ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА
I ИМ
Основные этические принципы в работе психолога
«... вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не затыкать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше».
Платон. Апология Сократа
Среди важнейших этических принципов работы психолога называют прежде всего доступность психологической помощи и отказ от любых форм дискриминации клиентов, уважение их религиозных и других убеждений, учет этих убеждений независимо от отличий их от убеждений психолога по каким-либо мотивам и признакам.
Важным принципом является аккуратность и точность в работе, т. е. профессионализм pi забота о качестве своей деятельности, касается ли это выводов и рекомендаций, постановки диагноза или выводов исследования.
Принципиально соблюдение конфиденциальности и уважение права на закрытость частной жизни как клиентов, так и коллег.
Необходимо уважение прав собственности, идет ли речь о результатах разработок коллег или о сумме оплаты услуг.
Принципиальным является сохранение экологической безопасности, означающее долг психолога участвовать в пропаганде здорового образа жизни и экологии человека, в просвещении населения об опасности бесконтрольного применения психотропных лекарств.
Психологи участвуют в планировании разного рода акций с участием масс людей, от них зависит возможность предотвращения психозов толпы, проявлений ее агрессии.
В широком смысле экологическая безопасность предполагает заботу о последствиях вмешательства психолога в жизнь клиентов.
Принцип коллегиальности и индивидуальной (личной) ответственности означает требование помощи и сотрудничества в коллективе, с одной стороны, и щепетильность в личных просьбах, отказ от иждивенчества — с другой.
Важен принцип преодоления конфликта интересов, т. е. приоритета служебных интересов перед личными, означающий пре-
> ■ м ми»- соблазна коррупции в профессиональной деятельности и in i I какого-то иного получения выгоды из служебного положе- мн • кроме заранее оговоренной оплаты труда.
Ирин ним права на конструктивную критику, не порождаю- <■ t конфликтов, предполагающий соответствующую современно- Iи .ник > культуру супервизорства, коллегиальных обсуждений и I'M I рикорпоративных отношений.
И рнЬоте психолога огромное значение имеет умение не только и mi. iv находить удовлетворение в работе, но и вселять в других мш in im, показывать светлые стороны жизни, придавать уверен-
• • «п. и улучшение тяжелой ситуации, что в общем плане может jhm наминаться как принцип гедонизма.
Кроме названных принципов, в работе психолога необходимо,
• =ч пи медицине, применение принципа информированного (осве- ' и н иного) согласия клиента, участника эксперимента на участие
« и рои,с 1,ура х с указанием всех возможных последствий и прав МП I никои.
<h психолога требуется максимальная беспристрастность при «I I пертизе и оценивании конфликта клиента с администрацией ip« I и пин, где он находится в служебном подчинении. В соот- и и 1ИУЮЩПХ обстоятельствах психолог может выступать как его пни I пик по отношению к администрации.
Комиссии и комитеты по этике как формы корпоративной ответственности и кон троля деятельности профессионалов
Но можно ли так — ставить вопрос о праве врача лечить? Если думать так, если сомневаться в каждом научно-принятом сегодня методе, не будет ли он позже опорочен или отвергнут, — тогда можно черт знает до чего дойти! Ведь смертные случаи описаны даже от аспирина: принял человек свой первый в жизни аспирин и умер!... Тогда лечить вообще нельзя! Тогда вообще нельзя приносить повседневных благ.
А. Солженицын.Раковый корпус.
И < инременном мире приняты различные формы контроля дея-
• -п....... и профессионалов. Они бывают как государственные, так и частные. В ряде стран приняты и широко применяются законы о защите прав потребителей, наказывающие и материально, и лишением свободы производителей недоброкачественных товаров и услуг. Временное или постоянное лишение лицензии на конкретную деятельность с публичным обнародованием этого факта, публикация результатов деятельности комиссии по контролю качества и ряд других акций помогают обществу блокировать действия недобросовестных специалистов. Но в этических вопросах действует корпоративный контроль. В журналистике, адвокатуре и ряде других профессий существуют комиссии по этике, решение которых является законом для специалистов, и игнорирование его может иметь следствием изгнание из профессионального цеха — исключение из коллегии, ассоциации или иной формы корпоративного единения. В России в 1990-е годы, после того как участились случаи бесчестных сделок по продаже жилья, приводивших к появлению бомжей, некоторые паспортные службы ввели особый порядок подписи заявлений на выписку. В них тем гражданам, которые получали заведомо худший вариант жилплощади, предлагалось написать, что они совершают обмен (продажу) жилья «добровольно и без принуждения». Таким образом паспортные службы пытались предотвратить преступления, подстраховать клиентов и себя, обеспечивая «информированное согласие» потребителей своих услуг. Когда в Законодательном собрании страны участились конфликты избранников народа, они сами пришли к необходимости создания Комиссии по этике, которая стала своеобразным институтом мирового соглашения, тем более, что по утвержденному ими самими закону депутаты защищены судебным иммунитетом.
В недалеком будущем в России комиссии по этике будут столь
же популярны, как и во всем мире.
Подобные формы контроля получают распространение и в среде психологов. Как правило, комиссии по этике психологов существуют при профессиональных ассоциациях, психологических обществах, клиниках, консультационных центрах.
Эти требования и этот контроль в настоящее время гарантирует не только обществу, но и самому работнику уважение его как профессионала, право на труд, на выбор места работы. Вместе с тем корпоративная честь своим следствием имеет и формирование корпоративной ответственности. Так, в марте 1999 г. Совет управляющих (комиссаров) ЕС в полном составе уходит в отставку после доклада о коррупции в его рядах не потому, что доказана вина
• I I «иго, а потому, что «брошена тень» на авторитет коллектива.
11пр-,|ду с индивидуальной ответственностью конкретных исполни!, nil, нарушающих этические нормы и стандарты деятельно- i и существуют также и «коллективные нарушители» —виновные I прнормдин, фирмы, ответственность которых является проблемой и и пи г мое ги вины (т.е. осведомленности, компетентности) и по- I"■ » inn проблему адекватного распределения ответственности в 1 ратиниых действиях».2
IV-п. идет о ситуациях, когда, например, в законе нет соответ- ( пум инеП статьи, но очевиден вред, наносимый здоровью, достоин-
• I и\ < нокойствию людей деятельностью, товарами, услугами кон- it pi ! н< >й фирмы.
1н ^условно, руководитель, принимающий решения, определяющий стратегии и дающий поручения, несет основную долю ответим «них ги, но по мере роста «степеней влияния» конкретных ме- н. i I « рои и исполнителей пропорционально возрастает и степень и* in hi гс | ценности. Наиболее эффективно принятие ответственно- I и юПроиольно, что достигается поощрением и стимулированием
ИНИНПП ТИНЫ.
Mi 'южных случаях ответственность устанавливается комиссией НО нике,
Психологические сообщества — центры психологической под- н р in! п реабилитации, лаборатории и т. п.— создают этические | - ни г 11.| или комиссии по этике, призванные отслеживать случаи пиру шеи и я корпоративных кодексов, норм психологической эти- м! of ну ждать спорные ситуации, рекламации на оказанные услу- |н К.и\ правило, статус комиссий (комитетов) по этике является Промежуточным между общественными организациями, админи- 1 рмцией и институтом мировых судей. Комиссии по этике зани- Miimn ,i разработкой соответствующих кодексов по этике конкретны фирм, кон тролируют их выполнение и вносят коррективы в их и т.* 11»I Они создаются для пропаганды и внедрения нравственных • и ной професспопальной деятельности. От их квалифицированного и имчгния зависит моральный климат не только конкретной ор- | мни пиши, фирмы, но и всего общества. Именно комиссии по этике, и. и*ииспмо о т администрации, инструктируют новых сотрудников, «•и... и рекомендации по этическому обоснованию PR-акций и т.п.
7г-»е, Г (' Проблема ответственности в этике экономики и технологии // Н.мц.... м фи лософии. 1998. №11. С. 33.
Они обязаны делать этическую экспертизу нововведений, касающихся многих сотрудников, условий их труда, его оплаты, их личного достоинства.
Комиссии по этике являются корпоративной формой разбирательства жалоб как на внешние проявления неэтичного поведения специалистов, причинение морального вреда потребителям, так и внутрифирменного решения конфликтов, предотвращения и реагирования на некорректные формы взаимоотношений. В них, как правило, входят представители администрации, кадровых служб, юристы, эксперты — профессионалы и специалисты по этике.
В некоторых видах деятельности заключение комиссий с участием экспертов по этике является обязательным. Так, в ряде стран Европы и в США результаты экспериментов в области медицины, психологии, психиатрии, социологии принимаются к публикации только после приложения соответствующих заключений комиссий по этике, признающих соблюдение необходимых требований по отношению к участникам. Иногда сама жизнь приводит к появлению своеобразной этической экспертизы.
Комиссии по этике определяют систему нравственного долга, но не могут рассматриваться как замена права в вопросах борьбы с коррупцией. Они не могут заменять консилиумы и совещания специалистов при рассмотрении сугубо профессиональных проблем.
При проведении исследований с участием людей именно комитеты по этике выносят заключения по проблемам безопасности экспериментов для испытуемых, о степени осведомленности их о целях проводимых испытаний, об имеющихся в них рисках. Они же делают заключения о результатах исследований в плане подтверждения протоколов о самочувствии или соблюдении прав, объективности оценки состояния здоровья и психики участников. Наиболее распространенной формой при медицинских исследовательских организациях являются так называемые Исследовательские этические комитеты (ИЭК). Именно они утверждают протоколы клинических испытаний лекарственных препаратов, пищевых добавок, методик, подтверждая возможность их распространения в практике. При больницах, клиниках существуют Больничные этические комитеты (БЭК). Они призваны защищать права больных, разрешать конфликты больных и врачей. Существование ИЭК и БЭК является обычной практикой в Европе и США.
И Г'мпш гп к же идет процесс формирования этих комитетов .. . ми«гмП ( h меняется необходимость ведения реестра этических мни щи и комиссий, определения порядка их финансирования.
in и . приводится корпоративный документ, разработанный сопи,м психологов одного из сибирских городов. Он интересен - и. hi ы I к л обозначить наиболее важные с этической точки зрения ... H iiibi и деятельности специалистов.
) ГИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГА ЦЕНТРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Г. БРАТСКА
Ирпшпм общим собранием педагогов-психологов Департамента обра- 'Шин г Пратска 21 октября 1999 г.
(11унмикуются в отредактированном и сокращенном мною варианте;
I Id I p.//www.psycent.bratsk-angara.ru/etic.html)
11< пчология как профессия руководствуется принципами, общими для 11 pi »< | ><тс попальных этик: уважение к личности, защита человеческих мр hi чуистыо ответственности, честность и искренность по отношению к I мнчоу, осмотрительность в применении методик и процедур, професси-
• -ни п.мпVI компетентность.
ItjHina и обязанности профессионального психолога основываются на примцшм1 профессиональной независимости и автономии в интересах кли- « и hi, oi служебного положения ... от мнений профессионалов более it I. I * "кого ранга и ... администрации.
*Пц<жде всего —не навреди»: психологическое воздействие не долж- ||м I ii.i l I. психотравмируклцим, ухудшать состояние или снижать самооцен- I \ I 'пи'пта, быть направленным против свободы личности, ее физической н психологической неприкосновенности, не вызывать у клиентов необосно- ■ «иных ожиданий... Психолог должен отказаться от вмешательства, если
cm помощь будет использована во вред или против законных интересов
• ш ипи ти, групп, организаций.
Принцип добровольности: психологическое воздействие должно про-
...... только при условии добровольного обращения и только по запро-
- , I мигнта. Психолог не должен применять манипулятивных процедур в in i tч привлечения клиентов... Психолог должен предоставить клиентам in-и, .«>димую информацию о поставленных целях и используемых мето- ы 1 при работе с несовершеннолетними их родители или опекуны должны hi.n i, проинформированы об этом в обязательном порядке.
Принцип «психологической тайны»: информация о клиенте ... не мо- « » I быть передана без согласия клиента .... Она не должна быть исполь- iMimmt психологом в своих интересах или в интересах третьих лиц.
Исключениями могут являться:
• информация об угрозе чьей-либо жизни;
• непосредственной угрозе жизни клиента;
• в иных ситуациях, если это предусмотрено законодательством РФ.
Запрет давать советы: Клиентам нельзя давать совет! Жизнь каждого человека уникальна и непредсказуема. Советуя, психолог берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности клиента и его адекватному отношению к действительности. .. Недопустимо удовлетворение психологом собственной потребности в любви и привязанности за счет невротического обожания его клиентом.
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту: ведущий метод работы психолога — сотрудничество с клиентом в его интересах и общение с ним на паритетных началах (на равных).
При оказании помощи психолог не должен осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или других отличий. Психолог должен уважать религиозные и иные убеждения клиентов и учитывать их при профессиональном вмешательстве.
Психолог должен не осуждать, а стараться понять и помочь. Недопустимы любые формы унижения, проявления неприязни, высокомерия, насмешки. ...
Психологу следует давать оценку не личности клиента, а его поведения, при этом необходимо учитывать, что не может быть «правильных» или «неправильных» способов поведения. Поступки клиента должны оцениваться психологом только с точки зрения их адекватности или неадекватности относительно конкретной ситуации поведения.
Ориентация на нормы и ценности клиента.
Психолог во время работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент... Диалог должен вестись на понятном для клиента языке. Не следует перегружать речь психологической терминологией. В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения (работодателя), психолог должен... выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью, а в случае необходимости выступать защитником интересов клиента по отношению к администрации учреждения.
Разграничения личных и профессиональных отношений.
Не следует переходить с клиентом на дружеские отношения или пытаться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам.
Психолог не должен позволять вовлечь себя в профессионально неяс ную ситуацию, где его роль и функции окажутся неуместными или двусмысленными.
Психолог не должен использовать власть или превосходство, которые дает профессия по отношению к клиенту, для получения какой-либо вы годы или преимуществ для себя или третьих лиц.
Принцип профессиональной компетенции. Психолог должен быть |>1 ■.и|-««<-монально подготовленным и ... понимать пределы собственной н.ммнгп'нции, повышать квалификацию.
Игпчолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие
пи очной апробации в рамках современных научных знаний...
Когда интересы психологического обследования или вмешательства ч' Мни тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, м. и 11 'юг должен обеспечить соответствующее взаимодействие так, чтобы •ни (пали направлено на благо клиента.
11< им» ног должен быть чрезвычайно осторожным в своих заключении и мынодах (в особенности в письменных документах). .. Отчет пси- ■ ют молжен быть ясным, точным, четким и понятным для адресата. I.. I «ч||i.i ныть указаны границы предпринятых действий, степень досто-
■ ..... си полученной информации, постоянный или временный характер
hi I < и I' I • * 11111 л х фактов, примененные методики и сведения о выполнившем |м|(м 11 v профессионале.
1\ и тми услуг психолога должна осуществляться в сдержанной фор- м« I VI п пишем профессиональной квалификации, области психологии и и,.м- и<цнемых методов... не должны даваться какие-либо гарантии. ..
lit и mi мог не должен допускать использования своего имени и профес- iHHiM н.ппго престижа для рекламы потребительских товаров и любого
1*н и I пмпительной пропаганды. ..
* * *
И I I и I гж» комментария хотелось бы обратить внимание (оспа- iinii и и положения отмечены курсивом и жирным шрифтом) на
• Фин. .мгриоггь полного принятия взглядов клиентов и ценностей и ни ()к у гс/гвие критичности, дистанцирование означает, что
•........ I и' мое и р их I имает повод обращения к нему как личностную
.ыи I v I 'ПИ'мта. Хотелось бы подчеркнуть и необходимость осто- 1 мм. им кода к оценкам поступков и поведения клиентов. Скани- in очннчает, что необходимо всегда перевоспитывать лич-
1» и и 111/1 п. на ее ценности. Но нельзя и не принимать во вни- имг ч in I. ниш гы психолога —это не только пребывающие в мо- 1М!н пирппдампом стрессе люди, но и запутавшиеся в ценностях:
........... I, \ < тапаиливающие слежку за супругами, иждивенцы, по-
I in... и< ■ что нее им обязаны. ..
И in I «норых случаях по поводу правильной или неправильной hi* и Iи ни\це'Пия ошибаться может и сам психолог. От его компе- iiiMM ыпне и г умение поставить вопрос перед клиентом и провоци- м hi. I in к гобсч пенному анализу ситуации. Ведь главная задача ... иоиысить устойчивость, самостоятельность личности, ■ 41 nhpri ш собственные критерии адекватности поведения.
Приведенные этические принципы профессионального поведения конкретного сообщества специалистов, будучи принятыми членами сообщества, могут рассматриваться е качестве критериев этически приемлемого профессиоалъного поведения и служить основанием для оценки комиссией или комитетом по этике соответствия этим критериям конкретных спорных ситуаций или действии
ПСИХОЛОГОВ.
Глава 4
( М1.ЖНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
|1ио )тика и ее связь с психологической деонтологией
| • |. iiiti Пиоэтика» предложен В. Р. Поттером в 1969 г. (опубли- » I п И)71 г.) и стал обозначать смежную область сотрудничества
Ф.......... |и>ti, Ыюлогов, медиков, теологов, экологов. Изначально и
и пор биоэтику философы отождествляют с биомедицинской
■ m ■ «и I «и редоточивая внимание на проблемах взаимоотношений • ирнч пмциспт», их этических аспектах. В более широком пони- нпним н Ыю п ику включают аксиологические (ценностные) про-
• н,1 профессиональной деятельности сопредельных профессий • - и р психологов, социальных работников), социальные про- 1 - «hi сис гсмi,i {дравоохранения. Экологи понимают биоэтику как смм м * к с проблем, определяемых моральной позицией человека по hi т. mi к, к животным и растениям. Таким образом, биоэтика hi и. . i/i. | и себя этические регулятивы отношения к животным и I I., t проблем, который ранее относился к экологической эти- I I - и 1'ого, термин «биоэтика» указывает на то, что она ори- иш1|.\г|. I на, исследования живых существ независимо от того, при и м,пин vi пли нет результаты исследований в терапии. Ины-
■ м н.ипми, биоэтика ориентируется на достижения современной - и.1 ии и пограничных с ней областей знания при обосновании
и и» i пи нии моральных коллизий, возникающих в ходе научных н< < имитппиИ.
1 ни < гнус г ряд исследовательских центров по биоэтике. Среди ни и »иI м>Iи <' известны Гастингс-центр под Нью-Йорком (США), I Ь и i р по био п ике при медико-исследовательском институте Мон- Р< и in 11 пнада), Центр по биоэтике при Торонтском университете
(Канада), Институт по этике, основанный президентом США Кеннеди при Джорджтауиском университете (США). Издается ряд национальных и международных журналов. Можно сказать, что это весьма интенсивно развивающаяся исследовательская область, в которой сотрудничают философы, биологи, медики, теологи США, Канады, Франции, Германии, Великобритании. Биоэтические исследования развиваются и в России. С названными научными центрами российскими учеными ведется обмен специалистами. Курс биоэтики преподается в Санкт-Петербургском университете на биофаке.
Изменения в системе здравоохранения в нашей стране, которая переходит к страховой медицине, обостряют этические и правовые проблемы в медицинской науке и практике. Переход к рыночным отношениям порождает конфликты как в организации охраны здоровья, так и в поведении и сознании людей. Методы административного контроля и регулирования, на которых зиждилась прежняя система здравоохранения в нашей стране, дополнялись патерналистскими нормами деонтологии, которые вообще не учитывали, а точнее, полностью игнорировали ценностные ориентации различных этнических и конфессиональных групп, по-разному относящихся к жизни и смерти, к здоровью и болезням, к детству и старости. В медицине биоэтика приходит на смену патерналистской этике, рассматривавшей больного в статусе ребенка, решения за которого принимают родители, т.е. врачи. Биоэтика признает моральную автономию личности. Отношение к больному как к объекту, покорно следующему всем рекомендациям, безропотно принимающему волю лечащего персонала, который может обсуждать его состояние, как если бы больной был глух и нем, меняется с психологической перестройкой персонала. Клиника, которую выбирает пациент, которой платит или переводит страховое распоряжение, вынуждена считаться с волей, достоинством пациентов, уважать их желание знать о намерениях врачей и последствиях их вмешательства.
Развитие биоэтики в России должно помочь нашему обществу адаптироваться к новой системе страховой медицины, позволит выработать ценностные ориентации личности, которые соответствовали бы правам человека, жизни и достоинству граждан, фундаментальным гуманистическим ценностям человечества. Развитие биоэтики в нашей стране предполагает осмысление тех традиций, которые существовали в этической мысли в России, анализ их фи- "|и i и оснований и тех горизонтов, которые они открывают в и и< i отношениях человека к жизни.1
»| ич. скис проблемы, возникающие в ходе экспериментов нажи- е I ни п спя иишые с отношениями к ним и к растениям, независи- .! применения результатов в лечебной практике также относят
h Пи» I »| икр,
И tII мопс термина- признание моральной ценности жизни во- I ни» п ика требует осторожного обращения с живыми суще- м»н ш, пин-очными ощущать боль и страдание, имеющими эмо- Hiiii И «и попе ее учение А.Швейцера — «этика благоговения перед и an !■' Многие проблемы медицинской этики XX в. также отно- ■ » ««по»гическим, что подчеркивает необходимость общих эти- м» ♦ н помчодон к деятельности человека на грани жизни вообще, t hi мр ин I мипо отмечает JI. В. Коновалова, «биоэтика —не часть чпmm I ой п ики, а совершенно новый, может быть, самый глуми им м п'пп г философской антропологии и этики».2
• hi pi.iri.iM остается вопрос об этических нормах в практиче- Л и и .1 п и ч< >.л<) г и и в исследовательской и специальной практике \ Ы» I нем ЖИВОТНЫХ. I г» и о I гическим относят вопросы генной инженерии, генной пас- м |*i)t 1 мши ' )то относительно новое явление в медицинской прак- ши и nth у человека пробу крови, ему выдают прогноз возможных
• • и 1ИН1ИЙ (пока из 20 вариантов) на основе имеющейся у него » цинги ■ I ой предрасположенности. Паспортизация является доб- ! и- nani0 и конфиденциальной. К составлению генного паспорта ч и. i \ ни щ п Уфе, Петербурге, где специальные лаборатории при- инмигн ыникп добровольцев.
И П\ iviiicm генетический паспорт можно будет составить на
* мф и .и» человека, и в этой связи возникнет вопрос о степени кон- I и мыи.1 п.постп этих данных.
I »I«проблематике относят также биоэтические аспекты де-
♦ i I и ни я и прерывания беременности. Прежде всего они свя- - «мы I мГшртом, у которого сегодня достаточно как противни-
м i n и с торонников, поскольку это вопрос зарождения жиз- мн ч. ипи ка Является ли человеком зародыш или им становит- нич I во, способное к жизни уже вне тела матери? В соот-
• ниш < о тпетом на эти вопросы этически может квалифициро-
' |у|«ц|«п I II. Этика жизни, или биоэтика: аксиологические альтернативы И...«,| философии. 1994. №3.
*/.....,.,..1 .-и«сш Л. П. Прикладная этика. М., 1998. С.55.
ваться и аборт —как хирургическая операция или как прекращение жизни ребенка. Проведенные в разных странах исследования показали, что ответы на эти вопросы обусловлены господствующей религиозной системой. И нельзя не отметить, что везде наиболее последовательно придерживаются позиции запрета именно клерикалы.
Официально аборт был разрешен в развитых странах только в 70-е годы XX в. как следствие признания права женщины самой решать вопрос о материнстве. Между тем дискуссии на тему запрещения аборта продолжаются. Среди его сторонников немало тех, кто говорит о необходимости разрешения абортов при выраженных патологиях и недоразвитии плода. Вместе с тем судьбы этих младенцев могут впоследствии, в результате успехов медицины, получить лучшие возможности, и лишение их жизни в силу хотя бы этого негуманно. Однако в связи с развитием биоэтики и дискуссий по поводу информированного согласия и справедливости в решении вопроса о качестве жизни здесь возникает целый ряд проблем. Речь идет об условиях и возможностях человека, которому жизнь дается в таком тяжелом варианте. К тому же возникает проблема ущемленного, часто на долгий период лишенного полноценного внимания родителей детства других детей тех же родителей, ограничений для них в расходах на образование и т. д. От того, в какой степени будет информирован психолог о вариантах решения возникающих психолого-этических проблем детей с тяжелыми патологиями, зависит, насколько (более или менее) квалифицированной будет его помощь врачам и родителям.
Л.В.Коновалова присоединяется к точке зрения, признающей жизнь самоценной, и полагает, что спасать ее необходимо при любых условиях. Подобная позиция чаще всего разделяется и священнослужителями, и представителями интеллигенции.
Наряду с этим достижения медицины привели к целому ряду небывалых прежде проблем. Получение зародыша в пробирке (in vitro), спермы или яйцеклетки — от доноров, вынашивание плода «суррогатной матерью» ставят такие проблемы, как анонимность доноров и генетическая экспертиза плода, оплата «услуг» суррогатной матери, биологическая идентичность ребенка и его право знать о своей наследственности и целый ряд других. Одной из широко обсуждаемых проблем является использование в медицине стволовых клеток эмбрионов. Широкие возможности, открываемые учеными в плане выращивания тканей, органов и даже клонированных особей
Филиных, настораживают общественное мнение в плане предпо- * и и. м,1ч злоупотреблений.
И июле 2001 г. в США впервые в мире родилась девочка, мать г- »П находилась в коме в течение почти всего периода беремен- ■ hi Мп i i» девочки была жертвой автокатастрофы, и врачи искус- !»" ним поддерживали ее жизнь. Правомочность данного экспери- и и» vitvtxrTrH этической проблемой в связи с неясностью процес- ipufiHoro развития психики девочки. Представители церкви, |мни и ы, права и этики не могут в ряде случаев прийти к едино- мм пню но поводу названных проблем.
'И . I дмП из ситуаций люди, оказываясь потерпевшими или их I и I и» нниками, всеми теми, кто нуждается в совете о возможности
4 ••«•• « и п. для себя к новейшим методикам лечения или оплодо- »»» Ч" ми.1 испытывают сложные, незнакомые им прежде состо-
..... .. ...... .............. порождают обращение к психологу. Чувство вины
и Ml pin и рнппости, присущие консультируемым по этим вопросам, = = ■ " пи, ни грани морали и психологии.
11 ! им.»I икс как науке, рождающейся в эпоху популяризации об- HI и I. ни кч ких ценностей морали, ощущается потребность единых - рн I• |.иси, приведения к общему знаменателю». Но необходимое ПП|. I мм и II лндов труднодостижимо, поскольку приходит в проти- мм|« чип С существующими различиями религиозных норм и нацио- нн и ми* I рддиций. Это особенно обострилось сегодня, когда даже •■•'ч • ношении пенджабов в школах психологически трактуется v ни Micmic прав мусульман. «Им. ппог I постулата «глобальной биоэтики», составляющих
5 ч «мппм биоэтического кодекса:
I При ншнмс автономии личности (personal autonomy). Человек «и И - I п j mi по на, информацию и принятие решений по всем вопросам, ♦ »i niMiiiHMi я его сомы, психики, эмоционального статуса.
< прннедливость (justice), что предполагает общедоступность j "и мп. < тип медицины, технологий, если они создаются на средним и I нимилательщиков. Справедливость как проблема может мши и v I ь и и ну три малой группы, оказавшейся на острове, и как им •рм« смсйнни проблема, когда речь идет о равных для всех детей м > п,1 iab<>ту и внимание родителей, на лечение и обучение. * I пинократовское «не вреди», что означает этичность только мм I i. n< гний, которые не причинят вреда их объекту. I И современной биоэтике в результате дискуссионного обсуж- и м" « принцип «не вреди» понимается более широко: «не вреди, но
сотвори благо». Это обозначается как non-malfacience (непричинение вреда) и beneficience (благодеяние).
Специалисты признают эти четыре принципа в качестве важнейших во всех аспектах и разделах биоэтики.
Принцип «Не вреди!» осмысляется в биоэтике в связи со всеми вариантами вмешательства человека в живую жизнь человека, животных и растений, предполагает минимизацию разрушения, нарушения, уничтожения, искажения сложившихся форм жизни, их качества.
Применительно к психологической деонтологии очень важным является развернутое понимание принципа «не вреди» («не навреди»), которое предполагает щадящий характер любого психологического вмешательства в жизнь клиента.
Соотношение психологии и биоэтики — во многом неизведанная область знания. Одна из важных задач современной психологии — рефлексия о последствиях для деятельности психологов и психиатров признания основных биоэтических постулатов.
Это означает, например, благо для человека, привыкшего к своему статусу неудачника и «бедняги», нуждающегося в помощи (и привыкшего регулярно ее получать от близких и дальних знакомых), и как можно ему не навредить, если он не хочет (и не может, не готов) с этим статусом расстаться?
Как соблюдать автономию личности, не желающей быть автономной?
Как соблюдать справедливость, если человек понимает под ней свое и только свое исключительное право?
Как далеко можно зайти в попытках индивидуального подхода, если он порой отменяет и недискриминацию (т. е. исходит из особо пристального внимания к представителям определенных категорий лиц), и запрет на нанесение вреда, если это делается в интересах общества? Как сочетать «право на знание» с «правом на незнание», например, своего диагноза о неизлечимой болезни?
К биоэтическим относятся проблемы так называемой геноми-' ки — науки о геноме человека. Исследование генома — генетического кода человека как биологического вида — проводилось в течение ряда лет общими усилиями биогенетиков разных стран — США и Европы.
Данные этих исследований в течение нескольких лет интерпретируются. Уже опубликованы статьи о наличии «гена ответственности», «гена совести» и т. д. Если людей начнут разделять по на- «"«•• и ном или делать отметки о них в специальных базах .мм... it Hi» может стать новой формой селекции людей, аналогич-
Н П |мН Hi тем >й
1 *o.mv м- разряду новейших проблем прикладной этики от- м- и тм!ро( i.i получения стволовых клеток эмбриона человека. » - и I ь'! 11 и 1С I ii клонирования вообще, они вызывают мистический
* » щи но< торженное одобрение других, прагматическое отно- мн 1НИ I рг I MIX. • •
I от п рассматривает и этические принципы поведения (мо- м tit.li - Iтопки) ученых, врачей, во власти которых с помощью mint не известных широкому кругу населения технологий из- ** " • 111 ичсское ядро, психику, потомство конкретных людей
и и i. ■!!! mci i мп.
f! • - ими,м- проблемы ставят перед психологией ряд важных во- - и.. п разрешение противоречивости биологической и соци- н. и природы психики (дуализма биосоциальности), и проблемы -ним м поведении больных некоторыми формами психиатри- » и mi мшена пнй, лечения наркотической зависимости и т. д. От-
- mi и.» тоще вопросы в разных концепциях и методиках совре- «1 м11а типологии (например, психоанализа и гештальт-метода)
• пнидпмт пе совпадают и мнения в части моральной оценки m... тын позиций клиентов у разных специалистов, склонных
- ним-п. и I собственных представлений о добре и зле. Это свиде- "•■•■inv«'i of> актуальности поставленных проблем, отражающих нр» и иимй уровень самосознания общества.
i • шспис I шочтических вопросов требует участия и психологов, и I- и. I I иве специалистам придется как на теоретическом уровне, и нрщ hi чески работать по названным проблемам.
Пс ихологическая деонтология и биофилия
Человек с установкой на биофилию лучше сделает что-то новое, чем будет поддерживать или реставрировать старое. Он больше ориентирован на бытие, чем на обладание.
Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности
11' и «шогическая практика обязана учитывать природный фак-
• нр *»и псиону психики и здоровья человека. Природа, понимаемая как все живое вокруг нас, нуждается во внимании и осмыслении психологией: общение с животными (набирает популярность зоотерапия), влияние природных факторов на человека, реакция на природу других людей все больше наполняют смыслом человеческое бытие. В современной культуре нарастает интерес к миру природы, к диалогу с ним. Картины природы в интерьерах, зимние сады, разведение цветов, наличие животных в домах жителей городов, популярность телевизионных программ о животных, наконец, заставки на экранах компьютерных мониторов с картинами природы и многое другое красноречиво свидетельствуют о тяге человека технократической эпохи к природе, его понимании потребности в ней.
Э.Фромм называет эту любовь ко всему живому биофилией, видит в ней созидательное, конструктивное начало культуры, противостоящее некрофилии — любви к смерти и всему неживому. Он отмечает социальную опасность распространенной черты современной личности: слабеющий интерес к людям, природе, к живым структурам и одновременно растущее внимание, «живой интерес», граничащий с любованием, к механическим, неживым объектам, достижениям технического прогресса.[6]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|