Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА

I ИМ


Основные этические принципы в работе психолога

«... вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не затыкать рта другим, а самим стараться быть как можно луч­ше».

Платон. Апология Сократа

Среди важнейших этических принципов работы психолога на­зывают прежде всего доступность психологической помощи и от­каз от любых форм дискриминации клиентов, уважение их рели­гиозных и других убеждений, учет этих убеждений независимо от отличий их от убеждений психолога по каким-либо мотивам и при­знакам.

Важным принципом является аккуратность и точность в ра­боте, т. е. профессионализм pi забота о качестве своей деятельности, касается ли это выводов и рекомендаций, постановки диагноза или выводов исследования.

Принципиально соблюдение конфиденциальности и ува­жение права на закрытость частной жизни как клиентов, так и коллег.

Необходимо уважение прав собственности, идет ли речь о ре­зультатах разработок коллег или о сумме оплаты услуг.

Принципиальным является сохранение экологической без­опасности, означающее долг психолога участвовать в пропаганде здорового образа жизни и экологии человека, в просвещении на­селения об опасности бесконтрольного применения психотропных лекарств.

Психологи участвуют в планировании разного рода акций с уча­стием масс людей, от них зависит возможность предотвращения психозов толпы, проявлений ее агрессии.

В широком смысле экологическая безопасность предполагает заботу о последствиях вмешательства психолога в жизнь кли­ентов.

Принцип коллегиальности и индивидуальной (личной) ответ­ственности означает требование помощи и сотрудничества в кол­лективе, с одной стороны, и щепетильность в личных просьбах, от­каз от иждивенчества — с другой.

Важен принцип преодоления конфликта интересов, т. е. прио­ритета служебных интересов перед личными, означающий пре-

> ■ м ми»- соблазна коррупции в профессиональной деятельности и in i I какого-то иного получения выгоды из служебного положе- мн • кроме заранее оговоренной оплаты труда.



Ирин ним права на конструктивную критику, не порождаю- <■ t конфликтов, предполагающий соответствующую современно- Iи .ник > культуру супервизорства, коллегиальных обсуждений и I'M I рикорпоративных отношений.

И рнЬоте психолога огромное значение имеет умение не только и mi. iv находить удовлетворение в работе, но и вселять в других мш in im, показывать светлые стороны жизни, придавать уверен-

• • «п. и улучшение тяжелой ситуации, что в общем плане может jhm наминаться как принцип гедонизма.

Кроме названных принципов, в работе психолога необходимо,

• =ч пи медицине, применение принципа информированного (осве- ' и н иного) согласия клиента, участника эксперимента на участие

« и рои,с 1,ура х с указанием всех возможных последствий и прав МП I никои.

<h психолога требуется максимальная беспристрастность при «I I пертизе и оценивании конфликта клиента с администрацией ip« I и пин, где он находится в служебном подчинении. В соот- и и 1ИУЮЩПХ обстоятельствах психолог может выступать как его пни I пик по отношению к администрации.

Комиссии и комитеты по этике как формы корпоративной ответственности и кон троля деятельности профессионалов

Но можно ли так — ставить вопрос о праве врача лечить? Если думать так, если сомневаться в каждом научно-принятом сего­дня методе, не будет ли он позже опорочен или отвергнут, — тогда можно черт знает до чего дойти! Ведь смертные случаи описаны даже от аспирина: принял человек свой первый в жизни аспирин и умер!... Тогда лечить вообще нель­зя! Тогда вообще нельзя приносить повседневных благ.

А. Солженицын.Раковый корпус.

И < инременном мире приняты различные формы контроля дея-

• -п....... и профессионалов. Они бывают как государственные, так и частные. В ряде стран приняты и широко применяются зако­ны о защите прав потребителей, наказывающие и материально, и лишением свободы производителей недоброкачественных товаров и услуг. Временное или постоянное лишение лицензии на конкретную деятельность с публичным обнародованием этого факта, публика­ция результатов деятельности комиссии по контролю качества и ряд других акций помогают обществу блокировать действия недоб­росовестных специалистов. Но в этических вопросах действует кор­поративный контроль. В журналистике, адвокатуре и ряде других профессий существуют комиссии по этике, решение которых явля­ется законом для специалистов, и игнорирование его может иметь следствием изгнание из профессионального цеха — исключение из коллегии, ассоциации или иной формы корпоративного единения. В России в 1990-е годы, после того как участились случаи бесчест­ных сделок по продаже жилья, приводивших к появлению бомжей, некоторые паспортные службы ввели особый порядок подписи за­явлений на выписку. В них тем гражданам, которые получали за­ведомо худший вариант жилплощади, предлагалось написать, что они совершают обмен (продажу) жилья «добровольно и без при­нуждения». Таким образом паспортные службы пытались предот­вратить преступления, подстраховать клиентов и себя, обеспечивая «информированное согласие» потребителей своих услуг. Когда в Законодательном собрании страны участились конфликты избран­ников народа, они сами пришли к необходимости создания Комис­сии по этике, которая стала своеобразным институтом мирового соглашения, тем более, что по утвержденному ими самими закону депутаты защищены судебным иммунитетом.

В недалеком будущем в России комиссии по этике будут столь

же популярны, как и во всем мире.

Подобные формы контроля получают распространение и в сре­де психологов. Как правило, комиссии по этике психологов суще­ствуют при профессиональных ассоциациях, психологических об­ществах, клиниках, консультационных центрах.

Эти требования и этот контроль в настоящее время гарантиру­ет не только обществу, но и самому работнику уважение его как профессионала, право на труд, на выбор места работы. Вместе с тем корпоративная честь своим следствием имеет и формирование корпоративной ответственности. Так, в марте 1999 г. Совет управ­ляющих (комиссаров) ЕС в полном составе уходит в отставку по­сле доклада о коррупции в его рядах не потому, что доказана вина

• I I «иго, а потому, что «брошена тень» на авторитет коллектива.

11пр-,|ду с индивидуальной ответственностью конкретных испол­ни!, nil, нарушающих этические нормы и стандарты деятельно- i и существуют также и «коллективные нарушители» —виновные I прнормдин, фирмы, ответственность которых является проблемой и и пи г мое ги вины (т.е. осведомленности, компетентности) и по- I"■ » inn проблему адекватного распределения ответственности в 1 ратиниых действиях».2

IV-п. идет о ситуациях, когда, например, в законе нет соответ- ( пум инеП статьи, но очевиден вред, наносимый здоровью, достоин-

• I и\ < нокойствию людей деятельностью, товарами, услугами кон- it pi ! н< >й фирмы.

1н ^условно, руководитель, принимающий решения, определяю­щий стратегии и дающий поручения, несет основную долю ответ­им «них ги, но по мере роста «степеней влияния» конкретных ме- н. i I « рои и исполнителей пропорционально возрастает и степень и* in hi гс | ценности. Наиболее эффективно принятие ответственно- I и юПроиольно, что достигается поощрением и стимулированием

ИНИНПП ТИНЫ.

Mi 'южных случаях ответственность устанавливается комиссией НО нике,

Психологические сообщества — центры психологической под- н р in! п реабилитации, лаборатории и т. п.— создают этические | - ни г 11.| или комиссии по этике, призванные отслеживать случаи пиру шеи и я корпоративных кодексов, норм психологической эти- м! of ну ждать спорные ситуации, рекламации на оказанные услу- |н К.и\ правило, статус комиссий (комитетов) по этике является Промежуточным между общественными организациями, админи- 1 рмцией и институтом мировых судей. Комиссии по этике зани- Miimn ,i разработкой соответствующих кодексов по этике конкрет­ны фирм, кон тролируют их выполнение и вносят коррективы в их и т.* 11»I Они создаются для пропаганды и внедрения нравственных • и ной професспопальной деятельности. От их квалифицированного и имчгния зависит моральный климат не только конкретной ор- | мни пиши, фирмы, но и всего общества. Именно комиссии по этике, и. и*ииспмо о т администрации, инструктируют новых сотрудников, «•и... и рекомендации по этическому обоснованию PR-акций и т.п.

7г-»е, Г (' Проблема ответственности в этике экономики и технологии // Н.мц.... м фи лософии. 1998. №11. С. 33.


Они обязаны делать этическую экспертизу нововведений, касаю­щихся многих сотрудников, условий их труда, его оплаты, их лич­ного достоинства.

Комиссии по этике являются корпоративной формой разби­рательства жалоб как на внешние проявления неэтичного по­ведения специалистов, причинение морального вреда потребите­лям, так и внутрифирменного решения конфликтов, предотвра­щения и реагирования на некорректные формы взаимоотношений. В них, как правило, входят представители администрации, кад­ровых служб, юристы, эксперты — профессионалы и специалисты по этике.

В некоторых видах деятельности заключение комиссий с уча­стием экспертов по этике является обязательным. Так, в ряде стран Европы и в США результаты экспериментов в области медицины, психологии, психиатрии, социологии принимаются к публикации только после приложения соответствующих заключений комиссий по этике, признающих соблюдение необходимых требований по от­ношению к участникам. Иногда сама жизнь приводит к появлению своеобразной этической экспертизы.

Комиссии по этике определяют систему нравственного долга, но не могут рассматриваться как замена права в вопросах борь­бы с коррупцией. Они не могут заменять консилиумы и сове­щания специалистов при рассмотрении сугубо профессиональных проблем.

При проведении исследований с участием людей именно коми­теты по этике выносят заключения по проблемам безопасности экс­периментов для испытуемых, о степени осведомленности их о це­лях проводимых испытаний, об имеющихся в них рисках. Они же делают заключения о результатах исследований в плане подтвер­ждения протоколов о самочувствии или соблюдении прав, объек­тивности оценки состояния здоровья и психики участников. Наи­более распространенной формой при медицинских исследователь­ских организациях являются так называемые Исследовательские этические комитеты (ИЭК). Именно они утверждают протоколы клинических испытаний лекарственных препаратов, пищевых до­бавок, методик, подтверждая возможность их распространения в практике. При больницах, клиниках существуют Больничные эти­ческие комитеты (БЭК). Они призваны защищать права больных, разрешать конфликты больных и врачей. Существование ИЭК и БЭК является обычной практикой в Европе и США.

И Г'мпш гп к же идет процесс формирования этих комитетов .. . ми«гмП ( h меняется необходимость ведения реестра этических мни щи и комиссий, определения порядка их финансирования.

in и . приводится корпоративный документ, разработанный со­пи,м психологов одного из сибирских городов. Он интересен - и. hi ы I к л обозначить наиболее важные с этической точки зрения ... H iiibi и деятельности специалистов.

) ГИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГА ЦЕНТРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Г. БРАТСКА

Ирпшпм общим собранием педагогов-психологов Департамента обра- 'Шин г Пратска 21 октября 1999 г.

(11унмикуются в отредактированном и сокращенном мною варианте;

I Id I p.//www.psycent.bratsk-angara.ru/etic.html)

11< пчология как профессия руководствуется принципами, общими для 11 pi »< | ><тс попальных этик: уважение к личности, защита человеческих мр hi чуистыо ответственности, честность и искренность по отношению к I мнчоу, осмотрительность в применении методик и процедур, професси-

• -ни п.мпVI компетентность.

ItjHina и обязанности профессионального психолога основываются на примцшм1 профессиональной независимости и автономии в интересах кли- « и hi, oi служебного положения ... от мнений профессионалов более it I. I * "кого ранга и ... администрации.

*Пц<жде всего —не навреди»: психологическое воздействие не долж- ||м I ii.i l I. психотравмируклцим, ухудшать состояние или снижать самооцен- I \ I 'пи'пта, быть направленным против свободы личности, ее физической н психологической неприкосновенности, не вызывать у клиентов необосно- ■ «иных ожиданий... Психолог должен отказаться от вмешательства, если

cm помощь будет использована во вред или против законных интересов

• ш ипи ти, групп, организаций.

Принцип добровольности: психологическое воздействие должно про-

...... только при условии добровольного обращения и только по запро-

- , I мигнта. Психолог не должен применять манипулятивных процедур в in i tч привлечения клиентов... Психолог должен предоставить клиентам in-и, .«>димую информацию о поставленных целях и используемых мето- ы 1 при работе с несовершеннолетними их родители или опекуны долж­ны hi.n i, проинформированы об этом в обязательном порядке.

Принцип «психологической тайны»: информация о клиенте ... не мо- « » I быть передана без согласия клиента .... Она не должна быть исполь- iMimmt психологом в своих интересах или в интересах третьих лиц.

Исключениями могут являться:

• информация об угрозе чьей-либо жизни;

• непосредственной угрозе жизни клиента;

• в иных ситуациях, если это предусмотрено законодательством РФ.

Запрет давать советы: Клиентам нельзя давать совет! Жизнь каж­дого человека уникальна и непредсказуема. Советуя, психолог берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию лич­ности клиента и его адекватному отношению к действительности. .. Недо­пустимо удовлетворение психологом собственной потребности в любви и привязанности за счет невротического обожания его клиентом.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту: ведущий метод работы психолога — сотрудничество с клиентом в его интересах и общение с ним на паритетных началах (на равных).

При оказании помощи психолог не должен осуществлять дискри­минацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или других отличий. Психолог должен уважать религиозные и иные убежде­ния клиентов и учитывать их при профессиональном вмешательстве.

Психолог должен не осуждать, а стараться понять и помочь. Недо­пустимы любые формы унижения, проявления неприязни, высокомерия, насмешки. ...

Психологу следует давать оценку не личности клиента, а его поведения, при этом необходимо учитывать, что не может быть «правильных» или «неправильных» способов поведения. Поступ­ки клиента должны оцениваться психологом только с точки зрения их адекватности или неадекватности относительно конкретной ситуации по­ведения.

Ориентация на нормы и ценности клиента.

Психолог во время работы должен ориентироваться не на со­циально принятые нормы, а на те жизненные принципы и идеа­лы, носителем которых является клиент... Диалог должен вестись на понятном для клиента языке. Не следует перегружать речь психоло­гической терминологией. В случае, когда личные интересы клиента всту­пают в противоречие с интересами учреждения (работодателя), психолог должен... выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью, а в случае необходимости выступать защитником интересов клиента по отношению к администрации учреждения.

Разграничения личных и профессиональных отношений.

Не следует переходить с клиентом на дружеские отношения или пы­таться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближай­шим родственникам.

Психолог не должен позволять вовлечь себя в профессионально неяс ную ситуацию, где его роль и функции окажутся неуместными или дву­смысленными.

Психолог не должен использовать власть или превосходство, которые дает профессия по отношению к клиенту, для получения какой-либо вы годы или преимуществ для себя или третьих лиц.

Принцип профессиональной компетенции. Психолог должен быть |>1 ■.и|-««<-монально подготовленным и ... понимать пределы собственной н.ммнгп'нции, повышать квалификацию.

Игпчолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие

пи очной апробации в рамках современных научных знаний...

Когда интересы психологического обследования или вмешательства ч' Мни тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, м. и 11 'юг должен обеспечить соответствующее взаимодействие так, чтобы •ни (пали направлено на благо клиента.

11< им» ног должен быть чрезвычайно осторожным в своих заключе­нии и мынодах (в особенности в письменных документах). .. Отчет пси- ■ ют молжен быть ясным, точным, четким и понятным для адресата. I.. I «ч||i.i ныть указаны границы предпринятых действий, степень досто-

■ ..... си полученной информации, постоянный или временный характер

hi I < и I' I • * 11111 л х фактов, примененные методики и сведения о выполнившем |м|(м 11 v профессионале.

1\ и тми услуг психолога должна осуществляться в сдержанной фор- м« I VI п пишем профессиональной квалификации, области психологии и и,.м- и<цнемых методов... не должны даваться какие-либо гарантии. ..

lit и mi мог не должен допускать использования своего имени и профес- iHHiM н.ппго престижа для рекламы потребительских товаров и любого

1*н и I пмпительной пропаганды. ..

* * *

И I I и I гж» комментария хотелось бы обратить внимание (оспа- iinii и и положения отмечены курсивом и жирным шрифтом) на

• Фин. .мгриоггь полного принятия взглядов клиентов и ценностей и ни ()к у гс/гвие критичности, дистанцирование означает, что

•........ I и' мое и р их I имает повод обращения к нему как личностную

.ыи I v I 'ПИ'мта. Хотелось бы подчеркнуть и необходимость осто- 1 мм. им кода к оценкам поступков и поведения клиентов. Ска­ни- in очннчает, что необходимо всегда перевоспитывать лич-

1» и и 111/1 п. на ее ценности. Но нельзя и не принимать во вни- имг ч in I. ниш гы психолога —это не только пребывающие в мо- 1М!н пирппдампом стрессе люди, но и запутавшиеся в ценностях:

........... I, \ < тапаиливающие слежку за супругами, иждивенцы, по-

I in... и< ■ что нее им обязаны. ..

И in I «норых случаях по поводу правильной или неправильной hi* и Iи ни\це'Пия ошибаться может и сам психолог. От его компе- iiiMM ыпне и г умение поставить вопрос перед клиентом и провоци- м hi. I in к гобсч пенному анализу ситуации. Ведь главная задача ... иоиысить устойчивость, самостоятельность личности, ■ 41 nhpri ш собственные критерии адекватности поведения.


Приведенные этические принципы профессионального поведе­ния конкретного сообщества специалистов, будучи принятыми чле­нами сообщества, могут рассматриваться е качестве критериев этически приемлемого профессиоалъного поведения и служить ос­нованием для оценки комиссией или комитетом по этике соответ­ствия этим критериям конкретных спорных ситуаций или действии

ПСИХОЛОГОВ.

Глава 4

( М1.ЖНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ


 

 


|1ио )тика и ее связь с психологической деонтологией

| • |. iiiti Пиоэтика» предложен В. Р. Поттером в 1969 г. (опубли- » I п И)71 г.) и стал обозначать смежную область сотрудничества

Ф.......... |и>ti, Ыюлогов, медиков, теологов, экологов. Изначально и

и пор биоэтику философы отождествляют с биомедицинской

■ m ■ «и I «и редоточивая внимание на проблемах взаимоотношений • ирнч пмциспт», их этических аспектах. В более широком пони- нпним н Ыю п ику включают аксиологические (ценностные) про-

• н,1 профессиональной деятельности сопредельных профессий • - и р психологов, социальных работников), социальные про- 1 - «hi сис гсмi,i {дравоохранения. Экологи понимают биоэтику как смм м * к с проблем, определяемых моральной позицией человека по hi т. mi к, к животным и растениям. Таким образом, биоэтика hi и. . i/i. | и себя этические регулятивы отношения к животным и I I., t проблем, который ранее относился к экологической эти- I I - и 1'ого, термин «биоэтика» указывает на то, что она ори- иш1|.\г|. I на, исследования живых существ независимо от того, при и м,пин vi пли нет результаты исследований в терапии. Ины-

■ м н.ипми, биоэтика ориентируется на достижения современной - и.1 ии и пограничных с ней областей знания при обосновании

и и» i пи нии моральных коллизий, возникающих в ходе научных н< < имитппиИ.

1 ни < гнус г ряд исследовательских центров по биоэтике. Среди ни и »иI м>Iи <' известны Гастингс-центр под Нью-Йорком (США), I Ь и i р по био п ике при медико-исследовательском институте Мон- Р< и in 11 пнада), Центр по биоэтике при Торонтском университете


(Канада), Институт по этике, основанный президентом США Кен­неди при Джорджтауиском университете (США). Издается ряд на­циональных и международных журналов. Можно сказать, что это весьма интенсивно развивающаяся исследовательская область, в которой сотрудничают философы, биологи, медики, теологи США, Канады, Франции, Германии, Великобритании. Биоэтические ис­следования развиваются и в России. С названными научными цен­трами российскими учеными ведется обмен специалистами. Курс биоэтики преподается в Санкт-Петербургском университете на био­факе.

Изменения в системе здравоохранения в нашей стране, кото­рая переходит к страховой медицине, обостряют этические и пра­вовые проблемы в медицинской науке и практике. Переход к рыноч­ным отношениям порождает конфликты как в организации охра­ны здоровья, так и в поведении и сознании людей. Методы адми­нистративного контроля и регулирования, на которых зиждилась прежняя система здравоохранения в нашей стране, дополнялись патерналистскими нормами деонтологии, которые вообще не учи­тывали, а точнее, полностью игнорировали ценностные ориентации различных этнических и конфессиональных групп, по-разному от­носящихся к жизни и смерти, к здоровью и болезням, к детству и старости. В медицине биоэтика приходит на смену патерналист­ской этике, рассматривавшей больного в статусе ребенка, решения за которого принимают родители, т.е. врачи. Биоэтика признает моральную автономию личности. Отношение к больному как к объ­екту, покорно следующему всем рекомендациям, безропотно прини­мающему волю лечащего персонала, который может обсуждать его состояние, как если бы больной был глух и нем, меняется с психо­логической перестройкой персонала. Клиника, которую выбирает пациент, которой платит или переводит страховое распоряжение, вынуждена считаться с волей, достоинством пациентов, уважать их желание знать о намерениях врачей и последствиях их вмеша­тельства.

Развитие биоэтики в России должно помочь нашему обществу адаптироваться к новой системе страховой медицины, позволит вы­работать ценностные ориентации личности, которые соответствова­ли бы правам человека, жизни и достоинству граждан, фундамен­тальным гуманистическим ценностям человечества. Развитие био­этики в нашей стране предполагает осмысление тех традиций, ко­торые существовали в этической мысли в России, анализ их фи- "|и i и оснований и тех горизонтов, которые они открывают в и и< i отношениях человека к жизни.1

»| ич. скис проблемы, возникающие в ходе экспериментов нажи- е I ни п спя иишые с отношениями к ним и к растениям, независи- .! применения результатов в лечебной практике также относят

h Пи» I »| икр,

И tII мопс термина- признание моральной ценности жизни во- I ни» п ика требует осторожного обращения с живыми суще- м»н ш, пин-очными ощущать боль и страдание, имеющими эмо- Hiiii И «и попе ее учение А.Швейцера — «этика благоговения перед и an !■' Многие проблемы медицинской этики XX в. также отно- ■ » ««по»гическим, что подчеркивает необходимость общих эти- м» ♦ н помчодон к деятельности человека на грани жизни вообще, t hi мр ин I мипо отмечает JI. В. Коновалова, «биоэтика —не часть чпmm I ой п ики, а совершенно новый, может быть, самый глу­ми им м п'пп г философской антропологии и этики».2

• hi pi.iri.iM остается вопрос об этических нормах в практиче- Л и и .1 п и ч< >.л<) г и и в исследовательской и специальной практике \ Ы» I нем ЖИВОТНЫХ. I г» и о I гическим относят вопросы генной инженерии, генной пас- м |*i)t 1 мши ' )то относительно новое явление в медицинской прак- ши и nth у человека пробу крови, ему выдают прогноз возможных

• • и 1ИН1ИЙ (пока из 20 вариантов) на основе имеющейся у него » цинги ■ I ой предрасположенности. Паспортизация является доб- ! и- nani0 и конфиденциальной. К составлению генного паспорта ч и. i \ ни щ п Уфе, Петербурге, где специальные лаборатории при- инмигн ыникп добровольцев.

И П\ iviiicm генетический паспорт можно будет составить на

* мф и .и» человека, и в этой связи возникнет вопрос о степени кон- I и мыи.1 п.постп этих данных.

I »I«проблематике относят также биоэтические аспекты де-

♦ i I и ни я и прерывания беременности. Прежде всего они свя- - «мы I мГшртом, у которого сегодня достаточно как противни-

м i n и с торонников, поскольку это вопрос зарождения жиз- мн ч. ипи ка Является ли человеком зародыш или им становит- нич I во, способное к жизни уже вне тела матери? В соот-

• ниш < о тпетом на эти вопросы этически может квалифициро-

' |у|«ц|«п I II. Этика жизни, или биоэтика: аксиологические альтернативы И...«,| философии. 1994. №3.

*/.....,.,..1 .-и«сш Л. П. Прикладная этика. М., 1998. С.55.


ваться и аборт —как хирургическая операция или как прекраще­ние жизни ребенка. Проведенные в разных странах исследования показали, что ответы на эти вопросы обусловлены господствую­щей религиозной системой. И нельзя не отметить, что везде наи­более последовательно придерживаются позиции запрета именно клерикалы.

Официально аборт был разрешен в развитых странах только в 70-е годы XX в. как следствие признания права женщины самой ре­шать вопрос о материнстве. Между тем дискуссии на тему запре­щения аборта продолжаются. Среди его сторонников немало тех, кто говорит о необходимости разрешения абортов при выражен­ных патологиях и недоразвитии плода. Вместе с тем судьбы этих младенцев могут впоследствии, в результате успехов медицины, по­лучить лучшие возможности, и лишение их жизни в силу хотя бы этого негуманно. Однако в связи с развитием биоэтики и дискуссий по поводу информированного согласия и справедливости в решении вопроса о качестве жизни здесь возникает целый ряд проблем. Речь идет об условиях и возможностях человека, которому жизнь дается в таком тяжелом варианте. К тому же возникает проблема ущем­ленного, часто на долгий период лишенного полноценного внима­ния родителей детства других детей тех же родителей, ограничений для них в расходах на образование и т. д. От того, в какой степени будет информирован психолог о вариантах решения возникающих психолого-этических проблем детей с тяжелыми патологиями, за­висит, насколько (более или менее) квалифицированной будет его помощь врачам и родителям.

Л.В.Коновалова присоединяется к точке зрения, признающей жизнь самоценной, и полагает, что спасать ее необходимо при лю­бых условиях. Подобная позиция чаще всего разделяется и священ­нослужителями, и представителями интеллигенции.

Наряду с этим достижения медицины привели к целому ряду небывалых прежде проблем. Получение зародыша в пробирке (in vitro), спермы или яйцеклетки — от доноров, вынашивание плода «суррогатной матерью» ставят такие проблемы, как анонимность доноров и генетическая экспертиза плода, оплата «услуг» суррогат­ной матери, биологическая идентичность ребенка и его право знать о своей наследственности и целый ряд других. Одной из широко об­суждаемых проблем является использование в медицине стволовых клеток эмбрионов. Широкие возможности, открываемые учеными в плане выращивания тканей, органов и даже клонированных особей

Филиных, настораживают общественное мнение в плане предпо- * и и. м,1ч злоупотреблений.

И июле 2001 г. в США впервые в мире родилась девочка, мать г- »П находилась в коме в течение почти всего периода беремен- ■ hi Мп i i» девочки была жертвой автокатастрофы, и врачи искус- !»" ним поддерживали ее жизнь. Правомочность данного экспери- и и» vitvtxrTrH этической проблемой в связи с неясностью процес- ipufiHoro развития психики девочки. Представители церкви, |мни и ы, права и этики не могут в ряде случаев прийти к едино- мм пню но поводу названных проблем.

'И . I дмП из ситуаций люди, оказываясь потерпевшими или их I и I и» нниками, всеми теми, кто нуждается в совете о возможности

4 ••«•• « и п. для себя к новейшим методикам лечения или оплодо- »»» Ч" ми.1 испытывают сложные, незнакомые им прежде состо-

..... .. ...... .............. порождают обращение к психологу. Чувство вины

и Ml pin и рнппости, присущие консультируемым по этим вопросам, = = ■ " пи, ни грани морали и психологии.

11 ! им.»I икс как науке, рождающейся в эпоху популяризации об- HI и I. ни кч ких ценностей морали, ощущается потребность единых - рн I• |.иси, приведения к общему знаменателю». Но необходимое ПП|. I мм и II лндов труднодостижимо, поскольку приходит в проти- мм|« чип С существующими различиями религиозных норм и нацио- нн и ми* I рддиций. Это особенно обострилось сегодня, когда даже •■•'ч • ношении пенджабов в школах психологически трактуется v ни Micmic прав мусульман. «Им. ппог I постулата «глобальной биоэтики», составляющих

5 ч «мппм биоэтического кодекса:

I При ншнмс автономии личности (personal autonomy). Человек «и И - I п j mi по на, информацию и принятие решений по всем вопросам, ♦ »i niMiiiHMi я его сомы, психики, эмоционального статуса.

< прннедливость (justice), что предполагает общедоступность j "и мп. < тип медицины, технологий, если они создаются на сред­ним и I нимилательщиков. Справедливость как проблема может мши и v I ь и и ну три малой группы, оказавшейся на острове, и как им •рм« смсйнни проблема, когда речь идет о равных для всех детей м > п,1 iab<>ту и внимание родителей, на лечение и обучение. * I пинократовское «не вреди», что означает этичность только мм I i. n< гний, которые не причинят вреда их объекту. I И современной биоэтике в результате дискуссионного обсуж- и м" « принцип «не вреди» понимается более широко: «не вреди, но

сотвори благо». Это обозначается как non-malfacience (непричине­ние вреда) и beneficience (благодеяние).

Специалисты признают эти четыре принципа в качестве важ­нейших во всех аспектах и разделах биоэтики.

Принцип «Не вреди!» осмысляется в биоэтике в связи со всеми вариантами вмешательства человека в живую жизнь человека, животных и растений, предполагает минимизацию разрушения, нарушения, уничтожения, искажения сложившихся форм жиз­ни, их качества.

Применительно к психологической деонтологии очень важным является развернутое понимание принципа «не вреди» («не навре­ди»), которое предполагает щадящий характер любого психологи­ческого вмешательства в жизнь клиента.

Соотношение психологии и биоэтики — во многом неизведанная область знания. Одна из важных задач современной психологии — рефлексия о последствиях для деятельности психологов и психи­атров признания основных биоэтических постулатов.

Это означает, например, благо для человека, привыкшего к сво­ему статусу неудачника и «бедняги», нуждающегося в помощи (и привыкшего регулярно ее получать от близких и дальних знако­мых), и как можно ему не навредить, если он не хочет (и не может, не готов) с этим статусом расстаться?

Как соблюдать автономию личности, не желающей быть авто­номной?

Как соблюдать справедливость, если человек понимает под ней свое и только свое исключительное право?

Как далеко можно зайти в попытках индивидуального подхода, если он порой отменяет и недискриминацию (т. е. исходит из особо пристального внимания к представителям определенных категорий лиц), и запрет на нанесение вреда, если это делается в интересах общества? Как сочетать «право на знание» с «правом на незнание», например, своего диагноза о неизлечимой болезни?

К биоэтическим относятся проблемы так называемой геноми-' ки — науки о геноме человека. Исследование генома — генетическо­го кода человека как биологического вида — проводилось в течение ряда лет общими усилиями биогенетиков разных стран — США и Европы.

Данные этих исследований в течение нескольких лет интерпре­тируются. Уже опубликованы статьи о наличии «гена ответствен­ности», «гена совести» и т. д. Если людей начнут разделять по на- «"«•• и ном или делать отметки о них в специальных базах .мм... it Hi» может стать новой формой селекции людей, аналогич-

Н П |мН Hi тем >й

1 *o.mv м- разряду новейших проблем прикладной этики от- м- и тм!ро( i.i получения стволовых клеток эмбриона человека. » - и I ь'! 11 и 1С I ii клонирования вообще, они вызывают мистический

* » щи но< торженное одобрение других, прагматическое отно- мн 1НИ I рг I MIX. • •

I от п рассматривает и этические принципы поведения (мо- м tit.li - Iтопки) ученых, врачей, во власти которых с помощью mint не известных широкому кругу населения технологий из- ** " • 111 ичсское ядро, психику, потомство конкретных людей

и и i. ■!!! mci i мп.

f! • - ими,м- проблемы ставят перед психологией ряд важных во- - и.. п разрешение противоречивости биологической и соци- н. и природы психики (дуализма биосоциальности), и проблемы -ним м поведении больных некоторыми формами психиатри- » и mi мшена пнй, лечения наркотической зависимости и т. д. От-

- mi и.» тоще вопросы в разных концепциях и методиках совре- «1 м11а типологии (например, психоанализа и гештальт-метода)

• пнидпмт пе совпадают и мнения в части моральной оценки m... тын позиций клиентов у разных специалистов, склонных

- ним-п. и I собственных представлений о добре и зле. Это свиде- "•■•■inv«'i of> актуальности поставленных проблем, отражающих нр» и иимй уровень самосознания общества.

i • шспис I шочтических вопросов требует участия и психологов, и I- и. I I иве специалистам придется как на теоретическом уровне, и нрщ hi чески работать по названным проблемам.

Пс ихологическая деонтология и биофилия

Человек с установкой на биофилию лучше сделает что-то новое, чем будет поддерживать или реставрировать ста­рое. Он больше ориентирован на бытие, чем на обладание.

Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности

11' и «шогическая практика обязана учитывать природный фак-


• нр *»и псиону психики и здоровья человека. Природа, понимае­мая как все живое вокруг нас, нуждается во внимании и осмыс­лении психологией: общение с животными (набирает популярность зоотерапия), влияние природных факторов на человека, реакция на природу других людей все больше наполняют смыслом челове­ческое бытие. В современной культуре нарастает интерес к миру природы, к диалогу с ним. Картины природы в интерьерах, зимние сады, разведение цветов, наличие животных в домах жителей горо­дов, популярность телевизионных программ о животных, наконец, заставки на экранах компьютерных мониторов с картинами приро­ды и многое другое красноречиво свидетельствуют о тяге человека технократической эпохи к природе, его понимании потребности в ней.

Э.Фромм называет эту любовь ко всему живому биофилией, видит в ней созидательное, конструктивное начало культуры, про­тивостоящее некрофилии — любви к смерти и всему неживому. Он отмечает социальную опасность распространенной черты современ­ной личности: слабеющий интерес к людям, природе, к живым структурам и одновременно растущее внимание, «живой интерес», граничащий с любованием, к механическим, неживым объектам, достижениям технического прогресса.[6]



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.