ключ, который принадлежал владельцу сейфа с изумрудом, преступники уже добыли, но ведь охранник не откроет чужой сейф! А что, если применить... гипноз?

«...Альберт Кромвель (охранник) жил в квартире на двадцать седьмом этаже в Верхнем Вест Сайде и добирался домой на метро. В тот день, когда он вошел в лифт, рослый импозантный мужчина с черным пронзительным взглядом, высоким лбом и густыми черными волосами, в которых начинала серебриться седина, вошел в лифт вместе с ним.

— Вы уже видели эти цифры? — спросил мужчина глубоким зычным голосом.

Удивленный Альберт повернулся к соседу. Незнакомые люди не разговаривают в лифте.

— Прошу прощения?

Кивком головы импозантный мужчина указал на ряд номеров, светящихся над дверью — Я говорю об этих цифрах. Посмотрите на них! Обратите внимание на регулярность движения, — продолжал своим звучным голосом странный попутчик — Как приятно видеть хорошо налаженный механизм, действующий безотказно, регулярно смотреть на номера, знать, что за каждым номером последует другой. Смотрите на номера. Произносите их вслух, если хотите, это успокаивает после работы. Так хорошо, что есть возможность отдохнуть, возможность смотреть на эти номера, чувствовать, как тело расслабляется, расслабляется, чувствовать себя в безопасности, смотреть на номера, следить за ними, чувствовать, как каждый мускул расслабляется, каждый нерв расслабляется, чувствовать, что можно наконец прислониться к стене и расслабиться, расслабиться, расслабиться, теперь больше ничего не существует, кроме цифр и моего голоса.

Импозантный мужчина замолчал и посмотрел на Альберта, прислонившегося к стене лифта и устремившего бессмысленный взгляд на цифры поверх двери. Погас двенадцатый. Альберт Кромвель смотрел на номера.

— Вы слышите меня? — спросил импозантный мужчина.

— Да.

— Скоро, в ближайшие дни, человек обратится к вам в банке, в котором вы работаете. Вы меня понимаете?

— Да, — ответил Альберт.

— Человек скажет вам: «ларек с афганскими бананами». Вы меня понимаете?

— Да.

— Что скажет вам человек?

— Ларек с афганскими бананами.

— Очень хорошо, — сказал импозантный мужчина. Зажегся номер семнадцатый — Вы по-прежнему чувствуете себя совершенно расслабленным, — продолжал он. — Когда человек скажет вам «ларек с афганскими бананами», вы сделаете то, что он велит. Вы меня поняли?

— Да, — ответил Альберт Кромвель.

— Что вы сделаете, когда человек скажет «Ларек с афганскими бананами?»

— Я сделаю то, что он мне велит, — ответил Альберт Кромвель.

— Очень хорошо. Это очень хорошо, у вас все будет очень хорошо. Когда человек покинет вас, вы забудете, что он приходил. Понимаете?

— Да.

— Что вы сделаете, когда он вас покинет?

— Я забуду, что он приходил.

Превосходно, молодец, все хорошо. — Импозантный мужчина протянул руку и нажал на кнопку двадцать пятого этажа. — Когда я вас покину, вы забудете наш разговор. Когда вы доедете до вашего этажа, вы будете чувствовать себя расслабленным, вам будет очень, очень хорошо. Вы не будете вспоминать наш разговор до того времени, пока человек не скажет вам «ларек с афганскими бананами». Тогда вы сделаете то, что велит этот человек, а когда он уйдет, вы забудете наш разговор, забудете человека, который к вам приходил. Вы сделаете это?

— Да, — ответил Альберт Кромвель. Над дверями лифта зажегся номер «25». Лифт остановился. Двери раздвинулись.

— Молодец, очень хорошо, — сказал импозантный мужчина, выходя из кабины. — Очень хорошо.

Дверь закрылась, и лифт поднялся до двадцать седьмого. Альберт встряхнулся и вышел из кабины. Улыбаясь, он направился по коридору упругой походкой. Он чувствовал себя отдохнувшим и бодрым, короче говоря, он чувствовал себя превосходно...)»

Дальше в повести все произошло именно так, как приказал гипнотизер, и моим слушателям это кажется удивительным и даже фантастичным. На самом деле здесь удивительно другое, — то, что автор непритязательного детективного чтива абсолютно точно, профессионально точно описал применение одной из техник эриксонианского гипноза, которому посвящены мои лекции и эта книга. Прочитав ее, вы, разумеется, еще не сможете наводить и использовать гипнотический транс столь же изящно, как «импозантный мужчина» в лифте, но вы будете знать, как это можно сделать, и если захотите, будете иметь все необходимые для этого навыки.

 

Этот история впечатляет, не правда ли? Тем более, что мы погружаем людей сами в транс, и сами в него погружаемся много раз за день. Транс — открытие подобное открытию малограмотного персонажа Мольера. Вы помните, что этот ученик, был поражен информацией о том, что он, оказывается, говорит не просто так, а прозой.

 

Любая концентрация внимания, когда мы например, задумались уставившись в одну точку, или увлеклись интересной книгой, или засмотрелись на завораживающую взгляд женщину, является трансом. Разница только в его глубине. В глубине концентрации внимания.

 

Весь секрет заключается в поощрении, положительном подкреплении, повышения глубины транса. А вот как именно это делается и демонстрируют многочисленные техники НЛП. Достаточно трудно было обнаружить эти эффективные техники. Вот что пишут Леонид Кроль, Екатерина Михайлова в предисловии к книге Милтона Г. Эриксона и Эрнеста Л. Росси «Человек из февраля».

 

Стенограмма этих сессий пролежала в архиве тридцать лет, ожидая своего часа. Он настал в конце 70-х годов, когда Эриксон обратил на нее внимание одного из самых выдающихся своих последователей, Эрнеста Росси. «Ученик чародея» стал задавать вопросы, и так они проговорили полных 15 часов. Из этого обсуждения родился «второй план» книги, анализирующих и объясняющий происходящее, — своего рода руководство по «толкованию наведений»... или путеводитель по лабиринту. Без этих комментариев что-то из магии сессий мастера осталось бы абсолютно непонятным, а что-то даже и вовсе незамеченным. С настоящей магией так бывает.

Известно, что Эриксон часто отвечал на вопросы учеников метафорой или историей, а те просили его объяснить или показать «что-нибудь попроще, даже поскучнее», да так и не добивались своего (Маргарет Мид, 1979).В обсуждении с Росси Эриксон объясняет то, что делает, прямее и проще обычного. Не удивительно, что специалисты по наследию Эриксона считают эту книгу уникальной.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.