Сделай Сам Свою Работу на 5

Искусство в борьбе с фашизмом.





Героический подъём советского народа в борьбе с врагом, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросла советская живопись времени Великой Отечественной войны.

Художники, не призванные в армию все силы отдавали наглядной публицистике. Идеи патриотизма воодушевляли художников на создание картин, повествующих о подвигах советских людей.

Серьёзная задача встала перед советскими художниками - к штыку приравнять искусство, воспитывать волю к победе, ненависть к захватчикам.

Антивоенные картины и рисунки выполняли роль информаторов и даже инструкций, вывешивались в бомбоубежищах, в штабах народных дружин, красных уголках, они рассчитывались на длительное рассматривание и чтение. Плакаты, увеличенные до гигантских размеров, вывешиваются на фасадах общественных зданий. Листовки небольших форматов появляются в вагонах воинских эшелонов, в бомбоубежищах, в танках, в цехах заводов, на газетных полосах и даже на спичечных коробках.

Политические плакаты и листовки были различные по функциям:

- информирующие и дезинформирующие,

- призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение,



- создающие смысл и лишающие смысла.

Деморализация фашистских войск велась активно и с использованием всех возможных тем.

Бесспорно, Кукрыниксы занимают ведущее место в области политического сатирического жанра в довоенном, военном и послевоенном изобразительном искусстве.

 

3. Кукрыниксы.

Кукрыниксы.— творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991),Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай (1903—2000). Псевдоним «кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.



Все трое учились в московском ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНЕ (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. Порознь занимались живописью и показывали на выставках главным образом небольшие лирические этюды, преимущественно пейзажные. Вместе, под общим псевдонимом (составленным по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. Выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм и пародий а. Г. Архангельского), рисовали карикатуры на бытовые темы. С 1933 г. - постоянные карикатуристы газеты "правда", что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической форме) официальной политической линии. В годы великой отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них - самый первый после нападения германии плакат "беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941 - с карикатурой на Гитлера) и сатирических "Окон ТАСС".


 

В станковой живописи Кукрыниксы сообща стремились применить к большому холсту свой опыт политической и преимущественно сатирической графики. Уже в 1933 г. Они показали серию "Лицо врага" - цикл живописных карикатур на белогвардейских генералов. Отечественная война дала темы для новых больших картин Кукрыниксов: "Зоя Космодемьянская" (1942-47), "Бегство фашистов из Новгорода" (1944-46), "Конец. Последние часы в ставке Гитлера", (1947-48). Здесь делались попытки совместить достоверное изображение событий с карикатурными, гротескно трактованными образами.



Уникален сам по себе рабочий метод кукрыниксов: художники добивались единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в совместном творческом процессе.

Карикатура .

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-щедрина (1939), Антона Чехова(1940—1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «мать», 1933, 1948—1949), Ильи Ильфа и Евгения(«золотой телёнок»), Мигеля («дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Москвы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «литературной газеты» (отдел юмора «клуб 12 стульев»[2]). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («клещи в клещи», «потеряла я колечко…», «под орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «уолл-стрижка», «львиная доля», серия рисунков «поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («превращение фрицев», «народы предупреждают» и др.). Самым главным направлением их деятельности, вызвавшим любовь и признание советского народа и доставившим им мировую известность, является политическая сатира. Более 25 лет Кукрыниксы в карикатуре, плакате, иллюстрации и живописи работают совместно, показывая образец глубоко принципиального коллективного труда, основанного на подлинно творческом содружестве.

Исключительный размах, силу и глубокую народность приобретает политическая сатира Кукрыниксы в годы великой отечественной войны. Созданные за время войны плакаты и рисунки Кукрыниксов проникнуты священной ненавистью к фашизму, гневом и презрением к врагу. Их сарказм приобрел новое качество по сравнению с прежними довоенными карикатурами. В их работах фашизм предстаёт как отвратительное опасное явление, запятнанное преступлениями и ненавистно. В то же время это явление смешно своими контрастами кровавого шутовства, бандитизма, лживости, наглости и уродливости.

Сатирический образ врага строится на преувеличении. В рисунках Кукрыниксов это специфическое средство карикатуры использовано с полной силой. Какими бы фантастичными не казались образы и гиперболы в карикатурах Кукрыниксов, они художественно убедительны и реалистичны. В рисунках Кукрыниксов много градаций: от добродушного юмора дружеских шаржей до негодующего сарказма антифашистских плакатов. Нигде и никогда смех Кукрыниксов не переходит в пустое острословие. В основании их шуток и насмешек лежит глубокая серьезность. Художественные средства, применяемые Кукрыниксами, чрезвычайно богаты. Создавая сатирические образы, художники используют все многообразие мира животного и растительного, явления природы, предметы быта - одежду, мебель, утварь - мифологические образы и литературные ассоциации, пословицы и поговорки. Именно басенный, народный принцип, его лукавая витиеватость и неожиданно смелый поворот к самой сути дела сохраняется в искусстве Кукрыниксов как оригинальная, национальная особенность русской сатиры, ими открытая в изобразительном искусстве - в советской сатирической графике.

В сатирических произведениях Кукрыниксов смех становится поистине грозным оружием в борьбе с врагом. В карикатурах и плакатах Кукрыниксов фашизм предстает во всем своем отталкивающем виде, вызывая ненависть и в то же время беспощадный смех своими контрастами кровавого шутовства, трусливой наглости и всей той уродливой фантасмагории, которая характерна для этих людей, потерявших человеческий облик и павших до уровня диких зверей.

При всей внешней простоте и общепонятности Кукрыниксовых карикатур они содержат несколько образных слоев. Конечно, фашисты подвергаются в них осмеянию. Художники того и добивались, чтобы первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, был смех советских зрителей над гитлеровцами, даже в самые трудные для нас периоды войны (я бы сказал, в такие периоды - особенно). Ибо этот смех придавал силы в смертельной схватке, превращал в пустую легенду миф о непобедимости фашистских полчищ, внушал презрение к врагу, а смешной и презираемый враг - не страшен. Но стоит призадуматься над природой и основой этого смеха. Не просто же выдуманными комическими ситуациями он вызван, не нарочитым оглуплением фашистов, их облика и поступков. Это смех исторической справедливости над грязной неправотой, смех с позиций морального и общественного превосходства. Когда Гитлера и его присных изображают безмозглыми, пустоголовыми, то ведь не в том же дело, что художники хотят убедить зрителей в клинической психопатии главарей фашизма, в том, что эти «деятели» - форменные идиоты, игрой случая, оказавшиеся у руля власти. Это куда как просто, но тогда подлинная обстановка великой борьбы подвергалась бы недопустимому искажению: на полях отечественной войны происходила трагедия, а не оперетка.

Сатирические образы Кукрыниксов поражают неистощимой выдумкой, неожиданностью, смелостью и остротой характеристики; они правдивы и убедительны, так как созданы методом подлинно реалистической карикатуры, на основе сознательного преувеличения существенного, меткого раскрытия объективно смешного и на основе смелого заострения типического. В карикатурах кукрыниксов, разоблачающих гитлеризм, нашли яркое выражение уверенность в победе и чувство юмора, присущее советскому народу, сознание духовного превосходства над врагом.

Свою первую работу эпохи 1941 - 1945гг. - плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» - кукрыниксы выполнили в первый же день, точнее, в первый же вечер войны - 22 июня 1941г., который вошел в жизнь советских людей, как призывная повестка. Плакат воспроизвели на своих страницах множество советских и зарубежных газет и журналов. Слева, снизу, как бы из норы вылезает Гитлер с когтистой лапой и ощеренной мордой хищника. Он порвал лист - договор о ненападении, заключенный между СССР и Германией, и готовится схватить добычу, рядом, сброшенная маска. Путь претенденту на мировое господство преграждает советский воин, направляющий штык в чудовище. Ясный лозунг, облаченный в страстный художественный образ, вызывающий такие сильные чувства, как ненависть и любовь, гордость и презрение, помогали людям преодолеть лишения и голод, физические и душевные муки, идти к победе.

В ряде карикатур Кукрыниксы создали образы огромной обобщающей силы. Так, в «Превращении фрицев» (1943г.) Шеренги немецких солдат, направляемых указующим перстом Гитлера, «преобразуются» сначала в шагающие фашистские знаки, а затем в ряды березовых крестов на заснеженных русских полях. Метафорическое действие карикатуры с четкостью афоризма запечатлевает всю историю гитлеровского нашествия - от истоков до финала, который художники с полной убежденностью предвидели. Плакат сопровождается стихом Демьяна Бедного:

то не звери с диким воем.

В бурный ринулись поток.
Это Гитлер строй за строем
гонит "фрицев" на восток.

Здесь, где окна все - бойницы,
здесь, где смерть таят кусты,
здесь, глотнув чужой землицы,
одураченные "фрицы"
превращаются в кресты.

Гибель сволочи немецкой
не чье-либо колдовство.
Это армии советской

боевое торжество.

 

В 1942г. Кукрыниксы написали картину «Таня», запечатлев героическую смерть партизанки Зои Космодемьянской.

В карикатуре «Клещи в клещи» (1941г.), Гитлер пытался паучьими лапами своих танковых дивизий окружить, взять в клещи Москву, но напоролся на мертвую хватку других клещей - ответного удара советской армии. Плакат торжествует по причине провала в декабре 1941 года планов Гитлера о взятии Москвы и вселяет уверенность в силу советского солдата.

Вообще очевидное большинство созданных кукрыниксами. В военные годы сатирических иносказаний обладает глубокой и многоплановой выразительностью. Они, эти иносказания, опираются на конкретные ситуации, которые художники перелагали и переиначивали в своих работах с удивительной изобретательностью и блеском остроумия. Пресловутое евангелие фашизма - «Майн кампф» - преображается художниками в дойную корову с мордой Гитлера, которую сам же Гитлер доит - ведь доходы фюрера от этой книги были баснословны («дойная корова», 1942).

Работа «Три года войны» (1944г.) Изображает крепкие, рабочие клещи, изогнувшиеся в цифру «3», своими концами сдавливают глотку фюрера.

 

У пустоголового фанатика в берлине уже «котелок не варит» - и вот результат его стратегии - «Русский котел под Минском», в который приклад советского бойца уминает кучи немцев на плакате «два котла» (1944г.).

В 1943 году перед кукрыниксами стояла задача оперативно изобразить победу советской армии под Сталинградом. В плакате с колоритным названием «потеряла я колечко...» и уточнением «а в колечке 22 дивизии» кукрыниксы изобразили главную «плакальщицу» третьего рейха у карты междуречья волги и дона, на которой в кольце копошатся помеченные паучьими свастиками остатки частей 6-й немецкой армии. Тогда же были сделаны карикатурные портреты Гитлера, Геббельса и Гимлера, связанные с рядом поражений 1943г.

красноречивым предвестником будущего поражения гитлеровской армии явилась карикатурная афиша, рассказывающая о смене триумфальной кантаты Адольфа Гитлера под названием «взятие Сталинграда» на похоронный марш «адью, шестая армия».

В 1944г. Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «тысячелетия России»; протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. На заднем плане, над трусливыми фигурками разрушителей культуры высится древний софийский собор; изуродованный, израненный фашистами, но величественный своей суровой красотой, он воплощает несокрушимую силу творческого созидательного гения русского народа. Картина отличается смелостью и силой художественной типизации, глубиной исторического смысла.

в 1944 - 1945 году Кукрыниксы внимательно наблюдали за агонией фашистской германии и сумели показать финал трагедии «тысячелетнего рейха»: разброд, страх, отчаяние, демагогию последних выступлений Гитлера и его бессмысленную жестокость.

В 1945 - 46гг. - выходит картина «подписание акта о безоговорочной капитуляции германии».

особое место в творчестве кукрыниксов занимает картина «конец» (1947 - 48гг.). Кукрыниксы удостоены за неё сталинской премии в 1949г. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного советской армией. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в берлине. Вводя гротесковую черточку, Кукрыниксы изображают бесноватого фюрера и его обанкротившихся вояк, которые с ужасом прислушиваются к доносящемуся сверху и неумолимо приближающемуся грохоту советских артиллерии и танков, возвещающему фашистским главарям, что настал час расплаты. В картине «конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. В этом - подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной кукрыниксов; создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Помимо фронтовой хроники и политической графики известны рисунки, сделанные кукрыниксами на знаменитом нюрнбергском процессе.

Работы Кукрыниксов сопровождали армию от Москвы до Берлина и помогали народу выстоять в подвижнической борьбе с фашизмом.

За годы великой отечественной войны было издано около 3 миллиардов штук антивоенных листовок, которые распространялись с помощью авиации на линиях фронтов и оккупированных территориях. Около 200 тысяч из них - это работы кукрыниксов.

Глубоко патриотичное, народное искусство кукрыниксов было высоко оценено советским правительством. Кукрыниксы награждены орденами отечественной войны и медалями. А в 1942г. За политические плакаты и карикатуры художники были удостоены сталинской премии.

 

Заключение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.