Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристики творческой личности (на конкретном примере)

Психология творчества.

 

Понятие «творчество».

Общие способности.

Общие способности – способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Это мыслительные способности, речь, память, тонкость и точность моторики и т.п. А также социально обусловленные способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми.

 

Специальные способности.

Специальные способности – те способности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, в которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и пр.

Наличие общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Они не конфликтуют, а взаимно дополняют друг друга. В определённых видах деятельности высокий уровень общих способностей порой выступает в качестве специальных способностей.

Роль среды в развитии творческих способностей.

Социальные факторы.

Если родители проявляют заботу о развитии своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей выше, чем когда дети предоставлены сами себе.

Макросреда (особенности общества). Общество проявляет/не проявляет заботу о развитии способностей у своих членов (совершенствование системы образования, развитие системы профориентации).

 

Понятие «талант» (на конкретном примере).

Талант – высшая степень развития способности в какой-либо конкретной деятельности. В основе каждой спец. способности лежит кристаллизованный интеллект.

 

Понятие «гениальность» (на конкретном примере).

Гениальность – высокий уровень развития способностей в различных областях деятельности.

 

Понятие «креативность».

Креативность – общая творческая способность мыслить в разных направлениях, продуцировать большое количество новых идей, находить нестандартные решения, использовать боковое зрение.

 

Концепция креативности Д.Б.Богоявленской.



Концепция творчества А..Я.Пономарева

Соотношение интеллекта и креативности. Модель Когана и Воллаха.

4 типа сочетания интеллекта и креативности.

1. Высокий интеллект и высокая креативность. Руководители. Адекватная самооценка и уверенность в себе сочетаются с высоким самоконтролем, инициативностью, независимостью в суждениях. Успешно адаптированы в социуме.

2. Высокий интеллект и низкая креативность. Ботаники. Для них важны отличные оценки, тяжело воспринимают неудачи, сдержанны, дистанцируются от одноклассников, избегают риска. Адаптация в социуме средняя.

3. Низкий интеллект и высокая креативность. Изгои. Неохотно выполняют или отказываются выполнять рутинные задания. Тревожные, неуверенные в себе. Часто протестные поведения и раскрываются в небольших группах по интересам. Адаптация средняя или низкая.

4. Низкий интеллект и низкая креативность. Середняки. Адекватная самооценка, со всеми ладят, низкий уровень спец. способностей и общей одарённости. Но это компенсируется высоким социальным интеллектом, участии в общественных организациях, социальных движениях и политических партиях.

 

Концепции креативности Торренса.

Торренс выделяет 3 параметра креативности:

1. Лёгкость – скорость выполнения тестовых заданий;

2. Гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой и группировки ответов на классы.

3. Оригинальность – минимальная частота встречаемости данного объекта в однородной группе.

Торренс предложил модель интеллектуального порога: до уровня IQ < 120 креативность и интеллект образуют единый фактор, а выше 120 они проявляются как независимые.

 

Дивергентное и конвергентное мышление.

Концепция креативности Гилфорда основана на различении двух типов мыслительных операций: конвергенция (схождение) и дивергенция (расхождение).

Конвергентное мышление – когда для решения задачи на основе множества условий надо найти единственно верное решение. Это мышление Гилфорд связывает с тестами интеллекта и IQ.

Дивергентное мышление – мышление, идущее в разных направлениях. Важны свойства темперамента, способность быстро усваивать и порождать новые идеи, а не критически относиться к ним, способность к отдалённым ассоциациям, скорость мысли, хорошая память. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности.

 

Этапы творческого процесса.

Их предложил Анри Пуанкаре.

1. Сознательный этап. Зарождение идеи и замысла, постановка задач, проверка имеющегося материала, подбор методов и попытки решения задачи.

2. Бессознательный этап. Идёт работа подсознания, которая приводит к инсайту. Инсайт – проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка. Это явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение её решения.

3. Сознательный этап. Этап проверки инсайта, сознательное, рациональное превращение задачи в продукт.

 

Теория инвестирования Стернберга.

В его концепции креативен тот, кто стремится покупать идеи по низкой цене, а продавать – по высокой. Главная задача в том, чтобы верно оценить потенциал неизвестных, ещё не признанных новых идей и их возможный спрос

Человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях:

1. Если он высказывает идеи преждевременно;

2. Если он не выносит идею на обсуждение слишком долго и она становится очевидной, устаревает.

Стернберг выделил 6 факторов творческих проявлений.

1. Интеллекткак способность.

2. Знания.

3. Стиль мышления.

4. Индивидуальные черты личности.

5. Мотивация.

6. Внешняя среда.

Важны такие составляющие интеллекта:

1. Синтетическая способность – новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания.

2. Аналитическая способность – выявление идей, достойных дальнейшей разработки.

3. Умение убеждать других в ценности идей (продажа).

Если у индивида развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он критик, а не творец. Синтетическая способность без аналитики порождает массу новых идей, но часто бесполезных. Одна практическая способность может привести к продаже недоброкачественных, хотя и ярко представленных идей.

Черты творческого человека:

· Способность идти на разумный риск

· готовность преодолевать препятствия;

· Способность противостоять мнению окружающих

· толерантность к неопределённости;

· Интенсивность поисковой мотивации;

· Чувствительность к побочному образованию.

 

Творчество изобретателя по Альтшуллеру.

Оставил научно-техническое наследие в области ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Согласно ТРИЗ:

1. Решение конкретной технический задачи.

2. Решение общей (общенаучной) технической задачи.

3. Рещение социально-технического комплекса проблем.

Альтшуллер выделяет 6 качеств творческой личности; он называет минимальный творческий комплект.

1. Прежде всего нужна достойная цель, новая и общественно полезная.

2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль выполнения этих планов. Здесь важно умение управлять своим временем (тайм-менеджмент).

3. Высокая работоспособность изобретателя и выполнение намеченных планов.

4. Хорошая техника решения задач.

5. Способность отстаивать свои идеи – умение держать удар.

6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должен быть результат на любом этапе. Должны быть частичные положительные результаты. Если их нет, то надо проверить, правильно ли выбрана цель и нет ли серьёзных просчётов.

Качества образуют систему. Нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные.

 

Психология искусства как область психологии творчества.

Основные характеристики литературных способностей.

Основные характеристики художественных способностей.

Особенности творческих профессий.

Креативность и творчество как условие эффективности любой профессиональной деятельности (на конкретном примере)

Понятие «эвристика».

Эвристика – система методов решения задач берёт начало от системы обучения Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению задачи, задавая ему вопросы. Этот метод обучения путём наводящих вопросов называется Сократической беседой.

Типы эвристических моделей процесса поиска оригинального решения.

1. Модель слепого поиска. Опирается на метод проб и ошибок.

2. Лабиринтная модель. Здесь акцент на сам процесс поиска, как блуждание по лабиринту.

3. Структурно-семантическая модель. Она строится на принципе семантической взаимосвязи между объектами, входящими в задачу.

 

Характеристики творческой личности (на конкретном примере)



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.