Компенсирующие самоустанавливающиеся муфты
МУФТЫ
(Гузенков П.Г., §19.1 … 19.8)
1. Муфты это устройства предназначенные для передачи крутящего момента между валами расположенными вдоль одной оси .
Кинематическая и силовая связь между валами с помощью муфт может осуществляться при условиях, когда необходимо:
а) компенсировать влияние вибраций и ударных нагрузок;
б) уменьшить вредное влияние несоосности соединяемых валов;
обусловленной неточностью изготовления и монтажа;
в) предохранить элементы привода от перегрузок;
г) сцеплять и расцеплять передачи;
д) регулироватъ скорость ведомой части кинематической цепи;
е) облегчать пуск.
Муфты представляют собой автономные узлы, присоединяемые к валам машины по простым посадочным поверхностям цилиндрическим или коническим.
Применяемые в современном машиностроении муфты приводов по назначению, принципу действия и конструкции чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Основные конструкции муфт охвачены стандартами или нормалями.
По назначению и конструктивным особенностям муфты можно классифицировать на несколько классов и групп. В курсе « Детали машин» изучают только группу механических, муфт.
Основная характеристика при подборе муфт по ГОСТу, каталогу или справочнику - передаваемый муфтой крутящий момент, учитывающий наиболее тяжелое условие ее нагружения и называемый расчетным крутящим моментом:
Тк = к·Т, Нм
где Т - крутящий ( номинальный ) момент, передаваемый муфтой при установившемся режиме работы, определяемый по формуле
Т= 9,55· 106 , Нмм;
к- коэффициент динамичности или режима работы.
Коэффициент динамичности рассчитывают на основании данных о спектре нагружения с учетом влияния различных уровней нагрузки на прочность и износостойкость деталей муфты, при отсутствии таких данных пользуются приближенными рекомендациями, отражающими в известной степени опыт эксплуатации.
В соответствии с этим определяют
К = К1·К2
где К1 - коэффициент безопасности, учитывающий характер последствий при выходе муфты из строя К1 = 1,0.... 1,8;
К2 - коэффициент, учитывающий условия работы муфты; удары,
толчки, реверс и т.д. ( К2= 1,0 ... 1,5; меньшие значения при спокойной нагрузке, большие - при обработке с ударами, а также при реверсивной; нагрузке).
Так как муфты подбирают по ГОСТу или ведомственным нормалям, то расчет их осуществляют как проверочный.
2. Не расцепляемые муфты
Не расцепляемые муфты служат для постоянного соединения валов. Конструкция муфты при этом зависит от взаимного расположения соединяемых валов. Возможные варианты взаимного расположения валов показаны на Рис. 2.
2.1 Жесткие или глухие муфты
Жесткие или глухие муфты предназначены для жесткого соединения строго соосных валов. Применяются для соединения длинных валопроводов и при стесненных габаритах в месте соединения валов, при n < 250 об/мин и d <550 мм.
Жесткие муфты бывают: втулочные, поперечно - свертные и продольно-
- свертные, Рис.3.
а)
б)
Рис.3 а) Муфты втулочные ГОСТ24246–80,
б) Муфты продольно–свертные ГОСТ 23106–93
Из глухихжестких муфт наибольшее распространение получили фланцевые поперечно - свертные муфты Рис.4, состоящие из двух фланцев соединенных болтами поставленными с зазорами – 1 или без
зазоров - II
В муфтах типа I крутящий момент передается силой трения между фланцами полумуфт прижатых болтами. Болты рассчитывают на растяжение с учетом кручения при затяжке.
В муфтах типа II болты установлены без зазора, поэтому крутящий момент передается телом болтов. Болты рассчитывают на срез и на смятие.
Оба случая относятся к расчету группового соединения болтами при действии сдвигающего момента и установке болтов на одном радиусе.
1 установка болтов с зазором
| II установка болтов без зазора
|
На фланцевое муфты имеется стандарт ГОСТ 207 61 - 80 для валов диаметрами 12 - 220 мм и крутящих моментов от- 8 ·103 до 46 ·106 Н мм.
Компенсирующие самоустанавливающиеся муфты
К компенсирующим самоустанавливающимся муфтам относятся: зубчатые; кулачково - дисковые (крестовые ); шарнирные (шарниры Гука)и другие
Эта группа муфт служит для компенсации несоосности соединяемых валов.
Самая распространенная из них зубчатая муфта ГОСТ 5006 – 94, Рис.5.
Она состоит из двух полумуфт 1и 2 с наружным зубьями и двух половин обоймы 3 и 4 с внутренними зубьями. Зубья полумуфт и половин обоймы имеют эвольвентный профиль.
Зубчатая муфта компенсирует любые взаимные смещения валов - осевые, радиальные и угловые. Для этого зубчатое зацепление выполняют с боковым зазором, а зубья полумуфт – бочкообразной формы.
Полумуфты и половины обоймы изготовляют из стали 40, 45 или 45Л, 50
Размеры зубчатой муфты принимают по таблицам ГОСТа в зависимости от расчетного крутящего момента рассчитанного по формуле 1. Проверочный расчет на прочность проводят по формуле:
Тк max 2 Tk ,
где Тк max –максимальный кратковременно передаваемый муфтой крутящий момент, принимаемый по ГОСТ 5006– 94.
2.2.2 Кулачково - дисковые (крестовые ) муфты
Рис. 6.
Наибольшее применение получиликулачково – дисковые муфты ГОСТ 20720–75. Предназначенные для соединения валов с радиальным смещением, они допускают также осевое и угловое смещения соединяемых валов.
состоит из двух полумуфт I и 2, промежуточного плавающего диска 3 и кожуха 4. Насаженные на валы полумуфты соединяют между собой диском благодаря тому, что на торцах диска имеются выступы, которые вставляют в пазы полумуфт. Так как выступа расположены взаимно перпендикулярно, то муфта обеспечивает свободное радиальное перемещение соединяемых валов. Она допускает также осевое и угловое перемещения валов. Муфты работают со значительные износом, поэтому их по нормам Госгортехнадзора не устанавливают на кранах.
Критерием работоспособности крестовых муфт является износостойкость рабочих граней. Давление по длине рабочих: граней распределяется неравномерно. Обычно принимают, что давление распределяется по треугольной эпюре,
Ft - равнодействующая всех с удельных нагрузок.
Tк- крутящий момент, который передает муфта; Тк = Ft·L
Наоснове опыта проектирования установлено, что
lсм = 0,3(D - е); L= 0,8(D - е)
Tk = Ft·L; Tk =
отсюда получим формулу для практических расчетов
Допускаемые .давления [р] > 7 в муфтах со стальными, закаленными до высокой твердости рабочими гранями достигают [р] = 15 ..25 МПа , а для текстолита по стали [р] = 8. ..10 МПа.
Упругие муфты
Назначение упругих муфт - смягчение толчков нагрузки, и предотвращение опасных колебаний. Кроме того, упругие муфтыдопускают некоторую компенсацию неточностей взаимного положения валов.
Упругая муфта состоит из двух полумуфт и упругих элементов, которые могут быть металлическими (стальные пружины) и неметаллическими (обычно резиновыми).
2.2.3 Муфты упругие втулочно - пальце по ГОСТ 21424 - 93. Материал муфт - чугун СЧ 21 , сталь З0 или 35Л. Материал пальцев - сталь 45 не ниже, материал колец - резина с пределом прочности при растяжении не менее 3 МПа. Конструкция муфты изображена на рис. 8.
Муфта состоит из полумуфт 1 и 2. На фланце полумуфты 1 на одном диаметре закреплено Z пальцев 3 с резиновыми кольцами или втулками 4, которые входят в отверстия фланца полумуфты 2, передавая ей крутящий момент.
Критерием работоспособности муфт является стойкость слабого звена – резиновых колец. Расчет втулочно – пальцевой муфты с неметаллическим упругим элементом состоит из проверочного расчета упругих элементов на смятие и пальцев на изгиб.
Напряжение в материале одного упругого элемента определяется в предположении, что окружное усилие распределено между пальцами равномерно. Расчет проводится по минимальной площади контакта резиновых колец с полумуфтами, то есть по площади контакта с пальцем.
где – Z число пальцев;
D1 – диаметр окружности расположения пальцев, мм;
dп – диаметр пальцев (под упругим элементом),
l – длина упругого элемента, мм.
Для резиновых колец = 2 … 4 МПа.
Пальцы муфт рассчитывают на изгиб с допускаемым напряжением
= (0,4 … 0,5) , где – предел текучести материала пальцев.
Определим нагрузку на один палец
Рис.9
.
Максимальный изгибающий момент в заделке пальца
M = Ft1·l0 .
Допускаемые напряжения изгиба 60 … 80 МПа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|